Донской парк и Шолоховские места — велопоход — BikeLifeForms

12 декабря 202322:23

Донской парк и Шолоховские места — велопоход

Осень — это самое удачное время для велопоходов на реки Дон, Хопер и, конечно, по знаменитым Шолоховским местам. Мы давно мечтали посетить парк «Донской», проехать правым берегом Дона от Иловли до Вешенской, посмотреть низовья Хопра, старые станицы и удивительные по своей красоте места, где жил, творил, отдыхал великий русский писатель Михаил Шолохов. В октябре 2021 года нашим планам суждено было сбыться.

Прогнозы погоды в октябре не слишком нас радовали. В начале октября на Дону по ночам наблюдалась стабильная небольшая отрицательная температура. С дождями тоже было все не так гладко, как хотелось бы нам. В итоге мы прождали до 10 октября и решили все-таки отправиться в этот поход, в целом попав в довольно неплохую по меркам осени 2021 года погоду.

Началось все, как всегда, с поезда дальнего следования, который на станцию Иловля-1 прибывал лишь в обед. В наш план входило во что бы то ни стало в самый же первый день похода перебраться в парк «Донской» на другой берег в станице Трёхостровская, где паром работает по расписанию до 19:00. Поэтому времени на закупку продуктов у нас особо не было. Пришлось все запасы на первые дни велопутешествия везти из Москвы.

Подлили масла в огонь и проводники ПДС Москва-Волгоград, которые решили заставить нас пройти с велосипедами и поклажей 5-6 вагонов, для того чтобы высадиться не «в поле», а на платформе станции Иловля-1. Но это у них не вышло благодаря адекватному начальнику поезда и нашему звонку в горячую линию РЖД.

Волгоградская земля встретила нас ветреной и немного прохладной погодой. Велики мы собрали еще в вагоне. Далее, быстро закинув поклажу на железных коней, начали наш путь в сторону парома.

В основном везде ехали, но кое-где нам пришлось пройтись пешком из-за обилия сыпучего песка.

Как стемнело, пришлось сразу утепляться. В дело пошли перчатки, шерстяные носки и утепленная ветровка. Выехали на асфальт, и дело пошло быстрее, в 18:50 мы приехали на паром.

Ждать долго не пришлось, и мы быстро оказались на правом берегу Дона. В Трёхостровской, посмотрев под светом фонарей в парке «Викимапию» и бумажную карту, решили ехать в сторону родника, рядом с которым нам предстояло скоротать первую ночь нашего велопохода. Сначала поехали чуть не туда, но дорогу нашли, воды набрали, даже несмотря на то, что родник практически пересох. И вот первая фотка нашей палатки уже на рассвете.

На часах около 7 часов утра, природа пробуждается.

Ночью прогнозы обещали +5 градусов тепла, но трава утром вся была в инее, поэтому спалось нам весьма зябко. Добавила прохлады нашим телам и китайская палатка Naturehike, которая продувалась всеми ветрами и сквозняками. Внешний тент этой палатки оказался слишком высоким, поэтому образовывался зазор между самим тентом и внутренней палаткой. Данные палатки хороши для теплых и простых условий. В горах при ветре в другой такой же палатке нашего товарища сломались дуги, а у нашей палатки были оторваны оттяжки. К моменту написания отчета данное изделие уже было продано на «Авито». К 10 утра стало уже более или менее тепло.

Как всегда, завтрак, просмотр карты, созвон с близкими из дома. Мусор собран, все упаковано, так что можно двигаться вперед.

Место, где мы стояли на карте, было обозначено как месторождение нефти, но вместо нефтяных насосов здесь встречаются одиноко стоящие деревья.

Поспел к середине октября шиповник, который мы собрали для заваривания чая.

День выдался теплым, ветер попутным, а дороги в парке «Донской» неимоверно быстрые и накатистые.

Взяли мы путь на «Кобылью гриву» к очень красивой меловой горе на берегу Дона.

Свое название эта гора заслужила благодаря необычному внешнему виду, делающему ее похожей на конскую голову.

И место это стало сразу одним из самых полюбившихся мне мест на Дону. Высокие меловые берега, изрезанные глубокими оврагами.

Ковыльные степи, заливные луга, пойменные леса и, конечно, сам Дон. Виды на него с меловой горы завораживают.

Белоснежные дорожки в траве прекрасны.

Меловые выступы очень похожи на дивы с Дивногорья.

На горе в тот день лютовал ветер, поэтому место обеда пришлось искать внизу около берега Дона. Под горой было уже не так сильно ветрено.

Расположились на обед возле длинного упавшего дерева. Тут и ветра поменьше и можно поудобнее устроиться.

На обед пожаловали гости.

После обеда поперли вдоль самого Дона низом. Дороги здесь кое-где подразбиты, но ветра не было, и ехалось нам тут весьма бодро.

В реку Дон каждые 2-3 км пути уходили то маленькие, то большие песчаные косы. Вот, собственно, одна из них.

Пролетели мимо хуторов Зимовский, Хмелевской. Осталась позади станица Сиротинская, и вот мы на бескрайних донских заливных лугах.

Вечереет, холодает, но нам надо ехать только вперед, чтобы выполнить план на день по пробегу, набрать воды, да и еще место ночлега отыскать надо. Солнце провожает нас последними своими лучами.

Валим что есть сил по полевым дорогам, по пустому асфальту в сторону хутора Шохинский.

Воды удалось набрать только ближе к Яблонскому на небольшой ферме. Хозяева звали нас домой на ночлег, но мы отказались, и оказались одни в бескрайних полях уже в полной темноте. На карте приметили небольшую балку, чуть поросшую кустами, и отправились ночевать туда. Ночь на сей раз была не такой зябкой, как предыдущая, так как палатку дополнительно мы утеплили тентом от дождя.  Встали рано, с первыми лучами солнца, вся трава была в инее.

Готовить в этом походе мы решили как на газу, так и на таганке, ведь такие прохладные осенние вечера, а также утренние ранние часы без костра скоротать просто невозможно.

Где-то там вдалеке течет Дон, а у нас все собрано и готово для продолжения путешествия.

Едем прямо без дорог по целине. Внимание привлекают одиноко стоящие деревья. Грустно им, но именно они короли и королевы здешних полей.

С завтрака прошло слишком мало времени, а тут опять различные лакомства прямо под колесами валяются.

Дыням уже хана, а вот арбузы невероятно вкусны! Но после них приходится останавливаться у каждого дерева, а их тут нет. Одна сплошная степь.

Редкие обитатели степи.

Водные препятствия на нашем пути.

И дороги в полную бесконечность пространства и времени.

Ух и накрутили мы этой бесконечной степи! Порой казалось, дороги крутят нас и вертят между собой, как им угодно. Очень непросто найти ту единственную и правильную! Место привала делаем снова возле Дона, ибо здесь не так сильно ветрено, как в степи.

После обеда направляемся к утесу Шукшина. Место это очень известное и интересное. Бескрайние курганы несут свой мел к берегу Дона.

С самого утеса открывается удивительный вид на множество километров вдаль. Тут такая тишь да гладь — диву даешься, насколько уютно это место с небольшой часовней.

Место это прославилось не столько своей красотой, сколько ожесточенными боями во время ВОВ в 1942 году за большую излучину Дона. В 1974 году местность вокруг утеса стала съёмочной площадкой фильма «Они сражались за Родину» по одноимённому роману Михаила Шолохова. Василий Шукшин, игравший одну из главных ролей в фильме, любил подниматься на один из утёсов вблизи хутора Мелологовский и подолгу смотреть вдаль и думать о своем.

В 2017 году здесь снимали современный фильм про войну «321-я сибирская». Места здесь и правда легендарные и очень красивые.

Осенью световой день короток, поэтому все нужно делать быстро, в том числе и наслаждаться историей и аурой подобных прекрасных мест, поэтому нам нужно ехать далее по маршруту вперед. Вокруг нас бескрайняя меловая степь. Такого нет даже в Дивногорье. Возле дороги очередное одинокое деревцо. Как оно тут растет одно? Как выживает?

Дорога белая, как снег, как самый чистый «настоящий белый». Многие меня спрашивали в «Инстаграм» — это снег?

Редкая остановка, чтобы прикинуть планы на вечер и прикинуть место для ночевки.

В полях еще работает техника. Механизатор машет нам рукой, а мы ему!

Солнце прощается с еще одним октябрьским днем. А такое ощущение, что на Дону уже давно зима, все такое белое вокруг.

Настоящий белый. Настоящий белый человек, душа, мысли, белая жизнь, белые дороги жизни. Белое, как противовес черному асфальту с его гарью и шумом машин.

Ну а далее мы добрались уже в сумерках до Клетской, где набрали воды, закупились провизией, посмотрели карты, «спутники» и прикинули очередное место ночлега. Выезжали из станицы уже в полной темноте, отпилили по ночному асфальту добрых 10-12 км и встали в небольшой дубовой роще между полей. И вот уже и ужин на нашем столе.

Ночь была очень теплой, а рано утром отгремел гром и прошел сильный, но очень короткий ливень. Вылезали из палатки мы уже в солнечную погоду.

Но пока собирались, стало пасмурно и неуютно.

Поехали мы в сторону г. Серафимовича по совершенно пустой асфальтовой дороге. Крутили уже против ветра, долго, нудно, неинтересно, лишь одинокие деревья хоть как-то разнообразили для нас этот пасмурный прогон.

В самом Серафимовиче посетили очень приличную по здешним меркам пиццерию, где отогрелись от сильного северного встречного ветра и пополнили организм энергией.

Город небольшой и уютный. Местные все как один смуглые казаки.

Уже в темноте покинули город и стали набирать высоту, чтобы выехать на трек поездки. На верхотуре дуло как на Эвересте. Ветер дикой силы, что порой невозможно было ехать. Но кое-как, одев всю одежду на себя, укутавшись в теплые шапки и капюшоны, мы продолжили свой путь. В тот момент очень хотелось оказаться в уютном казачьем деревенском домике.

Место ночлега нашли в лесу около самого Дона. В лесу тоже дуло, поэтому забурились мы в дикие заросли кустарника среди вековых дубов. В этих зарослях в кромешной тьме нашли уютную полянку и стали заниматься вечерними хлопотами, как вдруг стал накрапывать небольшой дождик.

На удивление утро нас встретило отменной погодой.

Как всегда, сделали костер, приготовили завтрак.

И снова в путь-дорогу! Дорога повела нас в этот день близко к Дону.

Ветер совершенно стих, светило солнце, и ехалось нам просто превосходно!

Когда никакие погодные условия вам не мешают, вы всей глубиной души можете проникнуться местным бытом, природой и аурой донских мест. Вот несколько фотографий, отлично передающих атмосферу того замечательного осеннего дня. Березы еще желтые.

А вот осины уже скинули свою листву.

Хвойные леса всегда зелены. Это посадки буквально в 100 м от Дона. Вот бы тут встать на ночлег с палаткой.

Асфальт вдоль реки очень хорошего качества. За 50 минут я насчитал всего 7 машин.

Очередная гора, а на ней два дерева и крест.

С приходом холодов ягоды шиповника набирают целебную силу и неповторимый степной аромат.

Лошадки мирно пасутся и не обращают на нас ни малейшего внимания.

Березы благоухают осенним золотом.

Этот день, пожалуй, сделал мою осень в 2021 году. В сентябре я похоронил очень близкого мне друга. Тяжесть утраты очень давила на сердце, на душу. Ушла эпоха, мой тренер по плаванию, друг, наставник и просто очень хороший и теплый человек. Но не буду о грустном, ведь в тот день душа и сердце немного оттаяли. Не зря говорят, что природа лечит. Едем по маршруту далее вдоль Дона.

В небольшом поселке набираем воды, и начинает стремительно темнеть.

Место, которое мы приметили для ночлега, оказалось огороженным пастбищем для выпаса крупного рогатого скота. Так что едем дальше, а уже и Луна взошла.

Камера еще кое-как тянет подобные мутноватые снимки.

«Луна не видела среди огней, как две из множества других теней…»

«И отделившись от ненужных тел, мы полетели в лунный запредел мимо снов и золотых стрел, отметив путь мелом…» (с)

Лирика лирикой, но вот место ночевки нам пришлось немного поискать. Как оказалось утром, встали мы в самом золоте осенних листьев.

С нашей верхотуры открывался необычайно захватывающий дух вид.

Ночь была очень прохладной. В очередной раз нас спас от холода тент, который мы накинули сверху на палатку, сделав ее более непродуваемой для ветра. На завтрак готовим гренки с сыром.

Утренние хлопоты занимают много времени.

Очень уж не хочется покидать столь замечательное и красивое место ночлега, но дороги зовут нас только вперед.

Осень над Доном во всей ее красоте!

Эти уютные казачьи избы.

И неведомо космические сооружения.

Порой дорога кончается…

Но в целом происходит уверенное и поступательное продвижение вперед по маршруту.

Ночевать на сей раз мы решили не в палатке, а по-человечески сняли домик на рыболовной базе возле Дона в станице Базковская. Стоило это нам всего 2000 на двоих. Тут все удобства. Отмылись, отдохнули и перевели дух в надежде, что прогнозы погоды наладятся, и мы сможем катнуть еще 5-6 дней.

Утром прошел дождик, ну а мы быстро оказались в ст. Вешенская. Незайтелив здесь быт местных жителей.

В ст. Вешенская почти все связано с жизнью Михаила Шолохова. Если в прошлом году времени на осмотр многочисленных музеев у нас не было, то в этом году в музейном плане мы оттянулись сполна. Поспособствовал этому и сильный дождь, который застал нас прямо в станице. Вот сам дом-музей писателя.

Экскурсии проводятся здесь каждые 30 минут. В арсенале музея несколько экскурсоводов. Вот личный фотоархив писателя.

Гостиная, где любила собираться вся семья Шолоховых.

Кабинет писателя, где он творил.

Посетили мы также флигель, гараж и парк. Место очень атмосферное и интересное.

Под аккомпанемент дождя переехали чуть далее в старый дом писателя.

Поучаствовали в мастер-классах и хорошо изучили казацкий быт.

Время шло, все экскурсии были посещены, а дождик все не заканчивался. Прогноз погоды на следующие дни нас тоже не радовал. Уже через день вместо 10-13 градусов тепла обещали всего +2+4 да еще со снегом и дождем. И мы решили разыграть шахматную двухходовку, а именно добраться обратно до Михайловки за 1,5 дня, что у нас имелось в наличии до поезда. Для этого в воскресенье мы наметили план ехать до самого позднего времени и преодолеть все не очевидные участки пути. А в понедельник рвануть 130-140 км по асфальту и успеть на вечерний поезд. Так и сделали, несмотря на дождливую погоду.

В 4 км от музея расположен огромный родник «Отрог». Именно оттуда казаки брали воду и возили в Вешенскую. В 30-х годах прошлого столетия благодаря усилиям М.А. Шолохова от источника был проложен водопровод в станицу Вёшенскую.

Мы очень надеялись найти у родника навес или беседку, чтобы спрятаться от дождика, но, увы, из строений здесь нет ровным счетом ничего, кроме огороженной насосной станции.

Далее по пути заехали на Лебяжий яр. Это – геологический природный памятник. На всём протяжении с Тихого Дона всего два таких песчаных высоченных обрыва. Один – в Кривоборье, на границе Липецкой и Воронежской областей. Второй – недалеко от станицы Вешенской возле хутора Лебяженский. Это место очень любил Михаил Шолохов.

Здесь дождик закончился, и можно было уже спокойно перекусить и купить билеты на поезд, что мы и сделали. После покупки билетов, время сразу стало поджимать, и мы поехали пободрее. В станице Еланская наше внимание привлек Свято-Никольский храм, но время для его посещения, увы, уже не было.

Сразу после церкви асфальт закончился и начались знаменитые придонские пески! Большинство не знает, что такое движущиеся пески. Сейчас трудно представить, что на месте нынешних сосновых лесов, где мы поехали на велосипедах, было безбрежное море «летучих» песков, которые вместе с ветрами наползали на все живое и засыпали всё вокруг. Ползли мы тут, как ежики в тумане.

Прогон до Хутора Моховской был совершен уже при свете фонарей. Мы неспешно ползли по песчаным просекам соснового леса. Воду для ночлега набрали в реке Елань, которая несет свои воды по заповедным местам к Дону. К 22-23 часам мы планировали добраться песчаными дорогами до хутора Ольховский, возле которого планировали заночевать. Где-то мы ехали, где-то шли пешком и самое главное, что хоть и неспешно, но уверенно продвигались вперед. В ночи видели горящие глаза кабанов, лосей, но познакомились лишь с Царевной-лягушкой.

На ночлег встали недалеко от дороги в самом конце сосновых посадок лишь в начале 12-го часа вечера. Быстро поставили палатку, перекусили чем Бог послал и легли спать. Утром встали с самыми первыми лучами солнышка.

У костра просушили сырую обувь.

И быстро собрались в путь-дорогу, надежно закопав и обоссав бывшее огнище.

После чего поехали полями по направлению к асфальту.

Перед выездом на твердую дорогу подкачали колеса.

Ну а далее нас ждал очень долгий путь до Михайловки. Редкие машины, то встречный, то боковый ветер, уже холодное октябрьское солнышко, последняя желтизна деревьев были нашими спутниками.

Сперва добрались до большой станицы Кумылженская, в которой живет родня нашего друга Тимофея. Там мы купили немного местного меда, подкрепились пирожками со сладкой газировкой и поперли далее до Михайловки.

К вечеру ветер окончательно стих. За 30 км до финиша перекусываем последний раз.

С заходом солнца холодает, и небо начинает играть красивейшими красками заката. Я ехал и оборачивался назад, провожая прошедшее лето, уходящий в небытие велосезон 2021 года, все дороги, по которым мне суждено было проехать, все стоянки, на которых стоял, реки, которые дарили вожделенную прохладу, близкого друга и товарища, который ушел от меня в сентябре в мир иной…

Машины уже включили ближний свет и габариты. Мы остановились в последний раз, чтобы надеть теплую одежду. По закату было видно, что погода меняется, что тепло уходит из этих мест на целых полгода.

Уже в полной темноте мы приехали на вокзал в Михайловку. До прибытия поезда оставалось всего-то 37 минут. Ожидание, немного нервная погрузка и споры сначала с проводником, а потом с недовольными пассажирами нашего отсека вагона. Но все улеглось, и мы, довольные и уставшие, приняли душ, перекусили и легли спать.

Москва нас встретила небольшим дождиком и запахом выхлопных газов. Люди здесь все куда-то бежали и торопились. Титановый багажник оказался пустым, чай в титановом термосе остывшим, велосезон 2021 завершенным.

Подведя итог данной поездки, хочется в очередной раз отметить, что осень — это отличное время для велопутешествий. Увы, по погодным условиям сроки нашей поездки, а также километраж нам пришлось подсократить, соответственно и изменить сам маршрут велопутешествия. Наш стиль — это брать определенный регион для поездок и исследовать в нем все самые интересные места и дороги до конца. Так что мы еще обязательно вернемся на Тихий Дон, сыпучие придонские пески, меловые курганы, заливные луга, на тот простор и широту русских казачьих мест и поселений.