[начало тут]
Полночи шел ливень. Палатка в очередной раз себя оправдала – внутри было сухо. Утром ветер сменился на ЮВ, и стало попахивать веществами с НПЗ. Малину собирать расхотелось. А комары то кусают, то их вообще нет.
Первая задача на сегодня – побыстрей свалить от противной сладковатой вони.
Есть такой стереотип, что в Беларуси сплошная картошка. Пока рано судить о чем-то, так как для меня здесь все только начинается. А также потому, что север страны не очень-то сельскохозяйственный. Но картошка все-таки есть.
А еще есть свободно пасущиеся коровы на лугах. И передвижные доилки. Вот это я понимаю!
Оторваться от донимающего нефтяного запаха удается километров через 10 – настолько мощную волну гонит ветер. Все прилегающие леса и деревни пропитаны этими выбросами. Жуть.
Собственно, дышать становится легче за последней деревней Полоцкого района – Кушлики.
Можно создать еще один стереотип, что в Беларуси везде правит чистота и порядок. Однако на примере вчерашнего Полоцка было видно, что это не совсем так. Конечно, разница с прилегающей РФ более чем впечатляет. Особенно сразу после границы. В Полоцке же чувствовалось этакое разделение на облагороженную турзону и серые отшибы. Тем не менее, сравнимые по населению (~90 тыс.) уездные города РФ в большей своей части Полоцку сольют. Но не стоит забывать про его древность и культурное значение. Посему едем дальше и смотрим во все глаза.
А глаза вскоре натыкаются на разруху! Привет, Верхнедвинский район?..
Одного примера мало. Буду считать это проявлением из ряда вон.
На пути проложен деревянный мост. Совсем деревянный, полностью. Редкий экземплярчик!
Выезжаю к Западной Двине и несколько км еду вдоль ее берега. Что-то мне не везет с солнцем – вновь сегодня пасмурно. У реки местами попадаются сосновые боры, похожие на те, приграничные. Они скрашивают хмурый день, но черники как-то маловато, и время на сбор ягод тратить не охота.
На выдающемся холмике, поросшем соснами, установлен памятник жертвам нацизма. Огромное количество евреев было бесчеловечно уничтожено фашистами, и много подобных памятников разбросано по стране…
В селении Луначарское вижу комплекс, похожий на дом отдыха. Что это – на картах не нашел. Но что-то вполне цивильное.
Вроде бы все ничего, а вдоль забора одного из участков неравнодушные жильцы закрепили с десяток скворечников.
Но очередной памятник ВОВ красуется на фоне утопающих в зарослях развалин двухэтажного дома, похожего на усадебный. А потом прямо у дороги обнаруживается примерчик поменьше:
После этого дорога упирается в реку. Точнее, в пристань парома.
Неспешно-осторожно захожу на палубу. Или, как ее там. Спрашиваю, когда отправление. Через 20 минут – это хорошо. Переправа Луначарское-Дисна ежечасна и бесплатна.
Сам паром очень древний, на вид ему лет 50. Впрочем, на Wikimapia переправа была указана как заброшенная! Во как. Видимо, оперативно восстановили как раз к моему приезду. =)
Из сомнительного Верхнедвинского попадаю в Миорский район.
Дисна с населением около 1500 жителей – самый маленький город Беларуси. Тут тоже есть развалюхи. Но городок снабжен указателями и плакатами для посетителей, а ветхие здания потихоньку реставрируются.
.
Есть на моем пути и так называемая агроусадьба. В данном случае это совершенно обычный деревенский дом (ну, облагороженный, конечно), где можно за сходную плату погостить, отведать блюда местной кухни, понаблюдать за хозяйством, а то и самому причаститься.
Костел находится на восстановлении, а одна из церквей вполне себе действует.
Наблюдал, как один из местных котов степенно переходил дорогу по пешеходному переходу, и даже машина остановилась, чтобы его пропустить!
Вдруг в беседке у очередного памятника вижу группу велотуристов из Брянска. (Уже не припомню – вроде их было четверо.) Какое-то время сидим вместе, перекусываем, общаемся. Заходим в магазинчик «Ника» напротив. Несмотря на то, что походное время у группы ограничено 8-9 днями, пути наши на сегодня совпадают; но мне хочется еще немного покататься по Дисне, так как не все объекты охватил. Решаю догнать группу на шоссе.
В магазине, прежде чем что-то купить, гляжу на цены. Нелегко привыкнуть к белорусским рублям. Цены напоминают российские до деноминации – все в тысячах. Монет в ходу нет, только бумажные купюры; иногда накапливается внушительная стопка мелких банкнот, и считать их не очень-то удобно.
.
Наконец, выезжаю на шоссе. Автобусные остановки оформлены приятно: мотивирующие надписи типа «соблюдай ПДД» и незатейливые рисунки животных или пейзажей.
А вот догнать группу мне помешала непогода. Горизонт потемнел: спереди туча, сзади туча. И гремит. Стало ясно, что деваться мне некуда. Сначала пошел слабый дождик, но по мере его усиления становится мокро и противно. Прячусь под навес.
Течет время. Буквально течет, прямо с неба. А закат не за горами. Что делать – все льет и льет, и просветов не видно. Не ставиться же мне под дождем! До райцентра Миоры остается меньше 20 км – надо их перетерпеть, а там, небось, и гостиница найдется.
Хоть с этим мне повезло: у центральной площади натыкаюсь на гостиницу советского типа. Ну и ладно, мне много не надо. Но карточки они, конечно же, не принимают. Хотя ночь стоит всего около 250 рублей в пересчете на «наши», наличных у меня не хватает, и приходится искать банкомат.
В конце концов, протерев байк, захожу внутрь. Дежурная выдает мне ключи от пустого 3-местного номера, и позволяет завести туда байк. Внутри имеется телевизор, граненые стаканы и графин для воды (!), и даже ADSL-маршрутизатор с Wi-Fi.
Но ТВ я не смотрю, а с интернетами разберусь утром. Сейчас главное – просушиться и подзарядить устройства. Ну, и поспать, конечно.
Туалет – на втором этаже, а душ за отдельную плату. Плата там совсем копеечная, но не стал тратить время. На дальнейшем пути у меня должно быть столько озер, что купайся-нехочу. Туалет же меня поразил отсутствием сиденья на толчке…
Накат 75 км (13:30-22ч), Раштово ~ Кушлики ~ Дисна ~ Турково ~ Миоры.
День 7: Миоры и Браславские озера
Влажность в гостинице такая, что даже тонкие носки не сумели высохнуть за ночь. Но на дворе светит солнце, лужи блестят, и одежка на мне высохнет.
За окном вижу автомобиль с мурманскими номерами. Их обладателя встречаю на втором этаже у умывальника. У чела здесь родичи, в гости приехал.
Принимаюсь колесить по Миорам. Райцентр вмещает всего 8 тысяч жителей.
На торцах зданий часто висят призывы к населению или плакаты о родном крае.
Станция Миоры опрятна, но находится на тупиковой ветке – движение тут редкое, и пути немного ржавые.
На окраине возвели 5-этажный квартал. Значит, в Беларуси в ходу спорный принцип из 60-х годов прошлого века, что 5 этажей можно строить без лифта. Впрочем, дома выглядят приятно. Не чета унылым «лужковкам». Вот только вокруг ни деревца, ни кустика. Странно.
Первый раз за три дня слышу из уст проходящих мимо девиц белорусскую речь. Хотя, возможно, это была трасянка, кто его разберет…
Если кто не знает – в Беларуси официальное равноправное двуязычие. Вывески на главных учреждениях дублированы, а на второстепенных бывают и так, и сяк. Дорожные указатели, по большей части, на белорусском, а инфо-плакаты – наоборот.
А вот и универсам Белкоопсоюза.
Что сказать… Цены на продукты примерно такие же, как и в РФ. Качество и состав продуктов – тоже. Но меня порадовало, что прозрачные пакетики — платные! Правильный подход, одобряю. И еще, в отличие от магнитов-пятерочек, тут продаются развесные орехи, сухофрукты и сушеные морепродукты.
…К западу нарастает влияние католической церкви. А двуязычие здесь привело к путанице: указатель гласит, что костел – «катАлический».
Набережная вдоль Миорского озера выложена плитами разобранного военного аэродрома.
Как и в Полоцке, здесь тоже есть стэнд «Bella Двина», профинансированный Евросоюзом.
Разливной квас, продающийся из «бочки» у Миорского хлебозавода, оказался таким отстойным, что купленный литр я допивал с трудом. Надо было для начала взять стакан на пробу. Хуже этого кваса в жизни не пил! А может, он для особых ценителей?..
Роспись-живопись на безликих, однотонных стенах – это благо. Прохожему и туристу есть, за что зацепиться взглядом, а для свободных художников и даже уличных мастеров граффити – способ воплотить в жизнь свои творческие замыслы.
Кстати, слова «костёл» (белор. «касцёл») и англ. «castle» имеют общее происхождение от латинского «крепость, замок, укрепление». И в русском этого слова как бы и нет. Но, учитывая, что западная половина Беларуси не раз испытывала польское влияние, то здешние католические храмы можно называть костелами.
Название следующей «псковской» остановки похоже на грузинскую фамилию.
А этот указатель и вовсе переклинил мне мозг! Врубился нескоро.
Миорский уезд сменяется Брáславским.
В деревне Иказнь есть невзрачная церковь и довольно эпичный костел Тела и Крови сами-знаете-кого. Жуть! Однако рядом обнаружилась удобная колонка с водой.
Судя по всему, понятия «село» в Беларуси нет, есть только деревни.
Далее можно ехать прямиком в Браслав, но лучше заложить «круг почета» и посмотреть Браславские озера. К тому же, ландшафт здесь стал меняться к лучшему – плоскую равнину разнообразили хоть какие-то холмики.
В агрогородке Слободка костел тоже хорош. Ранее был Тела и Крови, а этот — Сердца… Что же будет дальше?
Вдоль дорог иногда встречаются католические фигурки. Это красиво, мне понравилось.
Сперва у меня был план проехать лесом между озерами Волосо и Снуды, но уходящая от основной дороги еле заметная грунтовка в траве – это не то, что нужно под конец дня. Так же, как и лишнее ориентирование. Посему продолжаю окольный путь через Луни и Обабье.
Браславские озера расположены близко к латвийской границе, и огибающая их дорога часто является своеобразной «границей пограничной зоны», которая на латышском звучит как «перобежас зона». Легальный пропуск в эту полосу «перебежцев» получить можно в любом райцентре за копеечную плату, но я на первый раз обойдусь – в обычном пространстве тоже много интересного.
Вскоре асфальт переходит в большак, но не трясенку, а вполне ровную дорогу, по которой местами разгоняюсь до 40 км/ч благодаря рельефчику. Позже окажется, что это – скорее, исключение для белорусских большаков; как правило, они трясучие и зыбучие – дорожные службы не жалеют песчано-гравийной смеси.
У Красногорки «окружная» дорога, наконец, примкнула вплотную к озеру. Свято место пусто не бывает, и тут воздвигли что-то вроде базы отдыха.
А чуть поодаль, между богатых построек, взору открывается прекрасный заход в воду. С травянистым берегом и песчаным дном. При этом тихо и безлюдно. Красота! И вовремя. Полчаса плескаюсь и подкрепляюсь на остаток вечера.
Да-а, это самое зачетное место после Укрыто и Ведето! Сосен тут меньше, зато живописный обзор.
Ласковый солнечный вечер дополняет милая кошечка. =^.^=
На дороге снова появляются признаки асфальта. А в деревне Паснудзе (догадайтесь сами) у меня возникло ощущение совсем уж европейской глубинки.
Дальше – больше:
.
Пока все складывается удачно. Солнце еще не зашло, а я почти достиг высокого холма под названием «гора Маяк».
Холм возвышается над гладью озер почти на 45 метров. На верхней точке холма стоит беседка. Посетители ушли прямо перед моим приездом. Разумеется, беседка вдоль и поперек исписана-исцарапана всякими «автографами», среди которых есть Olsztyn, Тюмень, и даже Наро-Фоминск.
Рядом есть ямка на земле, где лежат мелкие купюры – дань предрассудкам. Как и с венками, тоже традиция в ущерб экологичности, пусть и в меньшей мере. Сколько в банкнотах отравляющих почву тяжелых металлов? Кладу в карман три тысячных бумажки (~10 RUB), а остальное брать смысла нет…
Ступеньки лестницы, ведущей к автостоянке, также изобилуют надписями. А подпорка каменной кладки имеет инвентарный номер!
Впрочем, надо отметить, что все Браславские озера входят в территорию Нац. Парка, а это вам не хухры-мухры. Жечь и выпиливать здесь нельзя. Ставить палатки где попало – тоже нельзя, так что разрешенные тур.стоянки я нагуглил заранее, как и полосу приграничного «отвода».
Одна из стоянок оборудована под горой Маяк на перешейке между озерами Снуды и Струсто, и состоит она из двух частей – основной, где около десятка навесов, и «отшиба» за холмиком, где навесов всего два, и они попроще. У основной площадки стояли несколько автомашин, треть навесов была занята, и царил шумный шашлызм. На «отшибе» тусила только тихая семья с дитем – здесь я и расположился.
Семья вскоре уехала восвояси, а громкие танцевальные ритмы за холмом затихли только к двум часам ночи по местному времени. Холмик слегка гасил этот шум, но проклятые низкие частоты обтекают такие преграды. Утешаю себя тем, что хоть играет не блатняк… И это будний день, а в выхи тут наверняка аншлаг!
Накат 87 км (13-23ч), Миоры ~ Перебродье ~ Иказнь ~ Слободка ~ Обабье ~ Юраны ~ гора Маяк.
Я.Фотки. (более ста)
День 8: Браслав
Стоянки в нац. парке платные, около 30 RUB в сутки. Невелика сумма, однако «должностных лиц» в расчетный час так и не появилось, и я никому не заплатил. Вместо этого немного прибрал мусор вокруг стоянки.
.
Снова поднимаюсь на гору Маяк. В беседке встречаю туриста из Воронежа, в котором я был весной! Вот как бывает.
.
Вдоволь налюбовавшись озерами, спускаюсь на шоссе, которое вскоре повело через смачный бор. Где-то здесь, на сосновом берегу, находится «главная» турбаза Браславских озер – Окменица, с дровами и егерями. Рядом сочится одноименный источник с сероводородной водой.
Знакомство с городом Брáслав начинаю со спальной окраины, где живет львиная доля 10-тысячного населения. Здесь же сконцентрированы основные предприятия – в основном, пищевые, ведь Браслав является туристическим центром этого озерного края.
Вчера я заметил инвентарный номер на подпорке декоративной каменной кладки. Теперь же номер вижу на асфальте дороги!
Посреди квартала проезжаю мимо типичной коробки сетевого пупер-маркета. Это «Евроопт«, единственная «независимая» крупная торговая сеть, увиденная мной доселе. Ибо «Родны кут» все-таки белкоопсоюзный.
Один из памятников гласит, что во времена ВОВ здесь были замучены более 4500 евреев – это почти половина населения современного Браслава…
Местами окраина похожа на какой-нибудь Невель.
Но ближе к центру перемены налицо.
.
Даже битый асфальт гармонирует с ивами и цветочками.
Реклама дискотеки у Дома культуры — это что-то! А стоящая рядом доска почета еще больше усиливает чувство советского прошлого. Но сайдинг и пластиковые окна возвращают в настоящее.
На одном перекрестке появилось ощущение прибрежного городка на Балтийском море.
Такой вот многоликий Браслав. На гербе города – всевидящее око внутри пирамидки, что как бы намекает на прямое отношение к ZOG.
Мои наблюдения говорят, что социальной рекламы в Беларуси больше, чем коммерческой. И это радует.
Поворачиваю в сторону городища «Замковая гора». На Ленинской улице стоит церковь, а на Советской – костел, у подножия которого, как и в Иказни, имеется водоразборная колонка.
.
С городища открывается неплохой вид на межозерную полоску Браслава, а также тут есть несколько памятников, деревянные фигурки и даже ясени – первый раз за поездку замечаю ясени, к которым так привык весной в Воронежской области.
Что ж, остается пополнить запасы еды в одном из магазов. «Родны кут» обнаруживается быстро, но байк оставить возле него особо и негде. Пристегиваю у магазина хозтоваров, что через дорогу напротив. В этом же здании находится РайПО, а рядом красуется его рекламный щит!
Кстати, в Беларуси нет такого разброса цен, как в РФ. И в городском универсаме, и в деревенском ларьке цены примерно одинаковы – различие, мне думается, не более 10%. А вот выбор продуктов может сильно отличаться не в пользу деревни. Это понятно – коровы там свои, и огород тоже есть.
Впрочем, в отдельных захолустных деревнях могут отсутствовать и ларьки. В таких случаях предусмотрены передвижные авто-магазины.
Возможно, по причине сходных цен в торговом зале «Роднага Кута» совсем мало посетителей. Зато звучит радио, по которому вещают «Русские песни» и передают Московское время – даже здесь, вблизи от латвийской границы, сильно российское влияние. Песни крутятся попсовые, и одна из них – «…вполне осознанно, вне зоны доступа…». Почти как я.
В очередной раз мои поиски ряженки в молочном отделе заканчиваются ничем. Неужели она так непопулярна? Или мне просто не везет.
Тем не менее, город мне понравился. Позже выяснится, что я почти в упор не заметил здание старого ЖД вокзала. Вот, будет повод вернуться. Как и в Полоцк, где проскочил мимо знака «Центр Европы».
Тем временем, на горизонте над озером Неспиш растут «грибы» конвективных облаков. Вскоре начинает накрапывать, но ненадолго. Погода стоит теплая, о чем свидетельствует датчик на шоссе.
После Браслава мой путь заворачивает на юг. Видзы находятся в погранзоне, поэтому поеду в сторону Шарковщины. Выбираю менее загруженную дорогу. По выезду из деревни асфальт переходит в трясенку. Это только вокруг Браславских озер большаки хорошие, а в остальном – трясенка либо увяз.
Между тем, озерный край заканчивается. Немного в стороне от моего пути лежит озеро Иново. А что, почему бы и не зарулить туда и поставиться пораньше? Денек вышел пусть и короткий, но насыщенный.
Ответвление грунтовки приводит меня к удобной полянке на юго-восточном берегу озера. Тут есть полтора кострища, зато мало комаров и хороший заход в воду. А к ужину я купил вкусный хлеб.
Чего еще желать? Только отсутствия нежеланных гостей.
Накат 57 км (14-21ч), гора Маяк ~ Браслав ~ Ахремовцы ~ оз. Иново.
Продолжение: Мосар и Поставы.
Владимир,
Добрый день,
С интересом читаю твои отчеты.
Хотел бы присоединиться(один или с подругой), прогуляться с треккинговыми палками.
Только я не Владимир, а Дмитрий.
Видимо, надо мне подписывать каждую страницу во избежание недоразумений. Или хотя бы первую часть всех повествований. Несовершенство движка WordPress.
Володя будет только рад новым знакомствам, и я тоже. Вот только глобальное потепление зиму в который раз колбасит…
Мир тесен. Дмитрий, привет тебе от группы из Брянска (встретились в Дисне) Вот мой отчет об этом походе http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=9702.msg71609#msg71609
Ну и с наступающем новым годом. Желаю всем новых и интересных дорог и встреч.
Вот это да! Здорово! Хотел было сам поискать вас на областных форумах, а вы меня опередили! Настоящий подарок. Благодарю. Возможно, еще встретимся.
Ух ты, мы тоже по этим местам проезжали и даже фото совпадают немного. Вот ссылка на отчет, правда все ни как я не допишу его
http://veloclubpenza.ru/tripreports/velopohody/item/199-velopohod-po-belorussii-ozernyiy-kray-may-2015