9 декабря 201520:55

Беларусь-2014, или из Смоленщины в Синеокую. День 1: Духовщина

"стиральная доска"

Июль, или, по-славянски, Липень – макушка лета в нашем континентальном климате. Для многих он тождественен поре отпусков, отдыху на южных курортах. Приятно, конечно, поплескаться в теплых морях, но для этого лучше подходит сентябрь, по разным причинам недоступный большинству. Поэтому, изнывая от полуденной жары, им придется прятаться под зонтами или в номерах, а вечером искать место под солнцем на переполненном пляже…

 

Так вот, – макушка лета. Тепла достаточно и на наших широтах; мошкара идет на убыль, а реки и озера уже успели прогреться. Самое время расширить географию поездок. Вопрос «куда податься» для меня решается быстро: еще весной мне захотелось посетить Беларусь, особенно на фоне украинских событий. К тому же, отзывы на вело-форумах так и пестрят словами о туристической привлекательности страны Лукашенко – мол, и недорого, и спокойно, дороги хороши, а примечательностей не счесть. Вот я и решил проверить это на собственном опыте, а прогнозы погоды окончательно задали мне направление.

 

«Мы не ищем легких путей», и я не поеду прямиком в Минск или Брест, как предпочитает кто-то. Не охота мне проводить ночь в поезде, которая может стать бессонной. А вот появившиеся недавно недорогие скоростные поезда «Ласточка» мне вполне подходят – их запустили и в Смоленск.

 

Листая интернеты, не обделил вниманием и сайт Валентина Гвоздева. В 2006 году он вел группу из Беларуси в Можайск, и мой предполагаемый путь отчасти совпадает с их пройденным – и Смоленщину посмотрю, и границу своим ходом пересеку.

Однако не в моих это привычаях и обычках – начинать поездку с крупного города. Перед Смоленском «Ласточка» делает остановку в Ярцево, и это мне в самый раз. Покупаю билет через сайт и через час-другой направляюсь из дома к Белорусскому вокзалу.

 

билет мск-ярцево.PNG

 

На вокзале пришлось побегать. Нет, не в багажную кассу – тогда еще не брали мзду за бицикл. Дело в том, что «Ласточку» неожиданно подали на крайнюю платформу пригородных электричек. Доупаковывать байк пришлось уже внутри. Довольно адекватные проводницы разрешили мне облокотить его на противоположную дверь.

 

Тронулись. До станции Ярцево – около 360 км, поезд преодолевает их за 4 часа с тремя остановками. Не так уж и быстро. Впрочем, конструктивная скорость в 160 км/ч не далеко ушла от таковой у «обычных» электричек (130 км/ч), так что сойдет.

 

в вагоне "Ласточки"

в вагоне «Ласточки»

 

Осматриваюсь. Пусть внешний вид ЭС1 мне не нравится, но внутри все неплохо продумано. В составе из пяти вагонов есть две большущие чистые уборные. Разумеется, есть и кондиционер, но работает он «по-русски» – на полную катушку. За бортом +27, а в салоне по ощущениям – ниже +20. Автоинформатор тоже есть, причем двуязычный. Названия станций на инглише звучат с расовым акцентом, и после объявления «…Виазма» по вагону прошел смешок.

 

Едем. Мелькают станции. Здание вокзала Бородино, откуда в 2011 году мы с Володей начинали двудневку, перекрасили из нежно-бежевого в насыщенно-желтый цвет. То же и на ст. Гагарин, включая все станционные здания.

 

Мужик в ярко-зеленой майке глушил из стаканчика водку, за что ему сделала выговор соседка. Он начал бузить, но как-то все рассосалось.

 

За окном формируются причудливые облака. А еще растет много чего-то сиренево-фиолетового — то ли иван-чая, то ли люпинов.

 

ядреное облако

ядреное облако

 

Первая остановка поезда – Вязьма. Это станция стыкования родов тяги: на Москву – постоянный ток 3 кВ, на Брест – переменный 25 кВ. «Ласточка» ЭС1 – двухсистемная; на контактную подвеску подают другой ток, и, переключив двигатель, можно следовать дальше.

 

"Ласточка" на станции Вязьма

«Ласточка» на станции Вязьма

.

фасад вокзала станции Вязьма

фасад вокзала станции Вязьма

 

Вот и Ярцево. Время 19:30, у меня есть 3 часа до заката, который здесь позже, чем в Москве (еще действовало летнее время). И чем дальше на запад, тем позже.

 

станция Ярцево

станция Ярцево

 

Здание вокзала напоминает Вяземское, но попроще.

 

станция Ярцево

станция Ярцево

 

Быстро собираю байк и кручу на выезд. По дороге слышу г’экающую речь. И вижу первый артефакт:

 

был магазин

был магазин

 

Шоссе Ярцево-Духовщина радует слабым трафиком и запахом лесной свежести. Но на вид леса тут скучные, а вдоль дорог (и не только) часто растут ивовые кусты, которые стали массово появляться еще за Можайском. Так я их и прозвал «смоленским» ивняком.

 

ржавчина как бы намекает...

ржавчина как бы намекает…

 

Первые 20 км проезжаю за час. На моем пути – город Духовщи́на, райцентр всего в 4 тыс. жителей. Знак, как и при въезде в район, слегка ржавый.

 

и тут ржавчина, но уже лучше

и тут ржавчина, но уже лучше

 

Как ни странно, городок весьма ухоженный, а дороги в нем гладкие. Даже элементы ландшафтного украшательства присутствуют. При этом местами остаются заброшенные строения. Почти все кучкуется у центральной площади, в том числе обновленное захоронение падших в ВОВ – не только города, но и всех окрестных деревень.

 

мемориальный комплекс погибшим в ВОВ

мемориальный комплекс погибшим в ВОВ

.

ТД Екатерининский

ТД Екатерининский

.

улица Бугаева 45-47

улица Бугаева

.

храм Св.Духа

храм Св.Духа

.

старые дома на Советской улице

старые дома на Советской улице

.

центр занятости

центр занятости

.

казначейство

казначейство

.

Ленин

Ленин

.

здание бывшей гимназии

здание бывшей гимназии

.

кинотеатр Заря

кинотеатр Заря

.

а где-то там, возможно, льет

а где-то там, возможно, льет…

 

Вечерний фото-променад занял всего 40 минут, и на выезде из городка начинается «улучшенная (профилированная) грунтовая дорога», которую в народе неправильно называют «грэйдэр». С этого дня даю сиим дорогам кликуху «трясёнка». Во веки веков. Админь!

 

"стиральная доска"

«стиральная доска»

"стиральная доска"

.

Хмость

 

За час по этой расчудесной трясенке проехал уже не 20, а только 16 км. Солнце зашло, а тут указатели интересные – на усадьбу Потемкина, памятник которому есть в Духовщине, а далее и на некий «царский колодец».

 

Смоленщина

 

Поздно уже, что поделать. Так что покатил я дальше. А приглядных мест все нет и нет, на вид все влажно и противно. И вот после болотистого леса открывается долинка небольшой речки. Рыскаю глазами вокруг. Мимо проезжают три авто, прячусь ото всех в траве высотой почти в рост. В ней же и ставлю палатку недалеко от дороги.

Комаров жесть как много. Мошки почти нет. Сети тоже нет. Чуть-чуть словило Билайн и Tele2 (как назло), а теперь вообще ничего нет – ни сигнала, ни операторов. Дикий Запад! Но местность, вроде, спокойная.

 

Накат 46 км (19:30-23ч), Ярцево ~ Третьяково ~ Духовщина ~ Закуп ~ ур.Никулинка. Спать лег около двух.

Как обычно в последнее время, большинство фоток имеют гео-метки, поэтому смотрибельны на карте.

 

Продолжение: Демидов и Велиж.


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Владимир Кулигин:

    Наонец-то посмотрел реальные фото Духовщины! Мечтал там побывать давно, особенно после прочтения «Ваньки ротного»
    http://nik-shumilin.narod.ru/43/r_31.html

    1. Половины снимков здесь нет, есть на ЯФ.
      И да, не советую ходить по ссылке выше всем, кому не нравятся детальные описания из разряда «трупы-рвота-кровь-кишки-распи****ло». (Впрочем, знаю таких, кому это очень нравится, и после этого хочется есть.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост