Купить легкий велосипед для подростка на самом деле очень непросто. И если такой легкий детский велосипед даже и есть в продаже, то цена на него как правило весьма высокая, да и оборудование далеко от идеала. На многих велосипедных форумах родители часто обсуждают главный вопрос: как облегчить детский велосипед при том условии, чтобы вышло это недорого, надежно и красиво.
В данной заметке речь пойдет, пожалуй, о самом любимом для меня проекте по сборке велосипеда в уходящем 2016 году. Когда собираешь хороший велосипед — это прекрасное чувство! А когда делаешь велосипед для ребенка хорошего друга, то чувство это замечательное вдвойне. А дело было так.
Мой друг, Дима Сычев, который также мне помогает с фотографиями для некоторых статей сайта, пару лет назад активно увлекся поездками на велосипеде. В его арсенале уже был карбоновый подвес и титановый ригид, про сборку которого я уже рассказывал. У Димы есть славный сын Паша, который уже в 7 лет начал активно проявлять себя в разного рода велосипедных поездках. В 8-летнем возрасте Паша уже без особых проблем мог одолеть за один световой день более 60 км дорог и сделать это на старом велосипеде Merida c колесами 20″.
Дети растут очень быстро. Когда Паше исполнилось 8 лет, старая Merida стала ему безусловно мала. Сани готовить надо летом, а велосипеды зимой. Поэтому, не оттягивая дело в долгий ящик, еще в январе ко мне обратился Дима с просьбой подобрать для Паши хороший велосипед на колеса 24″.
И тут началось!!! Мы смотрели форумы, интернет-магазины, зарубежные магазины, но нигде не могли найти хороший, годный детский велосипед весом менее 10 кг. Все, что рынок предлагал нам за 20, 30 и даже более 35 000 руб. являлось просто металлоломом. На «Веломании» удалось найти пару достойных уже «прокачанных» детских велосипедов, однако их трансмиссия была уже порядком изношена, да и втулки оставляли желать лучшего.
Лучший велосипед для ребенка
В итоге стали искать просто раму, для того что бы уже на ней собрать идеальный велосипед для ребенка. Однако, детских рам на 24-ые колеса в продаже совсем не было, если не считать тяжелых стальных для «street» или «dirt». И стало ясно, что надо искать подержанный велосипед, чтобы потом снять с него запчасти и собрать на основе его рамы уже то, что нужно.
После пару недель поисков наконец-то на avito.ru появился очень хороший вариант детского велосипеда Specialized Hotrock, и мы его сразу же купили по хорошей цене.
Навеска велосипеда была, прямо скажем, не очень. Зато очень радовала накатистая рама с возможностью установки дискового тормоза и легкие двойные обода.
Пескоструй и порошковая окраска рамы велосипеда
Началось все с того, что мы демонтировали с велосипеда весь хлам, и у нас осталась только рама. Раму мы решили отпескоструить и покрасить порошком. Тема пескоструйной очистки велосипедных рам и последующей их окраски — это материал для отдельной статьи, и как-нибудь я об этом обязательно напишу.
Рама получилась, что надо! От новой просто не отличить. Цвет выбирал сам Паша. Однако, чтобы собрать на раме велосипед, необходимо произвести ряд обязательных работ.
Подготовка рамы велосипеда к сборке
После покраски и перед установкой рулевой колонки и каретки раму необходимо отторцевать, а точнее — удалить ненужную краску с плоскостей рулевого и кареточного стаканов, а также выровнять их в одной плоскости. Начинаем с рулевого стакана рамы. Торцуем с помощью специального дорогого инструмента. Очень важно выбрать правильную фрезу по размеру рамы, иначе раму можно очень просто испортить. К данному держателю у меня в наличии есть 5-6 фрез под все имеющие типы рулевых стаканов велосипеда.
Торцевание прошло успешно. Результат налицо!
Установка рулевой колонки в раму велосипеда
После того как мы удалили ненужную краску и выровняли плоскости рулевого стакана, можно заняться установкой рулевой колонки. Для установки я использую специальный пресс для рулевых колонок. Данный пресс бывает 2-3 видов и также предназначается под различные типы чашек рулевых. При выборе рулевой колонки Дима не скупился и заказал Chris King. Перед установкой неплохим решением будет нагреть раму специальным феном, а чашки рулевой немного охладить. Стакан рамы велосипеда необходимо обязательно смазать.
Когда делаешь все по науке, результат всегда успешный!
Торцевание кареточного узла рамы
Теперь переходим к кареточному узлу. Его торцы подверглись жесткой атаке краски. Берем торцевальный инструмент и начинаем процесс по удалению ненужной краски с торцов стакана.
Результат не заставил себя долго ждать.
После торцевания обязательно очищаем фрезу и сдуваем красу компрессором.
Прогонка резьбы в кареточном стакане
Нелишней процедурой будет также прогонка резьбы в кареточном стакане. Во-первых, краска попала и туда, а во-вторых, сама резьба покрыта ржавчиной от старой стальной каретки «под квадрат». Берем специальные метчики и принимаемся за дело. Здесь очень важно не перепутать тип метчика «правая резьба / левая резьба». Сами метчики бывают под английскую и итальянскую резьбу. Итальянский метчик в нашем случае не нужен, так как мы не нарезаем новую резьбу, а просто прогоняем (чистим старую).
Перед тем, как начать эту важную процедуру, нагреваем стакан строительным феном, заливаем очистительную жидкость и стараемся оттереть ржавчину и прочую грязь с резьбы вручную. После чистки обязательно продуваем стакан компрессором, чтобы удалить все мелкие частицы краски и грязи.
После всех проделанных работ рама полностью готова к сборке велосипеда. У Димы возникли срочные дела на работе, и он уехал. Фотографировать было некому, поэтому далее я продолжил неспешную сборку велосипеда один. К вечеру почти уже все было готово, но, несколько утомленный, я решил заняться настройкой велосипеда уже на следующее утро. Утром и свет лучше, и голова свежее. Наконец-то все было готово!
Вес велосипеда составил 9 килограмм и 290 граммов.
Вес не самый маленький, однако, учитывая весьма бюджетные запчасти и недорогую тяжелую систему шатунов под квадрат, велосипед получился весьма легким.
Тормоза мы выбрали Shimano SLX. Мотив покупки — лучшее соотношение цены и качества.
Манетка правая Shimano SLX. Мотив покупки — хорошее качество при хорошей надежности и долгом сроке службы, да и дешевле XT почти в 2 раза. От левой мы отказались, так на системе шатунов установлена только лишь одна звезда. Ребенку совершенно не нужна большая звездочка, да и мелкой звездой дети пользуются крайне редко.
Кассета Shimano XT 10 11-36. Мотив покупки — легкая, производительная кассета с низким весом. 36 звезда позволяет заезжать практически в любые подъемы.
Задний переключатель Shimano XT. Мотив покупки — низкий вес и великолепная работа в любых условиях. Можно было сэкономить копеечку и поставить SLX, но Дима заказал XT.
Втулки Shimano XT 800. Мотив покупки — долговечность, сравнительно низкий вес, хороший накат и удобство любого обслуживания, невысокая цена.
Вилка жесткая карбоновая. Мотив покупки — вес менее 500 г, низкая цена, гашение мелких вибраций от дороги. С такой вилкой ребенку очень легко переносить велосипед через различные препятствия.
Обода Alexrims и спицы. Мотив выбора — Дима очень хотел купить другие обода, но я порекомендовал ему оставить стоковые, которые шли вместе с велосипедом при покупке. Обода alex rims, конечно, весьма бюджетны, но тем не менее имеют неплохую жесткость, двойные стенки и низкий вес. Спицы также оставили стоковые, и хотя происхождение их не известно, качество я их оценил как вполне достойное. Зачем платить больше? Ведь колеса на детском велосипеде испытывают далеко не самые высокие нагрузки.
Покрышки Schwalbe Rocket Ron. Мотив покупки — легкая, быстрая, универсальная, грунтовая резина. Мало кто будет рисковать и кататься с детьми по асфальтовым дорогам. Еще одним фактором явился тот факт, что кроме данного варианта выбора у нас особого и не было. Все, что продавалось под 24″ колеса, имело жуткий вес и неважное качество. Заказывали эту резину на одном из немецких сайтов.
Система шатунов Suntour. Купить хорошие и легкие шатуны нужной длины для ребенка — задача практически невыполнимая. Покупать шатуны длиной 170 или 175 см — это значит, излишне нагружать суставы ребенка, да и чиркать педалями при поворотах. А коротких легких шатунов длиной 150-155 см на рынке просто не найти. В нашем случае стоковые Suntour оказались разборными, и туда мы установили одну шимановскую звезду XT на карбоновом пауке.
Руль, подседельный штырь, вынос. Мотив покупки — мы не стали заморачиваться брендами и прочим фетишизмом. А взяли просто, дешево и со вкусом карбон из Китая. И остались очень довольны. Зачем платить за фирменный карбон более 100$, когда можно взять практически то же самое за 20$.
После сборки велосипед был сначала обкатан в городе. А чуть позже началась бесконечная череда различных выездов и походов выходного дня. Удалось даже и покататься в Крыму. На фотографиях ниже Паша накатывает на велосипеде по грунтовкам вдоль Азовского моря.
