1 ноября 201522:44

Восточный Крым 2012. Начало: Арабатка и Казантип

берег Азовского моря восточнее Каменского

После неоднозначного велопохода на Угру с Серегой, на следующий же день сваливаю в Крым с Вованом. Этакий нон-стоп получился.
Собрался практически впритык. У Каланчевской перехватил Вована, и мы в легкой спешке покрутили к Курскому вокзалу. После недавнего дождя светило солнце, было прохладно и свежо… Необычное зрелище — Садовое кольцо без машин! ибо 9 мая. Мы все же ехали по тротуару — мало ли. Закупившись на дорогу, мы пошли печатать билеты, купленные через Сеть с праздничной скидкой 50%.

 

Упаковали велы, загрузились в плацкартный вагон УЗ (це моя первая дальняя поездка в плаце за много-много лет). Велы положили на третьи полки. Соседки выразили опасение, что они рухнут на них; но потом успокоились, и разговорились с нами обо всем подряд. В общем, повезло с соседями. Меня даже чуть не сосватали на чьей-то дочке. -)

 

билет Мск-Новоалексеевка.jpg

Выбрав в заказе второй с конца вагон, не прогадал: он оказался предпоследним, и я осуществил небольшую мечту — проехал на задней «обзорной» площадке последнего вагона (проводник был не против). Любовался предзакатными видами на тульском участке Скуратово-Выползово-Чернь. Жаль, не захватил фотик. Интересный обман зрения: кажется, что поезд едет под горку, а на самом деле участок там равнинный.
Орел, город «первого салюта», проезжали около 22:30. По вокзалу из динамиков разносились песни в честь дня Победы.

 

Спал урывками, не больше двух часов. В Белгороде — погран-контроль, выдали миграционные листы. И возмущались, когда их запарывали, так как лишних почти не было. Перепутав поле, запорол и я, причем дважды. — Выкрутился двумя половинками разных листков (все равно их половинят на «той» стороне). А вокруг нас ехали сплошь граждане Украины.
Дальше пытаться спать было бессмысленно, ибо через час, в Харькове — потусторонний face-control. Вглядываясь в полутьму, пытался «поймать» пересечение границы. Но, кроме торчащих «южных» тополей, трудно было что-то различить.
Обе проверки прошли спокойно. Но у Мелитополя по вагону пошла транспортная милиция. Внезапно. Потребовали выложить содержимое моей жилетки и поясной сумки Вована. Обнаружив швейцарские ножи, сказали, что такое надо класть в глубину багажа, от греха. Ничего не забрали.
В остальное время трепались с украинскими соседками, я же часто крутил головой по сторонам, созерцая окружающие степные ландшафты. Меня будоражил сладкий запах цветенья снаружи. Поначалу решил, что это — вид черемухи. Но соседки поправили — это белая акация [уточнение от 2015 г. – робиния лжеакация]. Цветущая лжеакация на пару с каштанами встречалась нам на всем пути, особенно в населенных пунктах. С этих пор обожаю эти запахи!! И мёд. А вот в Запорожье сильно несло техногеном.

 

Обычно перед любыми неближними поездками детально изучаю предстоящий путь на ГИС-ресурсах типа Wikimapia, Veloradar и других. На этот раз времени не хватило, и поездка получилась в чем-то «загадочная». О чем особо не жалею!

 

После Запорожья поезд ехал вдоль берега Каховского вдхр. — т.н. Запорожского моря. Любовался и снимал через стекло на задней площадке.

 

слева - Каховское вдхр., справа - река Конка меж прудов. Вид через окно поезда

слева — Каховское вдхр., справа — река Конка меж прудов

Небольшое видео: https://yadi.sk/d/m4a6cQBIfnBpj

 

Вторая соседка по отсеку вышла раньше нас, и в Мелитополе подсел степенный парень в наушниках, едущий до Симферополя. С ним тоже о чем-то успели потрепаться… А основная собеседница средних лет выходила с нами, но ей надо было в противоположную от нас сторону заповедника Аскания-Нова.

 

Арабатка

 

день 1

 

В Новоалексеевке поезд стоял долго, около получаса. Мы как раз собрали и нагрузили велы за это время, и, помахав отходящему составу, двинулись в сторону Геническа.

 

станция Новоалексеевка, вид на СВ

станция Новоалексеевка

станция Новоалексеевка. Здание вокзала и кусок эл-ки

 

После московских +15*С тут было +25 (это в тени). Перед стартом мы одели рубашки и подняли воротники, чтоб не обгорели шеи. Шляпа-панамка не помешала бы, но у нас лишь кепки.

 

13 км асфальта до Геническа мы ехали целый час — дул сильный мордник со стороны моря. Да и, в отличие от меня, напарник был не в лучшей форме после болезни, он с осени не катался.

 

указатель на пути к Геническу

на пути к Геническу

 

Наслаждаюсь новыми для меня пейзажами и обстановкой вообще. По прошествии времени это чувство окружающей новизны притупляется — к отъезду как-то все привычно стало. Солнце сразу показалось более ярким, чем в Мос.области. Причем намного. Меняю прозрачные стекла защитных очков на темные. Никогда не носил темные, а тут — пришлось! Снимал только к вечеру.

 

Вдоль шоссе к Геническу в качестве лесополосы растут низкорослые сосны с примесью лиственных деревьев, в том числе — «Бл…!! Березы!!!» — возглас Вована. Уехав на юг от цветения берез, от аллергии, он не ожидал такой подставы! Впрочем, их было немного, да и отцвели они тут раньше. Дальше берез замечено не было.

 

на пути к Геническу. Лесополоса между ЖД и автодорогой

на пути к Геническу. Лесополоса между ЖД и автодорогой

.

"це мент" на окраине станции Геническ

ЦЕ МЕНТ на окраине станции Геническ

 

Райцентр Геническ — прибрежный городок в 20 тыс.чел., больше похожий на крупный поселок. Нам нужно было обменять деньги, затариться продуктами и местной SIM-картой. Я чувствовал себя неуверенно, поэтому охранял велы, пока Вован ходил по банкам-аптекам-магазам. А в салон связи пошел-таки я, на мой запрос продали симку life (несмотря на дешевизну, в последствии не раз жалели — на некоторых «отшибах» телефоном находился лишь МТС).

 

тариф life.jpg

 

Думали дозакупиться на местном рынке, но он был почти пуст — лишь несколько бабок торговали вяленой-копченой рыбой. Что ж, докупили приправы в магазе и направились к выезду из города, к косе Арабатская стрелка.

На северной части косы находятся многочисленные базы отдыха, лагеря и пансионаты. Добрых 35-40 км мимо них ехали, и только потом цивилизация обрывается. До выезда в «дикие» степи нам надо было набрать воды.
С водой в сухих степях Крыма напряженка. Есть артезианские скважины, но далеко не все из них — питьевые. Особенно на Арабатке. Поскольку я не успел «покурить» карты перед отъездом, то мы решили набрать воды пораньше и побольше. Первые 10 км стрелки мы высматривали источники воды вдоль дороги, в открытом доступе, но не нашли. В Счастливцево, увидев орошаемый огород, попытали счастья. Пожилая хозяйка дома разрешила набрать вполне годной воды. Залили по полной — оба бурдюка 6+10 л. Между делом, Вован расспросил о ценах на съем жилья. Оказалось 120 rur в сутки не в сезон и 140-150 в сезон. Вот это да!

 

Счастливцево. Здесь бабуся разрешила нам набрать воды

Счастливцево. Здесь бабуся разрешила нам набрать воды

 

Довольные, мы поехали дальше. Тут Вован изъявляет желание принять горячую ванну в соленом радоновом(?) источнике по пути. Спросив у прохожих, место нашли быстро. Вода оказалась очень горячей. Вован улегся по пояс почти сразу, а я не смог. Смог только в дальней от трубы стороны. После почти бессонной ночи и палящего солнца меня «повело», но вскоре привык и отлежал-таки 15 минут. А отдельные фанаты сидели и «варились» прям около трубы! …Попытался лечь на воду, расслабиться. — Вода меня не держала. Надо было позже в Сиваше попробовать, но как-то не срослось.

 

прудик с горячим источником южнее Счастливцево

прудик с горячим источником южнее Счастливцево

 

Еще несколько км прекрасной «бетонки» — и началась арабатская грунтовка à la стиральная доска. По ощущениям, из общих 80 км (до Соляного) 15-20 км — безальтернативны, на остальных же можно ехать по нетряским участкам.

 

север Арабатской стрелки. Бетонка мимо баз отдыха

север Арабатской стрелки. Бетонка мимо баз отдыха

.

Арабатка между Стрелковым и страусами. Берег Азовского моря

Арабатка между Стрелковым и страусами. Берег Азовского моря

.

Арабатка между Стрелковым и страусами. Берег Азовского моря. Ночлег номер раз

Арабатка между Стрелковым и страусами. Берег Азовского моря. Ночлег номер раз

 

В первый день проехали 60 км. Отъехав 2-3 км южнее вереницы д/о, устроили привал на ракушечном берегу Азовского моря. Дорога осталась на возвышении, с которого нас почти не было видно. К тому же, Арабатка славится своими комарами, а ветер, дующий обычно с моря, на пляж их «не пускает». Но! на этот раз ветра почти не было, и нас покусали знатно. В конце концов, мы заныкались в палатке, из которой резко высовывали руки за чем-либо, потом быстро застегивали вход. Жесть.
На берегу большого открытого водоема до этого был лишь на Ладоге, в 2010 и 2011 (Юрмалу в раннем детстве не считаю). Ладога имеет свое очарование; но она темнее, волны и ветер там обычно сильнее, а комаров — не меньше! В общем, совсем не так приветлива, как Азовское море, которое мне очень понравилось.

 

день 2

 

Второй день начался с пересечения границы АР Крым перед страусовой фермой, которую мы проехали без остановки.

 

Арабатка. Граница Крыма и Херсонской области

Арабатка. Граница Крыма и Херсонской области

 

При каждой возможности мы останавливались в тени перевести дух от пекла. (Я быстро привык к новым условиям, для меня они были вполне комфортными — даже очень. А Вован был ослаблен болячкой и аллергией.) Очередная остановка — «последнее дерево Арабатки». На нижних ветвях — много ленточек. Попили-перекусили, а я совершил залаз. Надеюсь, это тутовое(?) дерево еще долго будет радовать путников.

 

"Последнее дерево Арабатки". Вроде, шелковица

Последнее дерево Арабатки. Вроде, шелковица

 

Выбирая лучшую дорогу, мы местами жались к Сивашу, ощущая его сероводородное дыхание. А местами приходилось идти пешком. Но бывало, что дорога приятно радовала.

 

сквозь степь Арабатки

сквозь степь Арабатки

 

Отметили интересный обман зрения: ехали мы по совершенной равнине, но горизонт всегда был немного задран вверх, как будто чуток в горку. Массаракш…

 

сквозь степь Арабатки. "Колейность"

сквозь степь Арабатки. Колейность

 

Следующую остановку на перекус мы сделали в тени странного берегового знака.

 

...и снова непонятный знак на Азовском берегу Арабатской косы

 

Тем временем вечерело, нужно было думать о месте для привала. Вариант снять хату в Соляном мы откинули, ибо поздно и все такое. Так что, пометавшись «меж двух морей», закрепились на соленом и попахивающем берегу Сиваша, подальше от авто-колеи. И почти без комаров. Село Соляное виднелось на горизонте. В темноте вдоль Азова проехало несколько машин, но никто в нашу сторону не свернул. На том и заснули, проехав 65 нелегких км.

 

день 3

 

Обнаружил присосавшегося клеща на 3-ий день, пришлось выковыривать. Вроде обошлось без последствий.

 

утро у Сиваша. Смазка цепей, местами покрывшихся ржавчиной

утро у Сиваша. Смазка цепей, местами покрывшихся ржавчиной

.

остатки крепости Арабат на фоне Азовского моря

остатки крепости Арабат на фоне Азовского моря

 

Тряская дорожка Соляное-Каменское казалась почти белой на ярком солнце.

 

Арабатка. Соляное -> Каменское. Маки на обочине

Арабатка. Соляное -> Каменское. Маки на обочине

.

Ак-Монайские каменоломни

Ак-Монайские каменоломни

 

Вован проник в Ак-Монайские каменоломни с целью набрать воды из подземного источника. Мне стало стремно — вдруг заплутает там во тьме? фонарик сядет? породы обвалятся? жуть. Воды-таки он набрал, но больше лезть желания не было!

 

Ак-Монайские каменоломни. Один из входов

Ак-Монайские каменоломни. Один из входов

 

Бирюзовое Азовское море предстало во всей красе.

 

берег Азовского моря восточнее Каменского

Азовское побережье. Каменское -> Заводское. Украинская палатка, старый автомобиль, да одинокий велосипедист

желто-голубая палатка, старый автомобиль, да одинокий велосипедист

 

У очередного оврага с подходом к воде решили встать после 25 разгрузочных км. Но не в самом овраге (там было кострище), а за ним. Купаться спускались вниз. А позже к кострищу подкатили «Жигули». Вот так.

 

Слоистый утес на Азовском побережье. Каменское -> Заводское

слоистый утес на Азовском побережье

.

фильтруем воду из каменоломен. Конец третьего дня

фильтруем воду из каменоломен

 

Уже в темноте к нашей палатке подошли двое: «о, а мы из Геническа тут рыбачим, водку будете?» — «не, пива если только.» — «ну, скоро придем.» После этого мы записали номера «шестерки» на всякий. Но никто так и не пришел.

 

серебристая гладь Азовского моря

серебристая гладь Азовского моря

 

Все фото этих дней — я.фотки.

 

день 4

 

Вован созвонился со старым знакомым, и мы назначили встречу в Заводском на остановке.

 

утро дня 4 на высоком азовском берегу

утро дня 4 на высоком азовском берегу

.

берег Заводского залива

вдоль берега залива

 

Казантип

 

Встреча была теплой, после 10 с лишним лет. Наши велы привязали-погрузили в авто-прицеп. И повезли нас в супер-место. (Или вроде того.) В Щелкино затоварились в АТБ, положили на лайф, снова поехали. Таки на Казантип. Приятель Вована лихо выкручивал по каменистым тропам, я все смотрел на прыгающие велы на прицепе.

 

Казантип. Вид на Щелкино с севера

Казантип. Вид на Щелкино с севера

.

Казантип. Наши велы на прицепе

Казантип. Сторожка егерей у бухты Шелковица Русская

Казантип. Сторожка егерей у бухты Шелковица Русская

 

Наконец, повиляв, выгрузились. На самую эпичную бухту Казантипа. На память на руле остались царапки. Сделали снимки на память и распрощались.
Таким образом, пробег дня составил смешные 12 км. Оказавшись в заповедном безлюдье, мы оставили лагерь и принялись бродить по прибрежным склонам и камням. Жить — хорошо!

 

Казантип. Сенькина бухта. Вечер 4-го дня. Гуляем по берегу

Казантип. Сенькина бухта

 

Казантип. Западная часть. Береговой каменистый склон с кустарниками

Казантип. Азовское море на закате

Азовское море на закате

 

В довершение, после заката «нам» салютовали со стороны Щелкино!

 

день 5

 

Казантип. Утро. Собираемся

Казантип. Утро. Собираемся

 

Собравшись, двинули на выезд с мыса. Через нефтебазу. Не очень приятно, конечно.

 

"Чаша" Казантипа с нефтебазой посредине

«Чаша» Казантипа с нефтебазой посредине

 

Путь я проложил не сразу по берегу, а через Щелкино и мимо остатков недостроенной АЭС, так как из автомобиля вид был «не тот». Сам город произвел впечатление. Несостоявшийся советский атом-град, поневоле ставший курортом…

 

въезжаем в Щелкино со стороны Мысового

въезжаем в Щелкино со стороны Мысового

 

На АЭС просто посмотрели издали. На «экскурсию» решили не напрашиваться.

 

недостроенная Крымская АЭС, вид с востока

недостроенная Крымская АЭС

 

Далее были различные ветряки, заброшки и вездесущие «акации», как же без них.

 

ветряки у Акташского озера. Не крутились

ветряки у Акташского озера. Не крутились

.

два работающих ветряка на территории бывшей гелиостанции к ЮВ от Щелкино

а эти работали (на территории бывшей гелиостанции)

 

Между ветряками и Азовским предстояло проехать под ЛЭП с неистовым треском! В жизни такого треска не слышал. Мы тормознули, переглянулись, Вован спросил: «а не долбанет?» Логика подсказывает, что нет. Но — стремно: висит низко и трещит, зараза! Решаю разогнаться и проехать под ЛЭП, держась за металлические части вела. Не долбануло. Вован поехал следом.

Потом несколько км был прибрежный сосняк и пески. Прямо «Мещёра» местная! Понравились столики со скамейками и табличкой «место для отдыха».

 

Щелкино -> Нижнезаморское. Посадки крымской сосны

посадки крымской сосны за Щелкино

.

попытка выйти на Песочное через сосняк. Повернули обратно к берегу

попытка выйти на Песочное через сосняк. Повернули обратно к берегу

.

Щелкино -> Нижнезаморское. Посадки крымской сосны. Едем дальше

едем дальше между морем и соснами

 

После этого нас ожидал лиственный лес — небольшой, но высокий, однако! Хвала тем, кто внес это разнообразие в степные ландшафты.

 

западнее Нижнезаморского. Наверное, самый высокий "лес" за все путешествие! здорово и необычно там.

наверное, самый высокий лес за всю поездку! здорово и необычно там

 

Вскоре въезжали в Новоотрадное, где Вован жил каждое лето когда-то давно. Где-то там остался фундамент недостроенной дачи, которая теперь за границей…

 

въезд в Новоотрадное с запада

 

Каралар

 

Набрав воды, покрутили дальше вдоль берега. Вован перегрелся, ехал тяжко. А я сдуру снял майку — была облачная дымка. Обгорел через сетчатую жилетку, да так, что к концу дня получил недомогание.

 

в горочку к Золотому. Вова упарился

крутим в горочку к Золотому. Вова упарился

.

цветущий луг близ Золотого. Тут начинается Караларская степь (узнали при выезде)

цветущее поле близ Золотого

 

У магаза в Золотом перевели дух, нацелились на привал через 2-3 км.

 

Красивое Место (капитан Очевидность, однако). Тупик, по берегу не объехать

воистину «Красивое Место»

.

вся Караларская степь - сплошь Красивое Место, это лишь начало

вся Караларская степь — сплошь Красивое Место, это лишь начало

.

спуск к одной из многочисленных бухт

спуск к одной из многочисленных бухт

 

Место у живописной бухты было найдено быстро. 49 км ощущались на все 100.

 

каменистый холмик

каменистый холмик

.

отпадный берег!

красотища!

.

нашли кострище, затусили привал. Кирпич "1976"

нашли кострище, запилили привал. Кирпич «1976»

 

Над морем скапливалась облачность, но ответ Вована «здесь всегда так» успокоил, и дождя ночью не было.

 

Все фото этих дней — я.фотки.

 

Продолжение: Каралар и Керчь.


remont_velosipedov

Комментарии

  1. MWM:

    Вспопинаю некоторые из этих маршрутов, но на мотоцикле и более 35 лет назад. Сейчас покручиваю педали. Благодарю за подписку с новостями. Слава—Богатырь, земляк,- ты Машина Времени!

  2. MWM:

    Мой комментарий выше относится к интервью с Вашим гостем.
    * А этот Ваш отчёт, ребята, мне особенно понравился. Скачал фото. Мои чёрно-белые пожелтели совсем. Через много лет ясно помню настоящую «стиральную доску» Арабатской Стреки.. Такое же чувство горизонта! И сильный ветер, как стена, в районе Казантипа.. А тут без мотора.. Круто!
    Москва.

    1. Владимир Кулигин:

      Вы вроде бы в Химках живете, мы совсем соседи. Даже виделись вроде бы. Я у вас раму или вилку когда-то покупал. Рама gt, вилка suntour.

  3. MWM:

    ВАО→ЛО→СВ

  4. Алексей:

    Прочитал первую часть с удовольствием, спасибо за труд по написанию отчёта и ещё более нелёгкий труд по фото-видео-документированию на протяжении маршрута. Мы вчетвером ехали в точности по этому же маршруту, только на 10 дней раньше: 30 апреля — 1 мая тоже 2012 года. Мне лично очень понравилось! Жаль, что сейчас такой маршрут стал невозможен… Надеюсь, что только сейчас, а не всегда!

  5. Алексей:

    Пару раз проезжали арабатку, тоже в мае. Один раз было очень холодно и у той горячей лужи никого, мы все залезли в неё голышом. Сидим, как вдруг подьезжает машина и из неё выходят тётки тоже принять ванну. Мы потихоньку вылазеем по одному. В общем было у них бесплатное шоу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост