Сырт-2023. Часть 3 (окончание) — BikeLifeForms

3 января 202420:54

Сырт-2023. Часть 3 (окончание)

Последняя часть очерка о велопоходе по Оренбургской области и крайнему югу Башкирии.

Губерлинские горы, урочище Долгие Горы, майская Сакмара, конец дубов. И не только.

Сущность этой поездки заключается именно тут. Но сразу к этому прийти было ну никак нельзя, а только так, только по нарастающей, иначе потеряется вкус.

Начало (первая часть) очерка-дневника находится тут.

Сброс высоты – и снова степь. 17-ый день начался под самым западным хребтом Южного Урала.

Я забирал всё дальше на юг, и местность сильно «облысела». Посеревшее небо предвещало второй заряд дождей на моем пути.

Красота есть и здесь, если уметь ее замечать.

Поднявшись на седловину хребта, обнаружил странную, слегка зловещую картину: куча обгоревших буханок хлеба, окруженная двенадцатью одинаковыми кухонными ножами, воткнутыми в землю. И под каждым из ножей лежат черепки битой посуды…

Захотелось поскорее убраться оттуда. Что ж, в любом случае, я почти прибыл в нужную точку.

Это урочище Долгие Горы. Где-то неподалеку находится Малое Косымское ущелье, но моя цель – именно эти горки! Здесь я провел почти двое суток, питаясь снытью и совершая фото-вылазки из палатки. А поставил я палатку возле истока родникового ручья, так удачно мной найденного.

Урочище меня прямо-таки очаровало! Из-за постоянной облачности мне не удалось сделать ярких снимков, но всё равно это было незабываемо! Особенно для жителя равнинной лесной зоны.

Под утро дня 18-го мне приснилась громогласная музыка. Два скрипача, а у одного из них, похоже, дитя на коленях. Происходило это в каком-то зарубежном клубе, а рядом тусовались англоязычные парни. Концовка музыки была ну очень громкая! Возможно, это шквалистый ветер так отозвался в моем подсознании…

Да, ветер и степь – друзья-товарищи неразлучные. Штилей здесь почти не бывает. А на вершинах холмов продувает даже через куртку и флиску.

Быть может, сильный ветер повлиял на возникший вдруг жар, длившийся у меня минут 10-15. После чего полезли сопли.

Несмотря на это, на 19-ый день у меня прошли коросты на носу. Наверно, помогли дожди и возросшая влажность.

М-да, что-то стало подтачивать мой безотказный иммунитет. Может быть, виной тому CoViD-ные 2020 и 2021 годы, а может, и 2022-ой, будь он неладен… Неизбежное старение организма тоже накладывает свой отпечаток.

Эх, надо брать с собой в путь-дорогу витамин С (аскорбинку). А еще горчичное или подсолнечное масло в бутылочке.

А также неплохо с собой брать клей на основе цианакрилата. Каким-то чудом мне удалось купить маленький дешевый китайский тюбик 20 г, который мне помог восстановить коврик Sea-to-Summit! Благо, я нашел, откуда исходило едва слышимое «пш-шшшш».

…Итак, после дневки у родника я двинулся дальше. И именно в тот час из долины поднялось смешанное стадо во главе с пастухом. Пастуха я поприветствовал и поехал на спуск.

День снова облачный, пейзажи скромные. Но майская степь, цветущая и поющая, не устает радовать.

Маршрут мой извивается, как змея. Ехал на юг, а теперь на север. Самый краешек Южного Урала хочется рассмотреть и вдоль, и поперек!

И еще раз за этот поход я заехал в самый южный кусочек Башкирии. Дорога радует, погода – тоже!

(да, это уже день 20-й)

И РайПО подоспело. Ну совсем хорошо! Осталось воду набрать.

Поднявшись от села на горку, вижу в стороне ограду у края рощи. Какая-то табличка, но слишком далеко от дороги, чтобы прочесть. Кладбище, что ли? Беру фотоаппарат и включаю увеличение 3,6х – так это же родник!! Родник «Счастье»!

Вот так нежданно я встретил Счастье. У родника различные милые фигурки, и даже пачка соли на столе лежит. Более того, кто-то посадил тут репчатый лук! Да, автомобильные покрышки вот таким образом использовать не надо, но, надеюсь, лук не ядовитый. Я сорвал несколько стручков к ужину.

И еще немного виражей вверх-вниз, прежде чем заночевать в рощице на склоне. Красота!

В начале дня 21-го я на несколько километров изменил свой план, послушав совет местного жителя у вчерашнего РайПО.

Полевая грунтовка, но не трясучая. Да, я не пожалел, что последовал совету! Хороша долина!

А где-то на этой грунтовке на пути в Баш.Бармак мне встретился Жигуль, застрявший в канаве. Проезжаю мимо – просыпается. С похмелья, говорит. «Ну, ничего», — отвечаю, — «трактор вытянет». И еду дальше.

Башкирский Бармак, несмотря на тупиковый «отшиб», вполне приличное небольшое селение.

Потом я решил немного прокатиться по ровному шоссе в пойме Сакмары. Вместо того, что я себе нарисовал по едва различимым со спутника горным грунтовкам. Опять трястись в окружении комаров мне очень уж не хотелось.

Пойма изобиловала цветущими кустами жимолости татарской, и это скрашивало необходимость следить за проезжающими машинами.

Всё сёла да деревни, а вот и первый город за 12 дней. Кувандык!

Кувандык – это то, чем всё может закончиться. Это как кирдык, но в изощрённой форме. С «накувальней»!

Но что это я… На мосту через Сакмару мысли мои тогда унеслись почти на 2 года назад, в конец августа 2021-го, в мой последний велопоход ушедшей эпохи… Почти та же река, только выше по течению; почти те же холмы, но в удивительных осенних нарядах! А теперь всё такое зелёное!

Небольшой промышленный городок расположился в живописной местности. Что, впрочем, слабое утешение для его жителей, большинство из которых живут от получки до получки.

Сначала иду в «5-ку», потом по-быстрому в «Магнит». Мужчина с двумя сыновьями на велосипедах меня предостерегает оставлять велосипед даже пристегнутым; но я ведь совсем ненадолго. Тут уж воля судьбы; пока что не было пропаж.
А мужчина чертами лица похож на моего знакомого из Омской области; и в соседней Челябинской я видел такие лица. Какая широкая региональная общность! Возможно, еще с казачьих времен…

К югу от города – долгий подъем на водораздельный хребет. Мне туда и надо.

Над юго-востоком нависли тучи, но в этот раз они не про меня.

Оглядываюсь назад, на степные горки. Где-то там, внизу, остались город и река.

Так и притягивает взгляд! Все эти линии, складки, игра вечернего света…

Еще немного, и я поднялся выше некоторых горок.

Чем выше, тем больше деревьев в распадках. В этих местах все еще растут дубы. Где же проходит граница? Где заканчиваются дубы? Я должен это увидеть!

Заночевал я почти на самом верху, и вид оттуда открывался что надо!

Утром – кукурузные хлопья и катык. Очень вкусно!

Комары, правда, наличествуют, но такое уж время. Только терпеть. Еда и газ внутри палатки – дело привычное. Если делать всё очень аккуратно, то ничего не спалю.

Грунтовка повела по самой вершине хребта. Как и было задумано!

Скорый спуск был неизбежен, но под ним открылось цветущее великолепие!

И на этом мое везение в этот день закончилось. Ну, пусть не на этом. Чуть дальше, у ручья, я нарвал много сныти, а вот потом всё. Потерялась грунтовка. Не туда привела. Впрочем – нет, не так. Грунтовка оказалась настолько заросшей, что мне пришлось выбрать другую. Но весна – это такое время, когда и в степи можно найти топкие места. Совершенно не по плану.

И всё бы ничего. Ну, 10 раз обошел, 1 раз вляпался. Дело не в этом. А вот в чем:

С каждым днем становилось всё теплее, и вернулась проклятая мошка!! Поневоле мне пришлось одеться до зубов (и надеть маску), но делал я это в траве, и меня успели знатно искусать! Ох и громко я орал матом на самого себя, что же это за ппц я себе нарисовал…

Спустя некоторое время колея стала суше, и я перекусил на одной из седловин, отмахиваясь от летающих тварей.

Вот вам и красота. Та самая, которая требует жертв.

Потом я спустился к селу Кидрясово, которое находится у ветви трассы М-5, но магазина в селе нету! А ближайший населенный пункт в 18 км в любую сторону! Привет Оренбургской области…

А затем я проехал по М-5 несколько километров в подъем. Трафик не то, чтобы высокий, всё-таки тут ехать особо некуда, разве что в Орск. Но за первые 3 км я видел 5-6 могил. И с крестами, и с лунами. В основном погибших в 90-е и 00-е, которые тут частично продолжаются.

А поднялся я на равнину, плоскую, как стол – высокую орскую степь. Глаза уж отвыкли от такого ровного горизонта! За день до меня тут прошел дождь – те самые тучи, что я видел за Кувандыком. И ехать по мягкой земле тяжеловато.

Очень скоро равнина стала ниспадать оврагами и балками по обе стороны от меня. Это и есть Губерлинские горы — их верхняя, невысокая часть. Незадолго до моего похода здесь произошел грандиозный пожар: деревья стоят без листвы на многие километры вокруг…

Вот росли себе березы и осины, выживая в степи, и вдруг – раз – остались лишь скелеты. Но некоторые еще цепляются за жизнь…

Только узкая полоска пойменного леса осталась зеленой.

Это река Киндерля. Ее я перешел вброд, после чего случился самый крутой и тяжелый подъем в полутьме за весь поход. Сердце так и колотилось, несмотря на частые передышки. Но я затащил-таки велосипед наверх. И поклажу отдельно.

Так и не приметив удобного местечка, я уже в ночи поднялся на высокую степь. Напрягая зрение, я вычислил живые березки, и целый километр шел к ним пешком по горелой земле. Эх, жаль, что последняя ночевка получилась «комом»…

Утром дня последнего, 23-го, я спрятал свою поклажу и налегке проехал пару километров назад, на край высокой равнины – уж очень хотелось при свете дня увидеть то, что преодолевал в потемках накануне.

Будто ничего особенного – те же степные холмы, и глубоко внизу течет река Киндерля.

А высокая равнина служит водоразделом расчлененных долин нескольких малых рек. Недолго думая, направился я к следующей реке и башкирскому селению Ялнаир.

По плану (ха-ха!) мне следовало ехать южнее, по пересеченному рельефу самой гущи Губерлинских гор. В очередной раз я скорректировал план на ходу в сторону облегчения; к тому же, пора было домой.

Спуск к селению был плавный и долгий, по хорошей ровной грунтовке. Ох и погонял я там от души!..

Ялнаир представляет собой образец сельского упадка, это совсем не Башкирия. Магазина, разумеется, нет.

Потом был крутой склон противоположного берега, вновь равнина с полусгоревшими рощицами и – последний пикник на обочине.

Я торопился покинуть эти места еще и потому, что погода повернула на жару, а это означало комары и мошка. Какое уж там загорать!.. Сидел я на перекусе в полном одеянии. И хорошо, что был хоть какой-то ветер.

Не знаю, нарушил ли я правила посещения ООПТ, проехав через нее насквозь. Таблички гласили, что посещение в целях отдыха/рекреации разрешается при согласовании с Дирекцией. Где она находится – неведомо. Ну что ж, егерей я не встречал, природные комплексы не нарушал.

Непросто показать Губерлинские горы на фотографии при взгляде с высокой равнины, поскольку они находятся ниже этой самой равнины, а объем всех этих складок теряется на плоском фото.

Другое дело – снизу.

Это река Большая Каяла. Как и остальные местные реки, холодная, чистая и прозрачная. Мне на радость у реки не было кровососов! Очень кстати, чтобы и самому окунуться, и одежду почистить.

И, наконец, широкий брод через реку Губерля у русско-казахского села Белошапка.

Последние километры до железной дороги. Ущелье «Врата Ада» и «Кошкин дом» я оставил без внимания – все-таки хотелось успеть на электричку.

Перед платформой и поселком Губерля мне встретился бегун, раздетый до пояса. И как его не кусают? Наверно, репелленты, которые я применяю крайне редко. Обменялись приветствиями. И вновь эта внешность, черты лица, замеченные мной под Омском и Челябинском. Надо же…

На электричку я успел почти впритык, слегка заплутав в самом конце.
Через некоторое время я почувствовал какой-то мерзкий, тошнотворный запах. Это в открытые окна вагона надуло красный дым — отходы металлургических и химических производств города Новотроицк…
Когда электропоезд обогнул огромную промзону, дымящее солнце клонилось к закату…

Вышел я на станции Орск – Новый город. До отправления поезда Орск-Москва оставалось два часа, и билет на него я купил через сайт в тот же час. А потом прокатился по вечернему Орску, где я уже был в 2021-ом, но пропустил тогда исторический центр – Старый город.

Однако не так и много я пропустил. Есть здания царских времен, но без изысков; есть мусор, разруха, заброшенный парк – ничего особенного. Есть орчане, а есть и орки, шатающиеся по темным переулкам после принятия дозы спиртного.

Вот и всё. 36 часов на поезде и странные откровения бывшей наркозависимой «жрицы любви» армянского происхождения в счет не идут.

А дубы закончились на тот самом подъеме от Кувандыка. Южнее и восточнее они, по всей видимости, в диком виде не растут. Вплоть до Дальнего Востока.

Пройдено и проезжено за этот поход было около 1050 км за 23 дня. Да, это менее 50 км в день (слишком долго сижу по вечерам и утрам), но укатался я как никогда; очень красиво и очень тяжко. Или мне так показалось? Ведь это была разминка перед настоящими высокими горами. Дороги, однако, непростые, и асфальтовых из них – малая доля.

Весь поход цвела сирень. Радовала свежая сныть. И пели дрозды, зависавшие на ветру.

Как видите, весна в Оренбуржье контрастна и противоречива. Теплая погода пробуждает гнус, и оптимальная дневная температура – не выше +15…+17. Когда прохладно – нет мошки.

Клещи – это отдельная песня. Их много, и они везде. Высота травы практически не имеет значения. Клещи частенько ползли вверх по «штанам» велорюкзака. Такого их количества я не наблюдал ни в одном походе вплоть до этого.

Я не жалею, что прошел этот путь весной, но лучшее время для тех мест – это конец лета и начало осени.