[начало тут]
Поставился я давеча почти что ночью и куда пришлось, а спать улегся поздно, после часа. Утром (нет еще восьми) меня конкретно выбуждает солнце, поскольку от востока палатка не закрыта. Что поделать – снова собираюсь без еды, и в девять трогаю на Липин Бор, где можно посидеть у Белоозера.
В селе есть старый заброшенный причал, раньше к нему даже «Метеоры» приставали. Но дует тут неслабо, и отъезжаю к пляжу. Тоже дует, но хотя бы скамейка есть. Вот на ней я и проедаю следующие два часа, и дивлюсь на озеро Белое, которое настолько коричневое, что фиг искупаешься в такой мазне! Ну, а вид – ничего так, красив.
Однако посидеть в покое мне удается недолго. На пляж врывается играть в волейбол группа школьников и два пса, и вот один из них бежит ко мне. Тьфу…
Но этот похожий на волка кобель просто хочет пообщаться. Поняв, что сильного отклика от меня не дождется, пес ложится дремать у ног.
Село Липин Бор – центр Вашкинского района-уезда. Назван он по соседней деревне Вашки (финно-угорское vaskala – рыбка уклейка). Несмотря на то, что здесь так дует, племена эти обжились у озера несколько тысяч лет назад. А в 9 веке пришли славяне, пригласили варягов и вытеснили местных вепсов.
Теперь в селе есть «Дикси», где я снова закупился, но немного. И ответственно заявляю, что сыр «Моццарелла» производства «Умалат» – безвкусен, как и «Чечил». А вот хлеб местной пекарни весьма неплох, но купил я его в Кириллове; здесь же не нашел вообще!
Потихоньку выезжаю к трассе по жутко пыльной трясёнке – аж обплевался весь, уворачиваясь от машин.
Недавно положенный асфальт попахивает на солнце, но пару десятков километров от трассы никуда не деться. А вот следующие 12 км параллельно проходит грунтовый проселок.
Деревни в этих местах встречаются нечасто и, как правило, образуют «кусты», которые могут иметь общее название.
У проселочной дороги через Потетюево сажусь на удобное бревно, ем и радуюсь солнцу – сегодня все-таки теплее, чем вчера: южный ветер добавил 2-3 градуса. Так проходят два часа.
По прикидкам мне до вечера еще 65 км, но хвала небу – на пару с ветром я осилил их за 3,5 часа.
Трасса здесь слабохолмиста – то идет мелкими волнами, то длинными спусками и подъемами, которых иногда не замечаешь, и смотришь назад, удивляясь, а с чего это так трудно ехать стало. Движение машин совсем слабое.
Изредка леса расступаются, открывая живописные долинки. И тогда думается, что неброская, но притягательная красота Севера, возможно, не каждому откроется с первого раза…
Вот новый поворот, а за ним – табличка «Вытегорский район». И ландшафт вдруг меняется на более сосновый. На самом деле, всё просто: шоссе спустилось в долину реки Кема.
Кстати, район по площади – почти как треть Московской области! При этом обитает в нем 24 тысячи жителей – меньше двух на км2.
Еще разок ухожу от трассы на деревенскую дорогу. И не зря! Чтоб оценить, тут надо быть…
В такие моменты, бывает, хочется родиться заново и прожить полжизни здесь. Но по натуре я городской, и в этом вся диалектика…
Путь-дорога ведет всё дальше на северо-запад, и каждый вечер я догоняю заходящее солнце. Дни для меня как будто и не убывают.
…Ровно в 20 часов на сотом километре пути сворачиваю к озеру Ковжское, и всего через 2 км нахожу хорошую стоянку.
И вот сижу за «диким» столиком, глядя на Большую Медведицу и закатное зарево, откуда медленно ползет стена туч. Грядет второе наступление осени…
А озеро слегка парит – вода в нем теплая! Искупаться бы утром…
14 авг. (день 7), +102 км (9-20ч), Липин Бор ~ Андреевская ~ Прокшино ~ оз. Ковжское, итого 713 км.
Просыпаюсь в 9:20, и тут же начинается мелкий дождь. Быстрее купаться!
Но вода у берега на поверку изобилует взвесью и трухой, к тому же попахивает. Ноги вымыл, и хватит. Пока чистый.
Часов в 10 утра на поляну приезжает машина. Не решаясь открыть вход палатки, смотрю из-под него украдкой. Камуфляжный мужик с сигаретой в зубах шагает к берегу, не смотря в мою сторону. Рыбак, что ли…
Между тем полило сильнее. Гляжу чуть позже – никого. Ну и ладненько.
Но под таким ливнем я дальше не поеду. Что делать – сижу и жду. Проходит час, два, четыре… И я понимаю, что график мой сбивается. В Петрозаводске (Птз), где меня ждут в гости, буду позже, но не беда.
