19 января 202118:37

Велопоход вдоль Медведицы: Аткарск-Жирновск-Рудня-Фролово

rudnya

Много лет я мечтал прокатиться на велосипеде  вдоль реки Медведица, которая протекает по Саратовской и Волгоградской областям. По Медведице обычно туристы ходят на байдарках, и в интернете  есть множество рассказов и отчетов про эту речку. Информации относительно велосипедных поездок вдоль реки Медведица очень мало. Я люблю каждый год открывать новые места для велопутешествий по России,  поэтому зимой 2020 года у меня созрел план отправиться подальше от Москвы и наконец-то разведать удивительные по красоте места вдоль течения этой реки.

Это желание было подкреплено постоянным общением с Тимофеем из поселка Рудня, с которым мой друг Дима Ховрин познакомился во время своего большого велопробега по тем местам годом ранее. Вообще, эту поездку я планировал на весну или осень, но жизнь внесла свои коррективы, поэтому отправились мы туда в самой середине лета. Далее слово предоставляется постоянному участнику нашего сообщества «Велосипедные Формы Жизни» Алексею Иванову, который нашел время поделиться с читателями  блога своими впечатлениями о данной поездке. Текст Алексея, с некоторыми моими поправками, в основном касательно названия населенных пунктов и общей хронологии событий.

 

Уезжать из Москвы — одно удовольствие. Велосипед чист и смазан, ты тоже чист и полон сил, поезд подан на перрон задолго до отправления, ты спокойно подкатываешь к своему вагону, разбираешь и пакуешь в чехол велосипед, далее убеждаешь проводника, что байк не доставит никаких неудобств пассажирам. Здесь палитра способов необъятна: от спокойного «мы это делаем всю жизнь, и Вам не о чем беспокоиться» до «зовите начальника поезда».

На обратном пути, когда поезд стоит две минуты, и ты, уставший и не всегда чистый, не знаешь в каком месте платформы остановится твой вагон и не можешь заранее упаковать байк, от благолепия остается только необходимость убедить проводника, что тебя вместе с велосипедом не надо сдать в багаж.

В этом году Володя хотел познакомить нашу дружную компанию с красотами Воронежской области, и был уже составлен маршрут и куплены билеты. Но накануне подтвердились наши опасения касательно погоды — в область пришел фронт ливневых дождей, и пришлось быстро менять маршрут. Благо, Володя всегда имеет в запасе пару маршрутов в разных регионах на случай непогоды. Эти маршруты он обычно прорабатывает зимой. Исходя из того, что хотелось красиво, сухо и вдоль реки, мы выбрали Саратовскую и Волгоградскую области. Обратная сторона медали — жара за +30С.

Наш маршрут пролегал от Аткарска вдоль реки Медведица до Фролово. Утренний Аткарск запомнился старинными зданиями по дороге от вокзала к рынку, спелой вишней и молодой картошкой, купленными там, колоритом местных жителей.

Мы так и не нашли в продаже крупномасштабного атласа Саратовской области, и в этом путешествии опыт ориентирования Володи и Серёжи развернулся в полный рост.

Посмотрев недавно фильм Алексея Пивоварова о Гагарине, я узнал, что в Аткарске располагался аэроклуб, где молодой Юрий Алексеевич делал первые шаги в освоении  пилотирования самолета.

В целом, думаю, Аткарск заслуживает более продолжительного знакомства, туда стоило бы еще вернуться и осмотреть подробнее. Покинув город, мы пересекли речку Медведица и принялись наматывать километры пути.

Вскоре стало по настоящему жарко. Яркое солнце, сочная зелень лесов и, главное, живительная прохлада рек, купание в которых — ни с чем не сравнимое наслаждение в путешествии.

Окрестности Аткарска изобилуют песчаными почвами.

Песок и жара сделали езду испытанием на технику и выносливость. И здесь я хочу уделить внимание вопросу питья при езде на велосипеде в жару. Для бывалых это прописные истины, но новичкам хочу донести всю важность вопроса. На мой взгляд минимальный объем воды на велосипеде: фляга, находящаяся в постоянном доступе (не в рюкзаке, а под рукой, как в шоссейных велогонках) и крепление для 1,5 литровой бутылки из магазина. Пить следует понемногу часто. Вы можете сжав зубы превозмогать себя, но тепловой удар — вещь коварная. Когда будет казаться, что всё позади, и вы справились, вам может стать плохо, очень плохо. Не пренебрегайте, берегите себя.

К вечеру наш трек пошел вдоль железной дороги.

Иногда казалось, что дорога вот-вот закончится, но Володя и Сережа уверенно вели наш небольшой караван вперед.

Наш путь пролегал мимо Лысых Гор, которые остались западнее. Солнце едва коснулось горизонта, когда мы наконец выехали на более-менее ровный асфальт.

В первый день по дикой жаре и духоте мы преодолели более 80 км пути и заночевали в сосновых посадках вблизи деревни Старая Красавка.

На утро мы простились с Антоном, который поехал к родне в деревню, и продолжили свой путь уже втроем. Дорога в сторону Волгоградской области шла тихим и очень разбитым асфальтом, а ветер сильно дул нам навстречу. Пару раз попадались оборудованные стоянки для привала.

Мы упорно ехали под палящим солнцем и достигли окрестностей села Атаевка, где нас ждало долгожданное купание, обед и небольшой сон.

Хорошо отдохнув, двинулись дальше. И тут местность словно подменили — необъятные пространства, степи и поля до горизонта.

Здесь и нефтяные месторождения в окрестностях Жирновска, и меловые горы на пути к Рудне. Масштаб поразителен для жителя мегаполиса.

По воздействию напоминает визит к океану, только здесь стихия это земля.

На палитре красок доминирует зеленый и золотой, который создается ярким солнцем и миллионами голов подсолнухов.

Поля пшеницы здесь просто необъятны.

Места поразительной чистоты, силы и невероятного притяжения. 

Перегоны от одного поселения до другого иногда могут составлять до 40 км, а день жаркий, и последние 5-7 км мы едем уже без воды. В Большой Князевке купаемся, набираем воду, и наш путь лежит в сторону соснового леса, который уютно приютил нас на ночь.

Утренние сборы, и снова в путь, впереди город Жирновск и некогда нефтяное величие этого благодатного края.

В Жирновске на рынке покупаем вкуснейшую черешню, набираем провизии и, переведя дух от дикой жары под кондиционерами сетевых магазинов, выбираемся на оперативный простор. Дорога неумолимо ползет вверх. Прощай, Жирновск!

Начинаются бесконечные поля и виды до горизонта.

Всегда знал, что люди во многом формируют впечатление от новых мест. С поселком Рудня связано приятное и значимое событие в нашем путешествии. На подъезде к поселку к нам присоединился Тимофей, с которым мы разбили лагерь на берегу Медведицы недалеко от Борельского Мельзавода.

Мы прекрасно провели время, каждому было что рассказать, чем поделиться.

Приготовили великолепный шашлык, вдоволь накупались. Медведица в этих местах широкая.

Возле берега течение особенно шустрое.

Дорога идет прямо вдоль реки, открывая многочисленные виды на Медведицу.

Здесь масса отличных мест для купания. Многие местные проводят здесь отпуска с палатками, но в этот будний день людей было очень мало.

Общение с местным человеком способствует более глубокому пониманию региона, жизни людей.

Тимофей пригласил нас к себе домой, познакомил с родителями. Вишня и абрикосы из их сада были очень вкусными и подкрепили наши силы. А в декабре 2020 года уже мы принимали нашего руднянского друга в Москве.

В сарае обнаружились артефакты прошлых велосипедных времён, которым, может, предстоит ещё обрести новую жизнь в будущем. Сама Рудня оказалась вполне себе симпатичным поселком, раскинувшимся по берегам реки Терса.

Спасибо за гостеприимство! Тимофей проводил нас до выезда из города, где мы попрощались с ним и продолжили наш путь по тихому асфальту вдоль реки Медведица. В очередной раз поразились масштабом местных степных пространств.

По мере продвижения вдоль реки мы несколько удалялись от оживленных населенных пунктов и погружались в атмосферу безлюдных дорог,

казачьих станиц, затяжных подъемов, следующих один за другим, 

желтых цветов подсолнечника.

Забегая вперед, скажу, что навигатор зафиксировал более 3000 метров высоты, набранные нами за время путешествия. В этот день мы бодрым темпом проехали от Рудни до окрестностей села Громки, где Володя вывел нас на удивительное место ночевки в сосновом бору.

Увы, никак нельзя передать ни фотографиями, ни видео, ни словами этот степной запах июльского разнотравья и хвои после небольшого дождя. 

Перед отъездом из этого чудесного места сделали несколько фотографий на память. Наш лагерь.

Володин велосипед.

Довольный Сережа

День был пасмурный, организм немного сонный, и мы неспешно катили вдоль Медведицы.

Проголодавшись, отобедали чем Бог послал.

Парни задремали, а я походил невдалеке и немного пофотографировал, наслаждаясь тишиной и полным покоем.

После обеда мы решили рискнуть и поехали вдоль речки, хотя дорога не читалась ни на карте, ни на «спутнике». Немного прошлись пешком, но в целом не прогадали. Красоты вдоль реки поражают глаз убежденного горожанина.

Затем, преодолев череду холмов, мы оказываемся на господствующей высоте, дух захватывает от красоты и масштаба видов, открывающихся с вершины.

Короткий разговор со стариком-пастухом на лошади, со своей собакой присматривающим за стадом, молодцеватый тракторист, помогший найти верную дорогу, обращения к хозяевам домов с просьбой пополнить запасы воды, картины жизни людей, отдыхающих вечером у своих фасадов, дубы вдоль дороги — всё это создаёт неповторимую атмосферу, колорит места.

Святой источник, включающий в себя не только сам источник воды и купель,

но и уютную, скрытую от глаз поляну со столом для трапезы.

Поодаль стоит коптильня и железный шкаф с некоторыми необходимыми продуктами и приспособлениями.

Под вечер стало выглядывать солнце, а мы тем временем ехали пустынной грунтовкой.

Затем решили срезать, и выйти на другую дорогу.

Природа здесь совсем не похожа на наше родное Подмосковье. Незнакомые цветы, кустарники — все здесь другое.

И, наверное, вершина во всех смыслах нашего путешествия это закат солнца, который мы наблюдали с одной из высот перед очередным ночлегом.

Солнце отражалось в ветвях сосен и медленно закатывалось за горизонт.

Ночь в этой бескрайней степи оказалась весьма холодной. Поэтому сытный завтрак был очень кстати.

Место ночевки мы выбрали очень уютное и незаметное. Рядом шла грунтовка, но по ней так и никто и не проехал.

Утренний вид с места нашего лагеря поражал воображение.

Дорога, по которой мы поехали наутро, причудливо петляла то вверх, то вниз, открывая нам всё новые горизонты.

Вскоре мы выехали на асфальт и достигли поселка Даниловка, где пополнили запасы пресной воды и провизии, и направились купаться к Медведице. В выходной день народу около реки было прилично, но нам повезло найти укромное место для себя.

Порядком устав от жары и бесконечных подъемов, мы решили не искать приключений, а спокойно добраться до Фролово южным берегом Медведицы, вдоль которого идет отличный пустой асфальт.

В хуторе Большой Лычак набираем воды и оказываемся на грунтовке, идущей в сторону Фролово. Но вот незадача, хороших мест для стоянки нет — речка Лычак полностью заболочена, а вдоль посадки дорога пыльная и хорошо просматривается.

Раз места нет, надо ехать вперед — это золотое правило Сережи и Володи. И через час поиска, вместе с закатом солнца, место для лагеря находится. В небольшой лощинке словно островок раскинулись деревья и кустарники. С дороги нас не видно, земля ровная, покрытая мягкой травой.

Ночь была теплой, спалось отлично. 

Утром собрались и поехали в сторону Фролово. Последний день стал очередным испытанием солнцем и бескрайней великой степью.

Тем приятней оказалось купание в пруду на подъезде к Фролово. Когда не ждали живительной прохлады и, собрав силы, старались преодолеть последние километры маршрута.

Сперва думали, что подхода к воде нет, и всё заросло, но увидели порубленный камыш. Нашей радости не было предела, ведь зной стоял страшный.

Ну а далее снова поля и грунтовка, которая уверенно привела нас к финишу.

К сожалению, из-за карантина Фролово не порадовал нас хорошим обедом в ожидании поезда.

Подкрепившись местной пиццей, мы через пару часов «штурмовали» проходящий Волгоградский скорый. К изумлению пассажиров, тихо скоротавших четыре часа пути и неожиданно ставших попутчиками трех загорелых, уставших и очень счастливых парней.

 Алексей Иванов, осень 2020 года

 

 

Спасибо огромное Алексею за рассказ, а я поделюсь с читателями техническими подробностями похода:

  • Первое, с чем мы столкнулись, это жара дикая и беспощадная. Вы должны уметь ездить в такую жару. Крутить педали без напряжения и не растрачивать силы понапрасну. Возможно, лучшее время для путешествий в этих местах это весна или осень.
  • На маршруте есть проблемы с питьевой водой. Практически все дни нам приходилось брать воду у местных жителей. Однако имеются несколько родников, про которые мы не знали.
  • Большие перегоны на границе областей между населенными пунктами, поэтому стоит иметь с собой запас воды, у нас его не было.
  • Расхождения дорог на картах и старых спутниковых снимках с реальным положением дел. Поля часто распахивают, иногда сельхозтехника прокладывает новые дороги.
  • Холодные ночевки имеют место быть, вечером холодает стремительно. Рекомендую взять дополнительные теплые вещи.
  • Река Медведица очень хороша для купания, но в выходные дни все хорошие подходы к воде обычно заняты, так что лучше планировать поездку на будни.
  • В Аткарске поезд стоит две минуты. Если развернуть маршрут, то лучше уезжать из Саратова или с узловой станции Ртищево, где поездов больше, а стоянки долгие. Но туда придется ехать на электричке.
  • Вместо Фролово поход можно завершить в Михайловке, но езды северным берегом по асфальту вдоль Медведицы лучше избегать в виду большого автотрафика.
  • От поселка Даниловка до Михайловки ходят автобусы, можно «слиться».
  • Многие грунтовые участки в случае дождей непроезжие.

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. КарбонБосс:

    Масштабы видов действительно очень впечатляют, ширь, простор необъятной России. Спасибо большое за трек и отличный рассказ — прочитал на одном дыхании. Возьму на заметку, куда можно отправится на майских праздниках.

    1. Владимир Кулигин:

      Спасибо за добрые слова. Поехать в эти места действительно стоит. Поверьте, Вы не пожалеете. Отдельно спасибо хочу выразить моему другу Диме Ховрину, именно он разведал эти удивительные по красоте и самобытности места во время своей большой велооездки в 2019 году. Вот кому интересно прочитайте
      https://bikelifeforms.ru/блоги/эрозия-чернозема-2019

  2. Перчаткин:

    Давно не заходил, а здесь столько всего нового появилось. Отчёты Димы вообще шедевральны, очень хорошо передают атмосферу. Владимир больше бытовых и технических тем освещает. Очень хорошая у вас команда сложилась, особенно радует география поездок — каждый год что-то новое! Надеюсь и до моей родной Самары доберётесь.

  3. Тимофей:

    Прочитал два раза, сначала без фото, так как не грузились на телефон. Очень понравились фото Аткарска, много дореволюционных зданий в отличной сохранности. Хотя, конечно, мне этот отчет интересен тем, что я впервые встретился с Володей и его друзьями: Алексеем Ивановым и Сергеем Матвеевым. Не передать словами, какой это был для меня волнительный момент, хоть и общались мы с Володей и играли в шахматы уже более полугода. Встретили меня, как настоящего друга, чему я был очень рад. А дальше общение пошло легче, для меня это была атмосфера праздника. Очень благодарен своему другу Диме Ховрину, ведь это с ним я случайно познакомился и он дал мне визитку с координатами сайта. В целом же получился отличный рассказ и хорошие фотографии, впечатляют красивые виды, река. Как пишет сам Алексей, ни фото ни словами всей красоты не передать.

    1. Владимир Кулигин:

      Мы тоже волновались, что не успеем в точку нашей встречи, но в итоге приехали примерно в одно и то же время с тобой. Жара дикая была, с тебя ручьями лил пот, мы тоже по жаре в горки карабкались, но воды Медведицы нас спасли.
      Потом еще удочки на речке забыли. Кстати, второе место, которое мы осенью разведали получше оказалось, но более посещаемое.

  4. Евгений:

    Очень хорошо Алексей передал свои чувства про погрузку в поезд! Подпишусь под каждым его словом. Я один раз чуть не остался на платформе. Поезд стоял 2 минуты, а проводники требовали упаковать велосипед на платформе, в вагон так и не пустили. В итоге запрыгнул в соседний, а там уже разобрал в тамбуре свой велик. Дальше пошли разбирательства, был приглашен начальник поезда и так далее.. Володя, скажи, ты уже сверстал календарь велопланов на 2021 год?

    1. Владимир Кулигин:

      Идеи поездок постоянно витают, многое зреет в голове еще с прошлых лет. Заранее ничего не планирую, все решается за 3-4 дня по погоде, ветрам, наличию билетов и возможностей моих товарищей по увлечению. Пока зима, надо много и напряженно трудиться для того чтобы было время летом на поездки. Поэтому пока времени на проработку маршрутов нет — как белка в колесе все время.

  5. Стелс-райдер из Волжского:

    Перешел по ссылке с форума веломания. Хорошо пишите, спасибо вам ребята. Воду в наших жарких и степных краях всегда нужно иметь про запас. Часто селения на картах могут быть нежилыми в степи. Что касается поездок в степи Волгоградской области весной или осенью, то весной будьте готовы к дождям, а осенью порой дуют такие ветра, что пешком сложно идти.

    1. Владимир Кулигин:

      Да, верно подмечено. Ветра в степи жесткие! Мы с этим осенью столкнулись, когда во второй раз эти места посетили.

  6. Сергей:

    Прочитал с удовольствием!Места у нас действительно хороши и приятно, когда люди это ценят!По поводу ветров- они здесь практически всегда, редко бывают дни близкие к штилевым и как правило это в жару летом!)Весной ветра не менее, чем осенью и минус плохие дороги после зимы. На мой взгляд оптимальный вариант путешествия в этих краях это конец августа-сентябрь-начало октября, если поймать бездождевой период и без сильных ветров, иной раз такое бывает.)Большим плюсом в это время обалденно укатанные грунтовки, которые по качеству езды буду превосходить наши убитые асфальтовые дороги.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост