Горы, горы… Застывшая мощь Земли… Величественные и великолепные, они манят многих! И простых походников, и бывалых альпинистов. А каково в горах (точнее, НА горах) велотуристу? Если честно, до 2023 года я толком и не знал ответ на этот вопрос. Я попросту не был на приличных горах! Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда, не так ли? Открыв новую главу своей истории, я не прочь пошелестеть страницами памяти…
Вообще-то у этого длинного велопохода была давняя предыстория. Началось всё в мае 2017 года, когда непогода мне помешала забраться на перевал, с которого должен открываться хороший вид на Эльбрус. Залез я тогда не выше 1300 м над уровнем моря, что слабо отличается от крымской Ай-Петри. Это мое «достижение» так и зависло на 6 с лишним лет; и вот, наконец, желания совпали с возможностями!
Однако не сказал бы, что всё начиналось гладко: в некотором смысле, я запрыгнул в последний вагон уходящего поезда под названием «август».
Дело в том, что в начале августа с ЖД-билетами на южное направление было крайне туго, и я более чем на полмесяца затерялся в лесах «дикого запада». Ну, а ближе к концу лета появились и на юг билеты: сезон отпусков подходил к концу.
Как водится, нарисовал я себе маршрут такой, что по ходу событий не раз приходилось его упрощать. И погода тоже вносила свои коррективы. Однако, несмотря на всё это, вкусил я по полной, как никогда раньше!
Возможно, вам интересно мое походное снаряжение или запчасти велосипеда? — В последней части сего рассказа я обязательно остановлюсь на этом. Всё довольно просто и недорого; на первом месте для меня — надежность и удобство.
Итак, поехали!
23 августа — день 1, +36 км, Армавир → Убеженская (набор высоты ~500 м ↑, сброс ~300 м ↓ — здесь и далее эти значения указаны приблизительно; и GPS-приемник, и изолинии на карте имеют погрешности)
…Пообедав в столовой, я поспешил на выезд по душноватым улицам Армавира. Порой глаз радовали архитектурные изыски царских времен, но в подробности я не вдавался.
Вот я пересек широкую, слегка обмелевшую Кубань и сельскими окраинами выехал на степные просторы. В одном из хуторов меня остановили дивные цветы, трубящие во все стороны, чтобы их заметили!
Это кампсис, теплолюбивая лиана, родом из Северной Америки.
А чуть поодаль мне встретились еще два североамериканских вида.
Гледичия трехколючковая в обиходе наверняка зовется «акацией» (как и робиния), хотя таковой не является. В отличие от робинии она не ядовита, имеет более мелкие листочки и огромные шипы! Когда-то один такой засохший шип мне проколол колесо на нижнем Дону.
Если робинии лжеакации можно нередко увидеть в озеленении Москвы и области, то гледичии более теплолюбивы. Но всё же встречаются у любителей — низкорослые, походящие на кустарники.
Второй североамериканский вид — это амброзия полыннолистная, аллергенный сорняк, захвативший юго-запад РФ. Рядом с ней на обочине дороги растет и вездесущий цикорий, сорняк частью съедобный. И обе этих травы облепили какие-то местные улитки.
Улиткам спешить было некуда, а я продолжил неторопливый подъем на прикубанскую гряду.
Этот невысокий, но выдающийся хребет я наблюдал из окна обратного поезда в вышеупомянутом 2017 году, и поставил себе цель прокатиться по нему. И вот я тут!
В мае степь зеленая и цветущая, но красота есть у каждого времени года! Мне нравится степь и в конце лета. Особые запахи, шелест сухой травы на ветру. И золоченые холмы перед закатом!
Обожаю закаты! Таинственные, прекрасные, немного грустные… В этот вечер солнце покидало бескрайние равнины Кубани, а я стоял на подъеме, провожая его взглядом.
24 августа — день 2, +79 км, Весёлый → Надзорное → гора Стрижамéнт (1000 м ↑, 730 м ↓)
Второй день начался так же спокойно и жарко, как и первый; это всё еще прелюдия к настоящему Кавказу, но так и было задумано. С высокого холма я наблюдал лоскуты полей и зелень рощ.
