Сибирь 2018. Часть 2: запад Алтайского края — BikeLifeForms
 
19 января 201922:36

Сибирь 2018. Часть 2: запад Алтайского края

К слову, зачем я всё это затеял? С какой же целью разъезжаю по городам и весям?

На самом деле, в корне всё просто. Людей угнетает однообразие, как, например, эта низкая сплошная пелена слоистых облаков январским вечером. Однообразие, а также недостаток ощущений. Когда мы говорим, что делаем что-то для души, то подразумеваем чувственное наполнение, не так ли? Накормить изголодавшиеся чувства – вот одна из причин. И тяга к познанию нового во многом растет именно отсюда.

 

(это продолжение. Начало рассказа — тут)

 

Кто-то сказал, что наш мир со всеми его недостатками всё же стоит того, чтоб его посмотреть. Особенно, если есть такая возможность. То же можно сказать и про отдельно взятую нашу страну, площадь которой составляет немалую часть мира.

Другое дело, что не так уж и много у нас знаковых мест, широко известных не то чтобы за рубежом, но даже и внутри страны. То есть, вроде бы как территория огромная, а смотреть нечего, кроме озера Байкал (наверняка так думают некоторые иностранцы). Ну да, конечно, а в США – кроме Большого Каньона…

 

Мне нравится ездить по нетуристическим местам, в которых можно открыть для себя пусть и не «аховость» Скалистых Гор, но некую скромную, непритязательную красоту. При этом я и не спорю, что Байкал достоин посещения. Если время есть – то всему свое время!


 

22 июля

 

…Слабый дождик продолжился всю ночь и первую половину дня. Не очень-то я жалую езду под дождем, а тем более – сборы под дождем без необходимости. Снаружи капает, а в палатке уютно, и можно неторопливо сделать кое-какие дела в Интернете.

Торопиться мне некуда, не для этого я здесь!

 

 

Небо так и остается серым, но к трем дня всё-таки выезжаю.

 

рукотворный холм, на котором стою - это дамба

 

И вскоре приближаюсь к озеру Бурлинское.

Это и есть одно из тех озер, что похожи на приволжские Эльтон или Баскунчак. Здесь тоже добывают соль в промышленных масштабах, и ради упрощения этой задачи озеро окружили дамбами, которые служат для уменьшения стока в него пресной воды.

На берегу расположен поселок при соледобыче – Бурсоль, где я решаю зайти в подобие кафе и нормально, так сказать, пообедать. За прилавком орудуют явно школьницы – видать, родители на соляном промысле или вообще в городе. За соседним столом сидят местные парни и обсуждают свои нехитрые разборки. Узнав, что я еду аж из Омска, не очень-то понимают, зачем тратить свой отпуск на такое занятие. Но один из них замечает: «А что, я на рыбалку вон за 500 км езжу!»

А меню в заведении так себе. Суп, яйцо, томат-огурец, булочка и кофе – больше 200 рублей выходит.

Вдруг срабатывает пожарная сигнализация – на кухне пригорело жарево! Девка не знает, как выключить, и звонит маме. В итоге помогает рубильник. Уж можно было догадаться: семь бед – один Reset!

 

Поселок вид имеет задрипанный, как и Алтайская соледобывающая компания. Но главное, что она как-никак работает, и по еле выступающим рельсам над красной водной гладью движется состав, похожий на узкоколейный.

 

о. Бурлинское

 

А дополнительный источник дохода местного населения – это туристы, которые съезжаются сюда и с окрестных областей. Сегодня выходной, и «паломники» идут босиком по грязи, мажутся рапой, а потом принимают душ за 20 рублей (особо дерзкие едут на своих джипах прямо к берегу). Ну и, конечно, могут закупиться солью в мешках или цветной глиной.

Жаль, что сегодня пасмурно, и розовый цвет озера не такой яркий… но мне как-то боязно оставлять вел. И я ограничиваюсь простым наблюдением за фламинго со стороны.

 

соляной промысел

 

После весьма острого супа во мне просыпается жажда минералки. На улице Коммунистическая есть магазин «Шанс» (за прилавком тоже молодежь), покупаю воду «Ая» – «сделано на Алтае»! Дескать, +100 к здоровью. Алтай – это как бренд, но относится он по большей части к горам или хотя бы предгорьям, а равнинный запад края я обозвал «внутренний Казахстан» по аналогии с китайской Внутренней Монголией. Казахов, однако, тут мало; возможно, даже меньше, чем потомков немцев.

