В 2015 году на однодневки я выбирался лишь дважды – совсем уж поглотили меня дальние выезды. И вот, захотелось мне тряхнуть стариной. В начале апреля подмосковная природа не балует красками, оставаясь серо-коричневой после раннего схода снегов. Но ведь есть у нас и вечнозеленые сосны, без которых мне жизнь не мила! А обещанное на выхи почти летнее тепло так и зовет – «дерзай»!
Однако метеорологи слегка промахнулись – Подмосковье накрыло фронтальным разделом. Но не всё. Пролистав в Сети карты облачности и осадков, мне стало понятно – надо ехать на юг, в приокские леса. Это для меня долго – три часа в один конец, но по пути в электричке ко мне присоединяется сотрудник по ВУЗу, а вдвоем уже веселее! Два года назад, в апреле 2014-го, я точно так же вытащил его из городской суеты. А в этом году на Максима навалилось столько работы (особенно бумажной волокиты), что он даже стал меняться в лице… «Ну, нельзя же так», говорю. Надо развеяться!
Маршрут я наметил вроде бы несложный, но с межрайонным грунтовым «перелазом». Трудно в наши времена проехать 65-70 км полностью по пустому асфальту в Московской области, не удаляясь на самые отшибы…
Апреля день десятый начался как-то хмуро, а местами и вовсе шли дождики. Все, что нам оставалось – уповать на небеса! В прямом смысле. И надежды наши оправдались: при движении к югу стали появляться голубые просветы.
Всё бы ничего, если не кучи мусора вдоль ЖД вплоть до самого Чехова… Народ не уважает ни себя, ни свою землю. А у такого общества нет будущего…
Вышли мы на платформе Авангард, одну остановку не доезжая Серпухова. И я сразу пожалел, что не взял с собой шорты – воздух тут прогрелся до +22! Субтропическое тепло не дотянуло до Москвы всего несколько десятков километров: на севере области всего +10 и льют дожди. Но мы их обманули!
(как обычно, все фотки увеличиваются при нажатии, а совсем большие доступны на ЯФ)
«Вот чего мне не хватало – вырваться из суеты хотя бы ненадолго!» – восклицает Максим на тихой платформе. Вокруг поют птицы, а придорожные кусты уже подёрнуты желтовато-зеленой дымкой ивовых почек.
Несмотря на сухую погоду, в лесах и низинах еще встречаются остатки снега, да и грунтовки пока влажные, поэтому решил я ехать на своем «городском» алю-байке Stern Motion 3.0. У Максима тоже Stern, но совсем простенький, купленный несколько лет назад тысяч за 6, и рама у него из жесточайшей Hi-Ten стали.
Начался наш путь с холмистых проселков и полевых грунтовок северо-восточнее Серпухова. Места там открытые, и почти везде уже сухо. Максиму на «чугуниевом» байке и после двух лет перерыва горочки даются с трудом. Но он когда-то закончил морскую академию, а это вам не хухры-мухры.
Но вскоре мы вышли на шоссе и, дав хитрый крюк через Ящерово, повернули на Данки по тихой лесной асфальтовой дороге. Красота! (Пожалел, что не взял с собой фотик — снимал телефоном, а он врет цвета.) Постоянно хочется остановиться, чтобы стих шум покрышек, и вдохнуть побольше весенней талой свежести.
Дальше нам предстояло шоссе через Приокско-Террасный заповедник, но оно меня как-то разочаровало… Последний раз я тут ездил в 2011 году, и с тех пор ощутимо возрос трафик. Что ж, проскочили мы заповедную территорию (шоссе там общедоступное, но в лес по краям заходить нельзя), и уже за ее пределами приметили удобный присест со столиком и навесом среди соснового леса.
Пусть немного и мешало шоссе в паре десятков метров, но, надо сказать, место было изумительное! Хотя листочки еще не проклюнулись, но зеленеющая под солнечными соснами трава создавала ощущение настоящего лета!
У каждого ландшафта и природной подзоны есть своеобразие: боры приокские, воронежские, завидовские, мещерские, приладожские – все они разные, все по-своему красивы и неповторимы. Берегите леса!
Ну, а нам пора продолжить движение.
В живописном селе Игумново перед длинным спуском к Оке мы свернули на север, и тут начался не езженый мною прежде участок вдоль реки Лопасня. Дорога на деревню Барыбино представляет собой асфальт средней разбитости, где легкие холмики и попутный ветер позволили мне разогнаться до 50 км/ч.
А далее – изюминка покатушки: межрайонный спецучасток Барыбино-Починки длиной 3 км. Долго я его рассматривал дома на спутниковых снимках, и, понадеявшись на сухую погоду, решился на взятие. А то ведь Казань – брал, Воронеж – дважды, а тут отродясь не бывал!
Асфальт, разумеется, закончился, что сразу огорчило Максима, пустившего в ход острые словечки и обороты. Поначалу пришлось немного попрыгать по кочкам у мокроватой колеи, но потом дорожка стала почти сухой, и мы даже смогли ехать. Но недолго: через 300 м уперлись в неучтенный мной ручей, являющийся той самой границей районов!
Постояли-покумекали. Максим изловчился, сделал широкий шаг и перешел поток по торчащему бревну. А я решил перейти чуть в стороне по целому бревну.
Но это ещё не всё! Ведь половодье, как-никак. Посему – еще один ручей, поменьше. Тут Максим не рассчитал и промочил себе кроссовки. Ну, а я снова не стал рисковать: перекинул байк, а затем перепрыгнул ручей с разбега.
Еще метров сто «кочкопрыга» с «велопоносом», и мы на твердой земле – накатанной грунтовке вдоль речки Лопасня. Дорожку эту даже можно назвать сухой, но два-три раза нужно обходить-объезжать родники, бьющие из-под крутого склона.
Не доверяет Максим «диким» родникам. Но я пил из великого их множества, и ни разу не отравился. Что сказать, живот – он у всех разный.
Итог «перелаза»: с небольшой сноровкой проезжается-проходится более-менее посуху даже в апреле. (Я умудрился практически не испачкать кроссовки.) Места здесь красивые, а уж когда все распускается – тем более!
Дальше мы поехали по шоссе Починки-Хатунь-А108. Первая его часть проходит вдоль петляющей речки, и тут есть небольшой рельеф. Максим подустал и в подъемы заходит пешком, а меня конкретно так штырит движуха, результат которой – 64 км/ч (учитывая, что тормознул раз-другой).
По сторонам дороги то и дело встречаются заброшенные п/л и д/о. Государству, видимо, выгоднее содержать лагеря исправительные, а не воспитательно-оздоровительные. В общем, бороться не с причинами, а со следствиями…
Старинное село Хатунь имеет богатую историю, и когда-то было городом наряду с Серпуховом и Каширой. От былого величия осталось лишь городище на холме южнее села. А само село может похвастаться храмом 18-го века постройки.
За Хатунью движение стало активнее – дачники из окрестных СНТ заторопились по домам, готовясь сформировать затор на М-4. Ну, а мы вполне укладываемся в расчетные 10 км/ч.
Ближе к А-108 леса уступают место открытым местам, окутанным плотной сизой дымкой. Это недалекие тупые люди жгут прошлогоднюю траву, что нередко оборачивается лесными пожарами…
Что ж, наша небольшая катушка подходит к концу. Завершающий отрезок Ольховка-Михнево оказался не совсем асфальтом, а старой булыжной дорогой, переходящей в грунтовку с лужами. Но, что интересно, путепровод над М-4 вполне себе асфальтовый.
Итого 65 км (13-19:30).
Вот и закончилось это небольшое лето – легкий юго-западный ветер к вечеру сменился на холодный «норд-ост». И хотя с непривычки у Максима ноги и *опа стали «деревянными», в целом он был доволен. Даже несмотря на промокшие кроссовки и глюканувший смартфон, на котором осталась часть фоток.
…Глядя через окно вагона на вечерние огни мегаполиса, Максим согласился: «Да, Москва – это город не для людей, не для жизни. Для работы, но не для жизни…» А еще – для извлечения выгоды, особенно от застройки всего, что можно и нельзя. Именно так стали под угрозой уничтожения опытные поля и Мичуринский сад Тимирязевской академии, на которые хотят влепить очередной «муравейник» какие-то бездушные толстосумы.
Но кто живет в этих «муравейниках»? Им не нужны деревья, солнце, вид из окна и ночная тишина. Ведь можно наглухо закрыть и завесить пластиковые окна, наслаждаясь рафинированным воздухом из кондиционера. А на стену повесить широченную ЖК-панель – «окно» в другой мир…
Дмитрий Ховрин