Не все велосипедисты знают, что такое Q-factor. Редко вижу, чтобы кто-то при выборе рамы и шатунов обращал внимание на этот параметр. Между тем, он является одним из самых важных при сборке качественного велосипеда.
Ку-фактор — это расстояние между внешними краями шатунов:
Прежде чем начать повествование, оговорюсь, что та вещь, которую в велосипедном мире принято называть «шатун», с точки зрения механики правильно называется «кривошип», а шатунами вообще-то являются наши голени. Но правильное название почему-то не прижилось, и все привыкли называть кривошипы шатунами, и в статье будет использоваться привычный неправильный термин «шатун».
Оптимальный q-фактор
Итак, для взрослого человека оптимальный ку-фактор находится примерно в пределах 130-150 мм, в зависимости от ширины таза. Если ку-фактор подходит вам идеально, вы педалируете чётко вертикально, т.к. каждая ваша нога находится в плоскости, параллельной своему шатуну, и усилие передается без потерь. Если ку-фактор шире идеального, вектор вашего усилия находится НЕ в плоскости шатуна, при этом каждый градус отклонения приводит к потерям около 1%.
Картинка донельзя схематичная, но, надеюсь, помогает понять суть.
Соответственно, при «стандартном» для большинства современных МТВ-систем ку-факторе 177 мм потери могут достигать 10%, в зависимости от длины ног и ширины таза (чем длиннее ноги и шире таз, тем меньше потери).
Кроме того, педалировать «в стороны» — это не совсем физиологично и вредит коленям. Реальные последствия, конечно, сильно зависят от объёмов, которые вы накатываете, и индивидуальных особенностей вашей анатомии.
Далее было бы неплохо понять, что при давлении на педаль образуется вредная сила, которая стремится сместить каретку в сторону и самортизировать наше усилие. Величина этой силы зависит в том числе от рычага, длиной которого является расстояние от центра рамы до педали.
Уменьшая ку-фактор, мы уменьшаем этот рычаг, вследствие чего КПД велосипеда возрастает.
Теперь к практике: что мы наблюдаем в сегодняшней реальности?
— у шоссейных систем, благодаря узким покрышкам и перьям рамы, достаточно хороший ку-фактор.
— на горных велосипедах из-за необходимости впихнуть в раму широкую покрышку увеличили грязевые зазоры, что привело к расширению перьев. Как следствие, система с хорошим ку-фактором встанет далеко не на все рамы. В результате, чтобы не столкнуться с проблемой несовместимости, производители выпускают массовый продукт с широким ку фактором, который встаёт на любую раму. Исключения есть в гоночном сегменте, и мы о них поговорим позже.
Выбор велосипедных шатунов
— если у вас «фэт» или 27+, то здесь всё грустно, вы должны понимать, что это абсолютно «фановые» велосипеды и заморочки с ку-фактором тут неуместны и невозможны из-за ширины перьев.
— если у вас кантрийник, надо измерить расстояние между внешними краями перьев возле кончиков шатунов («ширина перьев» на картинке).
Чтобы узнать минимально допустимый ку-фактор, надо к ширине перьев прибавить 30-35 мм. Точную цифру назвать не могу, т.к. у разных моделей шатунов разная толщина, плюс жёсткость рамы влияет на допустимый зазор между шатуном и пером. Чем жёстче рама, тем меньше перья смещаются в стороны при педалировании, тем меньше вероятность что шатун будет задевать за перо.
Поэтому, если ширина перьев вашей рамы 140 мм и больше, это означает, что рама сконструирована не очень удачно, и вам остается лишь поставить обычную систему со «стандартным» ку-фактором 170-177 мм. Но зато можно утешать себя хорошими грязевыми зазорами 🙂
Для рам с перьями 130-138 мм производители выпускают системы с ку-фактором в районе 162-168 мм, как правило, это верхний ценовой сегмент. Такие продукты можно найти у брендов: KCNC, Rotor, Neutrino Components, RaceFace, Hope, Praxis. В линейках Shimano XTR и SRAM X0 также есть такие системы.
Если перья 128 и меньше, лучшими вариантами могут быть:
— Shimano XTR FC-M9000 (ку-фактор 158)
— SRAM X0 Q156
— Можно найти шоссейную или циклокроссовую систему с подходящим ку-фактором. Такой вариант подойдет если вы хотите одну ведущую звезду, т.к. маленькую МТВ-звезду от двойника или тройника поставить невозможно из-за большого BCD.
— Самый бюджетный вариант (в теории, сам не пробовал) — поставить МТВ-систему под квадрат на шоссейную каретку с коротким валом. Такой фокус получится, если у вашей рамы резьбовая каретка 68 мм. Это, опять же, будет сингл-система, т.к. чейнлайн тройника сместится к раме и вы сможете поставить только 1 звезду на место большой. Надо сказать, что за свои деньги это неплохое решение, если учесть, что с коротким валом жесткость системы повысится.
— Neutrino Solid. Отечественного производителя хочу прорекламировать отдельным абзацем. Радостно, что есть такие толковые ребята, которые не будучи крупной фирмой, придумали и выпустили идеальную систему, при этом максимально подстроившись под существующие стандарты и ориентируясь на удобство конечного пользователя. Вдвойне радостно от того, что это наши соотечественники. Обзор этих шатунов легко найти в сети. Для себя выбрал я именно такой вариант, и при перьях 115 имею ку-фактор 153 мм.
С уважением, Леонид Сандович, велоремонт в г. Уссурийск, WhatsApp: 8-994-OOO-27-I6
Леонид, спасибо за перввую статью в нашем сообществе! С почином! Вставлю
немного истории. Идея компании Shimano с внешними чашками каретки, казалась поначалу очень удачной. Увеличенный диаметр оси 24мм и как следствие жесткость, полная совместимость со старыми рамами, большие и долговечные подшипники. Стандарт устранил все детские проблемы SQUARE, ISIS и Octalink был прост в установке и обслуживании, но имел один серьезный недостаток. Q-фактор, расстояние между точками крепления педалей к шатунам, был неприлично высок, на что жаловались немало профессиональных спортсменов, испытывающих боли в коленях. Как следствие внешних чашек, изменилась и линия цепи, что создало определенные проблемы при замене и апгрейде старых велосипедов. Поэтому сейчас мы видим новые стандарты кареток такие как BB30 И pf30 и еже с ними.
В шоссе внешние чашки не мешают чейнлайну 43.5 и ку фактору 140-145
кстати внешние чашки первая выпустила компания Cannondale в 1994 году, называлась система Coda Magic
Ещё были варианты с окталинком, там тоже разные длины осей есть.
Подробностей уже не помню, но помучился я с этим в своё время изрядно. 🙂
http://archive.velozona.ru/boards/market/2005/198891.html
изначально было про окталинк, но я удалил, ибо это выходит небюджетно в сегодняшних реалиях, системы подходящие фиг найдешь
О, какие люди! Папаша! Занятная, Дим, история про каретку. Я когда механиком в сервисе работал, тоже в тему не сразу въехал в то время. Помню, что окталинк — был пределом мечтаний тех годов, а на isis от RF я молился. В 2007 году купил шатуны с полой осью — так я с ними в обнимку спал! Как там велозона жива еще?
Велозона — всё, стоит как памятник, не каждый год кто-нибудь сообщение оставит. Спасибо Глебу, хоть архивы и не сносит и домен сохраняет. И так она большинство фотосервисов пережила, с которых туда вставлялись фотки…
Очень занятная статья. Я раньше об этом никогда не задумывался. Линия цепи -да! А про ку-фактор вообще мало что слышал, и не придавал значения. Спасибо за отличный материал, пошел мерить.
рад быть полезным!
Отличная статья, спасибо. Как-то не встречал ничего на эту тему, хотя великом увлекаюсь много лет
Не будет ли некоторой компенсацией избыточно большого Q-фактора педалирование с носками повернутыми внутрь?
вы хотели сказать с пятками, повернутыми внутрь? по моему опыту это действительно немного помогает
Я бы так сильно не заморачивался насчет ку-фактора. Это важно для профиков, нам обычным смертным плюс минус 10-15мм погоды совсем не сделают. Покупать дорогущие шатуны ради этих миллиметров точно не стоит. Посмотрел по ссылке neutrino. Это полный пипец, полный комплект встает более чем в 12 000 рублей. За эти деньги можно купить полной групсет slx или sram nx и целых 2-3 системы slx Плюс свой ключ для каретки, звезды алюминиевые. Я как-то брал их звезду себе на фэт, укатал очень быстро, два зуба отлетели. В топку этот уральский Китай.
Кому что важно это каждый сам решает. Насчёт китая я бы на вашем месте не бросался словами, в которых не уверен. Кстати звезду могли бы по гарантии поменять
Статья очень хорошая, но почему ку-фактор, если он кью-фактор?
У меня 182…печаль.
Не понимаю. Допустим на моем мтб ширина перьев в районе осей педалей 105мм. Но какое это имеет значение, если дальше к оси колеса перья резко расходятся? Пятками что ли перья шоркать? Или крутить педали носками внутрь?
Коленные суставы работают более правильно.
В каком случае? Если крутить носками внутрь?
Я говорю, что нет смысла привязываться к ширине перьев на уровне педалей. Пятки то вы куда денете? Вся ширина перьев ближе к оси колеса начинается. Причем там это расстояние У ВСЕХ +- одинаковое.
Дело не в ширине перьев, а в расстоянии между шатунами в том месте где педали. Чем оно меньше, тем лучше.
Но педали мы крутим не в теоретическом вакууме, а на конкретном велосипеде, не так ли? Ширина оси заднего колеса все больше и больше.. 135, 142, 148 и т.д. Плюсуем ширину самих дропаутов с «гайками» и т.д. Можно каждому не в уме считать, а в натуре рулеткой измерить. И прикинуть, влезут ли ваши пятки…
Загуглил про «добротность», тут вопросов нет. Чем уже шатуны, тем система энергоэффективнее.
А вот по биомеханике спорно. Вам например с какой постановкой стоп удобнее приседать?
Автор статьи заявляет, что «для взрослого человека оптимальный ку-фактор находится примерно в пределах 130-150 мм, в зависимости от ширины таза». Откуда инфа?
Совершенно верно. Для детских великов Q-Factor особенно важен, так как ребенок (и его скелет) еще растёт. И искревления тут недопустимы. Для возраста от 4 до 6 лет, приемлемым считается 130мм, не больше. К сожалению, родители тут вообще не в курсе, а на большинстве детских веоиков Q-factor 150мм и больше, что особенно заметно на ребенке — ноги «домиком» 🙁
на новых складных велосипедах для взрослых у Dahon или Tern (копия Stern) рама сделана вообще без боковых перьев, они там не нужны и там можно ставить самые прямые шатуны и крутить максимально параллельно ноги.
Здравствуйте. Как начал кататься на МТБ, до этого не катался лет 20, начало болеть с внутренней стороны правого коленного сустава, даже не на самом колене, а как бы изгибе ноги. С чем это может быть связано? С ку-фактором? Проверил ку-фактор у двух МТБ, на которых катался. У них 180-183мм. То есть судя по статье — широкий. Кто-нибудь сталкивался с такой проблемой? Делал мрт — с коленом все в порядке.
Попробуйте покататься в контактных педалях.
Спасибо Владимир! С уважением.