BikeLifeForms

Северный Кавказ 2023. Часть 3: КБР и Алания

(Велопоход по республикам Северного Кавказа. Продолжение фото-очерка.)

Долины-ущелья рек Малка и Хасаут.

Дожди и туманы.

Засыпанные снегом вершины…

 

Начало (первая часть) очерка-дневника находится тут.

 

2 сентября — день 11, +35 км, платó Бечасын → Долина Нарзанов → снова вверх (1300 м ↑, 1500 м ↓)

 

И вновь 2300 м. Еще одна высокая ночевка. С видом на Вершины! На этот раз они чуть дальше, но видны отлично!

 

Неудобно без деревьев: и тени нет, и некуда бурдюк повесить. Обливаться-умываться приходилось из бутылки. Зато какой обзор!..

 

 

Интересная вещь — грамматический род! Река — «она», гора — тоже «она», но Эльбрус — «он». И мы ведь часто ставим параллели с родом биологическим, как-то по-разному относясь к природным объектам.

 

Треснули сандалии Keen. Возможно, по горам лучше ходить в другой обуви, но мне нравятся продуваемые сандалии.

 

 

Утром небо над горами было чисто и безоблачно, а в воздухе кружились и роились крылатые муравьи.

После полудня снова стали появляться облака и зарождаться тучи.

 

 

Я вышел на асфальт, ведущий в Кисловодск из Джилы-Су, где с севера восходят на Эльбрус. Или просто отдыхают, пьют нарзаны и смотрят водопады.

 

 

А мне пришло время отдаляться от Снежных Вершин. Дорога продолжала скакать по гряде водораздела, в целом плавно забирая вниз.

 

 

И открывая впечатляющие виды на лесистые склоны, скальные выходы и пики над глубоким ущельем реки Малка.

 

 

Там, где растет лес, осадков выпадает больше. Тучи не переставали набухать, разрешаясь локальными ливнями. Немного зацепило и меня, поэтому пришлось разгон на мокрых спусках ограничивать.

 

А вскоре спуск перешел в серпантин. Рассчитывая тормозной путь с запасом, я входил в повороты предельно осторожно.

 

 

Ух! Мост над рекой Хасаут. Высота 1330. С утра я сбросил километр!

Но долина прохладная, и желтых листьев в ней не меньше, чем наверху.

 

 

Это Долина Нарзанов. Турбаза и несколько минеральных источников. Но я ограничился пресным родником и посещением кафэ. Как-никак, а хычины надо попробовать! Заодно и мёд купить. Главное — выбрать!

 

 

Лепёшка с сыром и говядиной была очень вкусна, а по форме напоминала чебурек. Хотя обычно хычин выпекается круглым.

 

 

Но место все-таки приятное! Добротно сделанное. Несмотря на поток автотуристов, ощущение свободы тут сохраняется.

 

 

Да, одним пирожком не наешься; но наедаться я не собирался, поскольку мне предстоял затяжной подъем.

 

Небо совсем затянуло, закапала морось, и подъем мне показался совсем не таким живописным, как спуск со стороны Эльбруса.

 

 

Перед последним витком подъема я свернул к очередному заведению, где вкусил большую шаурму. А морось тем временем переросла в ливень. Вот как вовремя я очутился под навесом!..

 

По прошествии часа я полез дальше вверх. И на моих глазах кафэшку и кошару накрывало облако!

 

 

Как ни крути, но облако достало вскоре и меня. На верхней точке (2000 м) я был как ежик в тумане. Хотелось сыра. И вдруг у нужного мне поворота на плоскогорье увидел я вагончик, хозяева которого уже сворачивали торговлю. Однако любезно продали мне сыр! (200 р., с полтыщи сдачи не было)

 

 

А на мою просьбу о хлебе откликнулись тремя лепешками, две из которых были с картошкой — вечер удался!

 

 

Оставалось найти ночлег. В густом тумане не было видно ни зги, но вскоре боги смилостивились: туман остался позади, и я полез от дороги к локальной высоте 2100, откуда должен быть хороший вид на ночные огни городов региона МинВод. Под аккомпанемент воя шакалов.


 

3 сентября — день 12, + 48 км, урочище Аурсентх  → Кичмалка → Каменномостское (510 м ↑, 1400 м ↓)

 

Вид-то я получил, но палатка опять оказалась на голом лугу. Да еще и мокром в придачу! Что ж, траву я притоптал, а в качестве вешалки для «душа» подошла арматура одинокой заброшки. Рядом — борщевик Сосновского в естественной среде обитания.

 

 

Утром луг высох. Это была последняя ночевка в видом на Эльбрус: 47 км по прямой.

 

 

Какой обзор!.. Вчерашний спуск к Долине Нарзанов — как на ладони. Ферма, кафэшка, обсерватория…

 

 

Ох и трясучим выдалось начало дня!.. Почти километр высоты я сбросил по такой дороге:

 

 

И небо под цвет дороги. Опять дожди? Но пока всё сухо. Пейзажи, правда, какие-то унылые. Но джиперы гоняют и тут.

 

 

…Селение Кич-Малка, карачаево-балкарское. Полужилые аварийные дома. Но кто-то вставил новые окна. А как же тут зимой? Не представляю…

 

 

А так, село как село. Первое село за 4 дня. Это уже Кабардино-Балкария.

 

Ниже — еще одно село, вчетверо больше. Кабардинское. Волей случая, пока я затоваривался в забегаловке, зарядил ливень стеной! И спас меня навес при входе:

 

 

Через час я двинулся дальше по мокрому асфальту. Посему ехал медленно, дабы не испачкаться. Педантизм!

 

На этой высоте (850 м) вполне растут грецкие орехи.

 

 

А мне снова вверх по грунтовке. И перед подъемом вовремя попался напорный родник!

На подъеме со мной поравнялся «Жигуль», и мне предложили ночлег «на кошаре». Я вежливо отказался.

 

 

«Если что, там сверху еще кошара. Можешь сказать, что от меня.» Имя, правда, я не расслышал…

Виды становились веселее.

 

 

Мне удалось подняться на высоту 1200, но палатку пришлось ставить в прямой видимости с дороги…


 

4 сентября — день 13, +59 км, урочище Хаймаша → Кёнделен → Атажукино (1300 м ↑, 1580 м ↓)

 

…Впрочем, бояться тут некого. Разве что спросят, всё ли в порядке, да помощь предложат. Но тяга к уединению и привычка скрываться от «потенциально опасных» людей — сильны они во мне…

 

 

…Как только я выехал утром с поляны, то снова увидел вчерашний «Жигуль». Он проехал мимо, поприветствовав меня рукой. Завернул на поляну и принялся сигналить; а потом что-то кричать на своем языке… Возможно, это был обряд поминовения?

 

А я полез вверх. И вновь очутился в тумане. На этот раз туман мне казался каким-то мистическим; и одинокие опоры, скучающие без ЛЭП… Будто близкие люди, лишенные связи, не видящие и не слышащие друг друга…

 

 

Туман рано или поздно рассеется, открыв происходящее вокруг. Быть может, перед наблюдателем предстанет природная идиллия?

 

 

Или же осколки и развалины былой жизни…

 

 

А мне остается трястись по колдобинам, не забывая замечать красоту.

 

 

…Дорога трехмерно извивалась, но в целом забирала вниз, к долине реки Кёнделен (Гунделен) и Тызыльскому каньону — точке притяжения туристов.

 

 

Время от времени подъезжающие автомобили ничуть не мешали мне оценить мастерство Лучшего Архитектора. Это был понедельник, и места хватало всем.

 

 

Из кармана ущелья доносился легкий шум маленького водопада; тонкая, почти невидимая струйка воды падала со скалистого амфитеатра.

 

 

Это место считают одним из самых красивых в КБР. Очень круто, величаво! И пышно — после спуска с горных лугов.

 

 

Задержавшись над ущельем почти на 2 часа, я нашел в кустах у дороги источник воды, а следующие 25 км со сбросом высоты 500 м я проскочил за час с небольшим. На участке трассы Эльбрус-Баксан скорость моя редко падала ниже 30 км/ч!

 

 

Тем не менее, когда я съехал с трассы и начал подъем за окраиной селения, уже смеркалось. Поиски привала затянулись; я решил ночевать на высоком холме, надеясь увидеть восход Луны. Но во тьме рельеф воспринимается иначе, и получилось, что к 200+ м набора высоты от трассы я добавил себе еще 100 м набора по такой круче, что байк приходилось буквально толкать!

 

Рассекая тьму светом налобника, я нашел место под деревьями. А коварная Луна, как и в прошлую ночь, появилась из-за тучки слишком высоко, так и не дав мне полюбоваться восходом.

Завыли шакалы. Я так обессилел, что меня стало клонить в сон уже в начале ужина…


 

5 сентября — день 14, +42 км, высота 900 → Нальчик → Хасанья (550 м ↑, 700 м ↓)

 

Новый день — новые ожидания. С моей высоты открывались прекрасные виды!

 

 

А потом предстояло спуститься там же, где поднялся ночью. Уклон такой, что в седле я не решился!

 

 

Чтобы не ехать по трассе «Кавказ», я высмотрел на космоснимках грунтовую срезку Атажукино-Лечинкай. Поначалу грунтовка отличная.

 

 

Но к северу от села Лечинкай мне пришлось объезжать огороженные территории по тропе в лопухах.

Наконец, отряхнувшись, я выбрался на асфальт через различные пригороды Нальчика.

 

Нальчик я проехал по-быстрому насквозь, еще не зная, что на следующий день придется возвращаться.

За окраиной города-курорта вёлся неслабый ремонт дороги, и в воздухе села Хасанья стояла плотная курортная пыль. Одна из местных маршруток, лихо развернувшись на заправке, рванула с места, добавив еще пыли. За рулем был молодой мужчина с длинной бородой. Таков ислам: и то нельзя, и это нельзя, а энергию-то девать куда-то надо? Вот и выплескивают…

 

На закате мне попался родник, и я, довольный, поднялся в лес ночевать. С высоких деревьев падали груши…


 

6-7 сентября — дни 15 и 16, +22 км и пешком по городу, Нальчик

 

Погода неумолимо портилась, и утром, оценив наличие гостевых домов на маршруте, я принял решение ехать обратно в Нальчик. Там я и пересидел следующие две ночи.

 

 

Предлагаю посмотреть избранные фото города. (При просмотре на большом экране миниатюры фото можно увеличить, равно как и все предыдущие фото.)

 

 

Нальчик определенно не из тех городов, которые поражают воображение. Имеется большой приятный парк, что, скорее, является данью курортной части. В частном секторе много изысканных фасадов, порой стилистически вычурных; в КБР любят фасады не меньше, чем автомобили.

Восточные нотки иногда вызывают улыбку: например, кафе «Сектор газа», а соседняя дверь — «комната для намаза».


 

8 сентября — день 17, +55 км, Нальчик → Герпегеж → Верхняя Жемтала (1200 м ↑, 700 м ↓)

 

Горы временно сменились на предгорья, а небо снова затянула серость. Да, это уже совсем не так живописно…

 

 

Более того, после дождей пришло похолодание «до Подмосковья».

 

 

Селение Жемтала. Вокруг немало яблоневых садов, и все они огорожены. Долгий и плавный подъем скрашивали картины сельской жизни.

 

 

Ночью не ожидалось ни Луны, ни звезд, и я без тени сожаления поставил палатку в гуще леса.


 

9 сентября — день 18, +50 км, Ташлы-Тала → Чикола (700 м ↑, 1050 м ↓)

 

Лесом тоже надо насладиться! В подмосковных широтах таких лесов в наши дни не бывает.

 

 

Основная порода — бук восточный. Поблизости от моей ночевки рос старый бук диаметром ствола более метра в нижней части.

 

А по пейзажам этот день получился еще более скучным, чем предыдущий. Серое небо, два дождя…

 

 

Один из дождей мне повезло переждать под навесом остановки, а второй — под густой кроной американского клёна (ясенелистного). Эти клены я не замечал в КБР, а в Алании (Северной Осетии) они появились.

 

 

Оказывается, около 10% алан(ов)-осетин(ов) исповедуют ислам. Вот почему в западной части Алании встречаются мечети (например, в селении Чиколá). И бывают слышны призывы к молитве…

 

После двух дождей небо не успокоилось. Третий был обещан ночью. Долго и упорно я рассматривал спутниковые снимки, и почти в полной темноте случай мне подкинул площадку со скошенной травой. То, что надо!


 

10 сентября — день 19, +48 км, Чикола → Дигора → Карджин (150 м ↑, 420 м ↓)

 

Ночная буря позади. Палатка высохла, и небо прояснилось.

 

 

Тем временем ноги уже подустали, несмотря на небольшие пробеги… Да еще и спица треснула на заднем колесе… По плану мне вверх на 2 километра… А вершины засыпало снегом!

 

На равнине — солнце. А там, за хребтом, ненастье не спешило уходить: ночами около н0ля, дни +8…+10, и всё это с дождями и мокрым снегом! Я не из тех, кто спорит с Природой… И поэтому древние башни, ледники и водопады я отложил до лучших времен. Всё сразу — так не бывает.

 

И поехал я в Чечню предгорьями. Но, конечно, сначала была Алания. И мне там не понравилось.

 

 

Нет, не дорóги. Началось с того, что меня остановили «стражи порядка». Пришлось открывать велорюкзак и показывать, что же я там такое вез.

 

 

Мусор. Часто канавы на обочинах дорог завалены мусором. Ну и не только канавы…

 

 

Политизированность. Это личное, и здесь я промолчу.

Что еще? В довольно крупном селении Дигора знаменитые осетинские пироги я так и не нашел. То на заказ, то закрыто, то просто нету. Так что ограничился самсой и недорогим салатом. Но в просторной закусочной не стояло ни одного столика! А на уличной лавочке мне не дали перекусить псы, которые гонялись за машинами на перекрестке и клянчили еду у прохожих!

 

 

Мне показалось, что в Алании-Осетии машин ощутимо меньше, чем в КБР. Меньший культ авто (и фасадов, ага)? Но те, кто есть, ездят так же лихо, встречаются без номеров, раздолбанные и т.п. А вот машин с мигалками я видел за день 3-4 штуки, притом что в КБР я их особо не припомню. К тому же, было впечатление, что некоторые (гражданские) за мной следили: ехали нарочито медленно и останавливались на обочине поодаль. Ах да, я же совсем забыл про выборы, или как их там! Возможно, дело было в них. Этакое усиление безопасности. Цирк…

 

 

Отличительная особенность Северного Кавказа — обилие продуктовых ларьков, пестрящих рекламой «Крутой Окер». В Алании к этому добавились и семечки «Джинн». В КБР такое не встречается, ибо джинн в исламе может быть слугой шайтана.


 

 вело-Кавказ 2023: начало (часть 1) 

˄

 часть 2: Приэльбрусье 

˄

часть 3

˅

 часть 4: Ингушетия и Чечня 

˅

 часть 5: из Чечни в Дагестан 

˅

 часть 6: окончание 

 

Пройденный путь (часть 3): nakarte. (!) Слепо повторять — на ваш страх и риск (!)

 

Дмитрий К. ‘Ховрин’

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх