Велопоход Пенза-Калининск-Рудня — BikeLifeForms
 
13 января 202218:01

Велопоход Пенза-Калининск-Рудня

В конце лета мы, как обычно, устраиваем наш второй традиционный большой поход. Большой — это значит, что мы покидаем наши дома на срок более чем 2 недели. Однако мой друг Сергей должен был сдавать экзамены в аспирантуру 9 сентября, и для поездки у него было немногим больше 7 дней. У меня же в запасе имелось пара недель. Поэтому мы решили отправиться с ним от Пензы в сторону поселка Рудня, где живет наш товарищ Тимофей.

Из Рудни поезда до Москвы ходят через день, поэтому Сережа заранее купил билет на поезд в Москву, чтобы вернуться и успеть подготовиться к экзаменам, а я запланировал продолжить свою поездку далее, но уже с Тимофеем. В гостях у Тимофея я хотел немного перевести дух, перезагрузиться и прокатиться с ним еще недельку по Медведицкой гряде и волжскому берегу. Из этой фото-истории вы узнаете, что собственно у нас из этого получилось.

Сначала я смотрел карты Поволжья, но после подсчета всех расстояний стало ясно, что ехать лучше всего до Рудни от Пензы и посетить речки Сура, Колышлей, Сердоба, Медведица и Щелкан. Местность обещала быть довольно дикой, без большого количества машин, с большим изобилием грунтовых прогонов. Собственно, что еще нужно для счастья обычным московским жителям?

В общем, взяли билеты до Пензы, куда поезд идет ровно ночь из Москвы. Это очень удобно, так как световой день почти не теряется. Пенза нас встретила хорошей теплой погодой, чистотой и ухоженностью своих улиц.

Позавтракали в «макдаке». Не лучшее место, но зато надежное в плане возможных проблем с желудком.

Потом немного посмотрели город, набережную Суры, даже прикинули примерный прогон на неделю вдоль ее берегов и поехали на рынок, где закупились провизией на первые дни поездки. Выезд из Пензы оказался менее дружелюбным, но вскоре частые машины рассосались, а асфальт через 12 км совсем закончился, уступив место огромному полю конопли, вдоль которого мы и поехали.

Далее началась типичная для этих мест лесостепь с холмами и оврагами.

В Старой Каменке повеселили детвору и подкрепились в «Магните» сладкой газировкой, проехали чуток по пустому асфальту и свернули на пустой «грейдер», возле которого в березовой роще устроились на обед. Заварили супчики, порезали салат и хорошо перекусили.

Поехали дальше по полям лугам, перелескам. Один раз немного заплутали, дав небольшой крюк на 3-4 км, но быстро опомнились и вернулись на верную для нас дорогу.

Сено уже везде убрано, я поехал далее, а Сергей полез на эту сухую гору.

В небольшом селе Ермолаевка нам пришлось долго покрутиться, чтобы набрать воды на ночлег. Выручила нас водой местная жительница средних лет, сильно удивившись нашему появлению в столь далеких от больших городов месте.

В самом конце лета темнеет довольно быстро, а хороших надежных мест для ночлега с палаткой нам, увы, не попалось до самых глубоких сумерек. Лесок, который был виден на спутниковой карте, оказался сырым и топким. Поэтому мы долго ехали вдоль березовых посадок в надежде найти покой на ночь.

И вскоре дорога повернулся в сторону Покрово-Березовки, а мы поехали прямо вдоль посадки по еле-еле заметной колее и нашли в целом подходящее место для установки лагеря на ночь.

Недалеко от этого места в 400 метрах оказался небольшой пруд, в котором мы искупались при свете звезд и налобных фонарей. Ночь прошла спокойно, несмотря на то, что из деревни постоянно доносились звуки моторов мотоциклов, машин и крики людей. А с 7 часов утра над нами начали парить самолеты сельхоз-авиации. Пришлось рано встать, сходить искупаться и собираться в путь.

Чуть отъехали от места ночлега, как наткнулись на летающих негодников, которые мешали нам спать все раннее утро.

Возле дороги нашли яблоню с очень хорошим и сочным сортом яблок. Набили яблоками весь наш байкпакинг.

Долго ехали полями, пустым разбитым асфальтом, как незаметно подкралось время обеда, которые мы отлично провели на небольшой речушке Каменка, запомнившейся своей ледяной и очень чистой водой.

Потом снова пошли бесконечные поля, лесополосы и пустые дороги в никуда.

Вечер, как всегда, подкрался незаметно. Как только мы подъехали к большой запруде на реке Камзолка на границе Пензенской и Саратовской областей, солнце стало стремительно падать за горизонт. Нужная дорога до села Ивановка заросла. Поэтому решено было чуть вернуться до села Лачиновка, набрать там воды и искать уже место для ночлега. С водой нам быстро повезло. Нас с радостью выручил сторож сельхозтехники. С ночевкой тоже была удача, ибо встали мы в укромной тополиной посадке и отлично выспались.

Утро оказалось погожим, тихим и солнечным. Собирались мне неспешно, наслаждаясь первым теплым днем осени.

Ну а далее дорога повела нам вензелями до села Ивановка. Если напрямик было всего-то 4-5 км, по дрогам мы накрутили все 15!

День тем временем был очень жарким, и обед мы решили делать на речке Сердоба́, куда нас повел довольно неплохой асфальт без машин.

За 3-4 км до реки начался чудесный лес. С одной стороны душистые сосны, с другой — березы.

Мы наивно надеялись, что место для привала и купания у нас будет на реке Сердоба именно в подобном лесу. Но чем ближе было к реке, тем лес становился более сырым, с высокой травой. В итоге доехали мы до самого села Бутурлинка, в котором есть оборудованное место отдыха у реки.

Тени, как видно из фотографии выше, над столиком и скамейками не было, отдыхать на виду всего села у дороги нам тоже не хотелось, поэтому после небольших поисков нашли место в тени небольших кустарников.

Искупались в речке, познакомились с туристом и рыбаком Сергеем из г. Сердобск, который приехал сюда из города на велосипеде GT ловить рыбу. Велосипед неплохой с 29 колесами и оборудованием 1*11 Shimano Deore. Сама же речка Сердоба является притоком Хопра, речка чистая и весьма приятная, богатая рыбой.

Мило пообщались, обменялись контактами и поехали далее, а Сергей остался ловить рыбу. Из Бутурлинки на главную дорогу нас повела разбитая дорога.

Время идет, и солнце становится все ниже к земле, а наши тени длиннее.

В большом селе Альшанка уже в глубоких сумерках делаем набег на магазин, но пиво там не продают. Рядом с магазином — колонка, где набираем воды и устремляемся прочь из села в сторону диких полей и лугов, для того чтобы в очередной раз встать на ночлег. И нам удивительно везет, так как мы находим хорошее место в удивительно красивом небольшом лесочке.

Утро было прекрасным!

Утренние дороги начинаются с пекла, на календаре самое начало сентября, а солнце жарит будь здоров!

Ночью мимо нас проехало пару машин. Конечно, они нас не видели, так как мы стояли за густыми деревьями в небольшом лесу. И мы наивно решили, что данная дорога на фото выше выводит к нужной нам деревне. Но не тут-то было! Мы заехали в полный тупик, потеряли добрый час светлого времени и поехали обратно. А куда направлялась ночью эта пара автомашин, мы так и не поняли, ведь дорога оказалась вопреки картам абсолютно тупиковой. После некоторых мучений мы выехали на хороший грунтовый автобан.

По нему и поехали, набрав пару десятков метров высоты. Редкие машины гоняли здесь как настоящие болиды «Формулы-1».

Когда наступило время обеда, нам очень кстати попался небольшой пруд. Хороших подходов к воде не было, ведь пруд предназначается прежде всего для рыбалки, но нас это нисколько не смутило!

Оторвались здесь по полной, накупались, перекусили и даже немного подремали, пока местные рыбаки крутили у виска — мол, как мы здесь купаемся, да еще и осенью.

После обеденного перерыва перед нами стояла новая задача, а именно — перебраться через пути железной дороги Мичуринск-Ртищево-Саратов. Здесь нам реально повезло, и бруляний по полям, придорожным посадкам и кустам удалось полностью избежать. Село с интересным названием Еткара оказалось практически не жилым.

Далее мы поехали вдоль одноименной речки до асфальта, постоянно ориентируясь по картам.

Выбравшись до асфальта, вкрутили до весьма солидного по местным меркам села Сластуха. Жизнь здесь кипит, но, увы, для местных жителей она совсем не сладкая. Заглянули в магазин, набрали воды и поехали, кряхтя от усталости, на верхотуру, чтобы найти место ночлега.

Нашли вроде бы неплохое местечко, но вокруг все было усеяно пчелами.

Поехали в другую сторону, а там нефтяная вышка со скрипом качает нефть. Пришлось ехать еще дальше почти до самой темноты.

Упали на ночлег в 300 метрах от грунтовой дороги в сосновом лесу. Место оказалось очень хорошее и уютное. Спалось тут отменно, а ранним утром прошел сильнейший дождь.

Стало ясно, что сегодня мы далеко точно не уедем, ведь далее нас ждал почти 20-километровый перегон по грунтовым черноземным дорогам. Около 11 утра я пошел к большой упавшей березе, чтобы добыть бересты для растопки костра. Идти по дороге пришлось босиком, ведь шлепки намертво застревали в сырой почве. Сережа решил отправиться в магазин.

Посмотрев на весь этот тихий ужас, решили сделать дневку.

Кипятили чай, разговаривали и курили бамбук.

Утром следующего дня встали пораньше, чтобы нагнать потерянное время и расстояние. После себя оставили девственную чистоту.

Ну и поехали с горем пополам по лугам и полям.

Иногда на колеса наматывало, и приходилось идти пешком.

Но с каждым новым километром почва становилась более песчаной, а следовательно, более сухой.

Наконец-то добрались до Киево-Николевки и очутились в настоящей сказке.

Ассортимент оказался весьма скудным, но кое-чего удалось найти из съедобного. Далее выехали на пустой и весьма разбитый асфальт до города Калининск. Сначала мы опасались, что здесь будет трафик, но машин тут практически не было. Конечно, лучше было бы ехать по проекту нашего трека, а именно вдоль правого берега Медведицы, но потерянный день вынудил нас выйти на этот асфальтовый большак.

Ехалось тут легко и непринужденно, да и ветер был попутным, а виды весьма неплохими!

Город Калининск неприятно удивил своей разрухой. Перекусили мы в каком-то стремном бистро, закупились продуктами и поперли далее. Не забыли посмотреть и прогнозы погоды, по которым нас ожидал полный ахтунг в виде ночного дождя с  порывистым ветром и градом. Впереди ждал еще обширный грунтовый спецучасток, поэтому мы решили ехать до поздней ночи, чтобы его проехать.

Ночное вкручивание сначала радовало, ехалось легко и интересно, но как только цифры одометра перевалили за сотку километров за этот день, стала чувствоваться и усталость. Еще и дождь пошел, сначала мелкий, а потом полило как из ведра. До асфальта мы не доехали всего-то 2-3 км. Колеса стало клинить, велосипеды со всех сторон оккупировал чернозем. Мне кое-как удалось избежать участи, которая постигла Сережу. Я добрался до лесополосы Белая Калитва — Пенза без особых потерь и сравнительно чистым. Серега же полностью увяз. Его вещи и велосипед мы притащили на место ночевки в 4 приема и сразу натянули тент, принялись собирать сухие ветки для костра, которые дождь еще не успел вымочить. Легли спать в тот день около 3 часов ночи и проспали практически до обеда. Как только проснулись, пошли смотреть дорогу, а она вся вязкая и мокрая, так что снова дневка. Тем более что ехать дальше под самый вечер особого смысла не было, так как больше времени ушло бы на сушку, сборы и установку нового лагеря.

Место ночлега мы заботливо выложили чистой травой, ибо подложка из прелых листьев была порядочно грязной.

К вечеру на удивление даже выглянуло солнце, но все равно было весьма прохладно.

Вот вид с нашего места ночевки на параллельную лесополосу.

К вечеру развели костер и посушили вещи.

Легли спать, потеряв еще одни сутки пути, а ведь скорый до Москвы ждать Сережу не будет.

Ночь прошла спокойно, несмотря на то, что температура упала почти до +3 градусов. Мой пуховый спальник Yeti Vib 250 отработал ночью весьма неплохо, и я ни разу не мерз. Утром встали ни свет ни заря, для того чтобы успеть приехать в Рудню на поезд. Собрались быстро, и вот, когда почти уже были готовы тронуться в путь, снова пошел дождь. Здесь Сережа занервничал уже не на шутку, ведь впереди нас ждало еще как минимум 30-35 км полевых дорог.

Грунтовки сразу снова стали непроезжими, и пришлось идти пешком.

С горем пополам докрутили до разбитого асфальта и кое-как почистили велосипеды от мокрых почв.

Поехали в сторону Рудни вдоль берегов реки Щелкан.

В этих местах дождя видимо не было, поэтому нам удалось набрать добрую крейсерскую скорость. Очень уверенно мы продвигались вперед к цели. Вот он наш олимпийский огонь чемпионов Нахабано по велотуризму! (или чудо природы)

А вот Щелкан. Он то прячет свои воды в густых зарослях камыша, то становится широким и красивым, будто небольшое озеро.

И вот наконец-то добрались до места работы нашего руднянского товарища Тимофея! Он работает в службе охраны сельхозтехники. Вот за такие машины он несет личную ответственность!

Живет он на работе вот в таком небольшом вагончике.

Встретились очень тепло, попытались кое-как отмыть Сережу и его велосипед от грязи почв, луж и дорог. После чего я поехал проводить Сергея на поезд до Москвы. Поход для него был завершен!

Ну а я вернулся к Тимофею. Пока ехал обратно, у меня сильно замерзли от холода руки. Погода была ясная и весьма прохладная, а закат неимоверно красивым!

