[начало тут]
Утром в лесополосу заходит бабулька, по грибы. Меня трудно не заметить – что-то спрашивает (ага, сначала по-чувашски). Отвечаю, что не грибы собираю, а еду в Казань. Говорит, что раньше и на велике, и на мопеде гоняла, а сейчас уже всё, не может. Прощаясь, мы желаем друг другу счастья. Я добавляю, что буду счастлив, если все вокруг будут счастливы…
Оказывается, вполне реально собраться всего за 2 часа – до этого дня со мной такого не случалось!
Погода сегодня опять неустойчива. Что ж, надо привыкать. Одно утешение – относительно теплые ночи и попутные западные ветра почти всю дорогу.
Чувашский язык – предмет ученых споров. Среди других тюркских языков он как реликт, словно гепард в семействе Кошачьих. Поэтому некоторые относят его к прототюркскому, или вообще выделяют в отдельную подгруппу.
На пути – райцентр Козловка. Кроме дома-музея математика Лобачевского, ничем особенным городок не выделяется; но, как и Марпосад, производит приятное впечатление.
.
Граница Чувашии и Татарии на шоссе в Нижние Вязовые отмечена скромно. Под стать самой дороге – трафик тут очень низкий. Мимо меня просвистел мужик на шоссере – тренируется. Мне бы тоже следует поднажать, ведь по плану от Свияжска до Казани предстоит плыть на речном «трамвайчике». А ходит он только раз в сутки.
Но силы требуют пополнения – приходится остановиться на перекус.
Почему для кошек и псов есть универсальный корм, а для человеков – нет? Ну, или хотя бы для байкеров…
Перед Козловкой из-за нехватки времени я пропустил «Птичий Полет» – красивую смотровуху на высоком берегу Волги. Теперь шоссе проходит ближе к Волге, и можно частично скомпенсировать упущенное.
На Викимапии в 2010 году был оставлен коммент: «наблюдается огромный контраст в благоустройстве рядом расположенных городов Волжск (Марий-Эл) и Зеленодольск (Татарстан)». Издалека, конечно, оценить это не получится. Но для меня Татарстан лишь начинается…
В Нижних Вязовых я забегаю в магазин-ларек, проход в который охраняет рыжевато-белый кот.
Еще один бросок в 15 км по гладкому пустому асфальту, и передо мной открывается остров-град Свияжск, на беглый осмотр которого у меня есть только час. Но этого как раз хватило.
Что сказать… Без знания истории и/или грамотной экскурсии здесь многое остается «за кадром». Полным ходом идет реконструкция построек, но многие из них отделаны слишком «жирно», в ущерб историчности. (И, как окажется позже, такой «стиль» прослеживается по всей республике.) А вот коренное население, похоже, редеет – остров превращается в нежилой музей?..
Давно я не катался на теплоходах! Ну, не считая паромов. Последний раз это было в детстве, в конце 80-х – смутно вспоминается поляна у «Бухты Радости» (канал им. Москвы).
А здесь это полноценный транспорт до Казани, пусть и ориентированный в основном на туристов: 30 км он преодолевает за 2:15, делая 6 остановок. Вполне себе живописная альтернатива потенциально пробочному автобусу – по автодорогам до Свияжска около 65 км через плотную населенку. И, кстати, плыть не так уж и дорого – 114 рублей. Особенно учитывая, что два парома по несколько километров обошлись мне в 100 и 110 рублей каждый.
С велом пустили без проблем, но с наценкой, не отраженной в билете (не помню уже её). Вот только сам билетик мне сразу не выдали (коррупция?) – пришлось просить в частном порядке: «конечно, нужен! Память же».
.
Два часа плавания я коротаю едой, прогулкой по палубе и беседой с женщиной из Ростова (на фото её не видно). Наконец, причаливаем в речном порту Казани.
Остается час-полтора светового дня, чтобы найти ночлег. Да, придется еще раз раскошелиться на хостел. Зато посмотрю Казань.
На улице Нариманова мне предложили кровать за 300 рублей. Заглянул я туда – тесный подвал без окон и вентиляции, где ютятся сомнительные личности, и воняет носками! Нафиг-нафиг.
Сажусь в ближайшем сквере и гуглю нормальные хостелы. Звоню в «Лайк» – 500 рублей, место есть, все путем. Заведение оказывается очень цивильным – евроремонт, картины, большой холл, ЖК-панель на полстены, ну и все в таком духе. Соседей на этот раз много, но почти все что-то бесшумно зубрят по учебникам.
24 июля, 82 км (10:30-16:30), Аксарино ~ Козловка ~ Нижние Вязовые ~ Свияжск, +7 км по Казани.
