[начало тут]
На этом берегу Волги все еще Костромская область, а на том – уже Ивановская. С одним из самых эпичных ее городков – Плёсом. Но поскольку области разные, паромной переправы между ними нет, а есть только частные лодочники.
С той страны-стороны в Плёс ведет тупиковое шоссе, и по этой причине включение его в вело-маршрут проблематично – либо радиалка, либо ненадежная лодка.
В общем, ограничился я взглядом на тот берег сквозь дымку сибирских пожаров. И ничего особо красивого не заметил. А ведь там – и музей Левитана, и музей пейзажа. Видимо, со стороны Плёс не смотрится – надо быть там и оценивать изнутри.
Так что двинул я дальше на восток по трясёнкам разной степени каменистости. Оно, конечно, радует, ведь не асфальтом единым жив велотурист!
Но! Когда в тени +29 (а я на солнце), то трястись несколько часов не очень-то и в радость. А у меня еще и сушняк в горле: выпил 1,5 л минералки и еще литр воды, но все равно не могу напиться.
Природа стала интереснее, появились холмики. И даже кусты, похожие на груши.
Один из таких кустов растет у развалин сельского храма. А из самих развалин растет сосна! Так или иначе, рано или поздно – вселенская энтропия возьмет свое, и всё превратится в прах. Ну, или в тепловое излучение.
Бывает так, что до отдаленной мелкой деревни в несколько душ тянется длиннющая низковольтная ЛЭП. Нерационально это! Вот еще одна причина вымирания подобных селений.
50 км по насыпной грунтовке (grader – это не покрытие, а вид дорожной техники!) я протрясся за 5,5 часов. И это неплохой результат, учитывая жару, сушняк, дымку, купалку-загоралку и перекус на берегу.
Кинешемский мост, как и Ховринскую Заброшенную Больницу, начали проектировать в 70-х и строить в 80-х. Мосту повезло больше: он был-таки достроен на рубеже тысячелетий и открыт в конце 2003-го. Но в урезанном варианте.
Дело в том, что два райцентра по обе стороны Волги, Заволжск и Кинешма, являются ЖД тупиками. Этот недочет был призван устранить комбинированный авто-ЖД мост, но 90-е внесли коррективы: МПС загнулось, а часть активов моста сперли или сдали в лом. В конце 90-х мост решили достроить в авто-варианте, распилив все ЖД составляющие. А чтоб жизнь медом не казалась, по мосту запрещено пешеходство. Да здравствует Единая Россия и лично товарищ Грызлов! Который, собственно, и открывал движение.
Есть мнение, что слово «Ки́нешма» в переводе с финно-угорского языка племени меря означает «глубокая, темная вода».
С дорогами в городе не так всё и плохо, и даже не все заводы развалились. Но советские кварталы какие-то раздолбанные. Ивановская область, что уж тут…
Но из разряда «city» (105 тыс.) город превратился в «town» (85 тыс.), хотя сохраняет второе место по всей Ивановской. Меньше народа – больше кислорода… Вот мне интересно, что происходит с пустующими квартирами?
За последние 300 лет у Кинешмы не раз менялась приписка. Архангелогородская, Питерская, Московская губерния, потом Костромская (1777-1918), Иваново-Вознесенская губерния, Ивановская Промышленная и, наконец, Ивановская область.
До 1917 года население города составляло не более 10 тысяч, поэтому исторический центр здесь небольшой. Тем не менее, сначала надо сесть и перекусить, испробовав разливной карамельный эль, пол-литра которого были куплены в магазе «крафтового» пива.
Выбираю скамейку на тихой площади и принимаюсь вкусно употреблять с арахисом и овсяным печевом.
У ментов есть свойство появляться внезапно и ниоткуда. Подходят – думаю, ну всё, звездец. А они о бутылке ни слова, они про байк снова! Дескать, велы часто тырят, и надо со мной провести профилактическую беседу «для галочки». Везет же мне!..
С «чистой» совестью качу по набережной, где мной живо заинтересовалась немолодая, но яркая группа из четырех человек. Они из тех, кто излучает позитив, так что можно сказать – вечер удался!
Старых домов в уездном центре хватает, но это не Кострома, конечно.
Завершаю прогулку на главной Базарной площади Революции.
Судя по Кинешме, Ивановская область тоже потихоньку выкарабкивается. Если 5 лет назад тут было мало асфальта, то теперь дороги уже вменяемые. Но впереди еще два дальних райцентра, и там будет видно.
Занятно, что в сёлах со мной стали здороваться дети. В предыдущих областях этого не наблюдалось.
На выезде из города обнаруживаю родник в деревне Горки. Вот и ладненько, теперь остается отъехать несколько км и залечь на ночь.
Залег я в двух км от шоссе, в посадках сосен прямо у проселочной дороги. Ездят по ней лишь рыбаки да несколько оставшихся пенсионеров деревень Совки и Березники.
Взошла Луна, сверкают звезды. Сверчки заводят мерный цокот. Ночные бабочки пытаются влететь в палатку, но их приходится отвергнуть. Хотя, конечно, мотыльки – не комары, которых тут почти и нет.
24 июля (день 11), +93 км (10:30-21), Русиново ~ Новлянское ~ КИНЕШМА, итого 988 км.
Больше снимков – на Я.Фотках.
Мне приходится учиться привыкать умудряться пытаться высыпаться за 7 часов, а то и 6,5. Утра нынче теплые, и солнце долго спать не даст.
Здравствуй, новый день! Наконец-то я вкусил тишину и уединение под звездным небом, приковав взгляд к которому, можно наблюдать движение случайных спутников. Густой сосновый дух прилагается. Утром, правда, он не так силен.
В начале дня я обойдусь без скучного шоссе. Поможет мне в этом старый Решемский тракт с остатками булыжников.
Вскоре грунтовка сменяется асфальтом, ведущим в жилой квартал при довольно крутом санатории «Решма». Несколько 9-этажек посреди луга – это выглядит необычно. Пишут, что раньше здесь находилась дача Брежнева.
Устье реки Решемка после затопления Горьковского вдхр. стало широким заливом. За ним следует крутой щебнистый подъем к селу Решма, но я его осилил!
Далее асфальт скудеет, обнажая свою булыжную подложку.
А потом и вовсе сворачивает к шоссе. Какое-то время я продолжаю путь по грунтовке, пока она не обрывается оврагом. Тогда и мне приходится свернуть.
Шоссе на Юрьевец пустое, но монотонное, ибо проложено в объезд почти всех деревень. Я, тем не менее, надеваю яркий сетчатый жилет из «Спецодежды». Удобная вещь, однако!
Юрьевец (ранее Юрьев-Повольский, т.е. по Волге) – самый древний город современной Ивановской области. И, возможно, самый запущенный. Делится он на верхнюю (нагорную) и нижнюю (прибрежную историческую) части. В верхнюю я решаю не заезжать. А зря! После кончины Союза город поредел в 2 (два) раза – с 16 до 8 тысяч, и при таком раскладе к середине 21 века город совсем опустеет…
Вблизи главной площади еще терпимо. К тому же, тут находится музей Тарковского, который «увидел ангела». Об этом вещает растяжка на здании горсовета, намекая, что админы тоже вошли в терминальную стадию православия. Ну, зато колокольню покрасили. За ней – еще 3 храма, один за другим. Но два из них в таком непотребном состоянии, что там и снимать нечего.
А всего тут 6 храмов – по одному на полтора киложителя. В старинных мелких городках такое их средоточие – не редкость. Ведь когда-то они были самыми что ни на есть «домами культуры»…
Главная улица Юрьевца – прямая, как стрела. И она неплохо показывает текущее положение дел. На замену окон деньги есть, но рабочих мест нет. Умом Россию не понять!
Улица упирается в городской пляж, купание на котором запрещено! Но в такое скопление тел я и не полезу.
В отличие от многих затопленных городов, нижний Юрьевец здесь защищен дамбой и находится на 1,5 метра ниже уровня (НПУ) Горьковского вдхр. Но в отдельные паводки центр все же слегка затапливает.
Повсюду вдоль укрепленного берега, да в глубине города можно увидеть какие-то бетонные пирамидки непонятного мне назначения. (напоминаю, что почти все мои фотки тут увеличиваются левым click’ом)
Волга здесь широка – до того берега от 6 до 15 км. Это влияет на климат, сглаживая летнюю жару.
Одно из крупных предприятий города – льнопрядильная фабрика – «находится в виде руин. Приватизация была осуществлена в свое время по варианту сдачи всего оборудования в металлолом».
Рядом находится старинная школа-гимназия и неопознанный бывший завод, здание которого явно кто-то выкупил.
Под конец забираюсь на смотровой холм – виды оттуда знатные!
Вялый какой-то день вышел: хотя жарило выше +30*С (что стало привычно), но купаться так ни разу и не захотелось.
За Юрьевцем Волга резко сворачивает на юг, и природа снова меняется.
Пустое шоссе теплым вечером – это то, что надо! Но ведет оно себя как-то странно: то в пологую горку еду 22 км/ч, то под такую же горку 21 с трудом, хотя ветра вроде и нет. С чего бы это?..
Некоторые сёла, особенно Новленское, видимо, не обновлялись с советских времен.
После пересечения границы Пучежского уезда я начинаю искать пристанище, ибо дальше уже не будет столь стратегически оправданного места.
Появляются незаросшие сельхоз-поля. Давненько! И я оседаю меж двух полей под старыми березами и рябинами, ветки которых укрыли мою палатку.
25 июля (день 12), +95 км (10:30-20:30), Решма ~ Ёлнать ~ Пелевино ~ ЮРЬЕВЕЦ ~ Новленское, итого 1083 км.
<= Кострома | ПРОДОЛЖЕНИЕ: день 13 — Чкаловск =>
«И напоследок я скажу…» Назрело лирическое отступление.
Вот и календарный новый год. Для меня он как заезженная пластинка – из года в год одно и то же, те же пожелания, большей частью наигранные, которые забываются после принятия n-ной дозы этанола. В словах люди редко выходят за пределы семьи, работы, денег, не думая о более общих и мировых ценностях. Многие возразят – ну, это же семейный праздник! Пусть так, но он единственный всемирно-нейтральный в политическом, религиозном (почти) и половом плане. И я считаю, это самое время закинуть цепочки мыслей дальше устоявшегося круга «своей тарелки».
К примеру, 2017 в РФ объявлен Годом Экологии и ООПТ. Но и 2013 был Годом охраны окружающей среды, а что изменилось? Например, несмотря на цифровизацию, в бюджетной сфере бумажной волокиты стало больше.
Но надежда, как говорят, умирает последней.
«May we all have our hopes, our will to try;
If we don’t we might as well lay down and die…»
– эти слова припева были написаны в разгар «холодной» войны, но и сегодня они остаются несказанно актуальными.
И песня эта до сих пор крайне популярна. Более того, я считаю, что она не менее бессмертна, чем произведения Чайковского или Баха.
Большинство населения, недостаточно знающие английский, считают ее новогодней, да и название к этому располагает. Но я, когда впервые вслушался в слова, а затем и вчитался, – не на шутку прослезился. Так же, как и от песни Ozzy Osbourne «Dreamer», ибо смысл похож, пусть акцент и не так четок.
Вот эта песня. Не теряйте надежду!..
Тыща километров! Круто. Приятный город Кинешма.
А Плёс не особо смотрится и изнутри. Избалованный вниманием туристов (в том числе иностранных) форпост хипстеров, приезжающих из Москвы провести время концептуально. Засижено всё.
После Плёса добрались до Кинешмы и насладились прелестью ивановской. Очень приятный городок, а неподалёку, как раз за мостом, в деревне Воздвиженье есть родник и домик Николеньки. Легендарная личность в тех краях
О. Воздвиженье йа проезжал, однако. На Викимапии там отмечен дом Смирнова Николая Юрьевича — это он? Правда, там никакой инфы, только адрес.
А у Плёса отмечена дача Медведева!
Про дачу Медведева даже ФСБ давала официальные опровержения. Но там всё через госзакупки рассекречено
Николенькин дом и родник чуть в стороне, вот тут подробнее расписано http://www.ivanto.ru/sights/spring.html
Хорошее место, в первую очередь не стенами, а людьми. Народ реально сплочён чудом этого человека
Я не верю в чуд(ес)а. Только наука. Но не отрицаю саму возможность всяких событий. Мы ж далеко не все еще объяснили в мире.
Например, предсказания возможно только в случае, если можно путешествовать во времени туда-сюда.
Ну, а без доказательств всё это пустое, как и «солнцееды», например.
Предсказать будущее очень просто. Особенно, если предсказываешь то, что произойдет лет через 300, 500. Потому что никто проверять не будет.
Предсказать то, что произойдет через 10 минут — значительно сложнее. Но и тут можно достичь немалых успехов. Например, когда я собираюсь на работу, я беру с собой проездной на метро. И деньги на обед. Потому что предсказываю события — проездной мне два раза пригодится, и к часу дня организм жрать захочет.
Так вот, предвидеть и предсказывать будущее способны очень многие, только надо регулярно тренироваться.
Никаких чудес тут нет, но жизненный опыт весьма важен.
(Хотя бывают перцы, которые по десятку раз в день на одни и те же грабли наступают, но таких не много)
Ой, блин, забыл в теХте упомянуть про Фомина-в-юбке, но он вроде свалил из Кинешмы и понаехал в Мск.
Да, Кинешма лишилась ещё одной «достопримечательности» 😀