
Выше птиц взлететь хочу я,
чтоб взглянуть с голубой высоты
на страну мою большую –
на леса, на луга, на цветы. (Пугачева/Резник)
Знаете, лето – оно не только летит, но и лечит! А без подобающего настроения любая вылазка за пределы привычного мирка обречена на провал. Даже в полном оснащении.
****
На одном из подмосковных граффити застыл немой вопрос: «а ты точно жив?» И он не лишен смысла!
…Сидели мы как-то с другом на балконе и болтали за жизнь. Я спросил – что он помнит за последние полгода? В ответ последовало «э-э…» – ведь ничего, стало быть, не происходило в его жизни! Ничего, что хорошо запомнилось бы. А жизнь – это наша память: нет ярких воспоминаний – получается, что как будто и не жил вовсе…
Поэтому старайтесь жить по возможности насыщенно. А начать никогда не поздно! Ведь дело не только в количестве прожитых лет, но и в качестве.
Идея этого похода родилась быстро. Главное – обойтись без дальних поездов, хотя бы в одну сторону.
Верхневолжье (т.е. то, что между двумя Новгородами) мной почти не езжено, не считая популярного участка Конаково-Тверь и некоторых мелких заездов. Значит, самое время! Но откуда двинуться? Логика подсказывает – вверх по течению от стрелки Волги и Оки, ибо верховья Волги удобнее для выброски домой. И начал я «двигаться» по карте именно так – с востока на запад.
Но потом подумал – а ну её, эту «Ласточку»! Не люблю начинать путь в крупных городах, да еще и миллионниках. Поеду-ка лучше в Муром, а оттуда вдоль Оки к стрелке, и далее всё путём.
Но погода и работа распорядились иначе. В отличие от 2015-го, этот июль начался жарой и кучей дел. Взяв передышку, зной решил вернуться в середине месяца с новыми силами. Не то, чтоб я совсем не люблю жару, но в душной Москве она невыносима! А сводки на ближайшие дни показывали, что к востоку будет еще жарче.
И вот, наконец, отпуск. Планов много, а времени в обрез. Чтобы впихнуть в полтора месяца две поездки, я перекраиваю нитку, разрезаю ее на две части и разворачиваю маршрут – надо валить на север! И да помогут мне небеса, дабы жара осталась в стороне, а дожди шли лишь ночами.
****
После дождичка в четверг – это хорошее начало! А «дождик» ночью был тот еще – «белая стена» со шквалом и упавшим под окном деревом.
В 11:30 я выхожу из электрички на платформе Карманово (она же о.п. 122 км), что перед въездом в Дубну – наукоград не только физиков-ядерщиков.
А Дубна, она, ох, не близенько,
а в Дубне одна только физика.
Только тут и жить для своих целей,
и струна звенит, да и сам целей.
(Ю. Ким)
Весной 2011 года я побывал здесь с одним питерским знакомым, но не всё мы тогда успели увидеть. Например, огромный деревянный стул от фабрики «Экомебель», под которым группа веселых детей хором издает странные звуки.
(как и во всех прошлых рассказах, фотографии можно увеличить нажатием)
А что-то появилось позже.
Казалось бы, такие мелочи, а как способны нести радость и поднимать настроение!
«Институтская часть» Дубны очень уютна. «Руками заключенных и пленных немцев стены строились прямо в сосновом лесу, и теперь вековые сосны растут во дворах и посреди тротуаров, по заборам бегают белки, а под окнами – ежи.»
Многие памятники установили в последние годы. В их числе – бюст Курчатова, похожий на фараона.
А вот этот памятник мне понравился больше других. Но не хватает тормозного тросика!
А вообще, в Дубне активное вело-сообщество, даже сайт есть. Многие ездят по городу на велах. Однако раньше их было еще больше, о чем намекает пустующая крытая велостоянка у одного из градообразующих предприятий.
Парк семейного отдыха тоже появился не так давно. В дань обычаям тут есть мост, служащий для навешивания замков молодоженами. (А если развелись, то замки надо вырубать!)
Дубна – это не только физика, а еще и гидроузел Иваньковского вдхр. (т.н. Московского Моря). На этом перекрестке водных путей берет начало канал им. Москвы. Да, берет начало… Но ценой каких усилий он был построен!
По окончанию строительства, в 1937, по обе стороны аванпорта были установлены два огромных памятника – Сталину и Ленину. Первый простоял недолго и был взорван при Хрущеве, а Ленин «жив» и поныне, уступая по высоте лишь волгоградскому «собрату» (тот стоит у входа в Волго-Донской канал).
По иронии судьбы, два куска бывшего «Сталина» послужили материалом для недавно установленного памятника строителям канала Москва-Волга.
Но хватит о печальном, ведь погода, безусловно, радует! Легкий зной без духоты, свежесть тихой воды и кучевые облака…
По туннелю под шлюзом и плотине ГЭС переезжаю на левобережную часть Дубны («тридцатку»). Застройка здесь в основном малоэтажная, окруженная частным сектором, заводом и лесом. Машин в середине дня совсем мало. Понравилась 2-этажная улица – лиственничная аллея, выходящая на площадь Космонавтов.
А в Москве таких оазисов всё меньше и меньше. Невыгодно же!
В общем, 70-тысячная Дубна – неплохой город для жизни. Сосны, чистый воздух, большая вода. Если вы физик, программист или еще кто похлеще – работа найдется. Лишь бы плотину не прорвало. =)
А я покидаю наукоград и вместе с ним Московскую область.
За 5 лет трафик на этом шоссе сильно возрос, и последующие 20 км до Кимр я стараюсь ехать грунтами вдоль Волги.
За первой же деревней удается искупаться. Волга тут прозрачна, но плавает много взвеси.
Грунты в основном песчаные, но спешиваться приходится редко. Не считая, конечно, фото-остановок: здешние боры – просто загляденье! Один из них – памятник природы. Местами цветет тимьян (чабрец), который я никак не ожидал увидеть на этой широте! Оказывается, он встречается даже в субарктике, только редко.
Так что мест для отдыха на природе тут хватает. Но в Кѝмрах, в отличие от процветающей Дубны, работы мало. Часть развалилось, часть растащили. Население уменьшилось с 61 до 46 тысяч. В 90-х и «нулевых» Кимры считались рассадником наркоты. Сейчас стало получше, и даже обновили шоссе на Дубну.
Останавливаюсь у водоразборной колонки, а со стены напротив меня приветствует Mr. Spock! Надо же, здесь есть фанаты Star Trek’a! Fascinating. А вот сам Леонард Нимой недавно ушел из жизни…
Юмор – тоже метод борьбы с разрухой.
Далее – исторический центр. Кимры издавна были средоточием сапожного ремесла.
Фасады многих зданий привели в порядок.
Но из дома возле администрации растут березы.
Еще одна примечательность – мост через Волгу, ведущий в гипермаркет «Магнит» район Савёлово с его деревянным ЖД вокзалом.
А время уже 19:30, пора подумать о ночлеге. Желательно в соснах. Сворачиваю на тупиковое шоссе вдоль берега, миную несколько деревень, но не вижу ничего путного. Берег, естественно, занят тусней, по Волге плавают теплоходы с туснями, и даже под ЛЭП 750 кВ кто-то ловит рыбу.
Приходится лезть во влажные кусты и высокую траву. Там я и скрываюсь от треска ЛЭП, храма и Луны. А комаров почему-то немного. Как-никак, первый день удался!
14 июля (день 1), 6 км «домашних» +88 км (11:30-20:30), Карманово ~ ДУБНА ~ КИМРЫ ~ Белое.
Больше снимков и в большем разрешении можно посмотреть на Я.Фотках
А фотки 2011 года находятся здесь (не стал перегружать эту страницу).
Upd: по причине кончины сервиса gpsies общий трэк см. в последней части сказа.
День 2: Белый Городок и Калязин
Было вчера у меня два пути на Нерль: асфальтовый через Спас-Угол или же неведомые перелазы савеловской глухомани. В ожидании лучшей ночевки выбор пал на второй. Пусть оно и дольше, но интереснее; ведь Белый Городок, что у стрелки Волги и Хотчи, очень любят посещать участники велоклуба «Караван».
Однако утро выдалось очень теплым. Что же будет днем?.. Не-е, пилить «пунктиром» через лесные дебри посреди жаркого дня – явно не для меня. А вдруг там вместо дорог и культпросветов – грязь, мошкара, кабаны и медведи? Проще и правильней проехать 20 км пригородным поездом, который курсирует дважды в день.
Ну, а вечерний «недостаток» комаров с лихвой покрывают налетевшие слепни-оводы и жирные такие трутища, поначалу частично замурованные меж слоями палатки. Духота заставляет откинуть верх, и с непривычки возникает ощущение, что даже бабочки кусаются!
В Белый Городок въезжаю через замечательный бор с черничниками! Если бы не близость поселка, я бы залег на ночь здесь…
А в самом Городке, кроме храма и бани-буфета, ничего интересного нету. Здания только советские; судоремонтный завод, похоже, работает.
ЖД станция Белый городок когда-то называлась по прилегающему селу – Гадово. Такое «неподобающее» для соцреализма название было изменено на «Приволжский», но некоторые находчивые жители не забывают прошлое.
Хотя в станционном здании сидит тетка, но билеты она не продает. Непонятно, зачем такой малодеятельной станции нужен персонал?..
Поезд прибывает по расписанию. Это коптящий тепловоз с двумя советскими сидячими вагонами, который давно пора заменить рельсовым автобусом…
Полчаса на задней площадке проходят в эпичном созерцании уходящего пути среди унылых лесов. Первая остановка – о.п. 151 км – не имеет даже платформы; есть только покосившаяся табличка. Вторая остановка почему-то находится в двух км от переезда и деревни. А далее – перегон длиной 11 км.
До 1939 года ЖД ветка в этих местах проходила ближе к Волге, но после сооружения Угличского водохранилища она оказалась в зоне затопления, и пришлось построить небольшой обход с платформой Скнятино за рекой Волнушкой, где я и вылезаю.
В поисках магазина проезжаю деревню со странным названием Волнога. Оказывается, тут жил неизвестный художник, полный тёзка русского полководца.
«Суворов — один из тех художников, которых называют наивными, ибо только им свойственно передать застывший на холсте или на куске оргалита волшебный миг гармонии человека и природы, миг покоя и радости…»
Следующие 20 км настолько пусты, скучны и однообразны, что подошли бы для вело-медитации.
Ну и жарень сегодня!.. Совершаю омовение в реке Нерль и еду дальше полуголый, наблюдая заросли борщевика, с которым тут пытаются бороться химией. Но на выкошенной поляне борщевики растут заново.
Набрав воды в колодце деревни Пенье, продолжаю окольный путь, но такой унылый, что за следующие 25 км я делаю лишь один снимок.
Быть может, это монотонное вкручивание подкосило мою стойкость к жаре, но мне становится явно нехорошо. Надо посидеть и перекусить…
На остановке достают слепни, но в тени мне заметно полегчало, и я двигаюсь дальше, в Калязин.
Это очередной тверской городок с падающим населением, но живописными окрестностями, благодаря чему земли скупаются дачниками (до Москвы отсюда менее 200 км).
Казалось бы, тут есть потенциал для организованного туризма – и лесного, и водного, и исторического. Неужто властям невдомёк? Скорее, им пофиг. Тогда надежда на частников – вот, например, гостевой деревенский дом типа «агроусадьба».
Неподалеку от города высится радиотелескоп диаметром «тарелки» 64 м. Пишут, что она иногда меняет положение – значит, работает.
Исторический центр довольно небольшой (точнее – то, что от него осталось).
Большая его часть была затоплена водохранилищем, в том числе торговые ряды, монастырь и собор, от которого осталась знаменитая колокольня, частично «вросшая» в землю.
На окраине Калязина есть «усадьба Бабы-Яги». Как и музей гадов, это еще один пример независимого народного творчества. Находится она, правда, за забором, и трудно разглядеть что-либо извне.
То ли усадьба расширяет свои владения, то ли живущие напротив соседи так прониклись, что решили запилить что-то в том же духе.
В целом, город произвел на меня скорее приятное впечатление, чем нет. Пусть в нем есть и грязь, и разруха, да и вода в колонках вонючая, но всё же теплится надежда.
Отведав немного малины и вишни, я еду на выезд.
И вдруг понимаю, что забыл посмотреть ЖД вокзал! Но, как выяснилось, я всё равно опоздал на три года – старинное деревянное здание сгорело в 2013 году, и вместо него временно поставили убогий металлический контейнер…
Ну, а мы-то знаем, что «нет ничего более постоянного, чем временное».
Время поджимает, и я выезжаю на не шибко приятную трассу на Кашин, по которой вскоре пересекаю Волгу.
А на том берегу ландшафт меняется, и не в лучшую сторону. И вот до Кашина остается всего 2-3 версты, а мне ничего не остается, кроме как снова спрятаться в траве за комариными кустами.
15 июля (день 2), +117 км (11-21:30), Белое ~ Белый Городок; Скнятино ~ Нерль ~ Старобислово ~ Плоховка ~ КАЛЯЗИН ~ шоссе на Кашин, итого 211 км.
Больше снимков — на Я.Фотках.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Кашин и Углич =>
Отлично. Красивые места и манящие дороги.
А чем памятник Сталину не угодил? Укросиндром памятниковой войны?
Снесли при Хрущ0ве, не при мне, так что не могу ответить…
Перечитал «Сердце Змеи» Ивана Ефремова, и опять чувствую себя как будто чужим в этом времени. Друг говорит — надо смириться, этот этап, как болезнь, пройдёт у человечества. Если даже и да, то я не могу жить тысячи лет, чтобы увидеть это. Пустота эта невосполнима…
Но где хоть подвижки? Ненависть неразумно множится…
Вот Дим и меня посещает часто мысль, что живу я не в то время…