Я трясся по иссушенным грунтовкам, продолжая путь по гряде; но вскоре спустился в пойму, к мосту Армавир-Туапсинской железной дороги.
Этот мост был построен в начале 20-го века, а после грянула гражданская война и революция, и позже весь участок ЖД от Армавира до Ставрополя был разобран. Остались насыпи, мосты и единичные здания — например, водонапорные башни, которые со временем медленно разрушаются.
Вода нужна не только паровозам, но и мне! В последней на моем пути станице Краснодарского края спросил я воду у детей, на что они ответили, мол, «это же не город, в магазин идите». Детишкам невдомёк, что существуют родники, колодцы и колонки?..
…Еще несколько километров по пойме, и я пересёк границу Ставропольского края. И здесь, в селе Надзорное, мне удалось набрать воду у велосипедиста Александра. Благодарю! С водой тут не ахти, мутная она. Или же нужно бурить глубокие скважины.
Отъехал я в лесополосу, чтобы ополоснуться, и вдруг меня пробил озноб. При +33 в тени!! Ну что за невезение! Очередной ДР, и такая вот засада. И еще вдобавок погорел Недрёманный хребет. И я туда не полез, отклонившись от плана на ровный асфальт.
Через 20 км это пустое шоссе влилось в ставропольскую трассу, по которой я кое-как, с большим трудом набрал 200 м высоты. А потом еще 200 м по дороге на гору Стрижамент.
Тут меня обогнал редкий автомобиль, из которого выглянул мужчина при бороде, усах и с крестом: «Вам помочь чем-нибудь?» Я уж было подумал, что это егерь, и на всякий случай добавил, что костры не жгу. «Ну, доброго пути.»
До края нагорного леса я доковылял уже пешком. Пробился сквозь ветки и заросли, как кабан, и спрятался в 100 м от экотропы…
25 августа — день 3, +69 км, гора Стрижамент → Невинномысск → Беломечетская (500 м ↑, 800 м ↓)
Гора Стрижамент — самая высокая на Ставропольской возвышенности: ее высота над рекой Кубань около 550 м, а над морем — до 830 м. На ее склонах растет широколистный лес, и берут начало несколько маленьких рек. На летних спутниковых снимках эта гора похожа на огромное густо-зеленое пятно посреди степей, а меня всегда притягивают такие выдающиеся места!
Ночевал я на северо-западном краю этого лесного массива; в 20 км к северу виднелись очертания высоток Ставрополя, который тоже находится на лесистой горе с плоской вершиной, но высотой поменьше. Подобно небольшой (хотя почти безлесной) горе Недрёманная:
…Свернув лагерь, я выбрался из своих кустов на экотропу; по ее сторонам можно почерпнуть немало описаний флоры и фауны горы Стрижамент, а также кое-что из истории.
Основные породы деревьев Тёмного леса — это бук, граб, ясень, клён, дуб, вяз. Вот так выглядит нижний ярус букового леса (с примесью других пород):
Освещенные солнцем, стволы становятся похожи на платаны; когда-то давно эти деревья так и называли: чинары.
На склонах горы встречаются нагромождения камней (каменные хаосы), скалистые обрывы, даже небольшие пещеры. Ну как же не попрыгать по камням!
Имеются и родники. Набрав воду, я выбрался из тенистого леса на большую поляну — плоскую степную вершину горы. Южная оконечность поляны безлесна, и с нее открываются впечатляющие виды!
Виды хороши, но спуск оказался настолько щебнистым-каменистым, что разогнаться было невозможно! Короче, подкачал спуск. А вот переднее колесо — спустило!..
Внизу, под горой, степь сухая и колючая, но что мне оставалось? Камеру ведь надо заменить. Под гул ветряков.
Переднее колесо у меня колется в несколько раз реже, нежели заднее, на которое и нагрузка больше. На этот раз произошел не прокол, а пробой камеры: от тряски на спуске она разошлась по шву! Наверно, брак…
И, пока я возился с колесом, кто-то намеренно свернул на машине в мою сторону и остановился: «Осторожней тут, пожар не сделай!» — Уж постараюсь, ибо сгореть заживо мне совсем не хочется.
…Продолжая путь против течения Кубани, я заехал в Невинномысск, моногород азотных удобрений. Заныла голова, и я проглотил таблетку парацетамола. Вот такая химия.
Здоровье мое пошалило и бросило на второй день. Акклиматизация, говорите?.. С чего тогда ее раньше не было? Не думаю. Скорее, просто износ и старение. И генам тоже привет.
26 августа — день 4, +68 км, Беломечетская → Кош-Хабль → Жако (700 м ↑, 270 м ↓)
Вот и Карачаево-Черкесия! Но высокие горы еще впереди. А пока будет долина реки Малый Зеленчук, одного из притоков Кубани.
Встретилась такая вот табличка. Что-то я в 2017 году такое не припомню.
Это аул Адыге-Хабль, райцентр. Главу поселения иногда называют «мэр аула». Мэр аула — это звучит!
У черкесов (адыгов) тоже есть традиция играть свадьбы по субботам. Невзначай перекрывая движение по основным дорогам, причем в обе стороны! Да так, что даже грузовики вынуждены плестись в хвосте, пока вся процессия не вернется в свой аул.
До Бавуко я поехал правобережной грунтовкой, слишком трясучей. Смотреть там не на что, и лучше те 10 км ехать по шоссе через Икон-Халк и Абазакт.
В Бавуко я купил баночку пчелиной пыльцы. Вроде бы полезная вещь, если понемножку.
Еще через 10 км плавного подъема вдоль реки, и за аулом Кош-Хабль начали вырисовываться небольшие горки.
Я продолжал путь правым берегом, но уже по асфальту; и тут один из местных жителей меня заботливо предостерег: «А ты знаешь, — дорога в тупик ведет!» — «А там мост пешеходный есть.» — «А-а, я думал, ты не знаешь.»
Действительно, между аулами Инжич-Чукун и Хабез есть подвесной мост через Малый Зеленчук, который почему-то был отмечен только на Я.Картах. На космоснимках он тоже просматривался вместе с тропами.
Перед поворотом к мостику заговорил какой-то мутный мужик, растягивая слова: «Чее… откуда..?» — «Турист.» — «Куда-а… едешь..?» — «В горы.» — «Горы?.. на велосипеде?..»
Возможно, он был бухой, хотя бухáть здесь вроде как не принято. Однако такой вопрос задают и вполне трезвые люди, далекие от велосипеда. Наверно, они считают, что в (на) горы можно только пешком, не подозревая, что на велосе это дело намного легче — конечно, при условии проезжаемости и не запредельных уклонов. Катить 15-20 кг поклажи уж точно легче, чем тащить на своем горбу!
С мостика мне открылся вот такой вид. Река выглядела чистой и прозрачной — в общем, пригодной для фильтра и кипячения.
Мне оставалось проскочить вверх по шоссе еще 10 км населёнки и вернуться на правый берег. Вот там самое место, чтобы воду набрать. Лишь бы до темноты успеть.
Поздний вечер за аулом Жако (Жьэкуэ). В километре шумит река. Я устроился на ночь в посадках алычи и робиний; верхний слой почвы пришлось очистить от упавших слив и древних осколков стекла — наследия нерадивых кавказоидов. (Да, именно так! Раз уж существуют «кубаноиды», то имеют место ставропоиды и кавказоиды. Это те, которые мусорят и вообще ведут себя неправедно.)
А река Малый Зеленчук шумит, словно отдаленная автомагистраль, и этот фон действует успокаивающе…
27 августа — день 5, +28 км, Кардоникская → недалеко от (450 м ↑, 230 м ↓)
Поздний подъем, долгие сборы… Никакой спешки. Окружающие горки уже достигают высот 1550 м, это 700 м над рекой.