Дневные пробеги после сборки подобно аппарата увеличились сразу до 80-90 км. Паша катается, как настоящий лось, возит на багажнике небольшой груз и даже без особых проблем обгоняет Диму.
Летом Дима и Паша скатали в двухдневный поход по классическому маршруту Конаково-Тверь. Маршрут этот не самый простой ввиду большого количества грунтовых дорог и песчаных почв. Как видно из отчета по ссылке, Паша преодолел его легко и просто.
Впереди новый сезон и новые выезды. Отрадно, что Паша на своем новом и легком велосипеде может без проблем составить нам компанию в любых велопоходах.
Качественный подход к детскому велосипеду! Полностью поддерживаю! Сейчас детский качественный велосипед купить проблема. Продают один китай, тяжелые как чугун. В свое время ребенку купил Kona, был доволен!
Большое спасибо за интересный рассказ.
Я сам сейчас нахожусь в шаге от покупки 20-дюймового легкого велосипеда дочке на замену тяжелому 16-дюймовому из Декатлона.
Подскажите, пожалуйста, почему решили собирать велосипед самостоятельно на довольно тяжелой раме, а не взять готовый 8-киллограмовый детский велоспед от Woombikes http://www.woombikes.com/collections/startseite/products/5supra
или даже с дисковыми тормозами и приличной амовилкой от Islabike (10кг из-за амовилки, с карбоновой было бы как у вас по весу)
http://www.islabikes.co.uk/products/bikes/item/creig-24
PS Надо ссылку на Конаково-Тверь попрпавить
Да не за что! Всегда рад поделиться опытом)
У первого по ссылке алю вилка — без рук останешься. Тормоза ободные, тоже не айс. Втулки отстой no name китай на дешевых шарах, а стоит около 40 000 руб а ведь еще и доставка…
Второй вообще цена космос с доставкой около 75 000 руб! Ну не ужас ли?! А ведь еще и доставка в РФ.
А наш проект получился весьма бюджетным и гораздо лучше по качеству. Все фирменное, все блестит.
Рама, конечно, не самая легкая, но это specialized — общепризнанный лидер мирового велостроения.
Собрать с непосредственным участием будущего владельца полезно в плане приобщения ребенка к техническому творчеству, да и отношение к собранному велосипеду совсем другое, я бы сказал – аккуратное и разумное. Павел сформулировал тех задание: — синий и с дисковыми тормозами (что и стало основой проекта) и далее он принимал участие во всех стадиях — в покупке «донора», его разборке, предварительной сборке, заказе комплектующих и их поисках на антресолях. Самостоятельно выбирал цвет по каталогам и проводил ходовые испытания. Но, комрад igormskru, если у Вас дочь, то конечно же купите готовый)
Помнится, в 70-х мечтой практически любого пацана был «Орленок», выускавшийся Шауляйским велосипедным заводом.
Легкий, прочный, надежный, и жутко красивый (для того времени, конечно)
Характерно изогнутая верхняя труба рамы делала его узнаваемым издалека.
Важным преимуществом было то, что почти все узлы (втулки, цепь, каретка, рулевая колонка) были унифицированы с взрослыми велосипедами. В сущности, Орленок представлял собой уменьшенную и облегченную копию велосипеда для взрослых (Урал, Минск, Украина)
‘Орленки’ выпускались в двух модификациях, отличались они рамами. У одной версии верхняя труба была выполнена высокой, у другой- опущена вниз. (Вторая версия предназначалась для девчонок, чтобы они могли кататься в юбках и платьях). Но в продаже девчачьи ‘Орленки’ появлялись реже. (В нашей компании только одна девочка на таком каталась). А остальные девчонки надевали штаны (или шортики, когда тепло), и вовсю гоняли на мальчишеских велосипедах,
Стоили «Орленки» что-то около 40 руб, продавались в любом райцентре, в магазине спорттоваров. Сумма была не особо большая для большинства трудящихся. Так что мечта обычно воплощалась в реальность в начале лета, после демонстрации родителям дневника с приличными годовыми оценками.
А потом мы гоняли с одноклассниками и соседями по окрестностям. На речку купаться, на рыбалку, за ягодами, в магазин за хлебом…
Именно тогда я и распробовал велотуризм.
И веломеханику начал изучать. Велосипед, как выяснилось, очень любил, когда его смазывали. И на тогдашних девчонок можно было приятное впечатление произвести, если умеешь отрегулировать или починить велосипед. И не только велосипед.
Впрочем, для пацанов 70-х было в порядке вещей ездить и на велосипедах для взрослых. Никого не смущвло,что велосипед был жутко тяжелый для ребенка, что сесть на седло не получалось-ноги не доставали до педалей. Ездили под рамой. А уж велотрусы, веломайки и шлемы никому даже во сне привидеться не могли. И ничего…
Еще Горьковским автозаводом для первоклашек выпускались «Школьники», с 20″ колесами. Но у них втулка была не такая практичная, как «торпедовская» у Орленка.
Позже, ближе к концу 70-х появились складные ‘Салюты’ из Йошкар-Олы, и ‘Камы’ из Перми. Колеса у ‘Салюта’ были такими же, как у ‘Орленка’, (24″), но рама была побольше. Так что на ‘Салютах’ вполне могли ездить не только подростки, но и взрослые. Весил Салют около 15 кг, то есть для малышни он был тяжеловат. (Орленок весил 12 кг, а Урал- уже 16) Выглядели ‘Салюты’ весьма элегантно, (По тем временам). Но из-за относительно длинной базы на нем не получалось так лихо гонять по узким извилистым лесным тропинкам, как на ‘Орленках’.
Тем не менее, когда я учился в 7 классе, ‘Орленок’ стал для меня уже маловат, и мне жутко захотелось именно ‘Салют’. А ‘Салюты’ были относительно дорогими велосипедами (версия со складной рамой стоила под сотню руб), так что мне пришлось поупираться с учебой, чтобы родители вошли в положение и выделили деньги. Да и приобрести их было сложнее, чем ‘Орленки’ В магазинах они продавались, но весьма быстро раскупали, и ‘Салюты’ надо было, как тогда говорили, ‘ловить’. Я несколько раз звонил в справочную МосСпортТорга, выяснял, в каком магазине из следует ожидать.
Володя, фунт уже давно не 100₽, а 75 Ну и опять же, амортизированный вел и ригид для грунтовых заездов на 80 км не сравнить…
Все равно 75 000 кусков за самые дешевые тормоза в линейке авид, непонятные втулки на шарах и 10 скоростной sram gx очень дорого. Еще и доставка в 5000 встанет и 30% пошлины при нынешнем курсе.
Ух, какой красавчик получился! Спасибо за столько подробный фото-отчет! Вдохновляете прямо! Если не сложно, распишите, где покупали вилку, руль, вынос и прочие запчасти. Что касается вилки, то лично мне кажется, что вилка без амортизации для ребенка, это лучший выбор, так как с весом до 40 кг пружину, пусть даже воздушную прогнуть ой как тяжело.
Ну если поставить совсем плюшевый фокс ценой более 30 000 руб работать такая вилка под ребенком будет. Вилку и палки заказывал на али и ебее. Если нужны более точные ссылки пишите на почту (разед «о сайте» так контакты) я все более подробно вам распишу, где у кого брать.
Мощный байк! Нечего сказать, смотрится обалденно! Можно еще наклеек красивых фирменных налепить!
Отличная работа!
Озаботился поиском велосипеда с адекватным весом для ребёнка 6+ лет, а вариантов то почти нет. Единственное, из того что нашёл в России, TREK Superfly 20 с весом 8.16 кг и ценой около 30 т.р. приближается по весу к вашему проекту, а так 10 и даже порой 13кг — нормальный такой вес 🙁
Во что, на ваш взгляд, может обойтись самостоятельная сборка более бюджетного варианта, с ободными тормозами, скажем, ну и более простой навеской (не в ущерб накату и весу, разумеется) ?
Приглядываюсь к таким вот лисапедам http://lisaped.ru/. Парню 3,8 года, гоняет на декатлоновском 14″ велике на двух колесах по всем ямкам и кочкам.У лисапедов алюминиевая вилка, для амортизации, наверное, не очень хорошо?
Такая вилка будет излишне долбить по рукам
Подскажите, тут вилка под 26″ колеса? не нашел таких на 24..
Добрый день, Владимир!
Какая интересная статья, иметь бы еще такие руки, как у вас!!!
У меня два парня вроде вашего Паши. Тимофею было 6, а Андрею и вовсе 3 (ну, почти 4), когда мы с ними проехали за день 80км из Зеленогорска в Питер. Они на Авторах 20″, один на Космике, второй на Рекорде. Теперь с Тимофеем тот же вопрос встал, что с Пашей — надо 24″, а стоят бешеных денег, если хотя бы тот же Автор Ультрасоник брать 9,8 кг 9 скоростей. Вот как бы по вашим стопам пойти, ума не приложу… Гонки гоняют в Сестрорецком клубе «Ай да я», так хочется, чтоб проигрывали хоть не из-за тяжести машины…