«Вчера желтеющий листок слетел с березы – предупреждающий исток осенней прозы…» (М. Дудин)
Русский Север… Кого-то это словосочетание заставит невольно поежиться, а у другого перед глазами встанут образцы деревянного зодчества, разбросанные среди бескрайних лесов.
Карелия – регион смежный, и почти всегда – влажный. Иначе откуда возьмутся все эти озера и водопады?..
А дело было так: вернулся я домой после 20-дневного «ПолуКольца», но даже поклажу вынимать не стал. Перестирал вещи и уселся за картёж. То бишь намечать грядущий северный путь. Вот где можно охладиться после жаркого июля! А заодно и культпросвет заполнить. Вдруг понравится?..
И вот, раскидав путь по августу и покумекав с расписаниями, через 5 дней я снова в седле. Ярославский экспресс пусть идет в лес – на электричках хоть и дольше, но дешевле. Но главное – никаких багажных квитанций и беготни по вокзалу! Вот только выезжать из дома в 04:30 – это жестоко…
С недосыпа я часто теряю самоконтроль и начинаю беситься. Но иногда попадаю в тему.
В тамбуре я накричал на курильщика, что он страну позорит своей спортивной формой с вышивкой «Россия». И заставил его поднять с пола пачку.
Александров я уже смотрел год назад – тогда он был моей отправной точкой на Урал. И теперь, чтобы не ждать электричку на Ярославль больше часа, я сразу двигаю вдоль ЖД до Балакирево – крайнего поселка Владимирской области, в который Ваня Грозный ссылал тех, кто слишком много балакает. Трепливых, короче.
Ведет туда холмистое шоссе, а пейзажи украшают облака – гонимые ветром призраки неминуемой осени.
Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).
С запасом в семь минут я приезжаю на платформу, но ее перегородил длинный грузовой состав! Матерясь на ОАО pid, лезу по сцепке вагонов, кинув байк на насыпь прямо перед проходящим ПДС – но ничего, его не сдуло.
Подъезжает 4-вагонная ЭД4М. Километр езды на ярославском участке стоит три рубля! Провоз велосипеда – те же 60 р. Кондукторша всех помнит наизусть, кто и где выходит.
А выхожу я не доезжая Ярославля. Хотя в прошлый раз осмотреть я его не успел, но и сейчас не время, после недосыпа. Поэтому выбираю длинное и нудное шоссе в Тутаев с малым трафиком, но разным качеством. Местами трясет, и от этого сильнее устаешь. Но ветер в спину улучшает настроение и сглаживает путь, за 70 км которого смотреть особо нечего – всего два храма. Пока не густо, но основное – впереди!
Месяц назад я уже посещал Тутаев, но ограничился Романовской стороной, оставив Борисоглебскую сторону как раз на этот случай.
«Магнитов» и жилых кварталов тут хватает, а историчного не так и много. Жилые здания частично разукрашены – так меньше серости вокруг.
До вечера еще часа четыре, а я всё не проснусь никак. Покупаю кока-колу, и это адское пойло действует на нервы незамедлительно!
Родник, паром за 35 рублей, и я за Волгой. Начало символически положено, и можно ехать дальше, по тупиковому шоссе к реке Ухра.
На речке – мелкий брод; перехожу его, ополоснувшись, и залегаю на ночь на высоком берегу, преодолев 138 км от рассвета до заката без напряга и лосизма, но в полусне. Осталось выспаться, а завтра – Пошехонье.
8 авг. (день 1), 2,5 часа сна, 3 км «домашних», +19 км Александров-Балакирево, +116 км (11-20:30), п. Козьмодемьянск ~ Курба ~ Никульское ~ ТУТАЕВ ~ Ясиплево ~ Першино ~ Богдановка.
Встаю с утра – а мир слегка плывет, как пьяный. Подозреваю, что от кока-колы. Вот же пакость!
Часа за два оно прошло, и я поехал вдоль Ухры через Арефино. Тут и большак, и перелаз, и грязь в низине. Один раз намотало – приходится пустить в ход палку.
Потом – пустой асфальт на весь остаток дня. Шоссе от Рыбинска переложили по большей части, и теплый ветер подгоняет – ехать хорошо!
Почем же яблоки у придорожных бабок? Полтинник за ведро! Ведро я не осилю. А бабки говорят – бери так, сколько хочешь! Предлагаю 20 р. – не взяли. «На них и хлеба не купить…» Что ж, кладу в рюкзак штук 8 яблок и приближаюсь к Пошехонью, где сыра, вроде бы, уже и нет, одно название осталось.
Река Шексна когда-то называлась Шехонь, а местность – Пошехонь(е). Сам городок (6 тыс. чел.) имеет полукругло-лучевую планировку, почти как центр Костромы, только уменьшенный в разы. «Лучи» соединяются на главной площади – тут парк на берегу Согожи, собор, торговые ряды и несколько домов постройки 19 века.
Поодаль есть два «Дикси» и «Магнит», а на одной из деревянных двухэтажных улиц я замечаю двух туристов. Под вечер вторника прохожих очень мало, как будто это город-призрак.
Дальнейший путь сегодня прост – на север до заката, сколько влезет. Немного холодает, но ночи теплые пока, не ниже +16.
На ночь прячусь от дороги за рощей близ пустой деревни Гвоздево, что символично: Валя Гвоздев с группой где-то близко, но пересечься нам не суждено.
9 авг. (день 2), +88 км (12-20:30), Починок-Болотово ~ Арефино ~ Вощиково ~ Кременево ~ ПОШЕХОНЬЕ ~ Курбатово ~ Гвоздево, итого 226 км.
Можно сказать, что Русский Север начинается – я проезжаю характерные деревни из некрашеных бревенчатых домов. Асфальт проложен до последнего села, местами даже ровный. В долинах малых речек – красивые луга и перелески.
Пока сидел за придорожным столиком на перекусе, не видел ни одной машины за 40-45 минут.
Вот еду дальше, рассуждая про себя – ведь большинство этих дорог отсыпали при СССР. Сколько же всего тогда построили! Колхозы, фермы – многое пришло в упадок. Но что-то всё-таки работает, не бросать же землю.
Рассматривая дома карты, я решил рискнуть на перелаз в 4 брода. Межобластной, и даже межфедеральноокружной. Но если б знал, что меня ждет – погнал бы через чистый Грязовец, к дублеру трассы «Холмогоры»…
.
Первый брод прошел успешно. После лесовоза муть осела, я даже искупал себя и вел. Вот только зря! За последней жилой деревней Ярославской области начинается конкретная лесовозная дорога – ни в сказке сказать, ни бульдозером обкатать. По большей части – грязная колея по колено высотой. После второго небольшого брода понимаю, что обносить всё это смысла нет. Хоть радует, что мало комаров…
Но это надо видеть! Всамделишный вело-спецназ, используя слова Володи. А на третьем броде так вообще атас! На дне – два дециметра ила, как трясина, повсюду грязь и топь. Приходится перебираться в два захода и напрягать все силы, чтобы не рухнуть в воду с рюкзаком наперевес. Передвигаюсь в шлепанцах – один из них чуть не оставил в иле, но всё-таки нащупал в глубине и спас.
В итоге – не ударил в грязь лицом в обоих смыслах. Еще два небольших холма, и я перехожу четвертый брод – простецкий ручеек, такая вот граница Вологодской области. И поднимаюсь в предвкушении приемлемой дороги от крайнего селения.
Но фиг бы там! Деревня полудохлая, и от неё ведет всё та же долбаная лесовозка, разъезженная вдрызг! Когда-то это был большак… Мне снова намотало на колеса, но я упорно пру вперёд. Кроссовки и носки так и остались в сумке ждать другой черёд…
И наконец, лес расступается, открыв куст деревень, и появляется нормальный насыпной проселок. А позже – гладкая бетонка. То есть, я ожидал асфальт, но получаю даже лучше. Вот только время уже семь – на два десятка тех жестоких верст ушло часа четыре…
По плану у меня ночевка не доезжая Вологды, перед холмами Кирики-Улиты, а мне до них почти что 40 км. И я включаю третью скорость. Но пологие холмы мне не дают осилить больше 18-ти за час, даже несмотря на быстрый перекус (изюм, овсяное печенье, козинаки, минералка, шоколад).
Тем временем, бетонка плавно перешла в асфальт, а ближе к Вологде и дачный трафик появился. Ни ручейка, ни речки, ни колонки – где ноги вымыть?.. Поеду к роднику под теми самыми холмами. Надеюсь, сумерки тут будут подлиннее.
У родника в лесу я ровно в девять. Темнеет на глазах, а там какая-то компания тусуется! Прислушиваюсь – женщины и дети есть, и еду на «святой» источник, который – попросту колодец, а вода в нем мутная (но позже отстоялась). Висят иконы и молитвы, которые желательно прочесть до пития сего раствора! Ага, чтоб днище не пробило или еще чего похуже. Есть и кустарные купели (М и Ж), где отмываю свои ноги.
Компания у столика сидит большая и распевает песни, что сродни цыганским, но их язык общения напоминает украинский. Так и не понял, кто же это. Курить и выпивать запрещено табличкой, но им плевать.
Становится еще темнее. Включаю карту и жалею, что не нашел воды пораньше. Фигня эти Улиты! Свернув с дороги, попадаю в силос – вонища, блин! Включив налобник, еду дальше, поскольку сумерки закончились и здесь. Еще попытка – снова вонь. Сдаю назад по краю ельника, где нахожу поляну ровно в 22 часа…
10 авг. (день 3), +98 км (11:30-22), Гвоздево ~ Колодино ~ Шомино ~ Починок ~ Перьево ~ Непотягово, итого 324 км.
Больше снимков можно посмотреть на Я.Фотках.
=> ПРОДОЛЖЕНИЕ: Вологда, «душа Русского Севера» =>
Начало боевое. Про велоспецназ — точно )
Очень здорово и интересно!!! Люблю приключения!
Если от грунтовки на спутнике видны съезды «в никуда», от которых потом растут проплешины такими «усами» — значит лесозаготовители там нагадили. Они везде всё уже испохабили.