Существует масса программ для смартфонов и планшетов по части карт и навигации. Какие же из них оптимальны для велосипедиста?
Ранее я уже представлял вниманию читателей обзор некоторых приложений в статье «Garmin vs Android». С тех пор мне довелось проехать в длительных велопоходах более 10 тысяч вёрст с палаткой, и кое-что изменилось в моей раскладке гаджетов и софта для них. А главное – оно вполне себя оправдало, и пришло время поделиться с вами новым опытом. Надеюсь, он станет полезен не только начинающим, но и бывалым велотуристам!
…Первой моей, так сказать, ГИС (геоинформационной системой) являлась связка из кнопочного java-телефона и внешнего GPS-приёмника, подключаемого по Bluetooth. Позже этот приемник был заменен на GPS-логгер (автономно пишущий трэк в собственную память).
Природная страсть к новым горизонтам потянула меня за пределы Подмосковья – в 2012 году «домашние» ПВД уступили место палаточному велотуризму.
Для удобного «полевого» просмотра Интернета и географических карт я приобрёл Андроид-устройство. Но от логгера не отказался, хотя и перестал «цеплять» его по Bluetooth. Запись пройденного пути логгером выходит надежнее и экономичнее, чем смартфоном или планшетом. А весит прибор размером со спичечный коробок всего 50 г.
Исходя из этого, функция программной записи трэка для меня не критична.
Какие карты лучше подходят для велопоходов?
Прежде всего, карты должны быть офлайновыми – то есть, храниться в памяти устройства и не требовать подключения к Сети.
РФ заселена весьма неравномерно, и то же самое относится к покрытию сотовой связи. Более того, в велопоходе мы зачастую стремимся уехать подальше от скоплений народа, в ту самую глушь с нестабильным приёмом, где «безлимит» и ёмкий аккумулятор не помогут.
Во-вторых, предпочтительнее векторные карты: они занимают в разы меньше места в памяти устройства, нежели растровые («обычные» изображения). И, в отличие от растра, векторная графика плавно масштабируется без потери качества картинки. Эта картинка, по сути, является графическим представлением математических объектов (например, координат точек или ширин линий). Такое преобразование требует определённых вычислительных мощностей. Что, впрочем, не проблема для современных многоядерных «гаджетов».
Однако если на ядрах ЦП производители не экономят, то объёма ОЗУ (RAM, оперативки) прожорливой системе Android часто не хватает, и тогда ОС сама закрывает запущенные в фоне приложения. То есть, страдает многозадачность. Поэтому желательно устройство, имеющее не менее 3 ГБ оперативной памяти (не путать с постоянной памятью).
Для большинства пользователей важны также бесплатность карт, поэтому хорошим выбором будет динамично развивающийся проект OpenStreetMap (сокращенно – OSM). Эти карты создаются и поддерживаются открытым сообществом, и любой желающий может принять участие в их наполнении.
При онлайн-загрузке с сервера программа-клиент (в т.ч. браузер) отображает растровые карты (.PNG), но сгенерированы они из векторных исходников, на основе которых существует несколько наборов карт. Конечному пользователю предлагается скачать уже готовые карты нужных областей мира. Делается это либо в приложении-оболочке, либо на внешнем ресурсе с последующим подключением карт вручную.
И, наконец, актуальность и информативность карт (степень наполнения объектами и прочими элементами).
MAPS.ME / Organic maps
MAPS.ME — знакомая многим программа с картами на основе OSM, в которых применяется довольно эффективный алгоритм сжатия векторных данных. Например, вся РФ «весит» порядка 2 ГБ, при этом картинка получается однотонная, однообразная, но не в ущерб детализации.
Трэки писать не умеет! (напомню, что мне запись трэка в приложении не важна – использую логгер)
Возможности:
- offline построение маршрутов (в том числе велосипедных) между двумя заданными точками с возможностью последующего добавления промежуточных точек («заехать»);
- offline поиск объектов (POI, точек интереса), в том числе по категориям;
- Экспорт/импорт закладок (меток, путевых точек) и импорт трэков (маршрутов) в формате KML/KMZ;
- подробная информация о заведениях на карте;
- бронирование гостиниц через Booking.com;
- редактирование объектов OSM прямо из приложения.
Достоинства: простота освоения, скорость работы, малый «вес» карт.
Недостатки:
- навязчивая реклама, которая появляется в шторке уведомлений совершенно внезапно, даже если программа (точнее, её видимая часть) не запущена;
- нет группировки регионов РФ по фед. округам. Можно скачивать регионы по-отдельности или же всю РФ разом;
- карта рассчитана на дорожно-городской туризм и далека от топографической;
- нельзя расставить промежуточные точки ДО построения маршрута – можно лишь корректировать маршрут, добавляя точки по одной. (например, мне чаще нужно просто измерить расстояние по уже известному пути)
В общем, MAPS.ME вполне подойдёт непритязательным туристам.
В 2021 году у проекта появилось ответвление под названием Organic Maps. По сути, это та же MAPS.ME, из которой вырезаны все несвободные функции, в том числе слежка и реклама. Планируется добавление новых функций (например, поддержка .GPX). Если вам не нужны пробки и бронирование гостиниц, рекомендую переходить на Organic Maps — карты используются те же самые.
OpenAndroMaps — OSM-карты на основе Mapsforge
А для более замороченных искушенных есть Mapsforge – библиотека инструментов для создания векторных карт на основе OSM. Эту библиотеку используют немало приложений и карт, но для пешего и велосипедного туризма больше всего подходят карты OpenAndroMaps (сайт на английском/немецком, но карты многоязычные). «Весят» они в 4-5 раз больше, чем карты Maps.Me, но объекты показывают более наглядно, напоминая по виду топографические карты с горизонталями (изолиниями высот).
Сравните:
Выделю 3 приложения, умеющие отображать эти карты: Cruiser, Locus и OruxMaps.
OruxMaps мне не нравится цветовым оформлением, неудобной структурой меню и отсутствием кинетики при перемещении карты.
Locus удобнее, хотя многие функции платные. Но и бесплатной версии большинству хватит за глаза, если не смущает полоска с рекламой, «съедающая» часть высоты экрана. Новичку, однако, придётся посидеть час-другой, изучая меню.
Locus (руководство на английском) и OruxMaps (русское руководство, PDF-файл) – это достаточно «тяжелые» приложения с кучей детально настраиваемых функций – запись трэка, прокладка и ведение по маршруту, geocaching (геокэшинг) и т.п.
Cruiser (Talent S.A.)
Cruiser (бывший Atlas) больше подошел для моих задач: на экране нет лишних элементов и простая структура меню (только English, что для меня не проблема).
Трэки не пишет! (Upd от 06.2021: вышла версия 2.0, которая умеет писать трэк)
Возможности:
- offline построение маршрутов (в том числе три вида велосипедных) с любым количеством промежуточных точек;
- экспорт/импорт путевых точек (закладок) и маршрутов, импорт трэков в формате GPX;
- импорт базы POI из форматов GPX и GeoJSON, offline поиск по базе POI;
- измерение расстояния между двумя произвольными точками.
Достоинства и недостатки: посмотреть выше у MAPS.ME и поменять местами. =)
Замечу, что после импорта на карту больших (несколько МБ) файлов с точками/трэками/маршрутами перемещение по карте у Cruiser может заметно лагать в отличие от MAPS.ME.
Как использовать карты с сайта OpenAndroMaps в приложении Cruiser
Locus и OruxMaps поддерживают быструю установку карт и стилей из приложения, а вот для Cruiser придётся указать файлы/папки, предварительно загруженные в память устройства. Но плюс в том, что их расположение можно задать самому (я создал во внутренней памяти смартфона папку ‘MapsForge’).
- Загружаем карты: идём на openandromaps.org, где в меню ‘Map Downloads’ выбираем нужную часть света – например, ‘Russia’. На открывшейся странице видим таблицу регионов страны и качаем нужные из них кнопками «Download». Затем распаковываем ZIP-архивы и помещаем файлы .map и .poi в выбранную папку устройства.
Я загрузил «центральный» регион и его POI:
- Загружаем набор стилей для карт (рекомендуемый – ‘Elevate 4’): на этой странице жмём ‘Normal version’ (или вот прямая ссылка). Внизу страницы приведена легенда (разъясняются условные обозначения на карте). Распаковываем ZIP-архив в пустую папку, помещаем её на устройство. (Upd 06.2021: для Cruiser v2.0+ распаковывать архив НЕ надо.)
Как видно выше на скриншоте, я назвал эту папку ‘Elevate4’ и поместил её в корень папки ‘MapsForge’.
На скриншоте остаётся папка ‘graph’ – там лежат файлы для offline-маршрутизации (опционально). Откуда их брать, рассмотрим чуть позже.
Качаем Cruiser (например, в Google Play). После установки будут доступны два ярлыка – Cruiser и Cruiser GL. По сути, это как две отдельные программы; выглядят они идентично, но настройки у каждой свои.
Первая (без приставки GL) не использует аппаратное ускорение, пригодится для очень старых устройств (я скрыл ярлык из меню за ненадобностью). Запускается она быстрее, но при перемещении карты отрисовывает её не всю сразу, а постепенно, по квадратам, создавая растровый кэш во внутренней памяти устройства, который накапливается по адресу /Android/data/gr.talent.cruiser/. Очистить кэш можно только очисткой вышеозначенной папки, причём кэш сразу всех карт, что неудобно.
Итак, запускаем Cruiser GL.
«Выдвигаем» меню слева:
Map —> Open maps —> указываем файл(-ы) .map.
Map —> Open map style —> указываем файл Elevate.xml (для Cruiser v2.0+ указываем Elevate.zip)
Map —> Style menu (или Map Layers для Cruiser v2.0+) —> выбираем тип активности (hiking, biking, city…) и отображаемые объекты (shops, amenities, transport…).
На этом базовая настройка программы закончена – можно пользоваться всеми функциями, кроме офлайн-прокладки маршрутов, для которой необходимы графы тех областей, где будет нужна маршрутизация.
Графы создаёт «настольная» версия Cruiser (ZIP брать тут). Для её работы требуется установленная Java Runtime Environment (JRE).
Upd: с версии 2.0 больше не создает! Используйте онлайн-рутинг OSRM. Ниже можно не читать.
Распакуйте ZIP в любую папку и запустите программу. В ОС Windows запуск возможен любым из трёх файлов – cruiser.EXE, cruiser.JAR, cruiser.BAT. Советую открыть «батник» в текстовом редакторе (и запускать потом через него):
@echo off
cd /d %~dp0
java –Xmx1024M -jar cruiser.jar
1024 – это верхний предел выделяемой для java-проги оперативной памяти (heap, «куча»). Если планируется создавать графы для больших регионов (например, всей РФ или Африки), то желательно поднять эту планку, иначе памяти может не хватить, и создавать оно будет не 5 минут, а «вечно». У меня на ПК 16G RAM, так что спокойно выставил 8192.
Пункты меню ПК-версии по большей части совпадают с мобильной. Выбираем Routing —> Create graph. Появляется окно, в котором нужно выбрать файл .osm или .pbf (это исходные данные OSM):
Файлы .osm.pbf берём, к примеру, отсюда: http://download.geofabrik.de. Жмём нужный Sub-Region, выбираем страну, потом фед. округ (для РФ). ЦФО весит 0,5 ГБ. Для его обработки может хватить и 1024М ОЗУ, но лучше выставить хотя бы 2048.
Итак, указываем скачанный файл .osm.pbf, в следующем окне – пустую папку с любым названием (лучше без пробелов и кириллицы), например, Central.
Потом эту папку с готовыми файлами графов помещаем на смартфон/планшет, и в Android-версии Cruiser заходим в меню Routing —> Open graph, затем выбираем папку региона.
OsmAnd
Это приложение использует векторные карты OSM в своём формате (.obf). Беслатная версия OsmAnd имеет ограничение на 7 загрузок/обновлений карт. Но это касается только загрузок из самого приложения; если карты копировать извне (например, с помощью OsmAnd Map Creator для ПК), то «счетчик» тикать не будет.
Обзорная карта мира «счетчик» не затрагивает (она необходима для отображения масштабов 10+ км).
OsmAnd Map Creator создаёт файлы .obf из .osm (источники — например, geofabrik). Написана программа на Java, так что возможны манипуляции с файлом .bat (описаны выше).
Отрисовка карт на экране гаджета значительно медленнее, чем у MAPS.ME, но тут карты удобнее. Линии высот, однако, платные (реализованы дополнительным слоем). Как и в OpenAndroMaps, вид карты можно менять стилями.
Карты .obf занимают приблизительно в 2 раза больше места, чем те же наборы регионов OpenAndroMaps (и в 8 раз, чем MAPS.ME).
На моём смартфоне Asus_Z00LD (Android 5.0.2) OsmAnd ведёт себя странно: «падает» при попытке импорта трэка/точек, но главное — постоянно грузит на 100% одно из ядер ЦП Qualcomm. По этой причине я не рассматриваю это ПО для походов.
Яндекс.Карты
Как говорится, «одна голова – хорошо, а две – лучше». Ничто не идеально, и OSM имеют броские недостатки. По крайней мере, для путешествующего по глубинке.
Например, OpenAndroMaps для РФ обновляются 4-5 раз в год, а Я.Карты – не реже 2 раз в месяц. Кроме того, в глухих населённых пунктах Я.Карты бывают информативнее, чем OSM:
Я.Карты частично конкурируют с MAPS.ME, имея схожие функции (записи трэков нет). С 2016 года Я.Карты также стали векторными, и появилась возможность скачивать для offline-просмотра не только отдельные города, но и целые регионы. Однако «весят» они в 4 раза больше, чем карты MAPS.ME (т.е. почти как OpenAndroMaps).
Возможности:
- offline построение маршрутов (только автомобильных и только между двумя заданными точками);
- offline поиск мест, адресов, организаций, в том числе по категориям;
- подробная информация о заведениях на карте;
- пробки, парковки, городской транспорт в реальном времени;
- панорамы улиц.
Достоинства: актуальность в крупных городах, простота освоения, скорость работы.
Недостатки:
- реклама и невыгружаемые фоновые сервисы (выход – качать с 4pda);
- группировки регионов РФ нет вообще;
- карта рассчитана на городское использование;
- закладки (метки) доступны только через «облако», экспорта/импорта нет.
Карты от HERE, Bing, Yahoo! для РФ менее пригодны, чем Я.Карты. То же, но в меньшей степени, относится и к картам Google, к тому же приложение от Google еще более громоздкое, чем от Яндекс.
Спутниковые снимки
В некоторых случаях компактные схематичные карты не дают нужной информации, и приходится обращаться к слою «космоснимков». Поскольку только они показывают реальное состояние земной поверхности при тонком ориентировании по полевым грунтовкам, просёлкам и т.п. А также могут быть полезны при выборе места для палатки:
Конечно, эти снимки тоже устаревают со временем, особенно в обжитой местности. А иной раз разрешение съёмки оставляет желать лучшего. Поэтому источников разных снимков должно быть два или больше.
Основные их поставщики – Яндекс, Google, Microsoft (Bing).
По идее, не обязательно устанавливать три приложения – хватит и одного, которое умеет отображать снимки из трёх источников, как Wikimapia Viewer NG:
- На май 2021 через это приложение (версия 1.13) доступны только карты/снимки Google и Bing. В версии 1.16 доступны еще и OSM, но 1.13 работает стабильнее.
- Учитывайте, что снимки от Bing бывают сильно устаревшие (вплоть до 10+ лет).
Спутниковые снимки, как и прочие фотографии с плавными переходами тонов, невозможно перевести в векторный формат без потери деталей. А весят они прилично: к примеру, Мособласть – несколько гигов.
Остаётся «бродить» по карте, прогружая в offline-кэш интересующие участки грядущего пути. Но всё не предвидишь, и что-то придётся высматривать уже в пути. Чтобы не попасть впросак, это лучше делать заранее, до «спецучастка» – в райцентре или хотя бы крупном селе, где есть приём 3G+.
К сожалению, Wikimapia Viewer может кэшировать для offline-просмотра только слой объектов Wikimapia, но не подложку карт. Если кому-то из читателей известно другое приложение – пожалуйста, напишите в комментариях!
Отзывы, предложения по улучшению статьи – приветствуются! (вдруг упустил важное пояснение или скриншот)
****
Засим разрешите откланяться и добавить напоследок, что в наш цифровой век общество начинает понимать, что самое ценное в жизни – это информация. И не абы какая, а полезная. В Сети иногда непросто выделить её в нескончаемом потоке, но с туризмом проще: основными итогами поездки должны стать яркие впечатления, знакомства, маленькие открытия, а не профиль трэка в «Strava». Не так ли?
Скорее, так. И надеюсь, что эта статья поможет вам правильно сориентироваться на пути к новым свершениям!
Дмитрий Ховрин
Не вижу ничего плохого в профиле Strava. В качестве «записной книжки» / посмотреть потом — сойдёт. Ещё как аналог похеренного gpsies.
А что с gpsies? — трэки загружаются, показываются с профилем высот и т.п. Мне больше и не надо. =)
Дык, и я не вижу плохого в Strava, разве был подтекст? Дело в приоритетах. Велотуризм-ради-трэка — вот в чем засада. Средство, помощник становится целью. А где романтика, любование, трепет?..
Спасибо за полезные ссылки и анализ.
А как же OsmAnd+
Не знаю, насколько лицензионно чисто, но существует программа OSMDownloader, которая может скачивать OSM карты для разных программ, в том числе и для Osmand. Если качать карты через неё, то можно скачать хоть всю Россию и сколько угодно раз, счётчик загрузок в OSMAnd не тикает.
Добавил в статью. Также выражаю признательность shura.
Небольшая неточность «И, хотя изначально карты OSM – растровые (.PNG)». Изначально это как раз таки векторные данные и только для удобства переведены в растр.
Да, верно — PNG отображается при загрузке онлайн в клиенте. Это я грубую ошибку допустил. Благодарю! Подправил статью, в т.ч. блок Maps.Me.
Спасибо за то, что расписали как настроить Cruiser.
Нравятся мне карты с линиями высот 🙂
Жаль, что в Maps.me их нет 🙁
А, так именно для этого пользуюсь или пользовался, посмотрим заменит ли OsmAnd с растровыми топографическими картами.
Cruiser при быстром перемещении карты отрисовывает её не всю сразу, а постепенно, по квадратам, создавая растровый кэш во внутренней памяти устройства.
Поэтому по мере просмотра карт кэш будет накапливаться по адресу «/Android/data/gr.talent.cruiser/», и когда-нибудь забьёт всю свободную память.
Очистить кэш можно пока что только очисткой этой папки, причём кэш сразу всех карт.
Это касается лишь, если запускать ярлык Cruiser, в случае запуска Cruiser GL, все работает быстро и четко. Конечно, если не используются очень старые устройства (2015 и младше) и то, если это были флагманы, может и на них все будет отлично.
Cruiser GL преобразует векторные данные OSM «на лету», не создавая кэш, и использует библиотеки OpenGL ES (2.0, 3.0 — не знаю). У меня на асусе 2015 GL версия тормозит. То есть, не то, что тормозит, но движение карты по экрану дрыгается, не плавное, и это бесит. (кстати, на ПК в Java-машине тоже тормоза при i5-2400)
Но вообще для новых смартов замечание верное… только надо, чтоб владелец понимал, зачем там две ссылки на экране.
На Galaxy S7, ку да я первый раз поставил и использовал, все быстро и даже наоборот, GL версия быстрее. Так же есть возможность наклона, что иногда удобно окинуть окрестности. Так, что, если тянет, лучше ее, если нет, то конечно вариант без GL.
Сейчас использую на Xiaomi Redmi Note 5, 636 Снап, тоже все ок, летает.
Пробовал другие источники карт http://download.mapsforge.org/ и другие, но в http://www.openandromaps.org есть линии высот и больше деталей, например на Столбах (заповедник в Красноярском крае) некоторые скалы показаны не просто точка на карте, а какую площадь они занимают. Но и размер файлов больше при меньшем охвате территории, каждой отдельной карты.
Но http://www.openandromaps.org реже обновляют свои карты.
Так же из опыта.
Маршруты строит не везде, на многих тропинках, удаленных местах не знает как построить маршрут. Maps.me строит маршруты везде, на Столбах по любым тропинкам.
Спасибо за подробный разбор. На счёт информации ты прав на все 100
Здравствуйте, уважаемый Д.!
Ежедневно круглый год на электровелосипеде проезжаю в Подмосковье 14-20 км. Собираюсь скачать карты,чтобы пользоваться офф-лайн. Страшит сложность программ,от которых мне пока нужны улица и дом,куда еду. Остановился на Maps.Me. Какие еще посоветуете? Простые,чтобы не углубляться в мир программ в ущерб остальному.
Здравия. Если улица и дом, то Maps.Me и yandex.
Векторные карты OSM/mapsforge нужного района можно создавать с помощью https://extract.bbbike.org.
Раньше скачивал с openandromaps, но у них лично для меня есть большой недостаток — со временем объем файла моего региона с 450 Мб увеличился до гигабайта. При том, что вся область, за пределы которой я не катаюсь занимает 24 Мб.
Но пришлось пожертвовать деталями. На картах с openandromaps из нужного мне есть остановки общественного транспорта, ЛЭП, родники и магазины. Ну и стиль Elevate ломает отображение карты с bbbike.org — пропадают дома и некоторые метки.
А приложение использую Oruxmaps. Искал что-то, что поддерживало маршруты в GPX и KML, из того немногого, что в 2012 году мне с этим функционалом попалось. С тех пор привык.
Ясно. Мне встроенного ПЗУ смартфона хватает на карты половины РФ. У Elevate есть минусы, конечно. Например, горизонтали не очень четко видны иногда, промежуточные не помечены числами. Ну, мелочи, фиг с ними. И дома номера надо чтоб увидеть их увеличивать до упора прям. Ну тут яндыкс есть. Пока, скорее, ничего лучшего для ОСМ нет, чем опэнандро.
Здравствуйте. Правильно ли я понял, что с версии 2 Cruiser не обеспечивает offline-навигацию (в частности — построение маршрута). Или тогда уточните пожалуйста Вашу фразу: «Используйте онлайн-рутинг OSRM.»
Здравия. Насколько помню, можно создать графы какой-то другой прогой, но это гемор, никому не нужно такое «развитие» программной функции, поэтому можно грубо сказать, что функции НЕТ. Так что для меня осталось только OSRM (см. настройки Cruiser’a). Как прикрутить BRouter и GraphHopper извне, я не стал париться. Для OSRM совсем чуток трафика надо, чтобы проложило. Я использую только для прикидывания расстояния. Никогда не прокладывал маршруты программами — только вручную, только хардкор! Чего и Вам советую 😉
З.Ы. Или же можно сходить на сайт apkpure.com и скачать там последнюю версию крузера 1.хх (до второй).
Незаслужено проигнорирован такой комбайн по выкачке растра, рисовке маршрутов, импорту\экспорту в разные форматы как SASplanet. Возможности проги очень серьёзные в том числе к примеру выкачка выбраных спутниковых карт вдоль трека, выкачка и наложение гибридных слоёв и изолиний (а также треков\меток\значков прям в растр). База треков с сортировкой по папкам, с назначением цветов и толщин, и групповым включением выключением и импортом\экспортом в форматы. Может для гармина делать спутник со слоями и зумом. Может экспортировать в jpeg тайлы для пакетной обработки (например коррекция контраста под гармин, уменьшение числа цветов и усиление сжатия) Она не проста как и любая мощная прога где много возможностей, но своего освоения стоит.
У меня на ПК есть SASPlanet. Но почти не пользуюсь, поскольку там РАСТР, а это не дело. В этой статье выше (пусть она и устарела частично) я показываю, что карты желательны ВЕКТОРНЫЕ. Представьте, сколько гигов будет весить «спутник со слоями и зумом» (без явной потери качества)? Нет, я считаю, что спутниковые снимки нужно выкачивать только для особо важных мест. А про Garmin речь в статье не идет, это отдельная ниша.