Река Олым и велопоход вдоль ее берегов — BikeLifeForms

31 декабря 201923:13

Река Олым и велопоход вдоль ее берегов

Олым

Пока русский север и Москву заливали дожди, мы с Анечкой решились отправиться, как всегда, немного южнее в зону лесостепи. Туда, где целый день можно катить лишь грунтовыми дорогами, наслаждаться перепадами высот и красивыми видами, купаться в чистых небольших речках и наслаждаться летним теплом, а не осенней сыростью.

Мы взяли билеты на понедельник до Ельца, однако, в виду небольшого ДТП и расколотого шлема, уехали мы лишь во вторник. План был таков: прокатиться вдоль реки Сосна и ее притока Олыма и финишировать ближе к ЖД ветке на Воронеж или добраться до самих Лисок, но забегая вперед скажу, что выполнили мы лишь 2/3 запланированного, ввиду потерянного дня из-за жесткого падения с велосипеда и одного ливня, который изрядно подмочил грунтовки в районе реки Ольшанец.

Рано утром мы высадились в Ельце, насладились его старинной архитектурой.

Пересекли реку Сосна.

Позавтракали на главной площади деревенским творогом со сметаной и отправились прямиком на рынок, где накупили свежих овощей с грядок, заглянули в универсам и сразу поехали в сторону Воргольских скал.

Трафик на выезде из Ельца быстро закончился, уступив место тихим асфальтовым дорогам и сельским грунтовкам. Перед скалами отыскали великолепный родник с чистейшей питьевой водой.

Про Воргольские скалы сказано, снято и написано слишком много. Поэтому не буду повторяться. Кто не был, обязательно советую посетить этот удивительный памятник природы и уделить ему не менее пары дней. Вот и мы очередной раз оказались там.

С самих скал открывается великолепный вид

Отсюда самый ушлый народ даже прыгает с тарзанки.

Спустившись вниз со скал оказываемся около старинного здания мельницы, которое поражает своей прочностью. Ширина ее стен составляет около одного метра. Во время кладки кирпича для прочности стен строители использовали яичный раствор.

Имение, расположившееся среди Воргольских скал, принадлежало семье зажиточного елецкого купца Ивана Талдыкина. В старинном Ельце он владел несколькими лавками, предлагающими покупателям заморские шелка, чаи, специи и прочие диковинные товары. Главный дом усадьбы, который сохранился до наших дней, был построен в 1868 году, а монументальная мельница – спустя год.

В самой долине реки Воргол под самыми скалами в 2019 году оборудован неплохой по качеству кемпинг.

Администрация сделала пару песчаных пляжей, столики, душевые кабинки, площадки для игры в волейбол. По выходным дням здесь работает кафе. А у нас вся еда с собой.

После осмотра родника, самих скал, плотины и старой усадьбы мы пересекли реку Воргол и отправились в сторону реки Сосна по быстрым грунтовкам.

Вдоль берегов шла местная тихая асфальтовая дорога, по которой мы и покатили до самого заката.
Место ночлега далось нам на это раз нелегко. Лес, на который мы рассчитывали, оказался сырым, посадки в поле изъезжены вдоль и поперек, а далее по нашему пути наблюдался анклав из населенных пунктов.
Поэтому решено было вернуться немного назад, где к западу от дороги я заметил складки местности с небольшими посадками на свежескошенном поле.

Углубившись в поле на пару километров, мне удалось приметить небольшую низину с посадками берёз, где мы и остановились на ночлег. Место оказалось укромным, удобным и отвечало всем правилам безопасной ночёвки. Вместе с первыми звёздами мы сварили гречку, неспешно поужинали, выпили чай и легли спать. Ночь прошла спокойно, а утро встретило нас голубым небом и ярком солнцем.

Позавтракав, мы быстро собрали наши вещи и отправились по маршруту в сторону села Чернава. Впереди нас ждало интересное ориентирование сначала по полям.

А потом по заказнику местного значения вдоль берегов маленькой реки Ясенок.

Мелкая, быстрая и очень холодная речушка Ясенок попалась на нашем пути очень кстати в столь нетипично жаркий для лета 2019 года день.

Далее дорога повела нас вдоль реки Сосна.

Вот одинокая лошадка ищет тень в жаркий зной.

А вот немного пугливый молодой теленок.

Здание старого сельского клуба.

В Чернаве мы отобедали в столовой, потратив всего пару сотен на двоих и двинули далее в сторону реки Олым. Дорога повела нас полями.

Вокруг встречались многочисленные посадки и островки зеленого леса.

А вот и место слияния Олыма и Сосны. Не самое удачное фото против солнца.

Спустились с горочки к его величеству Олыму и покатились вдоль его извилистых берегов.

Быт здешних жителей не меняется уже много десятков лет.

Ветер стал попутным, и катится просто отлично!

Перед спуском к реке на горе лежат вековые валуны.

Около села Новотроицкое река становится шире и мы решаемся искупаться.

После купания ползем в горку и наслаждаемся удивительными видами среднерусской природы.

Спускаемся к скальным выступам.

Вид на запад села Новотроицкое с противоположного берега.

За Новотроицким мы в очередной раз искупались, но проезда вдоль реки так и на нашли, поэтому, набрав воды, поднялись с трудом вверх и поехали в сторону реки Сухой Ольшанец в надежде найти хорошее место для ночлега. Аня на своем легком алюминиевом велосипеде specilaized myka m4 с карбоновой вилкой то и дело уезжала вперед.

Мы пересекли почти десяток полей, и вот наконец-то мы попали в долину реки Сухой Ольшанец.

Здесь мы нашли очень уютное место для ночлега и лагеря. Причем сделали это не как обычно, перед темнотой, а заранее. Место украшали разноцветные кустарники. От луга пахло медовым августовским разнотравьем.

Палатку поставили рядом с сосной.

Чуть далее расположились ясени, орешник и любимые Димины робинии.

Тяжело передать на фотографиях, какое это было удивительное и спокойное место среди деревьев в девственно чистой степи. Мы протупили здесь почти до обеда. И оказалось — зря, ведь как только мы собрались продолжить путь, небо стало серым.

Здесь, несмотря на начало августа, были видны отголоски осени.

Над Сухим Ольшанцем собирается дождь.

С запада уже во всю льет! Но мы стоим и наслаждаемся скальными выступами у реки Ольшанец.

Широкая долина для столь небольшой речки. И нам надо ехать именно туда, но дождь смутил наши планы.

Мы не доехали до асфальтовой дороги всего каких-то 3-4 км.

Минут через 15 сильного дождя на колеса стало наматывать.

Валентин Гвоздев считает подобные грунтовые заезды везением. И вот в этот раз нам немного не хватило. Отмываем наши велики на рыболовной базе отдыха в Красотыновке и пережидаем очередной дождь под тентом.

После дождя асфальт блестит, а солнце шпарит! И нас ждет пустой асфальт в сторону реки Олым.

Грунтовый перелаз какие-то добрые люди отсыпали мелким щебнем. Мы целовали эту дорогу.

Аня немного устала и чуть отстает, а прогнозы показывают дождик, поэтому я что силы валю вперед в поисках ночлега. В планах только одно: удачно встать но ночлег. Это значит — натянуть тент, поставить под него палатку вдали от посторонних глаз. И вот впереди виднеются сосны! Эх, как был бы рад Дима Ховрин.

Лес оказался хоть и небольшим, но весьма уютным, и близость дороги нисколько не напрягала. Рядом росла кукуруза, что автоматически решило вопросы с ужином.

Обещанный синоптиками дождь шел всего 5 минут, а утром погода порадовала нас сухостью, солнцем и теплом.

Лес был немного сырой, и запах сосен стоял чудный.

Вскоре и место ночлега осталось позади.

Какой же рассказ без фотографии боевого друга? Обещаю, что в скором времени я более подробно расскажу о всех своих велосипедах, включая и этот ниже на фото — Им. Ордена В.И. Ленина Всемогущий, всех в лоскуты рвущий Нижегородский Титан.

А я указываю наш путь. Нам надо ехать на юг!

Тем временем сено в поле убрано и заботливо упаковано.

До Олыма мы едем со встречным ветром и разбитой грунтовкой.

Колхозное хозяйство некогда великой страны разрушено. Прав был Сталин, что те, кто торгует ресурсами, торгуют и Родиной.

Вдоль Олыма мы катим идеальным и пустым асфальтом.

В обед устраиваем очередное купание в нежных и чистейших водах его величества реки Олым.

Лакомимся дарами местных жителей. Такие помидоры в Москве не купишь!

Иногда к реке сложно подойти, но спасибо Диме Ховрину за отличные карты, а местным рыбакам за еле заметные тропинки.

Ну а далее грунтовками и только ими катим дальше вдоль реки. Иногда прямиком полями.

Иногда вниз.

Иногда вверх.

Навстречу закату.

Мимо одиноких стогов сена.

И вместе с сумерками встаем на ночлег в березовых посадках между полей вблизи села Большеватка.

Утро в очередной раз выдалось погожим, спалось нам отлично. Но на рассвете нас навестила компания грибников и ничуть не удивилась нашему пребыванию в лесополосе.

Готовим завтрак.

Анечка доедает остатки топленого масла.

Все вещи собраны, сегодня вечером нам на поезд в Москву, доехать бы только!

И снова одинокая белая лошадь.

А вместо бычка маленький козленок.

Последнее купание в реке Олым.

Далее мы держим пусть в сторону крупного сельского поселения Касторное. На дороге уже шуршит листьями осень.

Нас ждет 15 км прогон по полям, перелескам. Совершенное безлюдье вокруг.

Последние 5 км до Касторного едем по асфальту.

Старое здание вокзала даже посерело от сырости.

Но поразительная для этих мест мозаика радует глаз.

Переход пришел в негодность.

Синие цвета одинокой комнаты пригородного сообщения.

Довольный пассажир.

Само здание не работает, касс нет. Билеты до Москвы нам покупал Серега, ибо интернет в Касторном никакой. Минут за 20 до прихода поезда до Москвы потерянный перрон стал оживать.

За 4 дня неполных дня пути нам удалось проехать всего около 250 км. Кто-то делает подобные расстояния за 1 день, кто-то сравнивает и пишет треки, мы же просто катаемся и созерцаем природу. Так вышло и на сей раз. Нам удалось в очередной раз проехать там, где не ступала нога велосипедистов, удалось открыть и разведать новые удивительно красивые места для катания. Река Олым воплощает в себя все самое лучшее, что есть в русской природе. В каких-то местах она труднодоступная и непроходимая, в каких-то приветливая и покладистая. Места показались нам очень тихими. Порой за весь день мы не встречали ни души. Порадовали и местные жители. Искренние, добродушные и очень гостеприимные. Стоит ли сюда вернуться? Однозначно стоит, и мы обязательно еще раз проедем вдоль Олыма, захватив и близтекущие реки. Какие? Об это вы узнаете в наших следующих путевых заметках. Самое главное, что отправляясь каждый раз южнее от Москвы холодным и сырым летом 2019 года, нас всегда встречала теплая и летняя погода. Для тех, кто хочет повторить наш маршрут, смотрите трек.