 

…Еще 15 км пустого шоссе, и я на подъезде к Славгороду (~30 тыс. жит.), который был основан до революции благодаря реформе Столыпина. Тогда всем желающим предоставляли вольные земли в Западной Сибири, да еще и финансовую поддержку в первое время. Разумеется, многие повалили за Урал – пусть суровая, но халява! А новые места выбирали по схожести с родными, поэтому степи и лесостепи заселялись в основном жителями Черноземья и Малороссии.

 

Славгород начался для меня с раздолбанной дороги и заброшенного завода. Центральная площадь выглядит более-менее сносно, но городу еще долго выходить из постсоветского упадка. И то ли вечер выходного дня, то ли плачевное состояние городка является причиной зашкаливающей концентрации гопников на улицах! За короткое время пребывания я почувствовал себя словно в каком-то гетто. И, чтобы не сильно выделяться из этой массы, стал вести себя более «нагло».

 

 

На фоне всего этого раздолбайства очень мило смотрятся плакаты «Любимый край, живи и процветай!» на стене гостиницы и «Успешная молодежь – сильная Россия!» возле Дома творчества.

 

Но есть в Славгороде и то, что мне понравилось – это улицы-бульвары с разделенными зеленью полосами.

 

В 10 км к югу от города, в самой низкой точке Алтайского края (80 м НУМ) расположено горько-соленое озеро Большое Яровое. Несмотря на химический завод на берегу, озеро известно и за пределами края своими курортами – я на шоссе видел автобус, следующий из Томска, до которого почти 700 км.

Но, учитывая, сколько народа было на Бурлинском озере, понимаю, что на Яровом мне сегодня светит тотальная скотобаза. Прогноз погоды тоже не радует. Да и вообще, хватит углубляться на юг, пора уже сворачивать на Барнаул. Все красоты в один присест охватить невозможно, и Горный Алтай я оставлю на потом…

 

+75 км (15:30-22).


 

23 июля

 

Привал я устроил более чем в двух километрах от полупустой дороги. Уж больно не хотелось идти напролом через поле в лесополосу, и я упорно ехал до первого отворота.

А ночью по палатке забарабанил мелкий обложной дождь, прекратившийся только к середине дня. Но это временно – вечером дождь начнется вновь. И я решаю сделать дневку.

 

уютное место

 

Палатку мою укрывают американский клен и карагана, как будто я где-нибудь в полях Южной Дакоты или Индианы. Но в стороне растут вязы, березы, тополя и мелкоплодная яблоня, которую я не смог опознать на месте – слишком уж маленькие у нее плоды, размером с вишенки.

 

видимо, это яблоня сибирская ягодная (Malus baccata)

 

К аромату степных трав и зреющих злаков добавляется сладковатый запах. Возможно, от далеких лесных или торфяных пожаров – горизонт окутан дымкой, а ветер ССВ.

А место, на самом деле, очень уютное, и я нисколько не жалею, что «застрял» тут почти на два дня! Пока нет дождика, я гуляю босиком по мягкой влажной траве и валяюсь в ней, как дитя; рассматриваю растения, наблюдаю за бабочками, наслаждаюсь обзором просторов на все 360 – выходит, что я еще не наелся степями!..

 

полоска степи, далее возделываемое поле

 

Вечером пробую заснуть на закате, чтобы совсем не использовать свет налобного фонарика. И это удается; просыпаюсь на рассвете. А какие были сны!..

 


 

24 июля

 

Светит солнце. Ура! Я снимаю у палатки «крышу» – пусть хоть немного просохнет. Странные тут комары: забились между слоями палатки и сидят себе неподвижно, а снаружи почти никого.

 

комары как будто оцепенели

 

Ранний подъем – ранний выезд! Буду наверстывать «упущенный» день.

По намокшей грунтовке возвращаюсь на пустое шоссе, часто оглядываясь назад. Вроде бы обычные поля, а место мне запало в душу…

 

в правой части кадра, слева от одинокого тополя то самое место, где ночевал

 

Большое Яровое озеро я отложил на потом. Но на моем пути есть еще и Малое Яровое со схожей соленостью. «Радиалка» 4 км до берега – не так уж и много. Попробую!

Грунтовка сначала каменистая, но последние несколько сотен метров до озера прилично разъезжены и вдобавок размыты дождями. Грязь очень липучая, и это мне совсем не нравится… Что ж, ограничусь дальним взглядом. Вода в озере отражает небо, а значит, в нем не так много красных рачков Artemia – именно они придают воде многих соленых озер насыщенный розовый цвет.

 

Впереди по курсу еще одно озеро – Кулундинское, самое большое в Алтайском крае. 30 км до него я проскакиваю за полтора часа. Лесополосы вокруг становятся гуще; некоторые из них состоят из берез, лиственниц и лохов по краям – первый раз вижу такое сочетание.

 

…Несмотря на вторник и прохладную погоду (+17 в тени), на берегу озера стоят несколько «диких» палаток. Курортов и кемпингов тут нет, это территория заказника. Ширина озера больше 30 км, и оно похоже на море – дальнего берега не видно. Только цвет у воды особенный.

А прибрежные заросли лоха узколистного мне напомнили степной Крым и Тамань. Но тут континентальный климат со средней температурой января -17 °С!

 

соленое, как море. Или даже более

 

«У комаров неприемный день» – это хорошо сказано! Семейная пара из Томска побудила меня искупаться, пока еще солнце не закрыли облака. Захожу по линии колышков выше пояса, пытаюсь лечь на спину, но вода меня не держит, блин! Не выталкивает. Довольно соленая на вкус вода, но недостаточно соленая, чтобы удерживать мое плотное костлявое тело…

А посидели мы хорошо – салатик, мясо, печенье овсяное, чай с мелиссой. Люди простые и доброжелательные. Мое почтение!

 

пара из Томска и Lexus под прикрытием лохов

 

За Знаменкой асфальт сменяется большаком, а по сторонам появляются отдельные рощицы в понижениях мезорельефа, внося разнообразие в пейзаж.

 

 

Между двумя Суетками – асфальт. Привет ДРСУ! А за Верх-Суеткой жиденькие рощицы перерастают в большие березовые колки.

 

Мимо проезжает «Ока», но потом останавливается. Высовывается мужик:

«Куда путь держишь? Подумал, мало ли ты из-за рубежа, помочь надо чем. Вода есть?» – Всё есть, говорю.

Позже я встречаю его снова в одном из сёл:

«А я из этой деревни! Хочешь переночевать? У меня есть старый дом из самана. За 10 тыщ никто не берет!» А квартира в 2-этажном кирпичном доме стоит здесь 200 тысяч рублей…

Но мне как-то не хватает уверенности, да и хочется проехать еще немного.

«Ну, давай. Только в Камень не заезжай – дырявое место…»

 

Про Камень-на-Оби мне говорил московский Дима, округлив глаза. О том, что в 90-е там чуть ли не каждая семья имела отношение к наркоторговле. Насколько это правда – я не знаю, но Камень все равно не по пути.

 

На краю села у машинно-тракторной станции меня, улыбаясь, «стопит» мужик:

«Мне сказали, тут велосипедист едет!» – Вот ведь как хорошо работает «сарафанное» радио!

«А мне тут уже переночевать предлагали, какой-то мужчина на малолитражке».

«А-а, это глава нашей администрации! Ну, езжай 12 км до Павловки, там одни пенсионеры живут. А дальше, в Нижнечуманке – цыгане!»

Что ж, хорошо, что предупредил. Но до цыган я в любом случае сегодня не доеду.

 

 

Перед той самой Павловкой я и спрятался в березах; продравшись сквозь траву, собрал всех комаров с округи. Эх, все-таки зря я отказался от ночевки под крышей…

 

+142 км (8:30-22).


 

25 июля

 

Комары, конечно, портят жизнь. И даже переносят какие-то болячки, но редко. Гораздо большая опасность в Сибири – это клещи, поэтому я сделал прививку от энцефалита. Еще есть бореллиоз, но от него не привьешься. Я в очередной раз осматриваю себя – чисто. Стало быть, можно ехать дальше!

А чем дальше еду на восток, тем становится влажнее. Степи местами уже напоминают луга, и взор ласкают фиолетово-розовые цветы – это хатьма́ тюри́нгенская (определил уже потом). Не помню, чтобы встречал ее на западе страны. (Upd от 2020: растет и на западе.)

 

р. Пайвенок, судя по ржавой табличке

 

При этом все еще встречаются сухие или засоленные участки, где растут лохи.

А у меня рвутся босоножки (сандалии) Outventure, купленные всего лишь год назад. Удобные, но ненадежные… Сажусь на краю пастбища и принимаюсь их зашивать.

После 3-дневного перерыва вернулось летнее тепло. Главное – чтоб не ливануло…

 

береза и ольха. Есть вода - есть деревья

 

Уездное село Баево проезжаю аккурат в обеденное время. Дешевая столовая советского типа – это то, что надо! А рядом с ней – «Мария-Ра», где, в отличие от всяких «Магнитов», продают орехи и сухофрукты на развес.

 

рублей на 150

 

…Солоноватое озеро Мостовое я решаю обогнуть с юга. Но за селом Харитоново то, что на карте показано как дорога, на деле оказывается бескрайним грязевым месивом.

Приходится сдать назад с «потерей» в 20 км и объезжать всё это дело через Завьялово, где мне так и не удается найти колонку с водой. В итоге я покупаю воду в магазине и на всех парах несусь на поиски ночлега, пока не стемнело.

 

 

+123 км (10:30-22).


 

26 июля

 

Когда я рассматривал спутниковые снимки, намечая будущий путь, мое внимание привлекли зеленые параллельные полосы среди открытых пространств на юге Западной Сибири. Это так называемые ленточные боры, происхождение которых так или иначе связано с упомянутыми ранее гривами. Как бы то ни было, а мне очень нравится сочетание степей и сосен!

Где еще в Сибири найти такое сочетание севера и юга? «Таежная» черника здесь соседствует с арбузами; но всё это будет позже, в августе.

 

И вот я еду вдоль края одного из ленточных боров – Кулундинского, юго-западный край которого изобилует озерами, по большей части пресными.

 

какая-то трава дурно пахнет и отбивает желание купаться

 

Сосны начинаются не сразу, а примешиваются к березам; но уже через 10 км сосны безоговорочно преобладают.

 

бурые коровы

 

Алтайский край можно назвать сибирским Черноземьем, это – житница восточной части страны. Правда, сельское хозяйство у нас не в таком «почете», как нефтегазовый промысел, и земледельцы живут совсем небогато.

 

Гонохово

 

В селе Гонохово я обнаруживаю колонку с хорошей водой и с интересом наблюдаю местный быт.

 

как в старину!березы, остриженные снизу скотом

 

Далее асфальт прерывается на 25 км, половина из которых представляет собой изматывающую трясёнку. Радует хотя бы то, что она успела высохнуть после дождей.

 

 

Ну всё, хватит с меня пока «улучшенных» грунтовок! Дует западный ветер, и это мне на руку – во что бы то ни стало, сегодня нужно проскочить до Ребрихи.

На шоссе краевого значения присутствует некоторый трафик, но больше трети можно «срезать» через деревни и сёла. А заодно искупаться под вечер в одном из озер.

 

кто такой? зачем пришел?

 

За час-полтора до заката небо с севера и востока стало затягивать тучами. Ох, как некстати!.. Но на мою удачу тучи гонит ветром вперед; я еду наравне с краем штормовой системы, внимательно всматриваясь вдаль. При первом признаке «стены» дождя я готов рвануть в любую рощу…

Так и доезжаю до Ребрихи. И тут, как назло, тучи встают. Над горизонтом сверкают молнии, но раскаты грома пока уносит ветром. Ну, еще чуть-чуть, 5 километров через село, а за ним – Касмалинский ленточный бор!

 

Вот мост над рекой Касмала, и большая часть Ребрихи позади. Дождя пока не видно, но наперерез ползет штормовой ворот. Такую картину я пропустить не могу, как, впрочем, и сельские прохожие. Погода края, зажатого между горами и сухими степями, славится контрастностью и непредсказуемостью, но даже местные жители не устают восхищаться грозным величием бури.

 

штормовой ворот

 

Теперь уже не отвертеться. Только я въезжаю в лес, начинает капать, а молнии сверкают совсем близко. Неужели придется ждать?..

Но небо сжалилось надо мной! Отъехав еще километр, я успеваю-таки поставить палатку под редкими зарядами мелкого дождя, и поклажа практически не намокает. На северо-западе разгорается закатное зарево, окрашивая небосвод в оранжево-багряный цвет – сильные ливни прошли мимо! Закинув вещи в палатку, я раздеваюсь – тепло! Какое же наслаждение походить босиком по мягкому мху под теплым дождиком!.. А хвойный аромат!.. После стольких дней наконец-то сосны – я соскучился по ним!

 

+134 км (11:30-21:30).


 

<= начало  |  ПРОДОЛЖЕНИЕ: Барнаул =>

 

Дмитрий Ховрин

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Роман 58:

    Супер, с удовольствием прочитал.

  2. KMescherov:

    Дмитрий, спасибо большое!
    Давно мечтаю о таких поездках.
    К сожалению, занятость и семья делают эти мечты несбыточными в обозримом будущем.

  3. Денис:

    «В 10 км к югу от города, в самой низкой точке Алтайского края (80 м НУМ) расположено горько-соленое озеро Большое Яровое.» Посмотрел высоту на opencyclemap.org — Рисуют вроде 80 метров выше уровня моря.

    1. Имелось в виду Над Уровнем Моря. Если ниже — был бы знак «минус». Значит, впредь не стоит сокращать во избежание путаницы. Устоявшихся правил тут нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост