Когда я был в Петербурге (да и за пределами «домашнего региона» вообще) в первый раз, на берегу одного из островов дельты Невы некий случайный и загадочный собеседник воскликнул: «О, чел! Ты только начинаешь путешествовать!» И спустя много лет я нет-нет да вспоминаю того парня. Кто бы знал, до чего у меня позже выйдет докатиться!..
А в Питер я вернулся в то же лето, в конце августа.
На этот раз я поехал поездом (дневным сидячим), но не от Москвы, а от Твери, до которой добрался на электричке. И потом так же в обратном порядке.
Август на северо-западе – это уже темные ночи, предосенняя облачность и частые дожди. Так и вышло: 3 дня из 6 выдались дождливыми.
Но, несмотря на это, мне удалось собрать небольшую тусовку 🙂 А велосипед мне любезно предоставил Андрей, у которого я снова жил в гостях (на фото он правее):
Реки, каналы, ночная подсветка, мосты… А особенно – Львиный мост. Чем-то он мне так приглянулся, что возвращался я к нему не раз.
ЖД музей у здания исторического Варшавского вокзала теперь и сам стал историей – на его месте построили очередные убогие «человейники»… Музей перенесли к Балтийскому вокзалу. Неизвестно, все ли экспонаты там «уместились».
Прокатился я и по некоторым пригородам: Пушкин, Павловск, Гатчина.
Дворцовая и парковая архитектура меня впечатлила! Можно сказать, эти монументальные или же просто приятные изыски не просто украшают местность и радуют глаз, они выступают как противовес климату, этой извечной питерской сырости и нехватке солнечного света.
Да и сами парки – отдельная песня! Умели же когда-то сделать и красиво, и интересно. Правда, тогда это было не для всех.
Вокруг – множество триумфальных арок и ворóт различных конструкций. Некоторые строились ради единственного проезда под ними монарших или приближенных особ.
А уж сколько обелисков, в том числе безымянных… Многие объекты пребывают в запущенном состоянии – особенно те, что далеки от мест скопления туристов. То же самое можно сказать и про отдаленные парковые кварталы.
В последний день этой поездки я впервые увидел Ладожское озеро, а точнее – его юго-западный берег, где в блокадное время проходила знаменитая «Дорога Жизни»…
Несчетное количество памятников, захоронений, указателей исторических мест… Мне нравятся памятники со смыслом, с заложенными чувствами, эмоциями, выражением. Именно таким является «разорванное кольцо» — оно впечатляет…
Крепость Орешек (Шлиссельбург), что на острове у истока Невы, долгое время до 1917 года была местом ссылки и заключения неугодных самодержавию деятелей, политических и не очень.
Изначально крепость служила военным форпостом; какое-то время ей владели шведы, но потом шведов вытеснили, построили Кронштадт на острове Котлин, и Орешек потерял значение.
В Кронштадте я тоже побывал, но позже, в рамках 3-ей поездки в Питер, зимой 2011, пешком.
Чем бы закончить это воспоминание? Питерскими кошками! Как же без них? Без них жизни нет! =^_^=
Но это еще не всё. Летом 2011 года я навестил город на Неве в четвертый раз и прогостил там почти полмесяца, неслабо исколесив на велосипеде с жесткой вилкой ближнюю Ленобласть. А также поучаствовал в велопробеге Белые Ночи 2011 и пару раз катнул с участниками форума «Велопитер», из которых один раз – в качестве ведущего!
Много воды с тех пор утекло, и память подзатерлась. Поэтому опишу вкратце, что мне больше всего понравилось, и куда можно наведаться, если вам вдруг подвернется случай.
— Тóксовские (Кáвголовские) высоты к северу от Питера. Живописные холмы, поросшие хвойными лесами. Зимой – лыжные трассы. Рядом – два больших озера. Неподалеку – питомник зубробизонов.
По сути, это первая возвышенность на север от дельты Невы.
— Кóлтушские высоты к востоку от Питера. Тоже красивые места.
— Павловск и Пушкин, особенно парки. Тут я уже был, и с удовольствием проехал еще раз!
— Дудергофские высоты до 180 м над морем (до 100 м над озером). Бескрайние виды на окружающий плоскач, горнолыжные подъемники, реликтовые широколиственные леса на склонах.
— Гатчина, снова я там побывал, парки и архитектура, дух ушедших времен. А еще Петергоф и Стрельна.
— Карельский перешеек. Я проехал «мини-транс-Карелию» от Сосново до Рощино. Много сосен, озёра, встречаются большие валуны. Мусор, увы, тоже… Наелся земляники.
Разумеется, я часто использовал местные электрички. Были среди них и «кругломордые» с деревянными реечными сиденьями.
Планов, как водится, было немало, и не все из них я успел осуществить. Не попал в Выборг, Приозерск (Корела), Копорье (тоже крепость) на краю Балтийско-Ладожского глинта, Ораниенбаум…
Но – тогда для меня всё только начиналось! И, надеюсь, еще не скоро закончится 🙂
Дмитрий Ховрин
Общая трэк-сетка 2010-2011 (не всё, но большая часть):