1 декабря 201621:52

Золотое ПолуКольцо, или Верхняя Волга 2016. Начало

Выше птиц взлететь хочу я,

чтоб взглянуть с голубой высоты
на страну мою большую –
на леса, на луга, на цветы. (Пугачева/Резник)

 

Знаете, лето – оно не только летит, но и лечит! А без подобающего настроения любая вылазка за пределы привычного мирка обречена на провал. Даже в полном оснащении.

 

****

На одном из подмосковных граффити застыл немой вопрос: «а ты точно жив?» И он не лишен смысла!
…Сидели мы как-то с другом на балконе и болтали за жизнь. Я спросил – что он помнит за последние полгода? В ответ последовало «э-э…» – ведь ничего, стало быть, не происходило в его жизни! Ничего, что хорошо запомнилось бы. А жизнь – это наша память: нет ярких воспоминаний – получается, что как будто и не жил вовсе…

Поэтому старайтесь жить по возможности насыщенно. А начать никогда не поздно! Ведь дело не только в количестве прожитых лет, но и в качестве.

 

 

Идея этого похода родилась быстро. Главное – обойтись без дальних поездов, хотя бы в одну сторону.

 

Верхневолжье (т.е. то, что между двумя Новгородами) мной почти не езжено, не считая популярного участка Конаково-Тверь и некоторых мелких заездов. Значит, самое время! Но откуда двинуться? Логика подсказывает – вверх по течению от стрелки Волги и Оки, ибо верховья Волги удобнее для выброски домой. И начал я «двигаться» по карте именно так – с востока на запад.

Но потом подумал – а ну её, эту «Ласточку»! Не люблю начинать путь в крупных городах, да еще и миллионниках. Поеду-ка лучше в Муром, а оттуда вдоль Оки к стрелке, и далее всё путём.

 

Но погода и работа распорядились иначе. В отличие от 2015-го, этот июль начался жарой и кучей дел. Взяв передышку, зной решил вернуться в середине месяца с новыми силами. Не то, чтоб я совсем не люблю жару, но в душной Москве она невыносима! А сводки на ближайшие дни показывали, что к востоку будет еще жарче.

 

И вот, наконец, отпуск. Планов много, а времени в обрез. Чтобы впихнуть в полтора месяца две поездки, я перекраиваю нитку, разрезаю ее на две части и разворачиваю маршрут – надо валить на север! И да помогут мне небеса, дабы жара осталась в стороне, а дожди шли лишь ночами.

 

****

После дождичка в четверг – это хорошее начало! А «дождик» ночью был тот еще – «белая стена» со шквалом и упавшим под окном деревом.

 

В 11:30 я выхожу из электрички на платформе Карманово (она же о.п. 122 км), что перед въездом в Дубну – наукоград не только физиков-ядерщиков.

 

А Дубна, она, ох, не близенько,
а в Дубне одна только физика.
Только тут и жить для своих целей,
и струна звенит, да и сам целей.

(Ю. Ким)

 

 

Весной 2011 года я побывал здесь с одним питерским знакомым, но не всё мы тогда успели увидеть. Например, огромный деревянный стул от фабрики «Экомебель», под которым группа веселых детей хором издает странные звуки.

 

(как и во всех прошлых рассказах, фотографии можно увеличить нажатием)

 

стул тот самый

 

А что-то появилось позже.

Казалось бы, такие мелочи, а как способны нести радость и поднимать настроение!

 

рыжий лис, гламурно-глючный

 

«Институтская часть» Дубны очень уютна. «Руками заключенных и пленных немцев стены строились прямо в сосновом лесу, и теперь вековые сосны растут во дворах и посреди тротуаров, по заборам бегают белки, а под окнами – ежи.»

 

улица Курчатова, дом 11 школа искусствпочта телефон телеграф винрар мозаики у ДК Мир

 

Многие памятники установили в последние годы. В их числе – бюст Курчатова, похожий на фараона.

 

А вот этот памятник мне понравился больше других. Но не хватает тормозного тросика!

 

Джелепов и Понтекорво

 

А вообще, в Дубне активное вело-сообщество, даже сайт есть. Многие ездят по городу на велах. Однако раньше их было еще больше, о чем намекает пустующая крытая велостоянка у одного из градообразующих предприятий.

 

Парк семейного отдыха тоже появился не так давно. В дань обычаям тут есть мост, служащий для навешивания замков молодоженами. (А если развелись, то замки надо вырубать!)

 

ивы, туи, цветникскамейка и мухомор

 

Дубна – это не только физика, а еще и гидроузел Иваньковского вдхр. (т.н. Московского Моря). На этом перекрестке водных путей берет начало канал им. Москвы. Да, берет начало… Но ценой каких усилий он был построен!

 

По окончанию строительства, в 1937, по обе стороны аванпорта были установлены два огромных памятника – Сталину и Ленину. Первый простоял недолго и был взорван при Хрущеве, а Ленин «жив» и поныне, уступая по высоте лишь волгоградскому «собрату» (тот стоит у входа в Волго-Донской канал).

По иронии судьбы, два куска бывшего «Сталина» послужили материалом для недавно установленного памятника строителям канала Москва-Волга.

 

огромный Ленин

 

Но хватит о печальном, ведь погода, безусловно, радует! Легкий зной без духоты, свежесть тихой воды и кучевые облака…

 

По туннелю под шлюзом и плотине ГЭС переезжаю на левобережную часть Дубны («тридцатку»). Застройка здесь в основном малоэтажная, окруженная частным сектором, заводом и лесом. Машин в середине дня совсем мало. Понравилась 2-этажная улица – лиственничная аллея, выходящая на площадь Космонавтов.

 

площадь Космонавтов

площадь Космонавтов

 

А в Москве таких оазисов всё меньше и меньше. Невыгодно же!

 

дракон и маг

 

В общем, 70-тысячная Дубна – неплохой город для жизни. Сосны, чистый воздух, большая вода. Если вы физик, программист или еще кто похлеще – работа найдется. Лишь бы плотину не прорвало. =)

 

А я покидаю наукоград и вместе с ним Московскую область.

 

табличку погнули

 

За 5 лет трафик на этом шоссе сильно возрос, и последующие 20 км до Кимр я стараюсь ехать грунтами вдоль Волги.

 

За первой же деревней удается искупаться. Волга тут прозрачна, но плавает много взвеси.

 

Волга, теплоход Александр Бенуа

 

Грунты в основном песчаные, но спешиваться приходится редко. Не считая, конечно, фото-остановок: здешние боры – просто загляденье! Один из них – памятник природы. Местами цветет тимьян (чабрец), который я никак не ожидал увидеть на этой широте! Оказывается, он встречается даже в субарктике, только редко.

 

приволжские боры

 

Так что мест для отдыха на природе тут хватает. Но в Кѝмрах, в отличие от процветающей Дубны, работы мало. Часть развалилось, часть растащили. Население уменьшилось с 61 до 46 тысяч. В 90-х и «нулевых» Кимры считались рассадником наркоты. Сейчас стало получше, и даже обновили шоссе на Дубну.

 

старое здание

храм нежно-кремовый

 

Останавливаюсь у водоразборной колонки, а со стены напротив меня приветствует Mr. Spock! Надо же, здесь есть фанаты Star Trek’a! Fascinating. А вот сам Леонард Нимой недавно ушел из жизни…

 

приветствие вулканцев

приветствие вулканцев

 

Юмор – тоже метод борьбы с разрухой.

 

первый этаж на дрова!

первый этаж на дрова!

 

Далее – исторический центр. Кимры издавна были средоточием сапожного ремесла.

 

сапожник

 

Фасады многих зданий привели в порядок.

 

бывший Дом крестьянинадом Лужина

 

Но из дома возле администрации растут березы.

 дом Потапенко

 

Еще одна примечательность – мост через Волгу, ведущий в гипермаркет «Магнит» район Савёлово с его деревянным ЖД вокзалом.

 

кимрский мост

 

А время уже 19:30, пора подумать о ночлеге. Желательно в соснах. Сворачиваю на тупиковое шоссе вдоль берега, миную несколько деревень, но не вижу ничего путного. Берег, естественно, занят тусней, по Волге плавают теплоходы с туснями, и даже под ЛЭП 750 кВ кто-то ловит рыбу.

 

вечерняя Волга под ЛЭП 750 кВ храм у Волги, Белое

 

Приходится лезть во влажные кусты и высокую траву. Там я и скрываюсь от треска ЛЭП, храма и Луны. А комаров почему-то немного. Как-никак, первый день удался!

 

14 июля (день 1), 6 км «домашних» +88 км (11:30-20:30), Карманово ~ ДУБНА ~ КИМРЫ ~ Белое.

 

Больше снимков и в большем разрешении можно посмотреть на Я.Фотках

А фотки 2011 года находятся здесь (не стал перегружать эту страницу).

 

Upd: по причине кончины сервиса gpsies общий трэк см. в последней части сказа.

 

 

День 2: Белый Городок и Калязин

 

Было вчера у меня два пути на Нерль: асфальтовый через Спас-Угол или же неведомые перелазы савеловской глухомани. В ожидании лучшей ночевки выбор пал на второй. Пусть оно и дольше, но интереснее; ведь Белый Городок, что у стрелки Волги и Хотчи, очень любят посещать участники велоклуба «Караван».

 

Однако утро выдалось очень теплым. Что же будет днем?.. Не-е, пилить «пунктиром» через лесные дебри посреди жаркого дня – явно не для меня. А вдруг там вместо дорог и культпросветов – грязь, мошкара, кабаны и медведи? Проще и правильней проехать 20 км пригородным поездом, который курсирует дважды в день.

Ну, а вечерний «недостаток» комаров с лихвой покрывают налетевшие слепни-оводы и жирные такие трутища, поначалу частично замурованные меж слоями палатки. Духота заставляет откинуть верх, и с непривычки возникает ощущение, что даже бабочки кусаются!

 

В Белый Городок въезжаю через замечательный бор с черничниками! Если бы не близость поселка, я бы залег на ночь здесь…

 

зачетный бор у Белого Городка

 

А в самом Городке, кроме храма и бани-буфета, ничего интересного нету. Здания только советские; судоремонтный завод, похоже, работает.

 

сосна, храм и судоверфь

 

ЖД станция Белый городок когда-то называлась по прилегающему селу – Гадово. Такое «неподобающее» для соцреализма название было изменено на «Приволжский», но некоторые находчивые жители не забывают прошлое.

 

на музей гадов змей у музея гадов

 

Хотя в станционном здании сидит тетка, но билеты она не продает. Непонятно, зачем такой малодеятельной станции нужен персонал?..

 

станция Белый Городок Окт. ЖД

 

Поезд прибывает по расписанию. Это коптящий тепловоз с двумя советскими сидячими вагонами, который давно пора заменить рельсовым автобусом…

 

Полчаса на задней площадке проходят в эпичном созерцании уходящего пути среди унылых лесов. Первая остановка – о.п. 151 км – не имеет даже платформы; есть только покосившаяся табличка. Вторая остановка почему-то находится в двух км от переезда и деревни. А далее – перегон длиной 11 км.

 

мост Окт. ЖД через р. Волнушка

 

До 1939 года ЖД ветка в этих местах проходила ближе к Волге, но после сооружения Угличского водохранилища она оказалась в зоне затопления, и пришлось построить небольшой обход с платформой Скнятино за рекой Волнушкой, где я и вылезаю.

о.п. Скнятино Окт. ЖД, дым и копоть тепловоза

 

В поисках магазина проезжаю деревню со странным названием Волнога. Оказывается, тут жил неизвестный художник, полный тёзка русского полководца.

«Суворов — один из тех художников, которых называют наивными, ибо только им свойственно передать застывший на холсте или на куске оргалита волшебный миг гармонии человека и природы, миг покоя и радости…»

 

Суворов Александр Васильевич, деревня на Волге

 

Следующие 20 км настолько пусты, скучны и однообразны, что подошли бы для вело-медитации.

 

унылое шоссе Скнятино-Нерль

 

Ну и жарень сегодня!.. Совершаю омовение в реке Нерль и еду дальше полуголый, наблюдая заросли борщевика, с которым тут пытаются бороться химией. Но на выкошенной поляне борщевики растут заново.

Набрав воды в колодце деревни Пенье, продолжаю окольный путь, но такой унылый, что за следующие 25 км я делаю лишь один снимок.

 

дорога, поле и сосна

 

Быть может, это монотонное вкручивание подкосило мою стойкость к жаре, но мне становится явно нехорошо. Надо посидеть и перекусить…

 

рулоны сена

 

На остановке достают слепни, но в тени мне заметно полегчало, и я двигаюсь дальше, в Калязин.

 

Это очередной тверской городок с падающим населением, но живописными окрестностями, благодаря чему земли скупаются дачниками (до Москвы отсюда менее 200 км).

 

краеведческий музей, бывший храм

краеведческий музей, бывший храм

 

Казалось бы, тут есть потенциал для организованного туризма – и лесного, и водного, и исторического. Неужто властям невдомёк? Скорее, им пофиг. Тогда надежда на частников – вот, например, гостевой деревенский дом типа «агроусадьба».

 

типа агроусадьба

 

Неподалеку от города высится радиотелескоп диаметром «тарелки» 64 м. Пишут, что она иногда меняет положение – значит, работает.

 

радиотелескоп РТ-64 (ТНА-1500)

 

Исторический центр довольно небольшой (точнее – то, что от него осталось).

 

часовня, храм старые здания училище им. Полежаева, 1903

 

Большая его часть была затоплена водохранилищем, в том числе торговые ряды, монастырь и собор, от которого осталась знаменитая колокольня, частично «вросшая» в землю.

 

колокольня затопленного собора

 

На окраине Калязина есть «усадьба Бабы-Яги». Как и музей гадов, это еще один пример независимого народного творчества. Находится она, правда, за забором, и трудно разглядеть что-либо извне.

 

То ли усадьба расширяет свои владения, то ли живущие напротив соседи так прониклись, что решили запилить что-то в том же духе.

 

ох уж эти сказочки

 

В целом, город произвел на меня скорее приятное впечатление, чем нет. Пусть в нем есть и грязь, и разруха, да и вода в колонках вонючая, но всё же теплится надежда.

 

Отведав немного малины и вишни, я еду на выезд.

 

ивы V V

 

И вдруг понимаю, что забыл посмотреть ЖД вокзал! Но, как выяснилось, я всё равно опоздал на три года – старинное деревянное здание сгорело в 2013 году, и вместо него временно поставили убогий металлический контейнер…

Ну, а мы-то знаем, что «нет ничего более постоянного, чем временное».

 

Время поджимает, и я выезжаю на не шибко приятную трассу на Кашин, по которой вскоре пересекаю Волгу.

 

А на том берегу ландшафт меняется, и не в лучшую сторону. И вот до Кашина остается всего 2-3 версты, а мне ничего не остается, кроме как снова спрятаться в траве за комариными кустами.

 

15 июля (день 2), +117 км (11-21:30), Белое ~ Белый Городок; Скнятино ~ Нерль ~ Старобислово ~ Плоховка ~ КАЛЯЗИН ~ шоссе на Кашин, итого 211 км.

Больше снимков — на Я.Фотках.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Кашин и Углич =>


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Easy_Cyclist:

    Отлично. Красивые места и манящие дороги.

  2. А чем памятник Сталину не угодил? Укросиндром памятниковой войны?

    1. Снесли при Хрущ0ве, не при мне, так что не могу ответить…

      Перечитал «Сердце Змеи» Ивана Ефремова, и опять чувствую себя как будто чужим в этом времени. Друг говорит — надо смириться, этот этап, как болезнь, пройдёт у человечества. Если даже и да, то я не могу жить тысячи лет, чтобы увидеть это. Пустота эта невосполнима…
      Но где хоть подвижки? Ненависть неразумно множится…

  3. Роман(Пенза):

    Вот Дим и меня посещает часто мысль, что живу я не в то время…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост