После неоднозначного велопохода на Угру с Серегой, на следующий же день сваливаю в Крым с Вованом. Этакий нон-стоп получился.
Собрался практически впритык. У Каланчевской перехватил Вована, и мы в легкой спешке покрутили к Курскому вокзалу. После недавнего дождя светило солнце, было прохладно и свежо… Необычное зрелище — Садовое кольцо без машин! ибо 9 мая. Мы все же ехали по тротуару — мало ли. Закупившись на дорогу, мы пошли печатать билеты, купленные через Сеть с праздничной скидкой 50%.
Упаковали велы, загрузились в плацкартный вагон УЗ (це моя первая дальняя поездка в плаце за много-много лет). Велы положили на третьи полки. Соседки выразили опасение, что они рухнут на них; но потом успокоились, и разговорились с нами обо всем подряд. В общем, повезло с соседями. Меня даже чуть не сосватали на чьей-то дочке. -)
Выбрав в заказе второй с конца вагон, не прогадал: он оказался предпоследним, и я осуществил небольшую мечту — проехал на задней «обзорной» площадке последнего вагона (проводник был не против). Любовался предзакатными видами на тульском участке Скуратово-Выползово-Чернь. Жаль, не захватил фотик. Интересный обман зрения: кажется, что поезд едет под горку, а на самом деле участок там равнинный.
Орел, город «первого салюта», проезжали около 22:30. По вокзалу из динамиков разносились песни в честь дня Победы.
Спал урывками, не больше двух часов. В Белгороде — погран-контроль, выдали миграционные листы. И возмущались, когда их запарывали, так как лишних почти не было. Перепутав поле, запорол и я, причем дважды. — Выкрутился двумя половинками разных листков (все равно их половинят на «той» стороне). А вокруг нас ехали сплошь граждане Украины.
Дальше пытаться спать было бессмысленно, ибо через час, в Харькове — потусторонний face-control. Вглядываясь в полутьму, пытался «поймать» пересечение границы. Но, кроме торчащих «южных» тополей, трудно было что-то различить.
Обе проверки прошли спокойно. Но у Мелитополя по вагону пошла транспортная милиция. Внезапно. Потребовали выложить содержимое моей жилетки и поясной сумки Вована. Обнаружив швейцарские ножи, сказали, что такое надо класть в глубину багажа, от греха. Ничего не забрали.
В остальное время трепались с украинскими соседками, я же часто крутил головой по сторонам, созерцая окружающие степные ландшафты. Меня будоражил сладкий запах цветенья снаружи. Поначалу решил, что это — вид черемухи. Но соседки поправили — это белая акация [уточнение от 2015 г. – робиния лжеакация]. Цветущая лжеакация на пару с каштанами встречалась нам на всем пути, особенно в населенных пунктах. С этих пор обожаю эти запахи!! И мёд. А вот в Запорожье сильно несло техногеном.
Обычно перед любыми неближними поездками детально изучаю предстоящий путь на ГИС-ресурсах типа Wikimapia, Veloradar и других. На этот раз времени не хватило, и поездка получилась в чем-то «загадочная». О чем особо не жалею!
После Запорожья поезд ехал вдоль берега Каховского вдхр. — т.н. Запорожского моря. Любовался и снимал через стекло на задней площадке.
Небольшое видео: https://yadi.sk/d/m4a6cQBIfnBpj
Вторая соседка по отсеку вышла раньше нас, и в Мелитополе подсел степенный парень в наушниках, едущий до Симферополя. С ним тоже о чем-то успели потрепаться… А основная собеседница средних лет выходила с нами, но ей надо было в противоположную от нас сторону заповедника Аскания-Нова.
Арабатка
день 1
В Новоалексеевке поезд стоял долго, около получаса. Мы как раз собрали и нагрузили велы за это время, и, помахав отходящему составу, двинулись в сторону Геническа.
После московских +15*С тут было +25 (это в тени). Перед стартом мы одели рубашки и подняли воротники, чтоб не обгорели шеи. Шляпа-панамка не помешала бы, но у нас лишь кепки.
13 км асфальта до Геническа мы ехали целый час — дул сильный мордник со стороны моря. Да и, в отличие от меня, напарник был не в лучшей форме после болезни, он с осени не катался.
Наслаждаюсь новыми для меня пейзажами и обстановкой вообще. По прошествии времени это чувство окружающей новизны притупляется — к отъезду как-то все привычно стало. Солнце сразу показалось более ярким, чем в Мос.области. Причем намного. Меняю прозрачные стекла защитных очков на темные. Никогда не носил темные, а тут — пришлось! Снимал только к вечеру.
Вдоль шоссе к Геническу в качестве лесополосы растут низкорослые сосны с примесью лиственных деревьев, в том числе — «Бл…!! Березы!!!» — возглас Вована. Уехав на юг от цветения берез, от аллергии, он не ожидал такой подставы! Впрочем, их было немного, да и отцвели они тут раньше. Дальше берез замечено не было.
.