В вагончике Тимофей в первый раз за сезон затопил буржуйку, и мы принялись чистить картошку, резать салат и готовить праздничный ужин. Температура за бортом упала до +1 градуса. Сережу тем временем скорый поезд вез в Москву. Он успешно сдал свои вступительные экзамены, а мы с Тимофеем отправились в путь, чтобы продолжать мое путешествие до Волги, но это уже другая история, так что  читайте ПРОДОЛЖЕНИЕ !

 

Трек поездки

 

 

А вот небольшой ролик-зарисовка одного нашего походного дня, записанный Сережей

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Сергей Матвеев:

    Володя, спасибо за рассказ! Я вот все это сейчас читаю и как всегда не верится, что оно взаправду с нами было. Маршрут получился классный — собрали много красоты и отработали выживание в бурю. А приехал домой — гянул в зеркало и накопленного за лето жирочка как ни бывало!)

  2. Михайлов:

    Очень мощное путешествие, никогда не думал, что в тех краях можно хорошо прокатиться. С нетерпением жду продолжения!

  3. Дмитрий:

    А, чем писали трек?

    1. Владимир Кулигин:

      старый добрый гармин етрекс

  4. Игорь:

    Володя, ты крут! Переменчивость погоды, неизведанность дорог, поиски мест стоянок, клинящая вел грязь, и при этом жесткий тайминг в виде успевания на поезд — это интригующий сюжет! Ну и виды — огонь! Спасибо за интересный рассказ!

  5. Александр Белоусов:

    Прочитал с большим удовольствием,аж тоже захотелось в путешествие. Когда нибудь присоединюсь к тебе:)). А покрышки какие стояли?

    1. Владимир Кулигин:

      Maxxis 2.8 спереди 2.3 сзади полуслик.

      1. Владимир Кулигин:

        Точнее если то спереди ikon
        сзади minion ss

  6. Виталий:

    Полное погружение в события)!! Супер. Какбудто пахнуло летом и природой)!! Спасибо за рассказ!

    1. Владимир Кулигин:

      Спасибо Вит! Именно стараюсь так писать!

  7. Тимофей:

    Нешуточные вам с Сергеем достались испытания, Володя, но зато очень интересно, настоящее приключение! Вспоминаю наше с тобой продолжение этого похода и сразу хочется лета! Очень хорошие фото, наслаждаюсь!)

  8. Тимофей:

    А Сереже спасибо за видеоролик, очень приятно сейчас, зимой, в непогоду посмотреть его, вспомнить свой поход.

  9. Alex:

    Отличный отчёт и отличный маршрут. Прям как сам сгонял. Только жирок на месте )))

    1. Владимир Кулигин:

      Присоединяйся Саша! Мы будем тебе очень рады!

  10. Владимир:

    Володя, как всегда — класс! Полное погружение в тему: «эффект присутствия». Добрая половина этих художественных фотографий так и просится на рабочий стол компьютера! А краткий видеоролик греет душу своей интимной откровенностью и недосказанностью… Спасибо за чудесные минуты!

    1. Владимир Кулигин:

      Ролик Сергей сделал. У него талант!

  11. Дима Красавин:

    Крутой маршрут, который как и обычно не повторить на авто из-за отсутствия дорог. Идея с коротким видео отличная, добавляет атмосферы и погружает в реальность. Ещё бы немного жести с ливнем, чтобы совсем погрузиться 🙂

    1. Владимир Кулигин:

      Дима, в дождь совсем не до видео было!

  12. Киккимос:

    Вот это я понимаю настоящий тур-юнайт, когда билет на поезд куплен заранее. Прочел на одном дыхании, как-то очень душевно и по-доброму написано.

  13. Денис:

    Вот это настоящие грунтовые приключения! Рассказ супер!

  14. Алексей Иванов:

    Володя, рассказ в лучших традициях! Красивые фото и атмосфера приключений. Очень понравилось!

  15. Александр:

    Конечно, завораживают просторы нашей Родины! Володя, спасибо за подробные отчеты с обилием фотографий, есть возможность присмотреться к разным локациям для будущих приключений!

  16. Юлия:

    Ребята! Вы большие молодцы, вас не страшат никакие погодные условия, сказочность этих мест завораживает разум! Каждый раз что-то новое, эмоции,люди, природные интересные окраины, всё это очень похвально! Так держать!Гордость берёт, что есть такие люди как вы!

  17. Владислав:

    Прекрасная работа, Владимир, большое спасибо! Несмотря на внешнюю схожесть всех походов Вам непременно удаётся раскрасить каждый отчёт разными и яркими эмоциями. Соучастие и сопереживание при чтении гарантированы! Тексты очень сценарны, прямо готовый Road Movie! Желаю Вам новых дальних дорог! Скорее вырывайтесь за границы РФ!

  18. Виталий:

    Все так знакомо, и каждый раз по своему… прекрасный Трип!. Дороги, речки, еда, встречи, фото, каждый раз напоминают… дорога зовёт! Читал и погружался в события. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост