Торóпецкий тракт и озерный край: Зубцов-Себеж 2023 — BikeLifeForms
 
12 января 202421:16

Торóпецкий тракт и озерный край: Зубцов-Себеж 2023

Мне кажется, что в городах и сёлах с благозвучными названиями и люди живут хоть чуточку другие. Иногда смотрю себе на карту OSM, и вдруг какой-то топоним вот прям отдается мне в душе каким-то теплом! И я ставлю себе цель побывать там, рано или поздно. И лучше, конечно, на велосипеде.
Одним из таких городков стал Сéбеж на юге Псковской области. На самом деле, подобных названий есть немало: Сенеж, Тюнеж, Китеж, Пучеж, Радонеж… Ну, не знаю – может, сочетание звуков в них иное.
И вот появился у меня повод посетить Себеж.

 

Хотя сначала я и не думал об этом, желая прорваться в Кавказ. Но в начале августа это было сделать затруднительно ввиду почти полного отсутствия билетов; я даже прикидывал себе окольный путь через Волго-Дон, но вдруг вспомнил приглашение от знакомого: пожить-поработать в экопоселении, где он не так давно обзавелся землей. И находится сие чудесное место как раз недалече от Себежа!

 

Недолго думая, я кинул запрос, и вскоре получил «добро» и дату заезда. В самый раз, чтобы еще и прокатиться несколько дней по «дикому западу» Восточно-Европейской равнины.


 

…Ранний подъем, пересадка в Истре на «Ласточку». Мокрый перрон станции Зубцов. На мою удачу, мощный заряд дождя вылился здесь пятью минутами раньше, пока я ехал в поезде. А еще через минуту «Ласточку» утянул тепловоз, оставив меня разглядывать карту местности.
Да-да, тепловоз, поскольку по состоянию на 2023 год Рижский ход электрифицирован только на участке Москва-Шаховская (не считая пригородной зоны Риги). А «Ласточка» до Ржева стала экспериментом, который признали убыточным (а то!), оставив лишь пару рейсов по выходным. Благодаря мольбам пассажиров.

 

Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).

 

Маленький городок Зубцов, разбитая подъездная дорога. А внутри городка на самой верхней Волге жизнь не спешит, будто повинуясь ритму окружающей природы.

 

Это затягивает, но сила моя – в движении! Цветущими лугами выехать из городка.

 

Километров 10 трясучей насыпной дороги, несколько деревень. Всё какое-то неприметное. Другое дело – долины рек! В них тут вся суть.

 

До окончания обеда я успел во Ржев, который раз в 10 больше Зубцова, и поэтому имеет приличную столовую «CityLunch».

 

В самом городе я уже бывал, и на этот раз больше внимания уделил окружающей природе.

 

Далее меня ждал вечерний подарок: довольно пустое шоссе Ржев-Сухуша с хорошим асфальтом! Неожиданно для Тверской области.

Так для меня начался бывший Торопецкий тракт (часть Старорижского шоссе). Перед границей городских округов асфальт сменился на грунт, но весьма ровный.

 

Сумерки меня застали посреди невзрачного леса с высоченной травой, но я все-таки отыскал себе пригодное место под березками.

 

Второй день стал показательным: как проехать 110 км и ничего толком не увидеть. Ну, почти ничего. Скучные леса, скучные деревни. Запустение, зарастающие поля. Природа берет свое. Разве что вспоминается фермерское хозяйство где-то на пути, а в остальном – как-то так.

 

Вот здесь была система дренажных канав. На спутниковых снимках это хорошо заметно. А с дороги открывается такой пейзаж.

 

Город Нелидово я не удостоил ни одной фотографией, однако неплохо перекусил в маленьком парке. Но все же этот небольшой город имеет для меня значение: отсюда родом автор музыкального проекта Eguana (chillout/ambient/downtempo). Безусловный талант из тверской глубинки…

 

А через десяток-другой километров природа поменялась: появились отличные сосновые леса!

 

Растут они по обе стороны реки Западная Двина. Сама же река и ее берега в этом месте не слишком выразительны.

 

Зато есть грибы. По большей части – маслята. Меня это устраивает.

 

Радовали не только сосны, но и легкая холмистость, а также озёра. Правда, искупаться толком не удавалось из-за цветения воды.

 

Лесной торфяной ручей для этой цели подошел лучше, однако неудобно было окунаться! Но что поделать: жарко, и даже такая возможность идет в ход.

 

Посреди лесов и озёр стоит древний Торóпец. Приятное место.

 

К западу от Торопца опять невзрачный лес. Ночь застала меня в лабиринте молодых сосен на живописной поляне, но слишком близко от деревни.

 

А это молодые елочки. Почему-то одна зеленее, а вторая — слегка голубоватая.

 

Четвертый день начался долгим спуском с Валдайской возвышенности. Сброс 100 м высоты растянулся почти на час; дорога то забирала чуть вверх, то сильно вниз. Да еще и ветер в спину! Ехать было сплошное удовольствие.

 

Асфальт закончился в деревне Озерец. (Торопец-Добшо – асфальт, Добшо-Голубево – нет асфальта, Голубево-Озерец – есть асфальт)

 

Подвесной мост через р. Кунья – переход во Псковскую область.

 

Далее до Великих Лук ехать было скучно. Разве что радовали глаз дубы, высаженные по обеим сторонам Старорижского шоссе. И знаменуя грядущие изменения ландшафта.

 

В Великих Луках смотреть практически нечего. Ну, по крайней мере, специально туда заезжать точно не советовал бы. Имеется парк у реки Ловать, крепостные валы – в общем, это всё.

Так что поспешил я на выезд, подгоняемый очень сильным восточным ветром, который пообломал ветки деревьев в городе.

 

Шоссе на Новосокольники вьется змейкой, огибая холмы и озёра. Это самый необычный ландшафт за весь поход! Такого сочетания рельефа и растительности я еще нигде не видел.

 

Островки леса перемежаются с лугами; деревья в основном лиственные, много дубов.

 

Ветер дул не просто так; небо на юго-западе вскоре стало темнеть, предвещая бурную ночь. А мне бы успеть обратный билет купить на станции Новосокольники (в Луках проскочил мимо) и куда-то еще докрутить…

 

Билет я купил, а на ночь пришлось встать тупо в траве. Выбор был невелик, да и сверху уже накрапывало. Было точно не до фото, ну а фото утром – это обычай. (крыша палатки сохнет за кадром)

 

Ночью небеса рвали и метали, норовя поднять меня в воздух вместе с палаткой и со всеми потрохами!
(а если взаправду, то был просто ливень)

 

За Старосокольниками я в очередной раз пересек Новорижское шоссе, чтобы проехать южнее. Край обширных лесов и озёр, который давно хотел увидеть.

 

Через 3 км от шоссе вернулась сосновая лепота! Немудрено, что по обочинам дороги несколько авто ждали своих хозяев – собирателей даров леса.

 

А затем лес опять стал лиственным, и открылась впадина озера Большой Удрай.

 

До самого вечера мне так и не встретилось больше ни одного соснового «оазиса».

 

Встречались одичавшие яблони, и некоторые яблоки даже были съедобны. Встречались также фуры Великолукского мясокомбината, что меня сперва удивило. Оказывается, свинофермы у них запрятаны глубоко в лесах.

 

У деревни Таланкино вернулись сосны. Тут пришлось на 4 км выйти на трассу Р-23, чтобы потом свернуть на Ореховно.

 

В Ореховно находится интересная усадьба и сад с изысканным ландшафтным дизайном. За 2 часа прогулки просят рублей 600. Я приехал к закрытию и не стал напрашиваться, а просто взглянул со стороны.

 

Заночевал на юго-западном берегу озера Орлея, уйдя вглубь леса от кострища и подхода к воде.

 

Утром, однако, мимо моей палатки прошел безобидный грибник, и мы обменялись парой фраз.

 

Первая часть шестого дня – просто доехать до Идрицы. Ничего особенного, лес да лес. Иногда деревни. И даже магазины.

 

Перед Идрицей я пересек местный асфальт с редким движением и разложил перекус – благо, автобусная остановка.

 

Главная примечательность Идрицы – заброшенная «5-ка».

 

А к западу от поселка – прямо-таки курорт!

 

Какое-то время я ехал вдоль Рижского хода ЖД, и вспоминал отрывочные картины конца 80-х… Трижды (или дважды?) проезжал я тут на поезде будучи совсем маленьким. Смутно помню Домский собор и побережье Юрмалы…

 

На седьмой день я, наконец, доехал до Себежа!

 

Но… случилась неприятность. Залез я на обзорный холм; на холме – крест, обзора толком нет. И на спуске угораздило меня проехать по битой бутылке!.. Порезав хорошую покрышку Schwalbe 🙁

 

Да, мне еще удалось накрутить на ней 1500 км по Кавказу, но испорчена она была безнадежно. Вот тебе и Себеж…

 

Городок произвел на меня двоякое впечатление. Да, там относительно приятно, ухожено. Большая вода. Но въелся вот этот (и не только) осадок…

 

К тому же, той прибалтийской атмосферы, которую имеет Браслав, я в Себеже так и не почувствовал. Чего-то не хватает.

 

Что ж, хотя бы колесо не спустило. И я успешно доехал до экопоселения под моросящим дождем, который зарядил после ливня.

 

А потом была работа, отдых, посиделки, песни под гитару, кошки, куры, еще несколько озёр, покатушка в нац.парк и поездка на авто в Себеж. В итоге жалеть было нечего и некогда 🙂

 


Общий пробег составил 100+110+70+111+74+75+45 км, что чуть меньше 600 км. Полностью повторять такое я бы не советовал, но отмечу красивые места: это леса у Западной Двины и Торопец, холмы у Великих Лук, Себежский нац.парк.

Похожие сосновые леса и озёра можно найти и ближе к столице, а вот холмы за Луками – местность особенная.

Обратно я ехал на ночном поезде из Великих Лук, куда меня со знакомым любезно подбросили на авто.

 

Дмитрий К.

 


remont_velosipedov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост