[начало тут]
Ну что ж, после двух комариных стоянок мне удалось хорошо приземлиться. А следующей ночью и вовсе планирую хостел. Сегодня восьмой день автонома после Казани – пора и подзарядиться.
А пока продолжу движение уже не на восток, а на север – откуда Кама, туда и мне.
.
В западной части неба тянут «щупальца» циклона — красивые, но коварные «веерные» облака. Много уже раз я видывал их в своих поездках, и чаще всего они как бы намекают: «жди дождей!» Как бы то ни было, я на каждом привале лезу в Сеть в надежде на погоду – не должно быть сегодня дождя!
И пока что небо радует красотой облаков, а холмистые виды не дают скучать.
В окрестностях Нечкино взору предстают особо живописные пригорки, поросшие стройными готичными пихтами (upd: скорее, это сибирские ели).
Шоссе не удается огибать все холмы – на моем пути немало затяжных подъемов и спусков. Но радует, что на подъемах есть дополнительные полосы. Да и качество дороги слегка улучшилось.
На одном из склонов расположился горнолыжный комплекс.
Эти места популярны у ижевских дачников, но большинство их СНТ жмутся к городу – немногие огородники готовы ехать аж 30 км за пределы Ижевска. А москвичам такое расстояние показалось бы смешным…
Второй раз вижу у дороги километровый столб «13», увешанный ленточками – местное суеверие.
По непонятной причине шоссе Сарапул-Воткинск из асфальтового вдруг становится насыпным – снова красноватая зыбучая трясёнка. Ползти по ней желания нет, но параллельно накатан грунтовый «дублер», на котором я впервые за весь свой путь замечаю группу из двух «продвинутых» велосипедистов! Разумеется, я направляюсь к ним. Что-то у них случилось – стоят на месте. Оказалось – банальный прокол. Немного поговорили, и погнали вниз по грунтовке в Перевозное.
Вот именно погнали! Парни из Ижевска далеко не робкого десятка – обогнать их у меня получилось с большим трудом! А всё ради фотки на память.
Какое-то время я околачиваюсь в Перевозном, где проходит некий «Засольник». А парни зашли закупаться в магазин Воткинского РайПО Удмуртпотребсоюза.
А далее наши пути расходились – парни едут с ночевкой на р. Сивá, приток Камы. Кроме снаряги, они везут с собой всякую гречку, консервы и спирт (этанол) для приготовления бухла! А мне советуют быть осмотрительным, ибо 70% местных клещей – энцефалитные. Ни хрена ж себе! Меньше знаешь – крепче спишь… Если проснешься. (про 70%, конечно, перебор)
Срезав по грунтовке шоссейную загогулину, попадаю в деревню Кварса – этакий пригород Воткинска. Дорога здесь очень оживленная, немало фур. Едут они все к плотине, на мост через Каму – это первый мост после Яр Чаллы. Но между ними строится еще один, у Камбарки.
Через несколько км я въезжаю в Воткинск. Знакомство с родиной П. И. Чайковского начинается для меня… со свалки.
М-да. «Театр начинается с вешалки», а Воткинск – с помойки.
А ведь многие наши граждане даже и не имеют таких понятий, как «раздельный сбор мусора». С последующей переработкой, конечно. В этом плане РФ жутко отстала от стран Европы и США, и это печально…
Если вам небезразлично будущее ваших детей – задумайтесь о мусоре об отходах! И, по возможности, начните действовать. Если можете повлиять на местные власти — дрючьте их! Если же нет, то поищите для начала карту местных приемных пунктов.
Забота о среде обитания должна быть важнее любой политики и экономики, которые, по сути, являются функциями состояния этой среды. Давно пора менять ложные приоритеты…
…
Итак, Воткинск (удм. Вотка Кар). Расположен он в низине, что не лучшим образом отражается на качестве его атмосферы. А тут еще и небо затянуло серой облачностью.
.
Кроме музея-усадьбы Чайковского, в городе есть завод, известный с 18-го века. Чего он только не производил за 250 лет – якоря, мосты, паровозы… А ныне наряду с нефтегазовым оборудованием выпускает всякую оборонную хрень.
…Нужный хостел сети «Лайк» найден быстро. Находится он в 4-комнатной квартире на третьем этаже кирпичной 5-этажки со всеми вытекающими – тесная кухня, тесная прихожая… Сказали, что это временно, и уже ищется площадь для переезда. Аккурат к моему приезду дали горячую воду, которой не было дней 7-8. А после полуночи отрубился Wi-Fi – закончилась оплата провайдера. Но мне все равно, ибо есть хороший прием 3G.
Соседи – странноватая, но не очень громкая молодежь мужского пола, а в дальней комнате живут несколько работяг. В общем, за 400 рублей — сойдет. Тем более что на ночь обещан дождь.
32 июля, 90 км (10-19:30), Дулесово ~ Нечкино ~ Гольяны ~ Перевозное ~ Кварса ~ Воткинск.
Утром, как обычно, смотрю сводки погоды на ближайшие дни. И на этот раз они мне совсем не нравятся: через два дня вокруг Перми похолодает до +12 днем. Без вариантов. С дождями. Надолго. Вот тебе и лето…
До плановой концовки – Кунгурской пещеры – дней пять ходу, но у меня есть только два, и альтернатива вырисовывается сама собой – пилить на север до упора в Транссиб. Урал же оставлю до лучших времен…
Над городом стремительно несутся скопления туч, подгоняя меня вперед; но два часа мне погоды не сделают — покатаюсь немного по Воткинску.
.
На одной из улиц ко мне обращается местный велосипедист – что я думаю насчет обвески Deore? Надо же, вторая «продвинутая» встреча подряд! В свою очередь, спрашиваю – почему в Удмуртии нефть соседствует с разрухой и запустением? И получаю ответ, что, в отличие от Татарстана, деньги утекают в Москву… Вот такая квазиавтономия.
.
В целом, Воткинск показался мне приятней, чем Сарапул. Но как-то мне здесь тоскливо – леса всё гуще, а широта все выше… А может быть, корень причины в чем-то другом.
В любом случае, мне предстоит углубиться на север еще на градус широты. Нужный поезд подобран на вечер завтрашнего дня. Путь предельно прост – только шоссе, а Кама так и останется далеко в стороне.
Поначалу ехать скучновато – лес, равнина, ощутимый трафик. Развлекают меня ржавые остановки, размалёванные пермскими фанатами. Но вскоре заканчиваются отвороты к скважинам очередного месторождения, и машин (особенно грузовых) становится меньше, а леса редеют, становясь овражно-островными. И появляются первые признаки все еще далекого Урала.
.
И вот я проехал последнюю веху – границу Удмуртии и Пермского края. Ох, и любят у нас все присоединять! К Пермской области добавили Коми-Пермяцкий АО и – бац! – получился край. Вот только край этот – без края: в отличие от остальных, он со всех сторон граничит с другими регионами РФ.
Дороги, однако, стали получше. А сёла особо не изменились.
Но кое-что все-таки изменилось: не доезжая Большой Сосновы появились борщевики (Сосновского)! Эта пакость проникла и сюда!! Последний раз я видел заросли этой чуждой травы гораздо западнее – в Нижегородской области.
Что интересно – удмуртской речи я так ни разу и не слышал. Видать, потому, что в юго-восточных уездах республики проживает меньше всего «коренных» жителей.
На ночь встаю в 1,5 км от шоссе на краю леса.
33 июля, 80 км (13-20ч), Воткинск ~ Кельчино ~ Полозово ~ Черновское.
День 25. Очер
Пусть и пришлось усилить меры безопасности относительно клещей, но последняя ночевка удалась на славу! Слабый западный ветер сдувал насекомых, а по колее вдоль края поля так никто не проехал.
Мне остается купить через сайт электронный билет. В Сеть я выхожу через «Мегафон», который ловит сносно. В нужном поезде остается как раз одно плацкартное место! Но загвоздка в том, что код подтверждения оплаты мне приходит на МТС, а его сигнал – ни жив, ни мертв… Что же делать? Я уже готов лезть на сосну, чтоб получить сообщение! Но – повезло: аппарат словил одно деление, принял SMS, и сигнал тут же исчез.
Кто-то считает, что леса на восток почти не меняются. Это не совсем так. Даже если отбросить остроконечные ели-пихты, которых нет в Подмосковье, лес все равно отличается: ветки сосен более упорядочены, а вершины – геометричны.
Кинув последний взгляд на приютившую меня долинку, я благодарю пермскую землю за теплый прием и направляюсь дальше на север.
Сегодня на пути целых три райцентра. Сначала – село Большая Соснова (с ударением так и не ясно).
Местечко не из приятных – много косящихся гопников и сомнительных компаний.
.
Далее – 12 км пермской трассы (ветвь М-7). Как ни странно, движение тут слабое для федеральной трассы, но следующие 7 км я объезжаю деревнями.
Мало кто знает уездный город Очёр, но для меня это не просто точка на карте – здесь жили мои пращуры по линии матери. Почтить память предков никогда не поздно… В прошлом году я проезжал отцовскую прародину – район липецких Грязей, а теперь добрался и до Приуралья…
Очер чем-то похож планировкой на Воткинск – пруд, завод и жилые кварталы. Только населения здесь в 6 раз меньше.
Городок так себе – много пыли и засохшей грязи. Одна из соринок попала мне прямо в открытый глаз и засела там, зараза… – по пыльным городам надо ездить только в очках!
Но есть тут и приятные места.
.
На памятнике ВОВ я нахожу фамилии своих погибших дальних родичей… Капля в море и спутанные чувства.
Покинув город, присаживаюсь на остановке. Непастеризованные «Жигули» из Нижнего Тагила на вкус неплохи, но хранятся почему-то полгода.
Последний бросок через неприметный лес на 58-ой параллели, и я въезжаю в Верещагино – «западные ворота Урала», небольшой город у крупной станции главного хода Транссиба.
Прежде всего – на вокзал. Мой «абаканский» поезд останавливается не здесь, а в Балезино, но у меня все просчитано: беру билет на электричку, и даже успеваю немного посмотреть уныло-тоскливую главную улицу.
Весь день меня не покидает ощущение какой-то невероятной отдаленности от дома, хотя до Москвы по ЖД всего 1300 км, а напрямую – и того меньше…
34 июля, 81 км (10-18:30), Большая Соснова ~ Семеново ~ Очёр ~ Верещагино.
Всего за 25 дней получилось 2120 км (около 85 км в день — для меня это обычно). Общий пробег почти совпал с майским, но тогда я ехал на 2 дня дольше.
(трэк полностью не писался, только малыми кусочками, но суть пути отражает. Также можно скачать файл GPX)
ЭД4М отправилась почти пустая, и среди немногих пассажиров были двое мужиков, сетовавших на жизнь и погоду: «А где лето? Лета нет…» Как позже выяснилось, это лето в Приуралье выдалось необычно влажным и холодным – температура редко поднималась выше +20. И мне, в общем-то, повезло поймать теплую «волну».
Полустанки сменяют глухие платформы, русские названия чередуются с удмуртскими, а за окном вагона проплывают бесконечные неприглядные леса, расступаясь лишь у крупных поселений. Со стороны всё ещё подсвеченного закатом северо-запада ползет что-то тёмное и неуютное, грозя накрыть всю округу, уставшую от холодных дождей.
Проходит два с лишним часа, и я выхожу на конечной станции Балезино, где останавливаются практически все ПДС, поскольку меняется род тяги с постоянного тока на переменный. Нужный мне состав уже прибыл и ждет. Оставшихся 25 минут мне хватает, чтобы купить в кассе багажный билет, разобрать байк и погрузиться в полусонный вагон. Суровая сибирская проводница, отрешенно наблюдая процесс упаковки бицикла в чехол, спросила что-то о постельном белье, но мне-то со спальным мешком оно ни к чему.
Поезд следовал на Москву «северным» путем, через Ярославль. 20-часовая дорога домой выдалась такой же спокойной и безликой, как и бескрайние влажные леса русского северо-востока. Среди них изредка попадались островки цивилизации, и тогда поезд делал там остановку. Мантурово, Нея, Антропово – эти поселки почти сплошь укрыты лесами, среди которых встречаются даже жилые деревни. Железная дорога и лесозаготовки – вот почти и всё, чем там можно жить…
Вскоре стали появляться и города – Галич, Буй, Любим. А после – большая стоянка в Ярославле, который я вижу впервые. Окраина, в отличие от центра, к Золотому Кольцу не относится, но выглядит как-то не очень – облезлые жилые здания и полузаброшенные заводы… Что ж, будем надеяться на лучшее.
Вот и Москва, Ярославский вокзал, нулевой километр Транссиба. Еще час – и я дома. Поездка завершена успешно! И, если честно, я очень устал. Скорее морально, чем физически. Видимо, меня вымотали частые осмотры городов, кровососы и, особенно, шоссейный трафик, требующий постоянной концентрации. Из-за этого последние дни меня уже не так радовали, а восприятие притупилось. Ведь все хорошо в меру; а на этот раз я переборщил, в отличие от майской поездки. Но, тем не менее – я доволен!
Технические проблемы свелись к двум проколам и смене каретки. Покрышки Schwalbe пора менять – они отслужили немало тысяч вёрст, подстёрлись и растеряли свои антипрокольные свойства. А вот каретка типа «HollowTech» меня разочаровала своим сроком службы, не отличающимся от типа «квадрат» (а то и меньшим). И в этом, конечно, нет ни капли вины Володи, у которого мы подготавливали байк к велопоходу. Я изначально знал эти слабые места, а в остальном всё прошло путём! Благодаря грамотному подбору запчастей и качественной сборке у меня ни разу в жизни еще не вылетали спицы, не трескался багажник или подседельный штырь, как это часто бывает у некоторых.
За всё это следует благодарить Володю. А особенно за то, что именно он меня вдохновил в 2012 году на пробные одиночные выезды, которые через год перетекли в нечто большее.
Надеюсь, что и в будущем я продолжу поездки по нашей необъятной стране. А также найду попутчика или даже попутчицу, и выберусь за рубеж. Но это уже следующий уровень…
Я очень признателен всем, кто читает мои «летописи»! Вы вдохновляете меня на новые маршруты, а я, в свою очередь, стараюсь показать многообразие и противоречивость окружающего мира со своей точки зрения, открытой для конструктивной критики. Ибо свободный обмен информацией – это неотъемлемый атрибут любой цивилизации!
Мира всем нам и процветания.
Дмитрий Ховрин
Дима, спасибо тебе большое за столь интересный рассказ. По сути это настоящее литературное произведение искусства. Своими повествованиями и фотографиями ты покорил сердца уже не одного десятка разных людей среди которых есть и мои близкие друзья и коллеги.
Когда ты находишься вдали от дома, всегда в постоянном движении и пути я по братски держу за тебя пальцы и мысленно делюсь энергией.
Спасибо тебе также за слова благодарности в мой адрес, как механика нашего проекта «велосипедные формы жизни». Я помню, как уже почти 5 лет назад я искал для тебя титановую раму, как собирал на ней велосипед, как изучал отзывы и обзоры на буржуйских сайтах компонентов для того, чтобы сделать твой велосипед максимально надежным и неприхотливым. Мне очень приятно, что он оправдал себя на все 1000%. Не за горами твоё новое путешествие, поэтому жду тебя как всегда по весне в нашей мастерской. Знай, что твой велосипед я всегда готовлю с особой тщательностью и вниманием. Ты для меня не просто друг, а родной человек.
Это не люди создают поездки – поездки создают людей. Джон Стейнбек
Как всегда восхитительно. И не верится, что всё это можно было проехать за 25 дней. Концовочка заманивает, особенно мысль про попутчицу
Буду краток: читал на одном дыхании и всегда посматривал почту, ожидая новостную рассылку.
Удачи Дима во всех делах и новых интересных километров.
Благодарю всех за отзывы!
Если поездки и не создают людей, то меняют — это точно.
Пока вот думаю, что в этом году посмотреть. А вдруг у кого-то из вас есть некие места, что-нибудь нетривиальное, что так просто не увидишь на карте, но нет возможности их посетить? Пишите! будет лишний повод и POI для новых путей.
Дим, а как насчет степей Калмыкии, нижней Волги?
Есть в планах Маныч-Гудило (фестиваль тюльпанов) и Астрахань-Баскунчак-Волгоград. Как это соединить — вот вопрос… Голые степи и полупустыни меня не привлекают, если много дней по ним пилить.
В начале писал, что на юг ездил много раз, а русский север еще не езжен. У меня самого не раз возникала мысль поехать через Велогду в Карелию. Столько лесов, и крупных озер на пути! Даже в прошлом году подумал, не поехать ли мне прямо из Москвы в Петрозаводск через вологодскую область. Но времени было мало, и я поехал в Минск.
Сплошные леса мне не нравятся, когда долго-долго через них едешь. Там надо путь очень продумывать, чтобы больше озер, сосен и камней, иначе тоскливо. И если ехать, то в августе.
Дмитрий, спасибо за велоповесть! — тут повыше «рассказом» назвали… как филолог, пожалуй, присужу лавры жанра потолще ). Читал отчет с удовольствием — ты приятно пишешь, связывая текст-фото-впечталения, выходит негрузно и интересно. Ну а примечания вроде «найди гирю» — безусловно радуют 🙂 Читая, не особо следил за картой — в голове в целом прикинул план пробега и не более — но, когда увидел трек на карте, впечатлился.. снимаю шляпу. Успехов на дороге и ждем еще публикаций!
Все очень замечательно, великолепный жанр путевых заметок. Когда бы я еще столько узнал об этих уголках земли. Спасибо большое. И как всегда восхищаюсь и удивляюсь способностью совершать такие длительные одиночные путешествия.