День 16: Казан(ь)
Просыпаюсь с неприятным нытьем в животе. С чего бы это? Еда, вроде, была привычная. Ну, кроме толстой кулебяки, купленной в Свияжске. Чтоб у меня заболел живот – это надо сильно постараться! Такое бывает крайне редко. А тут – так некстати! Вот ведь зараза…
Как бы то ни было, время не ждет. А погода снова преподносит подарок.
Татары очень любят коричневые пластиковые окна. А их сочетание с обликом здания – это уже дело второе.
.
.
Местный «Арбат» – это улица Баумана. Сегодня шубота, и народу на ней – чуть менее чем до хрена.
«Индейские» музыканты добрались и сюда – на какое-то время сливаюсь с толпой, слушая их выступление. Группа называется Samay Spirit. А через 50 метров – другие «индейцы»! А потом третьи!! Конкуренция!!!
В общем, не люблю я скопления народа. Смотришь потом снимки, и хочется вырезать всех людей. В смысле, из фото. =)
Информатор ЖД вокзала аж трехъязычный: русский, татарча и English. Кругом пестрит символика каких-то водных соревнований – Water of Life. Оказалось, что тут проходит чемпионат мира по водным видам спорта! Сегодня – второй день, а участвуют 190 стран. Некисло так.
Второй крупный город на пути – и второй прокол моей несчастной покрышки. Надежды не оправдались… Ставлю марпосадскую запаску, стараясь не делать резких движений – муть в животе так и не проходит, и я глотаю активированный уголь. Вроде бы, и не тошнит, но паршивое состояние сильно омрачает день и притупляет впечатления от города.
Напланировал я по карте Казани слишком много – приходится урезать культурную программу. В любом случае, один неполный день – это слишком мало для миллионника (для сравнения – Чебоксары в 2,5 раза меньше).
Недавно построенный ЗАГС в форме казана напоминает нижнюю часть Останкинской телебашни.
В кремль я заезжать не стал – довольствовался видом со стороны.
Можно сказать, с центром покончено, и я двигаюсь на юго-восток, не переставая поражаться, сколько же сюда вбухано средств.
.
То, что я принял за развеселую мечеть, оказалось театром кукол.
В Казани присутствуют все виды транспорта, включая электрички, трамваи, троллейбусы и метро. Парк трамваев-«погремушек» постепенно пополняется тихими современными вагонами с обтекаемыми формами.
У входа в переход метро «Суконная Слобода» есть и трамваи-памятники, причем на их лавках можно посидеть, как в беседке. Судя по безупречному состоянию экспонатов, камер наблюдения вокруг хватает.
На улице Павлюхина мной заинтересовался пожилой местный житель. Пишу ему на бумажке адрес своего ЖЖ (сайт BLF появился чуть позже) и вкратце рассказываю историю последних дней. И то, как меня приютили в Марий Эл. На что получаю суждение: «марийцы – они помягче татар. Я — татарин, я знаю!»
…Только на самой-самой окраине остались слегка облезлые дома со старыми деревянными рамами. Но скоро доберутся и до них, как только построят очередную станцию метро.
На этом завершается моя 6-часовая прогулка по эпичной Казани. Мое беглое мнение – слишком много показухи, народа и суеты в центре, особенно в выходные. По мне, Чебоксары гораздо уютнее и приятнее, пусть и не имеют такой древней истории. Но впечатления подпортило мое отравление, и, по-хорошему, сюда надо вернуться в добром здравии через несколько лет.
Преодолев вечерний трафик спальных кварталов, выбираюсь на дорогу в сторону села Куюки, весьма живописную в золотистом свете садящегося солнца – наконец-то, вольные просторы! Все-таки, город меня утомил.
Под Луной красуется новенькая бревенчатая мечеть села Куюки.
А вот заросший оплот христианства менее популярен, но уже готов похвастаться свежими коричневыми пластиковыми рамами.
В центре села расположен магазин-ресторан, где проходят какие-то татарские гуляния – слышна характерная музыка и громкие разговоры. Кто сказал, что это – Европа? Самая натуральная Азия!
Хотя к селу ведет новый гладкий асфальт, все внутренние улицы выложены «покрытием» из строительного мусора, на котором так нещадно трясет байк, что я умудряюсь посеять ветку бананов. Приходится возвращаться за ними и трястись лишние 2 км.
Как-то сразу стало видно, что татары – народ сплоченный, готовый постоять за своих. В сельской местности особенно заметна некая дистанция от русских. Неприязнь? Вряд ли. Но, допустим, если между русским и татарином завяжется глубокий спор, а судья будет татарин, то исход будет ясен с большой долей вероятности…
Отъехав 5 км по грунтовке, встаю в редколесье между березами. О, здрасти, комары – давно не виделись! За последние 5 ночей я уже и забыл про вас…
25 июля, 54 км (13-20:30), Казань ~ Салмачи ~ Куюки.
Дальше, через Каму =>