Больше месяца проходит с августовских двудневок, в целом удачных, но с ночевками в оживленных местах. И вот, сентябрь дарит теплые деньки выше +20*С. Расквитавшись с инвентаризацией, быстро собираюсь в третью одиночную. На этот раз — с двумя ночевками. Уж одна-то должна быть уединенной, наконец! И снова вдоль реки. Осетр, приток Оки, берет начало восточнее Ясногорска.
Но как-то мало Осетра для трех дней (13-15 сентября), поэтому начинаю путь сразу за Окой, как будто бы продолжая предыдущую поездку вдоль Нары.
К тому же, не хотелось платить «лишнее» до Ясногорска в кассу pid-РЖД. Да и Пущино, научный центр биохимии и биофизики, посмотреть охота.
Делая пересадку в Люблино, жду тульскую эл-ку, и мимо проезжает фирменный поезд УЗ «КРИМ». Вспоминаю май и думаю, что это — хороший знак.
От платформы 107 км беру курс на город Пущино вдоль Оки и бывших совхозных заливных полей.
.
Для меня каждая местность, каждый город имеют свой особый дух, атмосферу, энергетику. Такие впечатления чаще всего невозможно передать словами — как-то все предельно образно, и слов таких просто нет. Получаешь не только путевой опыт, но и впитываешь в себя своеобразность ландшафтов, селений, а порой даже и культуры. А всякие объекты интереса по пути — скорее как практическое дополнение. -)
Наукоград Пущино мне понравился. Правда, наука нынче не в почете, и присутствует налет запущенности… «Пущино — запущено»?.. Однако, доля правды есть в состоянии усадьбы Пущино-на-Оке и эко-тропы. Усадьба настолько заросла, что ни увидеть, ни подобраться с тропы так и не смог (не там проехал?). И сама тропа по большей части — заросшая тропинка вдоль берега, на которой напоролся на металлический штырь и порвал вело-рюкзак… Хорошо натоптано лишь до родника-водопадика. Причем, водопадика рукотворного! — Shlans, Wikimapia: «Этот водопад прорыл детской железной лопаткой я в 91 году. Тогда ручей тек влево, а прямо был просто склон. Сделал плотину, прочистил руслице — и потекло на обрывчик. А дальше кто-то из местных постоянно пускал воду по старому руслу, я с родителями — по новому. Сейчас устаканилось как есть, на водопад, по старому руслу вода еле сочится.»
Солнце пригревало щедро, но у меня немного першило в горле, и облиться холодными струями не решился. «Иногда клин клином вышибают» — сказала местная жительница, с которой я что-то обсуждал, причем минут 10… не помню уже. Не знал тогда, чем этот «клин» в горле мне станет позже на года…
.
.
.
Очень часто, «как метро», пролетали самолеты с югов на Мскву. «Не нужен мне берег турецкий», мне и тут хорошо. -)
Въехав на холм и кинув последний взгляд на Пущино, сворачиваю на юг, к границе Тульской области.
Еду, загораю на ходу. Очень радует сочетание летней погоды и осенних красок.
.
.
.
Граница областей проходит здесь южнее Оки, хотя логичнее провести ее по реке. К тому же, за Окой меняется природная зона: это поля с перелесками — уже не лес, но еще не лесостепь; почвы тут серые лесные — уже не подзолистые, но еще не черноземы.
А еще в здешних полях-лугах какое-то растение осенью источает сильный запах — прелый, сладковатый такой… весь вечер, на привале, и потом утром никуда от него было не деться. -)
За границей областей немного плутаю, а потом проезжаю через остатки бывших деревень…
В наше время сверхцентрализации малые «тупиковые» деревни в глубинке пустеют, а крупные села и города еще больше укрупняются. А около очень крупных городов пустеют и села с райцентрами… Неправильно это.
Было несколько км грязной дороги, которую мне перебежали лоси.
Добравшись до «цивилизации» в виде села Хотушь, увидел там колонку с водой и тут же принялся мыться. И воды набрал, конечно. Погода, может, и летняя, а вот световой день очень даже осенний. Приятным дополнением к колонке была яблоня, а румяные яблоки поспели и попадали — ну как не подобрать несколько штук! Пусть и вез из Мск магазинные. К слову, оказавшиеся никакими. Эти же были изумительны на вкус! Если не самые вкусные яблоки в моей жизни.
.
.
Солнце садится, и на ходу «курю» карту в поисках лучшего места для ночевки. 3 км местного асфальта, и вот грунтовый поворот к полям и лесополосам, а заодно к истоку Осетра и одной из Тульских засек. У поворота вижу: «Карантин. Опасно для жизни!» — напечатано на листе А4, вложенном в «файл», а висит это на грубой рейке, вставленной в землю. Ну-у, я немного «завис» и обстремался! Включаю здравый смысл: это или прикол, или преувеличение, или для грибников/рыболовов, чтоб неповадно было. Иначе бы оцепили или перекрыли, что ли… В доказательство наблюдаю выезжающее оттуда авто, и еще одно.
Откатив от шоссе на 1,5-2 км, чуть пометался и встал в сумерках между грунтовкой и лесополосой.
81 км со средней 10,7 км/ч.
Как и в прошлые разы, всю еду брал из дома. Не считая даров природы. -) Надо сказать, на 3 дня не так уж и много вышло. Прикинул, что можно возить «автоном» и на 4 дня. По дороге только воду набираю — в колонках, колодцах, родниках.
Ночь начиналась ясной — давненько я не разглядывал звездное небо! Даже Млечный Путь был заметен, несмотря на сияющую всего в 25 километрах засветку от Тулы. Видел метеор.
Пользуясь «беспредельным» инэт-трафиком, гуглю созвездия в Википедии. Позже вспоминаю, что тут не Мос.область — минус 90р! Но это мелочи — ведь, наконец, место ночевки было безлюдным. Лишь лай псов доносился из селения Гигант в 1,5 км от меня.
А ночью ударил холод. Не мороз, но около +5. При том, что днем прогревало до +25. Вот тебе и «южнее»! Мои условия рассчитаны на +8…+10, так что временами просыпался и ежился от холода.
Утром заметил грибников в лесополосе, а со стороны Гиганта виднелись пасущиеся коровы.
Стоянку мою прикрывали лишь две молодые березки и высокая трава.
Только отъезжаю — и к лесополосе грубо подруливает Нива. Короче, вовремя смылся. -)
В попытке узреть исток Осетра и найти дорогу «вдоль» я профукал почти 2 часа, в итоге вернулся и поехал по-другому. Хотя, там как бы два истока — заросший пруд урочища Мелеховка тоже можно считать таковым.
.
.
.
Из-за такой задержки решил проскочить часть пути до Венева по шоссе, проходящему через одну из Тульских засек.
Сам Венев запомнился только «Магнитами» в центре, которые снимать не стал.
.
К югу от Осетра наряду с серыми лесными начинают встречаться и черноземы.
.
Вечер подкрался, как всегда, внезапно… На ночлег сворачиваю вниз, к Осетру, не доезжая селения Благодать. Нашел ровную площадку на склоне к реке под березой. Хотя был закрыт холмом, слышался отдаленный шум М6 всего в двух км.
85 км, средняя 11,3.
Вообще, место было хорошее. А фон от М6 даже убаюкивал.
На третий день погода начала меняться — к полудню небо стало затягивать пеленой облаков, но холоднее не стало.
.
.
К Зарайску поехал западным берегом. Там оказалось не так красиво, как на восточном. Но попадались объекты.
.
Пасмурность тоже вносила свой вклад — к Зарайску стало совсем уныло. Если б не дела, поехал бы на день раньше, который был солнечным. Ну уж как есть.
.
.
Продолжил движение западным берегом, решив далее вдоль Оки достичь Коломны.
.
.
Ох, и поплутал я в междуречье Осетра и Оки. Внешний bluetooth-GPS разрядился именно там, а GPRS/3G выдавал чуть более, чем нулевую скорость.
На показанную на карте лесную дорогу на север от Бебехово вышел не сразу. Берхино и Городну проехал уже после заката… А до Коломны еще больше 20 км! По тамошним грунтовкам вдоль Оки ездил дважды, но не в темноте!..
Окончательно стемнело, и местами, несмотря на хороший налобный фонарь, ехать приходилось почти на ощупь. Зная расписание эл-ек, скоро я перестал пытаться объезжать мелкие лужи и пер почти напролом… Посередине пути высвечиваю из лесной тьмы подвыпившего местного, который спрашивает у меня, где Поляны… проезжая мимо, пытаюсь объяснить ему, что до Городны ближе, но все равно дохрена…
Наконец, выезжаю в Щурово на свет и асфальт, а время не ждет. Грязный по пояс и измотанный, гоню по вечерней Коломне. Вдруг вижу, что до эл-ки осталось 2 минуты, а до платформы — километр!..
Выжимая последние силы, бешено вкручиваю 40-42 км/ч — мне повезло, эл-ка опоздала на минуты две. Ломит ноги… Как будто не 130, а все 200 проехал… Уже в вагоне, дорвавшись до интэрнэтов, вижу, что эта эл-ка — ПРЕДпоследняя. Бл… Что ж, зато в Мск успеваю на последнюю эл-ку «моего» направления, чтоб не крутить через пол-города.
В докончание всего в Мск дороги были мокрые, и все еще капал моросящий дождь. Хорошо хоть, что у Коломны было сухо…
Дома счетчик показал 315 км. С «домашними».
Подводя черту, считаю поездку удачной. Увидел новые места, закрепил одиночный опыт. А то, что «дурная голова ногам покоя не дает», в очередной раз испытал на своей шкуре. -)
Альбом на я.фотках (больше половины фоток привязаны к карте).
Трэк первых двух дней — полный, третий день — кусочками и не до конца.