Велопоход вдоль рек Упа и Уперта на Романцевские горы — BikeLifeForms

15 ноября 20232:19

Велопоход вдоль рек Упа и Уперта на Романцевские горы

Иногда нежданно-негаданно в самой середине лета случается 3-4 свободных денька, которые очень хочется провести в седле своего велосипеда. Но вот незадача: куда поехать в поход на велосипеде сравнительно недалеко от Москвы? Лесная зона отпадает сама по себе, так как здесь слишком много свирепых насекомых, «грейдеры» севера области вытрясут всю душу и накормят организм пылью, а ездить по одним и тем же местам в Завидово, вдоль Москвы-реки и канала уже надоело.

На помощь, как всегда, приходит столь любимая нами лесостепь, которая начинается к югу от Москвы, за Окой. Там весьма разветвленная сеть грунтовых дорог, чистые реки, а также масса достопримечательностей, которые интересно посмотреть по пути.

Изучив прогнозы погоды, мы  решили рвануть на машине в Тулу, откуда начать нашу небольшую поездку на велосипедах. Дорога до города-героя на машине из Тушино заняла чуть менее пары часов, что можно назвать очень достойным результатом. Мы запарковали машину в центре города, позавтракали в кафе, собрали наши велосипеды и двинулись в путь.

План был прост: посмотреть сам город, посетить Ясную поляну, после чего поехать в сторону г. Советск и заночевать в долине реки Упа.

В Туле я бывал много раз, но именно в этот раз мне удалось узнать этот город с новой стороны.

Понравилась архитектура, городские парки, похорошел и Тульский кремль.

Город показался монументальным, чистым и ухоженным, и пары часов, собственно, вполне хватило для его осмотра. После чего мы пробросились на электричке в сторону Ясной Поляны.

День был немного пасмурный, накрапывал небольшой дождик, и мы неспешно от станции доехали до музея-заповедника. Он оказался весьма скромным, но по-русски красивым и величественным в своей простоте. В Ясной Поляне родился и прожил большую часть своей жизни Лев Николаевич Толстой. На экскурсию мы не попали, но нас очень выручил аудио-гид, который без проблем можно найти в интернете. Вот несколько фотографий из самой усадьбы.

Неспешно походили, послушали, прониклись величайшей личностью Льва Николаевича Толстого. Велосипеды тем временем нас ожидали у входа, где мы их пристегнули тросиком на велостоянке. В усадьбе все в целом понравилось, за исключением шума и большого количества людей, и это в будний день! На выходных здесь, видимо, тот еще балаган. После усадьбы хотели отобедать в местном кафе, но мест там не было, да и ждать подачу блюд надо было как минимум 25 минут. Перекусили тем, что было с собой в велорюкзаке, и поехали далее по плану.

Сначала немного попетляли вдоль ж/д путей и проехали колоритный завод азотных удобрений в Щекино.

После чего вышли на довольно неплохой асфальт в сторону г. Советск. Был будний день, конец рабочего дня, поэтому и присутствовал попутный трафик машин. Люди, по всей видимости, возвращались с работы.

От дороги шли многочисленные отворотки в сторону различных угольных шахт. Ехали мы быстро и слаженно, и вот уже нужный нам городок показался на горизонте.

Масштабы советских построек впечатляют.

Советск показался нам весьма заброшенным городком. Разбитый асфальт, обваливающиеся ступени на главной улице города. Здесь полное забытье и уныние. Некоторые жилые дома совсем в неприличном состоянии.

Впрочем, так живет почти вся Россия. Где-то, конечно, получше, где-то, увы, похуже, но факт остается фактом, это не Москва. Как выехали из Советска, индустриальный пейзаж вскоре сменился на природный. Солнце красиво падало за горизонт, злаковые поля, подсолнечник, широта и простор. Воду мы набрали на пустом участке, где строится дом и поехали далее в поисках приюта на ночь.

Место для лагеря мы нашли в небольшой дубовой посадке между полем подсолнечника и кукурузы.

Это была по-настоящему уютная и очень теплая летняя ночь. А утром мы поели немного землянику и собрались в путь.

На фотографии виден мой велосипед. Обычно мы способны проезжать порой более 100 км в день по хорошему ровному асфальту. В этом же походе асфальта было совсем немного.

Дорога повела нас в сторону Старых и Новых Выселок, где нас атаковали весьма свирепые пчелы. Я получил укус в нос и в голову, а Аня в щеку.

В полузаброшенной деревне Мясновка есть прекрасный родник, но не столь прекрасные местные жители, которые очень ревностно отнеслись к появлению двух велосипедистов. Дело в том, что в таких отдаленных местах люди практикуют самозахват земель, и единственная дорога в сторону реки Упа была перегорожена, но проехать нам удалось. Далее снова по полям да по лугам.

Незаметно мы достигли сел Пирогово Малое и Большое. Здесь вот и началось все самое интересное.

Вот памятный камень, привезенный из Дагестана. Он установлен в память о Хаджи-Мурате — одном из героев произведений Льва Толстого.

Сама усадьба находилась на правом берегу Упы в Большом Пирогово, но, увы, ее разграбили и сожгли после революции. В Пирогово Малом барский дом еще сохранился. Проектировал его сам Л.Н. Толстой.В самой высокой точке построили дом с мезонином из красного кирпича с зеленой крышей. Таким мы его и увидели — над рекой на высоком холме.

Всего в 100 м от дома течет красивая, пока еще чистая и спокойная река Упа с ледяной водой.

День был летний, жаркий и, конечно, мы здесь искупались.

В 1999 году Малое Пирогово стало филиалом музея-усадьбы «Ясная Поляна». Поэтому здесь все ухоженно, облагорожено и находится под пристальным взглядом работников музея.

Увы, сам музей в будний день не работал, и внутрь мы попасть не смогли, но зато нам позволили спокойно устроить обед прямо на территории усадьбы. Невозможно передать словами, фотографиями или видео всю красоту и энергетику этого места. Здесь стоит обязательно побывать.

Раз в год здесь проводится фестиваль «Русская дорога», который назван в честь километрового пути, ведущего к усадьбе. Охранница музея рассказала нам, что около 5-7 лет назад в музей приезжала  группа японцев. Они люди отчаянные, всё-таки отважились поехать на своём транспорте по непролазному грунту – естественно, чуть не утопили в грязи туристический автобус. А когда добрались до места и вышли из салона, то всей группой встали на колени. И стоят. Маленькие, большие, старые, молодые. Бормочут чего-то, переговариваются друг с другом. «Один из них говорит на плохом русском: «Боже мой, неужели на свете ещё остались такие просторы?»

После обеда с грустью мы покинули Пирогово 2-е, выехали на свежий асфальт, пересекли мост через Упу и оказались в Пирогово 1-м или Большом. Здесь мы посетили храм Рождества Пресвятой Богородицы, который был построен в 1862 году на средства прихожан. Внутри еще сохранились фрески, однако, сам храм находится в весьма плачевном состоянии.

И поехали далее. Вот типичная грунтовая дорога, характерная для тех мест.

Деревня Суры практически нежилая, жизнь в ней еле теплится. Кое-как нашли дорогу мимо этого поселения и въехали в березовый молодняк.

Потом снова большое и широкое поле!

И поехали в сторону реки Уперта вдоль небольшой заболоченной речушки с интересным названием Заволос.

Долина этой речки необычайна красива в летний солнечный день.

Далее через небольшой мостик перешли Заволос и поехали уже вдоль Уперты. Проехали села Алексеевка, Подлесное. И вот уже время сматывать цепи наших велосипедов на ночлег. К тому же после Подлесного мы приметили небольшой родник, который мы с трудом отыскали в траве на берегу Уперты.

Искупавшись в заросшей речке, полезли на верха, где раскинулась посадка березовых и дубовых деревьев и встали там на ночлег.

Быстро поставили палатку, развели небольшой костер для антуража и долго смотрели в сторону зашедшего солнца, где небо играло очень красивыми красками заката.

Спалось нам отлично, ведь место мы выбрали весьма уютное.

Утром полакомились земляникой, собрались в путь и помчали в сторону Богородицка, куда нас повел сначала большак, а потом уже асфальтовая дорога.

Богородицк оказался весьма приятным городком.

Много лет я мечтал здесь оказаться и планировал добраться сюда из Ельца или Ефремова, но никак не от Тулы.

Богородицк входит в число 12 исторических городов Тульской области, имеющих ценные градостроительные ансамбли и древний культурный слой.

Богородицк еще часто называют «Тульским Петергофом». Это название он получил вовсе не благодаря своей близости к Северной столице и выходу к морю. Небольшой город Тульской области заслужил свое громкое неофициальное название благодаря уникальному дворцово-парковому комплексу Бобринских, который по сей день радует глаз посетителей.

Богородицк нам очень понравился. Здесь мы отобедали, отдохнули, пополнили запасы провизии, посетили местный стадион и поехали дальше в сторону карьеров бывшего угольного бассейна.

Романцевские горы, или, по-другому, Кондуки последние годы стали местом весьма популярным. Туда мы добрались из Богородицка по асфальту, где присутствовал небольшой трафик машин. Однако как только мы свернули с главной дороги в сторону самого села Кондуки, машин стало еще больше. Кто-то еще только ехал на голубые карьеры, а кто-то уже уезжал, но машин было немерено. Еще больше мы удивились количеству людей, когда подъехали к самой большой горе карьеров. Здесь было дикое столпотворение. Кое-как удалось сделать фотографии без присутствия в кадре двуногих особей.

Романцевские горы — место, конечно, очень увлекательное и интересное. Однако покой, уединение вы здесь точно найти не сможете.

Здесь вас ждет много мусора, людей, пыли и машин, а также весьма дешевый музыкальный репертуар. Возможно, это все потому, что была пятница, да и дни стояли жаркие.

Неспешно мы стали объезжать все карьеры и окрестности в поисках спокойной стоянки на ночь.

Покрутились, повертелись, искупались, покатались здесь до самой темноты.

Набрали воды не самого лучшего качества в деревне Волково и нашли место ночлега в сосновом бору без подъезда машин. Пожалуй, это было единственное более или менее не населенное людьми место на всю округу. Забив на громкую музыку, мы поужинали и легли спать.

Утро встретило нас отличной погодой. Сразу же искупались.

Разогрели лепешку на костре.

Приготовили яичницу с беконом и помидорами из перепелиных яиц.

Быстро собрались в путь и продолжили наше путешествие по бывшим карьерам Мосбасса.

Был субботний день, и народу здесь только прибывало.

Чем ближе к поселку Донской, тем карьеры становились меньше и пустыннее.

Уверенно продвигаемся к цели.

Когда грунтовки закончились, мы выехали на асфальт, по которому быстро долетели до ст. Бобрик-Донской, где загрузились в дизель до Тулы.

Пару часов «паровозик» вез нас до места назначения. Вечерняя субботняя Тулы была прекрасна. Мы поужинали в кафе, упаковали наши велосипеды в машину и меньше чем за пару часов добрались до дома.

Подведя итог данной поездки, хочется отметить, что наше небольшое путешествие получилось очень душевным, даже несмотря на то, что на карьерах и в Ясной поляне было довольно много людей. Очень понравилась Тула, Малое Пирогово, а также бесконечное количество дорог вдоль рек Упа и Уперта. Удалось окунуться в полное незабытье на просторах тульской лесостепи, а обширная культурная программа не дала нам скучать.