А есть и невысокие, покрытые лугами, на склонах которых пасется скот.
Ниже станицы Кардоникская происходит слияние трех рек — Маруха, Аксаут и Кардоник. Я ехал вдоль последней с мыслями о купании.
По аварийному мосту (сколько паводков ему осталось?..) я перешел от мыслей к действиям: вода в реке была удивительно теплая для конца августа и высоты 850 м!
Какое же удовольствие лечь вдоль потока и всем телом ощущать движение воды!.. Благодаря маленькой плотине из камней образовалась запруда с достаточной глубиной.
Два часа пролетели-прожурчали совсем незаметно, и еще почти час я потратил на закупки в станице. Но — никакой спешки.
Сытый и чистый телом, я поднимался всё выше к небесам, к очищению духа от всякого несовершенства…
Погрузившись в себя, я не заметил, как над Эльбрусом взошла растущая Луна!
«Золотой час» предстал вокруг меня во всей красе! Рядом с деривационным каналом Зеленчукской ГЭС-ГАЭС.
28 августа— день 6, +29 км, Карачаевск → Сырные скалы (600 м ↑, 670 м ↓)
Ровное место на склоне я отыскал с трудом, укрывшись в небольшой ольховой роще на высоте примерно 1070 м. Но всё равно сквозь заросли мерцали огоньки — то ли кошары, то ли тракторы.
Здесь среди лугов уже растут деревья «средней полосы».
Достигнув высоты 1200 м, я начал спуск по долине реки Шоанка (Малая Шоана). Да-да, чтобы продолжить подъем, мне нужно было спуститься в Карачаевск и пересечь горную Кубань.
И вновь — никакой спешки! Мой взор приковал любопытный скальный останец на степном склоне, и я тотчас же полез туда, оставив велосипед в тени небольшого деревца.
Словно большой палец ладони торчит из земли. А под другим углом — как голова змеи.
На шее у каменного изваяния удивительным образом стелется можжевельник!
А на склоне в изобилии растут шалфей и молодило, прямо на камнях!
Хороша долинка!.. Но не поднявшись вверх, не увидеть этой красоты.
В конце августа речка Шоанка больше походила на ручей, и отмеченные на OSM водопады оказались небольшими. Но приятными!
Верхний водопад имеет высоту около 20 м, и я попытался заглянуть за край.
Нижний водопад образует круглую ванну, будто созданную для купания. Для любителей хорошенько охладиться!
А вот таким лесом поросли склоны окружающих гор. Как и на горé Стрижамент, основу составляют буки и грабы.
Спуск вдоль Шоанки непростой. Дорога каменистая, вниз только на тормозах. Но не так уж и долго, всего 200 м сброса до площадки под храмом.
Шоанинский храм датируется 10-11 в. постройки, когда византийцы активно занимались насаждением христианства. С Древней Русью это, кстати, удалось; но из народов Северного Кавказа только аланы (осетины) исповедуют религию креста. Быть может, они в те века жили и здесь, по берегам верхней Кубани. Теперь это земля карачаев(-цев).
А храм является точкой притяжения туристов; большей частью благодаря красивым видам, которые открываются со скалы. Внутренние стены здания давно лишились росписей, но сама постройка, безусловно, впечатляет! Это то, что называется «строить на века».
Почти все туристы попадают сюда снизу, на автотранспорте. А я «неправильный» турист, скатился сверху.
И вот спустя 6 лет я снова на шоссе у Карачаевска. И снова, как тогда, коровы невозбранно шастают по встречке!
Петля по городу, закупки, и переход бурлящего потока по подвесному мостику.
И на ночь глядя — снова вверх, асфальтом вдоль реки Марá…
часть 1
˅
Кавказ 2023. Часть 2: Приэльбрусье
˅
Кавказ 2023. Часть 3: КБР и Алания
˅
…часть 4 — скоро…
Для тех, кому интересен пройденный путь: nakarte. Только для ознакомления; никакой ответственности не несу, если кто-то решит повторить за мной!
Дмитрий К. ‘Ховрин’