4 марта 201918:47

Сибирь 2018. Часть 4: Хакасия

…Однако романтика нарушается грузовыми поездами, что снуют один за другим и сигналят. 600 метров до Южсиба – это мало, но деваться особо некуда. В 8 утра снова электричка – последняя в этой череде. А затем, по ту сторону хребта, меня ждет нечто довольно возвышенное и совершенно новое. Скучать уж точно не придется. Путешествие только набирает обороты!

 

(это продолжение рассказа. Начало — тут)

 

…Подъем раньше шести. Вспоминаются строки Ю. Кукина 60-х годов, написанные им, кстати, по пути в Кузбасс:

 

Люди сосланы делами,

Люди едут за деньгами,

Убегают от обиды, от тоски…

А я еду, а я еду за мечтами,

За туманом и за запахом тайги!

 

Теплым утром туман медленно рассеивается, как остатки сна, и я начинаю собирать палатку, скрытую за прибрежной ивой. Запах влажной травы не сильно разнится с подмосковным, но что-то свое всё же имеет. А настоящая тайга у меня впереди.

 

я приехал за туманом, за мечтами и за запахом тайги!..

 

На станцию Чульжан электричка «Междуреченск-Бискамжа» прибывает точно по расписанию. Старая ЭР9П выпуска 1967 года, прошедшая капремонт. 8 вагонов, и все забиты… туристами! Нигде еще такого не видел. Съезжаются они со всего Кузбасса и даже из прилегающих областей, чтобы посетить горы Кузнецкого Алатау, а особенно так называемую Золотую Долину. Фактически, добраться туда можно только этим способом, по железной дороге, и поэтому электричка так востребована. При этом, что поразительно, проезд стоит меньше рубля за километр!

 

Железная дорога повторяет изгибы реки Томь, и за 3 часа езды поезд набирает 350 м высоты. Здесь мне явно повезло с погодой: поросшие лесом горы, курумники на склонах, каменистые берега реки – Горная Шория во всей летней красе! Полпути я стою в тамбуре, слушая рассказы одного из туристов. Почти все они вышли на станции Лужба и направились к лодочной переправе. А перед этим машинист, объявляя остановку, добавил: «гр-не пассажиры, будьте внимательны на тропах в лесу. Рядом ходят медведи».

 

станция Лужба. Здесь вышло большинство пассажиров

 

А Дима и Вадим из Омска опоздали на вчерашнюю эл-ку и остались в Кузне до позднего вечера, проехав этот участок ночью на поезде. И мы договорились о встрече днем где-то на маршруте.

 

…Выхожу на станции Бискамжа и озираюсь вокруг. Вот она, дремучая горная тайга. Теперь не через окно, а воочию. Суровая красота! А Томь ушла в сторону. Я покидаю посёлок, и связь прерывается. «Вне зоны доступа вполне осознанно». Где-то внизу в стороне от грунтовой дороги течет-журчит речка Тузухсу. Машины проезжают редко. Глушь! Главное – медведей не кормить.

Через 8 км от Бискамжи возле дороги притаился поселочек в два дома. Не все разъехались по городам и крупным сёлам, кто-то еще продолжает обитать в этих домах. Те, кому некуда или незачем ехать. Таков наш век беспощадной урбанизации… Возможно, пройдет два-три десятка лет, и в таких местах станут жить лишь избранные, а горожане будут смотреть на них как на шаманов или полубогов.

 

неброско, но притягивает

 

А я не спеша забираюсь все выше и выше: на 20 км пути набор высоты 500 м! Это вам не хухры-мухры, а водораздел бассейнов Оби и Енисея. И здесь, на высоте около километра, тоже есть поселок, поэтично названный Вершина Тёи. В середине 20 века тут нашли железную руду, объявили всесоюзную комсомольскую стройку, и всё завертелось.

Нынче рудник еле держится, и власти Хакасии пытаются его оживить. Зимой (а зима тут длится полгода) положение отчасти спасают лыжные трассы, где тренируется даже сборная РФ.

 

На окраине поселка я и встречаюсь с омскими товарищами. Мимо проходит местный мужик: «А вы знаете, куда приехали? Дальше дороги нет!»

Да, действительно, в поселок ведет тупиковая ветка дороги, но я свернул сюда, чтобы поймать парней. На обратном пути к перекрестку храбрые омичи нарушают запрет и лезут на заросший отвал, с края которого открывается вид в глубину пустующего карьера, на дне которого образовался пруд. Охранник ржавой техники по другую сторону воронки уже заметил двух сталкеров, и я не рискую подойти к краю. Как бы ни был изумителен цвет воды на дне карьера, мне не хочется накликать неприятности…

 

колесо около 4 м в диаметре

 

Вернувшись на главную дорогу, мы полтора километра едем в «обратную» сторону. Еще дома, рассматривая карту, я решил обязательно забраться на вершину Тёи – перевал высотой около 1100 м НУМ. Не столько потому, что он может стать высшей точкой поездки, сколько в честь того самого Евгения Остапенко, который стал одним из моих виртуальных вдохновителей.

 

«Галочка» поставлена, и теперь нам вниз, к реке Аскиз.

Чем ниже, тем меньше остроконечных елей, а каменистые склоны узкой долины и вовсе поросли соснами. За ЖД мостом дорогу одели в ровный асфальт, что под вечер нам очень кстати!

 

По мере плавного спуска вниз по течению долина становится шире, а горки – более пологими. Природа меняется на глазах, с каждым поворотом русла местность становится всё суше. Мы спускаемся в степь!..

 

...

 

Весь следующий день мы ехали по грунтовкам, затерянным среди холмов и скалистых хребтов на самом краю степи. Чем-то здешняя природа мне напомнила южное Зауралье, где я побывал ровно год назад. Однако Хакасия – это особенный мир, и никто из побывавших здесь не окажется равнодушным. Передать словами это сложно, да и фотки не раскроют всей картины. Я очень рад, что заехал сюда!

 

такие камни встречаются часто в степях Хакасии

 

это ирисы, один из видов

 

степь и лиственницы

 

привет

 

Под конец дня мимо нас проезжает «Жигуль» и останавливается. Попытка проигнорировать четверых молодых пьяных хакасов не удается – «мы ж ради вас вышли!» Впрочем, никаких угроз не последовало, даже воду нам предложили.

Завершился этот созерцательный день снова у воды, на берегу озера Баланкуль на самом краю таежной зоны.

 

31 июля, +98 км;

1 авг, +58 км.


 

Новый день, и снова солнце! Дима возит на рюкзаке дешевую солнечную панель с USB-выводом. Цена ее около 1000 рублей, это «noname», но на привале я убеждаюсь, что под прямыми лучами заряжает она шустро, выдавая навскидку около 0,5 А. Надо бы купить такую штучку на будущее! Вопрос в том, что «брэнды» стоят в несколько раз дороже – в чем же разница?..

 

Мы спускаемся от котловины озера обратно в степь, и через 10 км наши пути расходятся. Спасибо вам, парни, что составили компанию! Уверен, кусочек моего маршрута останется у вас в памяти.

Что ж, Дима и Вадим поворачивают на юго-восток, в сторону Саяногорска, а мне пока на север – там тоже есть, что посмотреть!

 

Когда остаешься один на один со степными просторами, то дорога, вьющаяся змейкой до горизонта, превращается в смысл жизни. Я смотрю на курганы и каменные глыбы на фоне невысоких гор – прошли сотни лет! Надеюсь, пройдет еще столько же, и местные жители не потеряют связи с природой, которой оплетена их культура.

 

снова каменный круг

 

Погода в этот день прекрасная! Не жарко и не холодно, и при этом сухо – нос мой не течет. По всей степи трещат кузнечики. Преодолев небольшой кряж, я скатываюсь на равнину, к районной автодороге. Которая оказывается пыльной и тряской. Движение по ней не частое, но перед аалом Чарков я беру передышку, уйдя на степную «срезку».

 

В поисках водоразборной колонки я заодно заглянул и в торговый домик. В отличие от Алтайского края, в Хакасии проще найти в продаже так любимый мной темный солодовый хлеб. Не знаю, почему, но на Алтае это – редкость. Может быть, из-за того, что тамошние поселенцы имеют южнорусские корни, а в тех краях больше любят пшеничный хлеб.

 

Если верить «Викимапии», селение Чарков многонациональное – здесь живут не только хакасы и русские, но также мордва, чуваши, украинцы, татары, белорусы, узбеки, даже немцы и китайцы! Как в песенке группы «Дюна», это – коммунальная страна!

 

«Охренеть! Охрене-еть!..» – повторял хакас (а может, и не хакас) Гена, узнав, что я еду из Омска. Тем временем я помог со смартфоном его родственнице, на котором не отправлялись SMS. Просто сменил учетную запись гостя на запись «Костя», и всё встало на свои места. 🙂

 

Через 2 км на шоссе вдруг появился асфальт. В сторону гор, а не Абакана. Логика дорожников не перестает удивлять! Зато кончилась тряска, и это очень радует, особенно когда вокруг такие виды!

 

любоваться неустанно

 

К вечеру появляется встречный ветер и дует всё сильнее и сильнее. Минут за 20 по ощущениям похолодало на 10 градусов! То ехал без майки, а тут и в куртке на пределе. Пусть и невысокие, но это всё же горы с присущей им неустойчивостью погод. Лишь бы тучи не надуло…

 

...и резко похолодало так, что пришлось достать куртку

 

И еще задачка: найти на ночь место без медведей. Склоны снова поросли лесом (750 м НУМ). После недолгих изысканий нахожу укрытую площадку на холме между шоссе и ЖД.

В отличие от пустого шоссе, по ЖД и ночью есть движение. Всего-то две пары пассажирских поездов в сутки и столько же грузовых. Но дело в том, что линия не электрифицирована и имеет приличный уклон; при подъеме или разгоне тепловоз издает неприятный звук низкой частоты, и этот гул слышен с холма за много километров. А я всё гадал, что же это за шум такой – карьер, ферма, завод? Вот и нет. Составы ползут медленно и гудят долго. Медведям это явно не нравится.

Гораздо сложнее спрятаться от людей, при этом оставаясь на связи. Брошенный мусор есть и здесь, метрах в тридцати…

 

2 авг, +82 км (12-21ч).


 

Давненько я не видел таких лесов – березы и лиственницы. Сосен очень мало, и как раз одна из них растет у моей стоянки, единственная в округе! И да, в какой-то мере это повлияло на мой выбор места. 🙂

 

сосна в роли вешалки

 

Город Сорск в 4 раза больше Вершины Тёи, но карьер и ГОК тут пока в деле – всё-таки медь и молибден ценятся выше железа.

А у меня поломка номер три. Сначала был смартфон, потом переключатель, а на сей раз – босоножки! Ну, или сандалии. На одном из них оторвались две передних лямки из четырех, а третья еле держится. Обойдя практически все обувные магазины Сорска (в городке есть даже рынок), я решаю не брать сомнительную китайщину и тянуть лямку до Красноярска. На крайняк доеду в шлепках. Жалко, удобные были, но вот ненадежные. (С некоторых пор я не люблю ездить летом в закрытой обуви; для меня лучше, когда ступня обдувается. Ну, а если вдруг +10 днем – помогут теплые носки.)

 

Перекусив у Теплого озера, в которое «впадает» болото Куяк-Торчан, я двигаю дальше. Откуда-то сзади доносится отголосок рудничного взрыва, и через какое-то время у меня рвется цепь! Полдня она так и норовила зажеваться рамкой. Вот тебе и поломка номер 4…

Пришлось встать на починку у придорожного столбика и укоротить цепь на 2 звена. У меня всё получилось, хотя никогда этого не делал и не пользовался выжимкой. Последний раз у меня рвалась цепь на советском «Салюте» в московском лесопарке П.-Стрешнево, было то лет 25 тому назад. Цепь тогда отлетела так далеко, что я ее не смог найти. 🙂

Но я не мог подумать, что цепь Shimano XT (CN-HG93) так быстро порвется! Не прошла и 3000 км. Блин, ведь хотел дома сменить на запасную Sram 971, которая трижды проверена пробегами по 10 тысяч км безо всякого обслуживания…

Так что замочки для цепи – маленькая, но незаменимая вещь в ремнаборе!

 

В довершение всех неудач где-то выпал платок носовой из кармана. Но, с другой стороны, это сущие мелочи. Байк исправен, да и я в порядке, а пирожки с картохой, луком и капустой не менее вкусны, чем ряженка с Саяногорска. 🙂

 

молибденовый Сорск

 

Через несколько км я проезжаю санаторий «Туманный». Как ни странно, он был построен в 90-е, во времена всеобщего упадка в этой стране.

В середине 20 века тут искали уран, но нашли лишь инертный газ радон, который тоже неслабо радиоактивен, плюс еще и канцероген. Тем не менее, в виде водного раствора радон применяют для оздоровления некоторых систем организма. В общем, одно лечат, другое калечат: можно, например, облегчить артрит, но повысить шанс получить рак легкого…

 

Ну, а если хотите попробовать радоновые ванны, то прямо напротив корпусов делает остановку поезд Москва-Абакан. Место глухое и по-своему красивое. Впрочем, подобных пансионатов хватает в других частях страны. Этот, в основном, для сибиряков.

 

Меня привлекло другое, а именно – благоустроенный родник по другую сторону ЖД. Есть ли в воде радон, неизвестно, но машины подъезжают одна за другой. И отдыхающие в санатории тоже любят сюда наведываться. Пока набирал воду, завязался разговор с двумя женщинами предпожилого возраста. Искренняя доброжелательность и участие! Эти черты людей всё реже встречаются в больших городах…

 

За санаторием асфальт сменяется большаком, и через 4 км сквозь чащу я вижу блеск воды Большого Дикого озера. Такое название вызывает усмешку, ибо озеро-то небольшое (800 м в длину), а все доступные берега заняты турбазами, рыбаками и шашлыками, и какие-то ценники висят на растяжках между деревьями…

Вот так. Места вроде бы и вправду дикие – горные леса на километры вокруг, а здесь вот такая засада. Короче, на купание я забил (к тому же, погода прохладная) и проследовал всё это дело без остановки.

 

Зато дальнейшая дорога меня радует: несколько километров лечу под горку, а по сторонам мелькают белые стволы берез и лиственницы. Лес светлый, почти без подлеска. Медведей не видел. 🙂

Жаль, что лиственницы, в отличие от сосен обыкновенных, не источают хвойного аромата.

 

А еще спустя некоторое время дорога приводит меня в живописнейший распадок – эта часть Хакасии превзошла все мои ожидания! Тут проходит грунтовая дорога «Большая Ерба – Сонское», и, несмотря на то, что я видел далеко не всю Хакасию, могу с уверенностью сказать: это одна из самых красивых дорог в республике!

 

и вот что открылось мне!

 

Часто у меня в пути бывает так, что при виде новой «картинки» глубоких чувств не возникает, если незадолго до этого уже наблюдал, так скажем, ее отдельные элементы. То есть, сумма частей воспринимается просто суммой, а не качественно новым явлением. А по-настоящему проникаешься только по прошествии какого-то времени или даже по приезду домой.

Но здесь в душе что-то сразу ёкнуло, включив это «отложенное восприятие». Ведь круто же вокруг!..

 

пером не описать...

 

Над распадком воцарилась совершенно ясная погода – ни единого облачка. В других условиях безоблачное небо внесло бы долю однообразия в пейзаж, но сейчас оно наоборот, подчеркивает прописную истину о том, что Природа – лучший архитектор!

 

 

Эх, чуть бы потеплее – была бы сказка! В тени градусов 18, но солнце греет, и я всем торсом впитываю его лучи. Как ни крути, а это намного лучше, чем жара, что стоит в эти дни в Европе.

 

Дорога плавно забирает вниз, но склоны становятся всё лесистее. Некоторые горки можно назвать сопками – их очертания говорят о далеком, но бурном вулканическом прошлом.

 

За Пушным я ухожу с большака на грунтовку в пойме появившейся небольшой речки. К великолепию сопок добавились цветущие остепненные луга. Еще 10 километров вечерней идиллии, с которой так трудно расставаться!..

 

как же не хочется уезжать!..

 

Что ж, надо двигаться вперед! Там, за границей изведанного, обязательно будет что-то еще, не менее величавое и трогательное.

А этот длинный грунтовый пробег подошел к концу. Я выезжаю на шоссе Боград-Ужур. Пусть трафик на нем можно описать как слабый, а горки Батенёвского кряжа пока никуда не деваются, но это уже не то.

Вверх, вверх, вниз и – опять вверх. Сам того не ведая, я залезаю на середину кряжа. Зоркий взгляд выхватывает рощу на холме. Грунтовка к роще еле заметна, и потом и вовсе теряется в траве. Приходится попотеть, обходя борщевики и упавшие ветки. Но задача решена, и можно спокойно любоваться звездами!..

 

3 авг, +79 км (11:30-21).


 

Пишу я эти строки и вижу по карте, что можно было поехать «во-он туда» – рельеф подходит, а от шоссе вообще далеко, никаких отзвуков. И вернуться утром дальше на шоссе «углом».

Но учесть всякие тонкости в режиме реального времени не всегда получается. И спутниковые снимки не всегда удается загрузить. Избаловал нас Интернет! 🙂

А если плюнуть на эти домыслы, то с местом я не прогадал. Именно так я и хотел закончить день: высоко сижу, далеко гляжу, а меня фиг заметишь.

 

отголоски вчерашнего великолепия

 

Ходовой день начинается сбросом 200 м высоты. То бишь снова в степь. Зато с озерами. Первое озеро, Власьево, маленькое и не особо приглядное, но местность безликой не назовешь. Рядом находится поселок Борец, населенный потомками покорителей целины.

 

видовка на Борец и Власьево

 

А вот дальше начинается озерное раздолье, куда съезжаются не только из Хакасии. Недолюбливаю я такие средоточия массового туризма, но раз уж еду мимо – заценю. Бывают и достойные места.

 

И вот впереди красуется небесно-голубое блюдце соленого озера Шира́. Мне кажется, что до него рукой подать, а еду километров пять. А затем и еще пять, от заповедной части до курортной. Денёк выдался что надо, +26! За версту от основной тусовки я спускаюсь к берегу вдоль небольшого ручейка. Тут стоят несколько палаток, но я скрываюсь в прибрежной траве.

Вода оказывается не соленой, а слегка солоноватой. Но озеро это не обычное, а меромиктическое с хемоклином! Если по-русски, то толща воды состоит из двух слоев, которые практически не смешиваются: под верхним опресненным слоем лежит насыщенный сероводородом.

 

как это объяснить в начале августа?..

 

Но это не всё. В 4 км от озера Шира (и на 100 м выше!) лежит сравнимое по величине пресное озеро Иткуль, которое является частью Хакасского заповедника чуть менее чем полностью. Официально лишь узкая полоска берега доступна для посещения.

С перешейка на гряде видно оба озера; в пресном вода прохладная, и приятно бодрит в теплую погоду!

 

...то всё равно можно! А вообще, только узкая полоска пляжа не является заповедной

 

4 часа я провел на озерах, и мне тут понравилось. Но впереди третья купалка – озеро Белё!

Между тем на юге небосвода зарождаются тучи, но время пока есть.

 

...

 

Белё меня впечатлило меньше. Сплошная турбаза. Что ж, день выходной, сезон отпусков, и людей можно понять. Здесь, в самом центре континента, так далеко до морей, что ценится любой водоем.

 

а дорога пустая

 

Вечерний пробег по пустому шоссе – милое дело, и я принимаюсь удирать от циклона, а солнце так и норовит скрыться за вулканическими сопками. Виды будоражат воображение, а отсутствие пригодных мест для привала только добавляет прыти. Похоже, что тучи зависли с той стороны озер, выпустив в верхние слои тропосферы огромный ледяной шлейф!

 

еще немного, еще чуть-чуть...

 

Это редкое зрелище завораживает и приковывает взгляд, но найти пристанище, увы, не помогает. А попасть под грозу в степи мне ой как не хочется!..

Поросший лесом пологий склон поначалу видится заманчивым, но до него 4 км по грунтовке – если ливанет, то утром я увязну.

Космоснимки показывают жиденькие лесополосы, почти примыкающие к шоссе. До них еще 15 км в потемках, и это последняя надежда, поскольку ехать в полной темноте у меня нет никакого желания…

 

4 авг, +107 км (11-21:30).


 

<= ч.2  ч.3  |  ПРОДОЛЖЕНИЕ: Красноярский край =>

 

Дмитрий Ховрин

 

***

Все фотки в высоком разрешении — на Flickr. А уменьшенные (+трэк в конце) можно посмотреть ниже, читая подписи к ним, и таким образом пройти мой путь еще разок! (миниатюры кликабельны)

 

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. (еще жду фоток от омичей, но пока не дождался)

  2. master:

    Цепь sram, конечно, не вызывает сомнений в надежности, но 10000 км на одной цепи?.. Это ж система на выброс с половиной ресурса.
    У меня по 3000 максимум ходят, в 3 цепи.
    И, наверно стоит приобрести хорошие трекинговые ботинки для таких походов, чтобы не писать каждый раз о порванных сандалетах.
    Дима, нужно определиться с полюбившейся тебе аббревиатурой НУМ.
    Есть НУМ и ВУМ — ниже и выше уровня моря.
    Это только жидопедия трактует НУМ, как «над уровнем моря». Но такого понятия нет.
    Аналогично все тупые сми везде и всегда используют понятие «нейтральные воды», но его в юридической природе так же не существует. Есть понятие — «открытое море».
    Это как у Довлатова в «Зоне»:
    — ты что, ебнУлся?
    — т.старшина, — можно сказать ебанУлся, наебнУлся или Ёбнулся, — а ебнУлся, — такого слава, уж извините, в русском языке — нет.
    Природа красивая, но пишешь скучно — практически не передается атмосфера путешествий.
    Привет Вовке!

    1. — да, 10 тыс. на одной цепи, я не люблю менять туда-сюда. Так будет система (возможно) дольше жить, а так — меньше цепей пригодится. Где-то выигрыш, где-то проигрыш (механика ж).

      — повторюсь: люблю, когда ступни дышат, продувает ветром. Снова где-то +, где-то -. Мой выбор.

      — ни разу не видел ВУМ. Зато не раз видел отрицательные НУМ. «Жидопедия» — такого понятия нет. Прошу ссылки на ГОСТы, СНиПы и т.п.

      Что ж, всем не угодишь. На лавры не претендую. По мне, атмосферу вполне передаю — и фотками, и словами. Так что сочту это за голословное утверждение. Пример нескучного описания можно? Чтоб понять «огрехи». (желательно, своего)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост