По возвращению из Челябинска дома сижу недолго. Грядёт конец календарного лета (но не конец тепла!), и, контраста ради, после приуральских степей я отправляюсь в лесную глушь ближнего Северо-Запада.
Поначалу хотелось завернуть большое кольцо вокруг Твери со стартом и финишем в Дмитрове. Но на самый конец августа нарисовали похолодание с дождями, и из-за этого нитку я подрезал, превратив в полукольцо, пусть и не такое «золотое», как годом ранее.
Но это не столь важно. Главное – посетить по пути Селигер с куском Новгородской области; в тех популярных местах я доселе ни разу и не бывал.
День 1. Углич
Этот туристический городок на верхней Волге я уже видел год назад, но на этот раз он выступает просто как узловая точка, откуда удобно начать путь. А заодно и встретиться с Алексеем – нашим читателем и любителем велотуризма.
…Начало я себе подпортил. Надо было не жмотиться и сесть на электричку в Лианозово, но нет, я попёр до Новодачной, приехал впритык и не успел в кассу. Результат – 200 рублей сбора контролёрам (сбор за обычный билет + отдельно за вело-билет!). Контры теперь носят на поясе action-камеры, во как.
Дабы не стоять полчаса в ожидании поезда на Углич, выхожу за одну остановку до станции Савёлово и кручу через окраины тверского уездного города Кимры.
Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).
Поезд на Углич состоит из коптящего тепловоза и одного советского сидячего вагона (в прошлом году их было два). Жутко расточительно! Тут нужен рельсовый автобус…
Кондуктор мне любезно открыла нерабочий тамбур для провоза байка, за который не взяла билет.
Из этого же тамбура я и выпрыгнул на о.п. Красное за 15 км до Углича, и медленно пополз против ветра в каком-то полусонном состоянии, хотя спал 6 часов. Чтобы приободриться, сворачиваю к Волге и пытаюсь загорать на прохладном северном ветру. В итоге я продрог и всё-таки проснулся!
За прошедший год град Углич почти не изменился; стоит свернуть с главных улиц, и сразу видно следы запустения.
Встречаемся с Алексеем. Жахаем коньячку за знакомство и крутим вместе десяток-другой км. Благодарю за компанию! Будет новое лето – будут звать новые дороги, и нам, возможно, будет по пути.
Прощаемся мы у деревни Базыково – перед тем местом, где я ночевал в прошлом году. На этот раз хочется чего-то поуютнее; темнеет на ближних «северах» все еще медленно, и через 15 минут я нахожу место. Пусть тут ивовая «говь» и трава в полный рост, зато мягко спать, и даже анатомично! И, что удивительно, вообще ни одного комара. А как стемнело, впервые за лето я увидел Плеяды, чуть выше горизонта. И след метеора – наверно, от потока Персеид…
15 авг (вт), 16 км «домашних» +42 км (15-21ч), Маймеры ~ Углич ~ Юркино ~ Базыково ~ Егорьевское.
День 2. Глухомань савёловская
Потеплело до +23…+24 – это то, что надо! День прошел спокойно и размеренно.
Под вечер заглядываю в советский посёлок гидробиологов и геофизиков Борок. Парк в английском стиле сильно зарос и кишит комарами, что вполне понятно – до болотистого берега Рыбинского водохранилища здесь немногим больше километра. Но сам посёлок так приятен, что хочется заехать вновь!
Почти одновременно со мной из Борка в сторону Брейтово выехала группа из 5 подростков на простых велосипедах. Пока я перекусывал в стороне от дороги, они неспешно укатили вперёд, заняв всю ширину шоссе – благо, машин тут очень мало. Потом я их увидел снова в селе Горелово – дети шутя-играя проехали 30 км!
По дороге встречаются занятные названия, финно-угорские и исконно-русские: Веретея, Желёгость, Ильд, Прямик, Черный Враг.
Веретея… не имя, а песня! Помните капитана Врунгеля? – «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». И в этом что-то есть! В местах с красивыми названиями и жители приветливей…
Ночевать встаю на мысу напротив Брейтово. Ночи в августе прохладны, но вода в Рыбинке такая тёплая, что сглаживает эти колебания.
Вода в устье реки Сить торфяная, но прозрачная, с хорошим подходом. Рыбаки на своих моторках, наконец, накатались. Спокойной ночи…
16 авг (ср), +114 км (11:30-20:30), Нинорово ~ Шестихино ~ Черкасово, итого 172 км.
День 3. Колдун, дракон и малая Карелия
Еще вечером я видел плакат, гласящий, что здесь скоро будет «город-сад». Вдоль берега – беседки новомодной водной турбазы «ВЕТРЕНО». Однако тот народ, что был, тусовался далеко от выбранного мной выступа косы. И я, как всегда в таких случаях, понадеялся на русский авось, ибо деваться с полуострова было поздно. И не прогадал – меня не выгнали, и даже не потревожили.
Утром заехал на северный берег мыса. Разведка показала, что строительство кемпингов идёт как-то вяло и отстаёт от красивой схемы минимум на год. Что ж, коли достроят, то райсело Брейтово станет чуть поживее. Здесь уже есть пара гостиниц. Сырзавод заброшен, но хлеб еще пекут. Дорогие, правда, булочки там! Оно понятно – мука-то привозная, а местные поля зарастают. Зато новенький храм стоит, «Всех скорбящих Радость». «Скорбить радость» – это как «тонуть пенопласт»…
У «Магнита» ко мне обращается грешный туземец лет 50-ти – статный такой русский мужик с интересными чертами лица. Мелочь просит. «То Москва, а тут Брейтово!..» Мне, сытому москвичу, не жалко, но пытаюсь воззвать к его совести и самоуважению. Тщетно. Открываю рюкзак, предлагаю еду – не хочет он еды! На курево ему подавай. «Ты смотри, я немного колдун!» И ехидная такая улыбочка. Ну, так и быть, испугал – получи за артистизм.
Смотреть в селе особо нечего. Главное здесь – это Рыбинка. Большая вода под боком – всегда приятно! И это потенциал для туризма, который, почему-то, только начинает развиваться.
Есть тут и часовня в память о затопленных деревнях, сёлах и городе Молога. Год назад я уже размышлял о неоднозначности тех событий, но обратного хода нет. Есть защита от засух и наводнений, надёжное судоходство. И Дарвинский заповедник.
…В 8 км к СЗ от Брейтово есть деревня Дурасово, один из домов которой заставляет остановиться, приковывая взгляд!
В начале 1980-х дом приобрел Николай Крылов. Постепенно он все перестроил в нём – от печки и камина до крыши. «Хотя мечтал я быть художником, из практических соображений выучился в Рыбинске на столяра-строителя».
Сначала Николай установил на крыше крутящуюся веранду: специальный механизм под полом позволяет веранде неспешно вращаться, а посетителям – обозревать окрестности. Работает оно от двигателя, а крутится на шестерне от комбайна. В хорошую погоду отсюда отлично видно Рыбинское море.
А рядом на крыше восседает трехглавый дракон. С хвоста до головы он обшит железной чешуей; металлические крылья хлопают на ветру, а глаза с наступлением темноты горят красными светодиодами!
«Он из сказки, мой любимый персонаж с самого детства! Этого красавца я в 2011 г. установил, – рассказывает Николай Крылов. – До этого еще два года мастерил головы. А вот туловище мне вообще не пришлось вытачивать: я так подбирал куски дерева, что сложил их потом как конструктор».
В доме много других предметов, сделанных хозяином вручную: резные спинки кроватей, двери в замысловатых узорах, стулья, столы, диваны и скамейки, наличники. Материалы для своих поделок Николай находит в лесу – это береза, ольха, реже дуб, и обрабатывает в специальной мастерской на собранных собственноручно десяти станках.
«В первую очередь я стараюсь ради жены и четырех детей, а теперь еще и внука. Несмотря на все невзгоды, хочется, чтобы в нашей жизни было как можно больше от доброй сказки!»
(по материалам breytovo.ru и yarreg.ru)
Еще через 8 км, в селе Прозорово, стоят скамейки и символический указатель, сделанные, возможно, тем же умельцем.
Ну, а еще через несколько верст я сворачиваю с какого-никакого, но асфальта, в сторону границы с Тверской областью. Поначалу большак вполне терпимый, но после Дюдиково настаёт зыбучий песец.
С переменным успехом – то пешком, но чаще всё же в седле, преодолеваю я 10 км до Чамерово. Где, как и в окрестных деревнях, живут потомки тверских карел(-ов).
Кроме того, за селом обрабатываются поля, пасутся коровы. Нечасто такое видишь в этих краях.
Чистая Дуброва – тоже «карельское» село с индексом 171711 и развалинами колокольни. Возле бревенчатого ДК играют дети, у одного из которых на черной майке стилизована надпись CRYSIS…
Попытка срезать на Весьегонск от деревни Суково провалилась в трясину сразу же за последним домом. Да и надо ли оно было, если дальше по основной дороге лежит хороший асфальт, по которому можно беззаботно катить в лучах заходящего солнца!
Так я и выехал на довольно пустое шоссе Тверь-Бежецк-Весьегонск. Рядом проходит ЖД ветка, пока что сохраняющая редкое пассажирское движение непонятно зачем…
Вот никому не нужный о.п. 366 км. Ведёт сюда еле заметная тропинка. Удивительно, но на «платформе» недавно установлены автономные светодиодные фонари на солнечных панелях!
Впрочем, при закрытии движения эти фонари несложно демонтировать и вывезти…
…Если взглянуть на спутниковые снимки, то видно, что к СЗ от Рыбинского «моря» как продолжение затопленной низменности тянется «шлейф» болот и мелких озёр среди сплошных лесов. На закате я пересекаю эту незримую границу, и за рекой Кесьма по обеим сторонам дороги возвышаются красивые черничные боры. Аромат, конечно, обалденный! Самое место для привала!
Но лес весь исхожен весьегонцами, и я спускаюсь в излучину речки, где и ставлю палатку в траве у обрыва. Как ни странно, комаров тут меньше, чем наверху.
На всех четырёх лапах я кое-как спускаюсь к реке набрать воды для мытья в бутылку. Хрен тут, а не подход! Зря я проскочил без остановки колодец в Привороте…
17 авг (чт), +96 км (10:30-20:30), Брейтово ~ Дюдиково ~ Самша, итого 268 км.
День 4. Весьегонск
«Куда вас, сударь, к черту занесло – неужто вам покой не по карману?!..»
Сборы, выезд, отказ от черники в пользу комаров, 5 км шоссе – и вот он, городок с эпичным названием на крайнем севере Тверской области.
Весьегонск – это песок, пыль, вино, столовая, трэш, деревянные дома (из тех, что не затопило наполнением Рыбинки). А лучшее тут – это аллеи берёз и Моложский плёс.
Про винзавод я уже знал. У него и представительство на Шаболовке есть. Но, увы, не делают там сухие вина! Пришлось купить полусладкое, сливовое, единственное в маленькой бутылке 0,375 л.
Накрапывает дождик – а я в столовую! Заведение небогатое, но солянка съедобная, и кошка трёхцветная имеется.
Есть в городке места, где можно ощутить себя в 1980-х, если не брать в учет спутниковые «тарелки» и пластиковые окна. Рюмочная (кооп) – где еще сохранились такие вывески? И, по ходу, она работает! Блин, да такое надо иностранцам показывать за хорошие деньги…
За границей города асфальт внезапно появляется. Но почему-то лишь на несколько км, а дальше вообще трясёнка с пылищей, аж хруст на зубах. Сосны, правда, отменные. Хочу искупаться в реке Реня – а вода отстойная, цветёт, и подходы так себе. Это всё из-за Рыбинки.
Пересекаю границу Вологодской – асфальт! Местами битый, но чаще гладкий. И в первой же деревне – колонка с вентилем: набираю впрок, и правильно, ибо гроза мне, а не Устюжна сегодня.
А потом – мост через речку Звана, приток той самой Рени. Но тут верховья, вода чиста, и подход имеется. Наконец-то! Сразу настроение пошло вверх, а то даже фоткать не хотелось, так достало трястись среди пыли.
А что гроза? А там она, где-то в стороне. Оцениваю обстановку и решаю переждать под остановкой. А напротив – художество из крышек. Это ж сколько надо выпить!.. 🙂
Проходит 40 минут, а дождя всё нет. Еду дальше, но недолго. За 2 км до Устюжны экстренно ныряю в лес, но мне опять везёт: разложил вещи, умылся, залез в палатку, и только тогда оно ливануло! Причем по полной, со светопреДставлением. Палатка уже чуток протекает по швам – надо будет клеить…
Вот так, вроде проехал всего 72, а устал на все 150 – так вымотали меня «дороги». 3G в очередной раз нет – крепче спать буду…
18 авг (пт), +72 км (11:30-19), Весьегонск ~ Славынево ~ Соболево, итого 340 км.
(общий трэк смотрите в конце третьей части)
=> ПРОДОЛЖЕНИЕ: Устюжна =>
Всех скорбящих Радость, используя твою терминологию, будет всех тонущих пенопласт