Чем дальше в лес — тем больше дров; чем больше катаешься на велосипеде — тем постепенно становится ясно, что наиболее качественные марафоны и велозакатоны можно устраивать только при наличии транспортного средства. Получается, что автомобиль для современного велосипедиста совершенно не роскошь, а лишь средство для заброски своей попы и велосипеда…
Возьмите хотя бы поездки непревзойденного грунтового веломарафонца Вадима Волкова: раз, два.
Человек катает, как говорится, на все 100% и даже 200%. Его поездки всегда были и будут являться для меня неким эталоном велотуризма. На велофорумах уже давно отслеживаю только его темы, в то время как другие, за некоторым исключением, просто меркнут и стекают вниз по бокалу, словно дешевое разливное пиво. И хотя я лично с Вадимом не знаком, но уважения к этому человеку мне на занимать.
Или возьмите моего хорошего друга Максима Компанийца. У него нет даже регистрации на оранжевом сайте. Но если Вы откроете его ноутбук с сохраненными треками поездок, я уверен, что вы будете готовы сразу приобрести его треки за 3-4 сотни зеленых баксов, — настолько Максим интересно катается и настолько качественно проводит время на природе в седле своего велосипеда. Есть, как говорится, чему поучиться.
А объединяет этих двух хороших людей именно наличие авто, с помощью которого им доступна заброска в отдаленные районы Подмосковья и прилегающих областей, чтобы прокатиться денек-другой и проехать исключительно качественными дорогами.
После 5-дневного похода на Оку некоторое время я совсем не мог смотреть на велосипед. И решил взять паузу в своих поездках. Немного поработал по масс-медиа, немного покрутил велосипеды, поиграл в футбол, понянчился с ребятней, и как-то вновь нежданно-негаданно попа снова захотела ощутить под собой седло моего двухколесного велодруга.
Сначала хотел хорошо потрудиться на неделе, сделать пару проектов и махнуть на 3 дня от Чуприяновки до Рассудово, но, посмотрев погоду на выходные, решил от этой идеи отказаться и махнуть с Максимом на буднях.
В то время как на велофорумах народ негодует: «А вообще, что за западло. Как выходные, так непогода, как работать — так солнышко…», «вновь повторяется очень неприятная ситуация — почти всю неделю стоит более-менее хорошая погода, а в выходные опять ожидаются дожди.»
У нас с Максимом правильные профессии, да и по будням погода всегда хорошая, и мы отправляемся прокатиться перед дождичком в Четверг. Как говорит на «Веломании» Иван из Строгино: «Волшебство начинается в будни». И не согласиться с ним я действительно просто не могу. Это золотые слова.
Ленинградское время 11 часов 20 минут, и мы снимаем велосипеды с крыши нашего автомобиля.
Набираем в роднике воды и сразу устремляемся на грунтовые дороги вдоль р. Шоша.
Знак кирпич нам совершенно не помеха, водительское удостоверение здесь никто у Максима не отберет и штраф не выпишет.
Этот дом может купить каждый из нас и сделать там велоклуб или велошколу. Он продается. Желтый, как майка лидера на Тур Де Франс.
Максим просил не светить трек поездки, поэтому названия деревень я ласково опускаю. Едем дальше, грунты все элитнее.
В Ферязкино магазин оказался закрыт, но все продукты для обеда были у нас в наличии.
Школа давно закрыта.
К 70-летию победы в деревне появился небольшой мемориал. Война коснулась и этих мест.
Остановка есть, но автобусы в Ферязкино давно уже не ходят.
Пересекаем Шошу по мосту. Слева на фото бывший дом-усадьба, в котором жили дети-сироты и ходили в местную школу. Поговаривают, что еще раньше это было здание мельницы. Ну а сейчас там живут москвичи. Хороший дом, в прекрасном месте. Молодцы.
Далее въезжаем на закрытую и очень охраняемую территорию.
Сворачиваем через 3-4 км в необычайной красоты сосновый лес.
Доезжаем до берега реки.
А там местные туристы из деревни. Прекрасный человек Андрей со своими двумя дочерьми рассказал нам историю здешних земель. Андрей, если ты читаешь эти строки, еще раз скажу, что было очень интересно с тобой пообщаться. Такие приятные знакомства во время путешествий, увы, совсем нечасты, ведь в современный век человек скорее друг другу волк, нежели брат.
Вот такая у Андрея хорошая и дружная семья. Дай Вам Бог здоровья, благополучия и процветания!
Пока мы болтаем с Андреем, Максим уже перешел реку вброд и моет от песка свои ноги.
Прощаемся с Андреем и его дочками и едем дальше.
По планам у нас обед в сосновом бору, но туда надо бы еще добраться по пескам.
И вот мы на месте. На обед у нас сегодня итальянская паста с голландским сыром. Немного конфет, чая и печенья.
Максим бережно заводит супер-переносную и компактную газовую плитку.
Ну а ваш покорный слуга уже купается в водах отличной лесной реки!
Паста из 100% твердых сортов пшеницы сварилась.
После обеда мы снова купаемся и бродим пешком по реке.
Далее закусываем поспевшей лесной земляникой. Угощайтесь и вы, братцы!
Ну и снова в путь, и только по грунтовым дорогам, и только вдоль реки.
В окрестных деревнях уже больше никто не живет.
Пустые дороги восхитительны.
Далее режем угол и уходим в небытье.
Ну а потом несколько километров травянистых брулей, впрочем, дорога и там читалась. Едем и почти не идем пешком.
Здесь растут подберезовые грибы.
Ну а вскоре начинается долгожданная укатанная грунтовка.
А за ней дорожка с насыпью.
А за ней завидовский тихий асфальт совсем без машин.
Кататься на велосипеде с Максимом — непревзойденное удовольствие!!!
Церковь мы также не забыли посетить.
А вот и сам виновник этого велосипедного торжества. Обязательно прочтите с ним интервью, возможно, научитесь кататься также качественно, как и он.
Ну а далее немного асфальта. Максим укатил вперед, а я неспешно наслаждался летним тихим вечером в более чем 150 км от Москвы.
Ленинградское время 21 час 35 минут. Мы неспешно пакуем наши велосипеды на крышу авто и готовимся к пути обратно в Москву. Огромное спасибо Максиму и искреннее уважение от всего сердца за этот прекрасный день. Позади осталось более чем 80 км дорог, 65 из которых оказались полностью грунтовыми и свободными от всякого рода асфальтов и прочих нехороших покрытий.
Нам не надо было гнаться за электричками, ехать в душных засранных якунинских вагонах, платить мзду всякого рода сомнительным контролерам в малиновых пиджаках… Чувствуете в этом предложении намек на 90-е годы? Хороша аналогия, не правда ли?
Июнь 2015 года
Зачетный рассказ, спасибо. Как всегда очень интересно читать. Особенно фотография соснового леса понравилась. Сказка!
Места, наверное, поэтому такие и нетронутые, так как находятся далеко от больших городов и поселений и добираться туда удобнее именно на машине. Иначе все было бы по-другому.
Дык эта… Как бы… Вообще-то маршрут под названием «Большое Микулинское Кольцо» тоже в природе существует, тоже начинается и заканчивается в Микулино, только проходит малость по другому, и подлинней будет — около 130-140 км.
А описанный в статье маршрут — это его сокращенная версия. Так сказать, «Среднее Микулинское».
Почему не всегда публикуются треки:
Как известно, секретов из маршрутов своих походов я не делаю. В это может убедиться каждый, кто зайдет на сайт Валентина Гвоздева, в раздел «Библиотеки нетривиальных дорожек».
В 2005 году, катаясь по Мещере, случайно набрел на симпатичное недокументированное озерцо в сосновом лесу. Запомнил это место, и потом неоднократно к нему возвращался в своих походах, для обеда и ночевки. Потом, году в 2012 опубликовал мини-отчет по одной из своих поездок туда, и приложил трек.
Как потом выяснилось, был неправ. При очередном визите на это озеро (прошло всего полгода после того ПВД) вместо чистой поляны с небольшим кострищем обнаружил груду пластиковых и стеклянных бутылок, жестяных банок, пакетов, окурков и прочего срача. Самое неприятное, что на соснах были явные и откровенные следы недавнего низового пожара, а вместо кострища была яма. (осенью прошлого года не было ни мусора, ни обугленной коры на деревьях)
Какие-то несознательные граждане явно приехали туда на машине, устроили пьянку, и уехали, как у нас водится, побросав все и поленившись нормально затушить костер.
Короче, мне пришлось планировать визит туда через неделю. Очень не люблю заезжать в лес на машине, (предпочитаю оставлять ее недалеко от проезжей части), но тут пришлось сделать исключение. Собрал большую часть мусора в три (!) пластиковых мешка, потратил полтора часа светлого времени, и довез их до ближайшего мусорного контейнера.
С тех пор придерживаюсь правила — В открытом доступе, на ресурсах типа Велорадара и ГПСиеса публикуются только то, что классифицировано как «средней паршивости».
Или же перед публикацией из треков удаляются подходы к таким местам, которые не хочется, что называется, «палить». Иначе их быстро загадят, а то и пал пустят, простите за каламбур.
Самая вкуснятина — только на почту для друзей, с кем вместе катаемся. (Хотя я очень люблю кататься в одиночку, но присоединиться ведь может любой желающий)
Просьбу не публиковать ГПС-данные мне высказывал и хранитель старообрядческого скита, которого я случайно встретил в Мещере. Он поправлял там оградку, и специально для меня устроил краеведческую лекцию — экскурсию, которая длилась почти час, и все это время я его слушал с открытым ртом)
И тоже:
— Вы поймите, нам тут толпы зевак на квадроциклах и джипах совсем ни к чему. Это же, в сущности, храм, а не место для пикника, а этот контингент большой разницы между этими объектами не видит.
Впрочем, уверен, что для человека, умеющего работать с топографическими картами, космоснимками и викимапией, восстановить примерную нитку маршрута особого труда не составит.
Тайны! Тайны повсюду! Великое множество тайн! Манит нас в дали раздольные неизреченный край!
В рассказе слетели фото, немного отредактировал и вставил их по новой. Поэтому публикую вновь на главной странице сайта)
Ну да. Машина очень удобное средство заброса) На электричках с велосипедом пока не доводилось. А вот на поездах с байдаркой, катамаранами, рюкзаками сколько угодно. Запоминаемо.
Приятное повествование. А на счет треков не уверен. Может быть просто совпадение. Треки на таких ресурсах читают такие же туристы, а туристы обычно очень культурный народ.
В этом году оставлял машину в Ульяново на Шоше. Идеальное место для заброски. Надеюсь в этом году с Вами познакомиться и покататься в Завидовских краях.
Саша, давно пора!!! Тем у более у тебя #canonndale made in usa
Мы с тобой созванивались как-то. Сейчас со мной работает Славик (на Веломании fire). Должен меня подменять на работе. Жду сухой весны и лета.
С утверждением «Для того, чтобы маршрут велоПВД был интересным, необходимо и достаточно пользоваться автомобильной заброской» не согласен.
Во-первых, тут надо уточнить: какой маршрут является интересным, а какой-нет? Ведь интересы у всех разные. Кого-то интересует только суммарный набор высот, а для кого-то важнее, чтобы можно было купаться без трусов. Один «тащится» от вида старообрядческого скита, а другой ворчит «ну и что на эти кресты смотреть», зато при виде заброшенной военной части у него глаза загораются.
Есть куча народу, которым вообще глубоко по шарабану, где проходит маршрут. Для них важнее вопрос не «куда», а «с кем»? Есть такие, кому важно большое количество участников: если в группе оказывается меньше 20 чел, то руковод впадает в депрессию. А в компании из 2-3 чел он просто помрёт с тоски через полчаса. С их точки зрения, необходимость автомобильной заброски является серьезным недостатком для маршрута или для района катания.
Многие на дух не переносят кольцевые маршруты, и даже возвращение на тот же ЖД вокзал для них не есть хорошо.
А во-вторых, есть множество правильных руководов, которые способны постоянно придумывать весьма интересные маршруты с заброской на электричках. Например, навскидку: Алексей Кузов, Виталий Пинчук, Ира Полякова. Я вам страшную тайну открою — периодически использую их треки при составлении своих маршрутов по ближайшему подмосковью, и всегда остаюсь доволен.
Так что личный транспорт — это всего лишь один из многих способов заброски/выброски, со своими преимуществами и недостатками. Ведь и недостатков тоже хватает.
Например, не каждый автовладелец способен просто так взять и оставить свое ТС в лесу на целый день без присмотра. А для меня самый серьезный недостаток такого способа заброски — пробки…
Но согласен с Владимиром в той части, что очень многие весьма интересные (с нашей точки зрения) места оказались доступны в одно-(двух-трех) дневном велоПВД исключительно только с использованием личного транспорта.
Иначе никак — или жди, пока будет возможность уехать на неделю, или… катай бородатые бояны типа «Петушки-Черусти» и «Шаховская-Тверь».
Причем самое обидное — не всегда эти интересные места расположены так уж прямо жутко далеко от ЖД станций и от МКАД. Зачастую туда просто добираться стало неудобно из-за отмены электричек и из-за идиотски построенного расписания.
Например, до Киржача раньше прямая электричка ходила с Курского вокзала, а сейчас пересадку надо делать.
А уж с Белорусским направлением — вообще одно сплошное расстройство. Раньше до Вязьмы электрички ходили несколько раз в день. А сейчас — даже до Гагарина осталась всего одна, да и та под названием «Ласточка». Остальные — только с пересадками.
И ведь не всегда пересадки получаются согласованными. Как узнаешь, что ждать следующую электричку нужно больше часа, и никуда ехать уже не захочется.
Вот как-то так.