Вокруг всё насквозь мокрое, палатку окружают то ли большие лужи, то ли маленькие озера. Но дно, к счастью, выше всего этого. Швы немного протекают, но это мелочи. Внутри сухо, и это главная радость на сегодня. Читаю Ивана Ефремова и просто слушаю дождь…
Так и льет весь день. Должно же это прекратиться хоть ненадолго!..
К семи вечера, словно вняв моей просьбе, дождь берет передышку. Ура! Вылезаю пофоткать.
Все-таки тут хорошо. Посижу до утра.
15 авг. (день 8), дневка.
Утром пасмурно, но не капает. Надо ехать!
За прошедшие сутки выпало 20 мм осадков. Позже оказалось, что мне еще повезло! В Москве выпало около 90 мм (больше месячной нормы), перекрыв рекорды наблюдений и некоторые улицы.
Продолжаю путь в стороне от трассы. Еще трижды грунтовая дорога подходит к берегу озера, но моя поляна была вне конкуренции.
Отмечу, что деревянный переход через протоку в Рюмино распилили. Мне приходится перекидывать две скользкие доски и осторожно переходить в два захода.
А берег озера у деревни Лоза порадовал отличным местом для купания! То, чего не хватало на привале. Пусть погода не пляжная (+16), но вода хороша.
Климатическое лето в этих краях заканчивается в середине августа. Сейчас самое время, и какие-то два дня назад листва стала заметно менять цвет.
А вот на юге Дальнего Востока лето длится до конца сентября. Но и там не всем сидится дома – на перекрестке с трассой вижу странный джип (китайский?) с приморскими номерами. Вот это да! С крайнего юго-востока на крайний северо-запад…
Далее по пути два моста через Волго-Балтийский канал – Анненский и Волоков. Оба – разводные. Где-то между ними проходит водораздел Волги (Каспия) и Онеги (Балтики).
Этот водный путь на большем протяжении повторяет построенный в начале 19 века Мариинский канал, в честь которого в одном из селений установлен монумент. Узнал я о необычном памятнике (ему более 200 лет!) благодаря совету В. Гвоздева.
И тут моя видавшая виды задняя втулка LX не выдерживает и срывается, прокручиваясь в обе стороны. На полпути до Вытегры байк превращается в самокат…
Звоню Володе. Прогноз неутешителен – похоже, накрылись собачки барабана, а такой ремонт может обойтись в «копеечку». Вот ведь собака-барабака! «Везет» мне на собак в этом походе…
Глупость ситауции в том, что дома у меня лежат про запас новые колеса. Я же понадеялся на «авось». Но в последние дни звук храпового механизма становился всё менее выраженным, а дождливая дневка добила втулку, которую я не удосужился накрыть чем-либо. И не видать мне теперь деревни Ялосарь (уже не до лосизма) и городка со странным и загадочным названием Вытегра, что находится ровно на 61-ой широте…
Выход один – эвакуация. Но сначала надо докатить 20 км до трассы, заночевав вблизи от нее. Так что торопиться некуда – можно пройтись пешком и получше рассмотреть лес.
На ночь устраиваюсь не доезжая поселка Депо, где до сих пор функционирует лесовозная УЖД. Но мне сейчас важно другое – стабильный прием 3G, и я ловлю его на сосновом возвышении.
Красивый тут лес, много лишайников. Почти Карелия…
Достаю планшет и думаю, как быть. Варианта у меня три. Домой через Подпорожье, домой через Вологду или всё же в Птз.
Один из друзей (Макс Т.) пишет мне в соц. сети – «это знак! Однозначно домой». Ой ли?
Смотрю расписания, поедая рассольник из Рязани – это ж маразм, сколько его сюда везли!
Яндекс показывает, что по трассе курсирует дальний автобус Вологда-Петрозаводск, в котором должно быть багажное отделение. Ехать назад в Вологду совсем не хочется, поэтому выбор сделан – еду в гости в Птз. И, кстати, приеду вовремя! А там будет видно – и с починкой, и с погодой.
16 авг. (день 9), +55 км (11-19:30), Кябелово ~ Лоза ~ Анненский мост ~ Волоков мост, итого 768 км.
Не стал я вечером ставить верх – ночь обещали ясную, и я ограничился сеткой. Да, так холоднее, но напрочь мокрая «крыша» тепла не добавит – пусть лучше сохнет в сторонке.
(Открою тайну наперед – это было единственное место привала вне плана.)
Близость Карелии подтверждает изменчивость погоды: солнечное утро быстро сменяется серым днем. Ливанёт или нет – мне, в общем, без разницы. Лишь бы до остановки дотянуть.
Белоручейская УЖД, если и работает, то находится на последней стадии перед закрытием. Станционное здание заколочено, на путях много ржавого отстоя, но на перегрузочной площадке виднеются штабели бревен.
Поселок Депо выглядит неплохо. Живут здесь лесом во всех смыслах, а в 2006 году соорудили мини-ТЭЦ, работающую на отходах переработки древесины.
Мне остается найти на трассе остановку «Белый Ручей». А их две! Следуя логике, иду к той, что расположена в одноименной деревне, примыкающей к Депо. Но всё-таки – где тормозит автобус? Трое местных жителей дают мне разные ответы. Один вообще заявил, что автобус заезжает в Депо. Спрашиваю еще одного, полупьяного. Он указывает на остановку «Депо», но на трассе. И тут начинается ливень!
Сняв колесо и зачехлив вел, стою под дырявым навесом, где меня достают брызги и косые струи, и прыгаю на одном месте от холода и нетерпения: где же этот автобус?!..
Опоздал он минут на 20. На всякий случай голосую рукой. В старом «Mersedes» имеется багажное отделение, всё вошло с запасом. С меня взяли 600р. За 250 км езды это в порядке вещей.
У меня остался один вопрос: почему эти 250 км автобус едет целых 7 часов? Даже с учетом парома и получасовой стоянки в Вытегре это как-то многовато.
Вопрос рассеялся сам собой, как только мы продолжили путь от Вытегры, оставив гладкую трассу А-119.
65-километровый участок до Ошты автобус полз под дождем часа три. Ну, не менее 2,5. Это оказалась насыпная «дорога», испещренная ямами. Стольник в день на байке по такому «покрытию» может сложить позвоночник. А у автобуса еще живая подвеска! Трясет, но больше качает.
Местность на всем протяжении вплоть до Птз выглядит так уныло, что я даже рад такому исходу. За все 250 км заметил 2-3 интересных здания – вот и всё.
Хотя нет – не всё! По зомбоящику в салоне крутили какие-то «байки Митяя» – тупой алкогольный сериал. После нескольких серий мне стало тошно, я выпил йогурт и засунул поглубже наушники.
А еще в автобусе ехала немолодая немка с переводчицей. Путешествует по русской экзотике. Здорово!..
.
.
…В Птз мы опоздали и того больше – минут на 40. Темнеет. Однако радует, что нет дождя, и что от автостанции до нужного мне дома всего 2 км.
Вечер проходит за долгими беседами и вкусным разливным пивом. Но что, кроме пельменей, день грядущий мне готовит?..
17 авг. (день 10), +9 км, остальное – автобус, итого 777 км.
Больше снимков – на Я.Фотках.
<= часть 3 (Кириллов) | ПРОДОЛЖЕНИЕ: Петрозаводск и Ладога =>
Если сей рассказ читает Перчаткин (тоже приглашал погостить у него в Птз), то прошу не судить строго. Возможно, в следующий раз…
М-да. Все-таки водный туризм более благоприятен к непогоде. Завернулся как надо и греби себе.
Если зарядит дождик с утра на целый день и в водном походе грустно становится. Во что ни заворачивайся. Только бензопила и жаркий костер на стоянке согревали.
Ну да, грустно, но не критично уж совсем. Бывало, что гребешь неделю под дождем. Бывало, что дождь каждый день. В Карелии это еще и очень холодно. Но все таки дождевик это выход. Накрылся, завернулся, нахохлился и сидишь в байдарке, типа в домике, а на велосипеде никак не спрячешься. Ветер струями воду по лицу размазывает, капли с ускорением хлещут, дождевик развевается и еще может и машины обливают до кучи. Нет уж, если в лодке под дождем идти вообще никаких особых проблем, то на веле ну его нах. Только в палатку и ждать просветления.
Помнится, в мае-2007 мы поехали в велопоход по Карелии на 10 дней. Не скажу, что поход тот был совсем простой. И бездорожья хватило, и снегу за ночь 30 см вваливало пару раз.
Финишировали в том же ПТЗ, и грузились в поезд вместе с группой водников. После отправления поезда разговорились.
-Как у вас погода была?, спрашиваю.
-Наверное, такая же, как и у вас, отвечает командир водников. Мы 29 апреля чуть не умерли в снегах.
Другой участник водной группы поддерживает разговор:
-Да нам то еще хорошо. Мы всё ж на реке. Набросил накидку, на берегу в лесу костер развел, палатку поставил… А вам то каково, на велосипедах?
Ну я отвечаю:
-Ой, а мы ехали и думали, вот нам то еще хорошо, в отличие от водников. Куртку-непромокайку одел, и дождь по шарабану. Мы же на дороге, лес рядом. С велосипеда слез, костер развел, проблема решена.
Вот как-то так…
Куртка-плащ у меня есть. Я просто не люблю ездить в сильный дождь. Не люблю капли грязи, от которых не спасают крылья. Я в чем-то белоручка. А еще моё настроение зависит от погоды. К тому же, вкручивание — не самоцель, а приятное средство. Главное — это впечатления, познание мира, полет души…
В общем, сутки в палатке даже внесли разнообразие в мысли, но если бы наобещали сплошные дожди несколько дней — я бы тут же вернулся в Мск. Или в соседний регион, где нет дождей (если).
От Вытегры до Вознесенья дорога сущий адъ. Но зимой ещё терпимо, бригадир Мороз равняет ямы льдом и снегом.