23 марта 201615:03

Волга-Кама 2015. Часть 6. Чистополь, Камские Поляны

[начало тут]

 

Уже который день мои пробеги сильно не дотягивают до сотни. Мой путь в Казань занял на полтора дня больше, чем у группы Гвоздева. Оно понятно, ведь множество объектов и событий не дает покрыть большое расстояние. Как говорится, «хочешь кататься – ну и катись!» А у меня все-таки цели более глубокие. Тем не менее, сегодня впервые за столько дней мне представляется шанс «исправить» положение.

 

Ну, а утро снова начинается с грибников, на этот раз автомобильных. Но ко мне они подходить не решились, да и зачем им лезть в высокую траву?

 

Вчерашнее отравление еще долго будет давать о себе знать, изредка вызывая нытье и колики в животе. А общее нарушение пищеварения продолжилось даже после возвращения домой! Ну надо же так умудриться…

 

сельхоз-старье

 

Выезжаю на шоссе, соединяющее М-7 и Р-239, а потом несколько км по самой Р-239. Асфальт и там, и там близок к идеальному.

 

Можно так и ехать до самой Камы, но этому не способствует активный трафик.

После 10 км грунтового раздолья холмистый проселочный асфальт выводит меня к прибрежному городку Лаишево.

 

храм

 

Ширина Камы (а точнее, Куйбышевского вдхр-ща) здесь достигает 25 км! Примерно столько же и до ее устья. Соседний берег едва различим сквозь дымку горизонта.

 

набережная

набережная

.

пушистая-усатая

пушистая-усатая!

 

И снова плитки и коричневые рамы.

 

РДК

РДК

 

Лаишевский уезд – родина Державина, русского поэта 18-19 веков.

 

"...лишь правда - над Вселенной царь"

«…лишь правда — над Вселенной царь»

 

Вроде бы – захолустье, отшиб, окруженный лесом и водой, но в высшей степени благоустроен. По-моему, даже Беларусь пасует перед этим!

 

РДК и Кама

РДК и Кама

.

старые здания

 

Складывается ощущение, что Татарстан – словно отдельная богатая республика, а не субъект РФ. Позже выяснилось, что в начале 90-х у татар было желание отделиться, но все же они остались на правах «государства, присоединенного к РФ». Вот такие дела.

 

ВОВ в татарском стиле

ВОВ в татарском стиле

 

А это уже село Чирпы:

 

храм, Чирпы

 

Перед селом Имәнкискә (Именьково) я возвращаюсь на шоссе Р-239, которое далее идет вдоль камского берега. Вдоль обочин налажена придорожная торговля воздушной кукурузой, яблоками и всякой бастурмой. Причем у всех, как в сговоре, одно и то же, и разноцветные ведерки.

 

Именьково

 

Далее берег становится совсем близко. Но искупаться не получается – обрыв, да и вода какая-то мутная и бежево-коричневая. А вот в Лаишево была прозрачная, странно.

 

обрыв у Камы

 

Шоссе – не из приятных, но других вариантов нет. Более того, неподалеку проходит еще более загруженная дорога! Соединяются они перед камским мостом.

 

мост через Каму в Алексеевское

 

Вообще, татары – это те еще лихачи. Через несколько дней я уже почти привык к частым обгонам по встречке рядом со мной. Не то, чтобы впритирку, но неприятно. А возможно, это такие понты?..

 

Мост через Каму активно расширяется, и версту-другую мне удается ехать по «выделенной полосе». А на остальном протяжении мостового перехода общей длиной около 10 км есть широкая обочина. Из-за ремонта движение по трассе неравномерно, и случаются «окна».

 

трасса у Камы

 

Сразу же за развязкой лежит РЦ ПГТ Алексеевское. Поселок вылизан не так капитально, как Лаишево, но все же.

 

казначейство

собор и часовня

 

Памятник Ленину ухожен, а монумент ВОВ и вовсе дополнен:

 

ВОВ

ответственный за вывоз мусора - БОГовеев

 

Но есть большая проблема – это комары и мухи. Они донимают даже в центре поселка, если остановиться. Откуда их столько? Травы вроде немного, асфальта – и то больше! К тому же, на этом берегу Камы почвы уже черноземные (хотя широта — московская), и я никак не ожидал увеличения количества кровососов.

 

поля у Камы

 

А порядком загруженное шоссе на Чистополь меня вообще поразило: ехать без очков просто невозможно, мошкара забивается в глаза! Дальние лесополосы словно в дымке – догадайтесь, почему!

 

Через 4 км сворачиваю в поля, а над ними висит какой-то неприятный запах. Обработали их чем-то, что ли… Но мой нос на ночь все равно забьется, и я его не буду чуять. Лишь бы не забился комарами!

 

Изрядно поплутав между «прозрачных» и негостеприимных лесополос, нахожу понижение в форме казана (да-да!), окруженное небольшим рвом и поросшее густыми кустами, на краю которых местами навален мусор. (Место отмечено на Викимапии как «бывший пруд» южнее села Саконы.)

 

Комары меня сегодня достали так, что уже не могу больше! Утешаю себя лишь тем, что на мягкой траве удобно спать. И тем, что смог-таки нормально обмыться из бурдюка. В отличие от того адского местечка перед Воротынцем, где умываться приходилось комарами…

 

26 июля, 120 км (10-21ч), Тагашево ~ Пальцовка ~ Лаишево ~ Алексеевское.

Я.Фотки.

 

 

День 18. Чистополь

 

Кама с утра – это не Кама Сутра! КАМАры комарами, но всё ж они не малярийные. Гораздо бóльшая опасность заключается в клещах, которых я совсем не ожидал в черноземной зоне. И вот, я замечаю двух клещей! К счастью, не на мне…

И – добро пожаловать в Азию, граница которой, по альтернативному мнению, проходит по нижней Волге и Каме.

 

урочище в поле - место ночевки

урочище в поле — место ночевки

.

подсолнухи

 

По северному, «европейскому» берегу Камы я не поехал, ибо там неизбежна трасса М-7. К тому же, ‘Чистополь’ звучит привлекательно, а располагается в самом центре Татарстана.

 

Впрочем, шоссе к нему – далеко не сахар, пусть и проходит через Сахаровку. За несколько км до города основная часть трафика ушла на объездную, и ехать стало легче.

 

«От чистого поля – до вкусного хлеба!» – гласит вывеска хлебозавода. Как обычно, в пути я охочусь за вкусным темным хлебом, но, увы, в здешнем ларьке такового не оказалось.

 

Никольский собор

прибрежный парк

бывший дом купца Мельникова

мечеть, 1990-е

Скарятинский сад

сквер Хәзинә

сквер Хәзинә

 

Очередной райцентр показывает, что денег у республики полно, а души как-то не хватает, в отличие от Чувашии. И хлеб там лучше, и «турах» вкуснее, чем татарский «катык» (это кисломолочка).

 

Перед выездом из города покупаю у рыночных бабулек яблоки, зелень и что-то еще. Цены смешные – яблоки по 20 рублей за кг. Интересуюсь – откуда здесь столько комарья на полях? Ведь в придонском черноземье их почти что нет (именно на полях). Внятного ответа мне не дали, предположив, что там поля чем-то обрабатывают.

 

Восточнее Чистополя, наконец-то, тишь да гладь – основное шоссе тут проходит южнее.

 

поля и рощи Чистопольского уезда

Четырчи

 

После села Четырчи есть грунтовый участок, но ненадолго. Далее дорогу активно закатывают в асфальт.

 

поля и рощи Чистопольского уезда

 

А еще дальше дорога вливается в шоссе на Нижнекамск. Трафик несильный, но отсутствие нормальной обочины заставляет мониторить редкие фуры, которым приходится уступать полосу.

 

чистай районы

 

В большом селе Старошешминск, где решаю покататься на ночь глядя, есть сельхоз-развалины, но часть из них все же обновляется.

 

Старошешминск

 

В деревне Ачи я ухожу с шоссе в сторону призраков Татарской АЭС, строительство которой (и некоторых других) было остановлено «под давлением общественности» несколькими годами позже известных чернобыльских событий. Ничего интересного в непосредственной близости я для себя не нашел, да и время уже позднее – пора искать пристанище. Им становится лесополоса берез. И снова сотни комаров, никуда от них не деться.

 

27 июля, 100 км (10:30-20:30), Сахаровка ~ Чистополь ~ Четырчи ~ Старошешминск ~ Ачи.

Я.Фотки.

 

 

День 19. Камские поляны

 

Неужели, наконец, установилась погода? Сегодняшний день вновь обещает быть солнечным. Мне предстоит на время отдалиться от Камы, чтобы обогнуть стороной Нижнекамск с его нефтехимом.

 

Но сначала – поселок с красивым названием Камские Поляны. Это несостоявшийся городок атомщиков, в нежилом секторе которого немало заброшенных строений – больше, чем в крымском Щёлкино.

 

ставь себе цели и иди к ним

ставь себе цели и иди к ним

.

винни-пух

 

Ну, а в жилых кварталах жизнь идет – что-то строится, а что-то благоустраивается.

 

храм

мечеть

...

 

В очередной раз вижу придорожный плакат, прославляющий Татарстан: «лидер нефтехимии», «лидер по строительству жилья»…

 

Вскоре начинаются холмики; на спуске с одного из них разгоняюсь до 66 км/ч, почти повторив свой многократный «рекорд» (67 км/ч).

 

крутизна

часовня

 

Покупая пирожок в селе Шереметьевка, слышу разговор в стороне о том, что вчера неподалеку видели большого медведя, который лез на лесистый склон. О как! Но откуда медведь взялся в густонаселенном лесостепном районе – переплыл Каму?..

 

поля и луга Татарстана

 

Пейзажи радуют – холмы и поля, черноземные и не очень. Деревни по большей части татарские, с мечетями. Но не все – есть и кряшены.

 

Большие Аты

Большие Аты

 

Местами ощущается какой-то сладковатый запах – наверно, от добычи нефти.

 

В селе Аксарино набираю воды в удобной колонке под навесом. Местный татарин с характерным акцентом спрашивает, откуда еду и куда. Говорит, что если всю добытую татарскую нефть превратить в золото, то оно слоем 5 см покроет всю Татарию. «Видишь, что мы богаче остальной России?» А я ему – про богатство духовное. «Ну, если голодный будешь – то не до духовного, да? А если я захочу на Урал поехать – у меня для этого Мерседес есть!»

Вот такие дела.

 

поля и луга Татарстана

 

Несколько км загруженного шоссе от Заинска – и снова тихие дороги, красивые виды и сёла с мечетями, как в предгорьях Крыма.

 

поля и луга Татарстана

 

В одном из сёл мне захотелось сока, но в обоих продуктовых ларьках ничего путного не оказалось, лишь жалкие дешевые подобия. Ну и ладно, зато какой выдался вечер!

 

поля и луга Татарстана

поля и луга Татарстана

 

28 июля, 104 км (10-20:30), Камские Поляны ~ Шереметьевка ~ Большие Аты ~ Аксарино ~ Кадырово ~ Бурды.

Я.Фотки.

 

Дальше, на Удмуртию =>


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Владимир Кулигин:

    Нефть правит миром. Святым духом увы сыт не будешь.

    1. Против самой нефти ничего особо не имею. Природа же. Дело в том, как использовать.

  2. Roman:

    Красиво! прямо Италия какая-то, на русский манер. Рекорд «67» тоже достигал неск раз и никак не перелезу… )

    1. Да, к югу от Камы я бы не прочь еще покатать. А выше 67 перелезать — да ну… Все, что выше 50 — одинаково стремно: летишь, смотришь перед рулем и все. Концентрация. А то, что выше не получается, как-то может зависеть от того самого профиля дорог и уклонов, не дают они.

  3. Нефть для нас давно стала наркотиком с которого мы даже не думаем слезать. Даже после ломок последнего времени мы не делаем выводов вообще. Хотя что это нафиг значит- МЫ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост