Каждый сезон, намечая велопоход, я рассматриваю карту нашей страны, стараясь найти края тихие и привлекательные. Особенно такие, где редко бывают велотуристы. И даже в обжитой западной части РФ таких мест немало. А предвкушение подстегивает любопытство: одно дело рассматривать местность на снимках со спутников, и совсем другое – взгляд изнутри! И это – одна их причин, что манит вдаль…
(Это заключительная глава осеннего похода; начало смотрите тут.)
Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).
24 сен, день 19, +64 км, Нижняя Добринка —> Верхняя Добринка
Отъехав от Рудни меньше десятка километров, я заночевал в сосновых посадках.
А утром был немного сбит с толку: что же это за сельхоз-культуру выращивают на поле? Листья как у кукурузы, но не то…
Как выяснилось, это – сорго зерновое! Вот уж не знал, что у нас сорго выращивают!
В селе Егоровка я нашел у реки заросли вкусного и не терпкого тёрна – видимо, прошедшие заморозки постарались. Набрал плодов про запас!
Немного прокатившись грунтовками вдоль Медведицы, я мысленно попрощался с рекой. Но позже оказалось, что прощаться-то было рановато!..
Медленно забираясь на долгий и пологий подъем на так называемую Доно-Медведицкую (или просто Медведицкую) гряду, я без особого энтузиазма ощущал на себе поток не очень-то слабого встречного ветра. И небо затянуло какой-то серостью…
Настроение мое тоже полезло в серые тона. И вдруг я упал буквально на ровном месте, сорвав кожу до крови! Вот еще одно подтверждение тому, что нехорошие мысли могут сыграть с нами злую шутку…
Но через несколько километров передо мной раскинулись живописные долины с пойменными и нагорными рощами.
В низине одной из балок, словно скрывшись от остальной цивилизации, расположилось большое село Верхняя Добринка.
Бабульки у крыльца слегка удивились моему вопросу – а не пересох ли Ольгин родник? «Нет, как же он пересохнет-то! Но ехать до него тебе еще ого-го. Не успеешь ведь дотемна!»
Да, расстояния тут обманчивые. То, на карте с первого взгляда кажется близко, в реальности получается дальше. До родника было 15 км, и воду я набирал уже ночью в свете налобного фонаря. Родник воистину мощный, с часовней, крапивой и даже ведром из-под майонеза. Разумеется, я там не употреблял и не матерился, и дверцу за собой закрыл. Но неразумный обычай обвешивать ленточками и прочим хламом несчастные деревья я в корне не поддерживаю!
25 сен, день 20, +54 км, Вишневое —> Алешники
С трудом найдя в потемках ровную площадку, заночевал на склоне под дубами.
Но только я поднялся на дорогу – сразу ощутил вчерашний встречный ветер с новой силой! И я прикинул: если здесь такое дует, то что тогда у Волги?..
И – не поехал дальше на восток. Свернул на север первой же дорогой. И, словно поддержав мое решение, эта дорога мне подарила вкусные яблоки. Впервые за сотни километров мне попалась придорожная яблоня! А еще – лох со зрелыми плодами. Ни разу еще до этого я не пробовал их есть, да и не доводилось как-то. А ведь вкусно! Хотя, конечно, мякоти немного.
После небольшого участка асфальта с двумя объектами нефтегазового промысла я снова ушел на грунты. В распадках между полями мой взгляд приковывали темно-красные терновые кусты.
Проехав бывшее село Dittel (ныне Алешники), основанное немецкими колонистами в конце 18-го века, я продолжил путь к Медведицкой гряде.
В начале месяца на Гряде побывали Володя с Сергеем и Тимофеем, но захватили они холмы к югу от Добринки, и наши пути не пересеклись ни во времени, ни в пространстве. Необычный вышел у нас конец сезона…
Одна из высоких точек гряды (~320 м над уровнем моря) в кругах людей альтернативно одаренных считается местной «горячей» точкой и именуется как Склон Бешеных Молний. Однако сухой сезон – не время для молний (шаровых и не очень). Зато можно вдоволь налюбоваться окрестными пейзажами!
А то, что на склоне немало кривых, засохших, сломанных и обгоревших деревьев, объясняется вполне научно. Место высокое и выдающееся, в такие вершины действительно любят бить молнии (обычные, не шаровые). А уж про сильные ветра на открытом месте и говорить нечего…
В общем, я не прогадал, свернув на север! Медведицкая гряда по-своему неотразима, она впечатляет просторами и объемами этих затерянных мест на водоразделе Волги и Дона.
26 сен, день 21, +77 км, Новинка —> Большие Копены —> Широкий Карамыш
Несмотря на то, что я укрылся за холмом, ветер не стихал и ночью. А ночь была недостаточно темной: на северо-востоке висело белесое зарево засветки от Саратова, до которого по прямой более 80 км!
А утро началось с шелеста листьев приютивших меня берез.
Это какая-то особая их разновидность, стойкая к зною и недостатку влаги. Они умудряются процветать в этих степях и даже не суховершинить.
Свобода и глушь! До ближайшего села – 5 километров, и это немного! А до Жирновска и все 20 км. Настоящее раздолье, отдушина для тех, кто устал от людей, от суеты больших городов, где царит извечное стремление срубить куш, пройдя «по головам» без совести и чести.
Здесь ничего этого нет, и непокоренные силы Природы заставляют задуматься о Жизни с большой буквы.
Безусловно, человек есть порождение Природы и частица её, но чем дальше во времени, тем сильнее воздействие человека на породивший его мир, и всё тоньше связь с истоками.
Степные березы глубоко вросли корнями в землю, и держатся они крепко, иначе не выжить. У нас же есть масса ухищрений, позволяющих жить без забот. Вопрос только в цене. А цены растут…
Да, эта свобода призрачна, ибо куда мы денемся из созданного нами круга? Поля, грунтовки, лесополосы, пруды, коровы, овцы – без них никак. Эта жизнь труднее, но она и проще.
А я между тем медленно оставляю Гряду позади, направившись к границе Саратовской области.
Рощи и посадки продолжают радовать осенними красками!
У пустеющего с каждым годом селения Пограничное (ранее Neu-Messer) игра цветов заставила меня подъехать ближе.
Через 2 км полей я уперся в незримую границу, но пересечь ее в седле не смог: грунтовка словно растворилась в траве! Пришлось сдавать назад. В утешение я получил пару осенних фоток и еще разок посмотрел на чудо-Пограничное.
Всё оказалось проще: надо было ехать низом длинной запруженной балки.
Привели меня дорожки к плотине большого пруда, из водной глади которого во множестве торчали остатки стволов деревьев…
От пруда – почти прямая дорога до села Большие Копены, которое я проезжал годом ранее.
Село как село, только много брошенных домов. Саратовская область в этом плане точно не лучше Волгоградской.
Вот так я и вернулся обратно к Медведице. Раз уж такое дело, это (тело) надо обмыть! И окунулся я в реку ровно на том же месте, что и год назад, скрывшись за холмиком от прохладного ветра и посторонних глаз редких автомашин.
Купаться в конце сентября непросто. Мне помог песчаный бугор, прогретый за день солнцем и все еще отдающий тепло. Просохнув, я присел у моста на перекус и сразу же продрог.
Зато при +18 хорошо едется! Чтобы согреться, я поехал не по асфальту, а по грунтовке газопровода, с разгона вкрутив в горку. Грунтовка местами хороша!
Проезжать под вечер большие сёла не есть хорошо, но у меня совпало. Южную часть села Широкий Карамыш окутало завесой дыма от пожара в пойменном лесу. Вроде не надышался, но рубашка успела прокоптиться. Вот так от беспечности жителей может сгореть половина села…
Консервный завод, свалка, разлетевшийся мусор, крутой подъем, еще 2-3 км – и я притаился на краю лиственного леса, подальше от криков оленей…
27 сен, день 22, +81 км, Ключи —> Языковка —> Аткарск
Несмотря на относительно высокое место, ночь выдалась холодной (+5). Каждый день прогревает до +20, но дни всё короче, а ночи холоднее. А сушь продолжается: дождей всё нет и нет! Но я чувствую, что мне пора домой. А значит, на кону последний день похода. Не менее красивый, чем предыдущие!
Итак, Саратовская область, Лысогорский уезд. Голубоватых степных трав тут стало меньше, а почвы заметно потемнели.
Но главное – осень основательно взялась за кисть! Нагорные леса будто на глазах становятся всё краше.
Далеко за моей спиной, где-то у реки Карамыш никак не уймется низовой пожар, но я гоню дальше на север прочь от этой сизой дымки, а юго-восточный ветер только добавляет мне прыти.
Грунтовка меня вывела к трассе Воронеж-Саратов, которую я лихо пересек на всех парах без остановки — возможно, удивив водителя припарковавшейся фуры. За трассой грунтовка продолжилась плавным спуском, где меня разогнало еще пуще! Но такое множество рулонов соломы я пропустить не мог, и – остановился.
Ну как было не залезть на один из рулонов с разбега, да еще с таким красивым видом!..
А в низине расположилось небольшое сельцо Ковыловка.
И вот за этим сельцом путь-дорожка повела меня через лиственный лес, на краю которого началась невиданная игра цветов!..
Я считал, что кульминацией поездки стала Медведицкая гряда, и, в общем-то, так оно и было, но случай напоследок преподнес мне эту красоту! Ведь ради таких моментов всё и затевается, ради них и стоит ездить по свету. Будь то далекие горы, моря или простая роща в саратовской глуши, главное – чтобы вы могли воскликнуть: «Ах!..», и ваша жизнь заиграла новыми красками!
За тем дивным лесом начался Аткарский район. И вновь длиннющий плавный спуск в низину – как хорошо было там лететь по ветру!
Всё самое-самое осталось позади, а впереди – 4 часа местных дорог разной степени трясучести да несколько полуживых сёл.
В Аткарск по дороге от Языковки я ехать не советую. Сначала меня вытрясло на щебенке.
А ближе к городу началось недоразумение, сотканное из заплат. Ни там, ни сям особо не разгонишься.
Наверно, плохие дороги – одна из причин, по которой ЖД ветка на Лысые Горы так хорошо накатана.
Недалеко от станции со мной поравнялся местный велосипедист, и мы обменялись контактами. Но мне надо было срочно пополнить съестные припасы и успеть на электричку до узловой станции Ртищево, где московские поезда стоят не 2 минуты, а 30.
Кто-то словно щелкнул переключателем, и осеннюю романтику как ветром сдуло…
Во-первых, в электричке было жарко. Нестерпимо жарко! Печки старого вагона шпарили на полную мощность, и половину пути я провел в тамбуре, чтобы банально не вспотеть.
Каким же облегчением было выйти, наконец, на воздух!
В ожидании московского поезда проявлялись атрибуты жизни заштатного города. Мимо площади вдруг пронеслось громко ухающее тонированное чудо, которое «будет погибать молодым». А какой-то недоумок швырнул окурок прямо в дерево, да так, что искры разлетелись по сторонам…
Но вскоре поезд увез меня прочь, и на следующий день я был уже дома, в Подмосковье, где тоже было тепло и солнечно. Я набрал поздних яблок и мелких слив, и на душе у меня воцарился покой…
˄
˄
˄
часть 4
Итог:
22 дня засухи, которая началась летом, а продолжилась и в октябре… И мои 1550 км за эти 22 дня. С учетом долгих привалов и приличных перепадов высот, 70 км/день — это неплохо.
22 дня без поломок, кровососов, и – всего лишь один небольшой дождик! (в Старом Осколе) И то, будь я на день впереди, и его бы не было. Пыль, трещины в почве и сухие ветра были моими попутчиками. А удача, можно сказать, мне улыбнулась! Такого средоточия красот я давно не видывал!..
И, конечно, благодарю Дениса (Россошь) и Тимофея (Рудня)! Без вас всего этого бы не случилось.
Без преувеличения, для меня это был один из ярчайших велопоходов! Да, под конец пути ветры иссушили мне кожу под стать земле до трещин и крови, а в начале пути всё-таки были легкие недомогания. Да, было много пыли и несколько холодных ночей.
Но в целом – это было круто! Это был дивный сентябрь…
Оскол, Дон, Хопёр, Медведица. 06-27 сентября 2020 года.
Всем здоровья и благополучия!
Дмитрий Ховрин
Чтобы скачать .KML, откройте трэк в новом окне («Увеличить карту»), и там будет доступно меню.
Очередная страница или глава или целая книга прочитана. Спасибо тебе большое Дима за чудный и душевный рассказ прочитал с огромным интересом!
Читал сегодня отчеты о гонке лес в страве, а сейчас дочитал последнюю часть рассказа Димы. Все-таки очень сильно различается мировоззрение людей которые гоняются, участвуют в соревнованиях, меряются письками и мировоззрение людей, которые преодолевают тысячи километров, познают этот мир, пытаются понять и донести его красоту окружающим. Именно эта часть тронула меня до глубины души. Захотелось все бросить и уволиться к чертям и оказаться также где-то «на краю земли» обдуваемым всеми ветрами. Дима, спасибо тебе большое за твой большой труд!
Благодарю!!..
Замечательный маршрут вышел! Сентябрь в этих местах очень красив. Дима, спасибо за очередной неторопливый и приятный рассказ. Читая — отдохнул душой. И твои рассуждения о жизни мне близки.
Да!.. А Володя показал, что и начало октября тоже, если есть погода. Надеюсь, увидимся еще! 😉