Райцентр Геническ — прибрежный городок в 20 тыс.чел., больше похожий на крупный поселок. Нам нужно было обменять деньги, затариться продуктами и местной SIM-картой. Я чувствовал себя неуверенно, поэтому охранял велы, пока Вован ходил по банкам-аптекам-магазам. А в салон связи пошел-таки я, на мой запрос продали симку life (несмотря на дешевизну, в последствии не раз жалели — на некоторых «отшибах» телефоном находился лишь МТС).
Думали дозакупиться на местном рынке, но он был почти пуст — лишь несколько бабок торговали вяленой-копченой рыбой. Что ж, докупили приправы в магазе и направились к выезду из города, к косе Арабатская стрелка.
На северной части косы находятся многочисленные базы отдыха, лагеря и пансионаты. Добрых 35-40 км мимо них ехали, и только потом цивилизация обрывается. До выезда в «дикие» степи нам надо было набрать воды.
С водой в сухих степях Крыма напряженка. Есть артезианские скважины, но далеко не все из них — питьевые. Особенно на Арабатке. Поскольку я не успел «покурить» карты перед отъездом, то мы решили набрать воды пораньше и побольше. Первые 10 км стрелки мы высматривали источники воды вдоль дороги, в открытом доступе, но не нашли. В Счастливцево, увидев орошаемый огород, попытали счастья. Пожилая хозяйка дома разрешила набрать вполне годной воды. Залили по полной — оба бурдюка 6+10 л. Между делом, Вован расспросил о ценах на съем жилья. Оказалось 120 rur в сутки не в сезон и 140-150 в сезон. Вот это да!
Довольные, мы поехали дальше. Тут Вован изъявляет желание принять горячую ванну в соленом радоновом(?) источнике по пути. Спросив у прохожих, место нашли быстро. Вода оказалась очень горячей. Вован улегся по пояс почти сразу, а я не смог. Смог только в дальней от трубы стороны. После почти бессонной ночи и палящего солнца меня «повело», но вскоре привык и отлежал-таки 15 минут. А отдельные фанаты сидели и «варились» прям около трубы! …Попытался лечь на воду, расслабиться. — Вода меня не держала. Надо было позже в Сиваше попробовать, но как-то не срослось.
Еще несколько км прекрасной «бетонки» — и началась арабатская грунтовка à la стиральная доска. По ощущениям, из общих 80 км (до Соляного) 15-20 км — безальтернативны, на остальных же можно ехать по нетряским участкам.
.
.
В первый день проехали 60 км. Отъехав 2-3 км южнее вереницы д/о, устроили привал на ракушечном берегу Азовского моря. Дорога осталась на возвышении, с которого нас почти не было видно. К тому же, Арабатка славится своими комарами, а ветер, дующий обычно с моря, на пляж их «не пускает». Но! на этот раз ветра почти не было, и нас покусали знатно. В конце концов, мы заныкались в палатке, из которой резко высовывали руки за чем-либо, потом быстро застегивали вход. Жесть.
На берегу большого открытого водоема до этого был лишь на Ладоге, в 2010 и 2011 (Юрмалу в раннем детстве не считаю). Ладога имеет свое очарование; но она темнее, волны и ветер там обычно сильнее, а комаров — не меньше! В общем, совсем не так приветлива, как Азовское море, которое мне очень понравилось.
день 2
Второй день начался с пересечения границы АР Крым перед страусовой фермой, которую мы проехали без остановки.
При каждой возможности мы останавливались в тени перевести дух от пекла. (Я быстро привык к новым условиям, для меня они были вполне комфортными — даже очень. А Вован был ослаблен болячкой и аллергией.) Очередная остановка — «последнее дерево Арабатки». На нижних ветвях — много ленточек. Попили-перекусили, а я совершил залаз. Надеюсь, это тутовое(?) дерево еще долго будет радовать путников.
Выбирая лучшую дорогу, мы местами жались к Сивашу, ощущая его сероводородное дыхание. А местами приходилось идти пешком. Но бывало, что дорога приятно радовала.
Отметили интересный обман зрения: ехали мы по совершенной равнине, но горизонт всегда был немного задран вверх, как будто чуток в горку. Массаракш…
Следующую остановку на перекус мы сделали в тени странного берегового знака.
Тем временем вечерело, нужно было думать о месте для привала. Вариант снять хату в Соляном мы откинули, ибо поздно и все такое. Так что, пометавшись «меж двух морей», закрепились на соленом и попахивающем берегу Сиваша, подальше от авто-колеи. И почти без комаров. Село Соляное виднелось на горизонте. В темноте вдоль Азова проехало несколько машин, но никто в нашу сторону не свернул. На том и заснули, проехав 65 нелегких км.
день 3
Обнаружил присосавшегося клеща на 3-ий день, пришлось выковыривать. Вроде обошлось без последствий.
.
Тряская дорожка Соляное-Каменское казалась почти белой на ярком солнце.
.
Вован проник в Ак-Монайские каменоломни с целью набрать воды из подземного источника. Мне стало стремно — вдруг заплутает там во тьме? фонарик сядет? породы обвалятся? жуть. Воды-таки он набрал, но больше лезть желания не было!
Бирюзовое Азовское море предстало во всей красе.
У очередного оврага с подходом к воде решили встать после 25 разгрузочных км. Но не в самом овраге (там было кострище), а за ним. Купаться спускались вниз. А позже к кострищу подкатили «Жигули». Вот так.
.
Уже в темноте к нашей палатке подошли двое: «о, а мы из Геническа тут рыбачим, водку будете?» — «не, пива если только.» — «ну, скоро придем.» После этого мы записали номера «шестерки» на всякий. Но никто так и не пришел.
Все фото этих дней — я.фотки.
день 4
Вован созвонился со старым знакомым, и мы назначили встречу в Заводском на остановке.
.
Казантип
Встреча была теплой, после 10 с лишним лет. Наши велы привязали-погрузили в авто-прицеп. И повезли нас в супер-место. (Или вроде того.) В Щелкино затоварились в АТБ, положили на лайф, снова поехали. Таки на Казантип. Приятель Вована лихо выкручивал по каменистым тропам, я все смотрел на прыгающие велы на прицепе.
.
Наконец, повиляв, выгрузились. На самую эпичную бухту Казантипа. На память на руле остались царапки. Сделали снимки на память и распрощались.
Таким образом, пробег дня составил смешные 12 км. Оказавшись в заповедном безлюдье, мы оставили лагерь и принялись бродить по прибрежным склонам и камням. Жить — хорошо!
В довершение, после заката «нам» салютовали со стороны Щелкино!
день 5
Собравшись, двинули на выезд с мыса. Через нефтебазу. Не очень приятно, конечно.
Путь я проложил не сразу по берегу, а через Щелкино и мимо остатков недостроенной АЭС, так как из автомобиля вид был «не тот». Сам город произвел впечатление. Несостоявшийся советский атом-град, поневоле ставший курортом…
На АЭС просто посмотрели издали. На «экскурсию» решили не напрашиваться.
Далее были различные ветряки, заброшки и вездесущие «акации», как же без них.
.
Между ветряками и Азовским предстояло проехать под ЛЭП с неистовым треском! В жизни такого треска не слышал. Мы тормознули, переглянулись, Вован спросил: «а не долбанет?» Логика подсказывает, что нет. Но — стремно: висит низко и трещит, зараза! Решаю разогнаться и проехать под ЛЭП, держась за металлические части вела. Не долбануло. Вован поехал следом.
Потом несколько км был прибрежный сосняк и пески. Прямо «Мещёра» местная! Понравились столики со скамейками и табличкой «место для отдыха».
.
.
После этого нас ожидал лиственный лес — небольшой, но высокий, однако! Хвала тем, кто внес это разнообразие в степные ландшафты.
Вскоре въезжали в Новоотрадное, где Вован жил каждое лето когда-то давно. Где-то там остался фундамент недостроенной дачи, которая теперь за границей…
Каралар
Набрав воды, покрутили дальше вдоль берега. Вован перегрелся, ехал тяжко. А я сдуру снял майку — была облачная дымка. Обгорел через сетчатую жилетку, да так, что к концу дня получил недомогание.
.
У магаза в Золотом перевели дух, нацелились на привал через 2-3 км.
.
.
Место у живописной бухты было найдено быстро. 49 км ощущались на все 100.
.
.
Над морем скапливалась облачность, но ответ Вована «здесь всегда так» успокоил, и дождя ночью не было.
Все фото этих дней — я.фотки.
Продолжение: Каралар и Керчь.
Вспопинаю некоторые из этих маршрутов, но на мотоцикле и более 35 лет назад. Сейчас покручиваю педали. Благодарю за подписку с новостями. Слава—Богатырь, земляк,- ты Машина Времени!
Мой комментарий выше относится к интервью с Вашим гостем.
* А этот Ваш отчёт, ребята, мне особенно понравился. Скачал фото. Мои чёрно-белые пожелтели совсем. Через много лет ясно помню настоящую «стиральную доску» Арабатской Стреки.. Такое же чувство горизонта! И сильный ветер, как стена, в районе Казантипа.. А тут без мотора.. Круто!
Москва.
Вы вроде бы в Химках живете, мы совсем соседи. Даже виделись вроде бы. Я у вас раму или вилку когда-то покупал. Рама gt, вилка suntour.
ВАО→ЛО→СВ
Прочитал первую часть с удовольствием, спасибо за труд по написанию отчёта и ещё более нелёгкий труд по фото-видео-документированию на протяжении маршрута. Мы вчетвером ехали в точности по этому же маршруту, только на 10 дней раньше: 30 апреля — 1 мая тоже 2012 года. Мне лично очень понравилось! Жаль, что сейчас такой маршрут стал невозможен… Надеюсь, что только сейчас, а не всегда!
Пару раз проезжали арабатку, тоже в мае. Один раз было очень холодно и у той горячей лужи никого, мы все залезли в неё голышом. Сидим, как вдруг подьезжает машина и из неё выходят тётки тоже принять ванну. Мы потихоньку вылазеем по одному. В общем было у них бесплатное шоу.