Это продолжение рассказа о сентябрьской поездке по черноземным краям. (начало тут) А в этой главе вы узнаете:
— что с землей-матушкой делает засуха;
— почему нельзя ездить по трассе аммиакопровода;
— как быть, если посреди полей встречаешь уголовный розыск;
— в чем неоспоримое преимущество покрышек Schwalbe Marathon Plus;
— красоты осенних степей и другие радости жизни, которые нам дарит велотуризм!
12 сен, день 7, +56 км, Зенино —> Вейделевка —> Олейники
За Валуйками моя заранее нарисованная нитка пути кончилась: не хватило времени нарисовать дальше. А значит, будет импровизация!
К востоку от Оскола стало еще суше. Иной раз еду по хорошей с виду грунтовке, а трясёт, как на щебёнке! Трещины в земле местами такие, что можно просунуть ладонь, а то и полторы!
Мне-то, конечно, дождей особо не хочется, хотя слабый дождик не помешал бы – прибить пыль. При этом понятно, что земле нужна вода, много воды…
А перед Вейделевкой я залез на большущую скирду сена-соломы. Повалялся, попрыгал, да и скатился кубарем вниз. Впадать в детство – иногда нужно! Особенно, когда его было мало…
Бывшие советские ДК в Белгородской области зовутся «центрами культурного развития», а на мусоровозах гордо красуется «Центр экологической безопасности». Хотя едет он тупо на свалку. Что же это – всего лишь другая обертка? Но в целом, как я не раз отмечал, область выглядит достойно на фоне остальной страны.
Степь кое-где уже ядрёная, иссушенная, с колючими и голубоватыми травами.
Вода нужна и мне, и под вечер в селе Олейники дети мне подсказали, где находится спасительная колонка…
13 сен, день 8, +85 км, Айдар —> Россошь
Иногда те стежки-дорожки, что хорошо просматриваются на спутниковых снимках, бывают обманчивы. Накатанная грунтовка вдоль лесополосы, в которой я имел честь ночевать, внезапно уперлась в пост секционирования аммиакопровода. И пришлось мне спускаться с холма по сухой колючей степи. Благо, всего каких-то 100-200 метров.
Местность в междуречье Оскола и Дона довольно скромна, и виды тут не поражают воображение. Но и скучать не дают. Особенно, когда предвкушаешь, что многое еще впереди.
Большое село Айдар. Вдоль дороги встречаются контейнеры для раздельного сбора отходов! С символикой того самого «центра экологической безопасности». Хочется верить, что это не для вида сделано. Вот только крыша над площадками не предусмотрена. Вроде бы, такая очевидная и простая вещь, но нет…
Проскочив поворот на Луганск, я снова углубился в манящие просторы полей.
И где-то здесь, на последних белгородских километрах, на грунтовке рядом со мной вдруг остановилась обычная «Нива». А внутри оказался участковый с необычной фамилией Дерипаска, в форме и с корочкой! Пришлось объяснять, откуда-куда-зачем и как же я узнал про эту дорогу. Но грунтовка-то «магистральная», прямая, как стрела, и раскатанная в пыль.
Так что, ни в чем не обвиненный, пересек я границу областей по заштатному асфальту Ровеньки-Ольховатка.
Вот и Воронежская область. Асфальт поначалу стал хуже, но через пару километров я свернул с него в/на Родину Героя. Несмотря на такое высокопарное название, хутор в удручающем упадке. Хорошо, хоть есть колонка с водой…
Зато плакат призывает на выборы. «Кого выбирать-то? Дожить бы спокойно» – наверняка так думают местные, в большинстве своем пенсионеры…
А дальше, по мере приближения к городу Россошь, я всё больше радовался тому, что внял совету моего доброго товарища Дениса и поехал долиной р. Свинуха! Название у речки не очень благозвучное, но долина – замечательна, и на закате дня я испытал пыльнейший восторг! 🙂
Ехал я, и мысленно рассуждал о будущем сельского хозяйства. Несомненно, для устойчивого развития степень распашки степей должна снизиться. И выведенные из севооборота поля со временем вернутся в первозданный вид. А то, что останется, можно распахивать красиво, создавая геоглифы! Да уж, мечтать не вредно…
Меловые холмы встречаются и дальше на восток вплоть до великой Волги. А здесь, в бассейне среднего Дона, они особенно выражены. Иногда попадаются маленькие карьеры, по которым видно, что толща мела залегает вглубь на несколько метров, а наверху лишь тонкий слой почвы. При вспашке склонов мел местами смешивается с черноземом, и получаются белесые поля.
14 сен, день 9, +80 км, Россошь —> Оробинский
После ночевки у Дениса в Россоши (мой поклон за теплый прием и вечер бесед!) поехал я как раз в сторону Дона. Хотел было сначала жаться к берегу Черной Калитвы, но жалко было терять хороший попутный ветер, поэтому погнал пустым асфальтом. И – снова не прогадал!
Но перед этим я успел вдоволь наглядеться на высокие трубы химзавода, который является неким гарантом жителей Россоши. Лишь бы ветер дул не в сторону города.
Небольшое замечание: реку Черная Калитва я пересек по мосту ЖД сразу после прошедшего поезда, следуя дурному примеру местного жителя на древнем велосипеде. Прошу учесть, что проход и проезд по тому мосту строго воспрещен! :-Ь
Перед селом Новая Калитва я свернул на грунты прямиком к Мироновой горе, где уже бывал несколько лет назад.
Виды с холма открываются не то, чтобы очень захватывающие, но вполне достойные обзора. И перекуса на лесенке к памятнику.
А где-то вдалеке ветер раздувает очаг полевого пожара, и запах дыма достигает холма.
В тот засушливый сезон огонь погубил немало насаждений, и даже сёла частично выгорали, оставляя жителей без имущества и крова…
Далее я снова ушел на грунты, поднявшись на закате намного выше Мироновой горы. Вон она маячит вдали, окутанная дымкой…
Воду мне повезло найти в старом колодце хутора Оробинский, и после небольших плутаний в потемках я остановился в сосновых посадках. Настолько сухих, что стволы будто потрескивали в тишине, и ко мне подкралась опаска – не сгореть бы ночью заживо из-за чьей-то беспечности!..
Но к утру влажность слегка повысилась, и я благополучно проснулся, вдыхая живительный хвойный аромат!
15 сен, день 10, +93 км, Дерезовка —> Богучар —> Монастырщина. И ни метра по М-4.
Да, ночь в соснах была хороша!
И почти каждую ночь у меня ритуал: выход на открытое место, наблюдение Млечного Пути, захода/восхода Луны (если есть и ко времени). Поэтому я не просто выбираю место ночевки, а учитываю расположение по сторонам света, и не люблю далеко углубляться в лес. Даже палатку стараюсь ставить головой на С/В/СВ.
Но это – мелочи, они у меня «на автомате» уже года два. В этом походе мой средний ходовой день составил 7 часов вместо 9 – как-то долго сижу вечерами, да и сплю по 9 ч вместо 8 (по утрам бывало холодно, из-за чего вставать трудно, да и засыпаю я не сразу). Впрочем, ездить надо в радость! А значит, мне оно так было надо в этот раз…
Избежать езды по М-4 перед Богучаром, не закладывая при этом большой петли – задача непростая. Мне это удалось, но несколько сот метров пришлось идти по распаханному полю. Зато по пути я сорвал несколько вишенок (в сентябре!!) и наелся слив. А вот яблони попадаться перестали; замечал я их только внутри огороженных дворов.
В Богучаре я уже был в 2015 году, поэтому не стал задерживаться и поспешил дальше правым берегом Дона.
Но до темноты опять не успел.
В селе Сухой Донец мужики дали мне набрать воду – благодарю их! Донец тот воистину сухой, воды в нем нет. А перед этим в Монастырщине я не нашел колонок, зато посреди села декоративный колодец, вот ведь издевка! У местного отделения МЧС протекала дырявая водонапорная башня, и сотрудник мне бросил: «не наберешь ты тут воды нигде». Песец как приветливо…
16 сен, день 11, +60 км, уже Ростовская область.
Исключительно видовой день! Полностью передать на фото эти дальние виды нельзя. Нужен эффект присутствия – нужно туда ехать!
Горочки, конечно, дают о себе знать, но торопиться здесь смысла нет!
Пески есть не только на низком берегу Дона, есть они и на высоком, и порой мне приходилось спешиваться, но ненадолго. В любом случае, оно того стоит!
Невзирая на теплые деньки, золотая осень потихоньку вступает в свои законные права: листва на деревцах и кустах начинает менять окраску, лишаясь хлорофилла. Который, кстати, используется как пищевая добавка Е140 🙂
И только я начал думать о перекусе, передо мной открылись особенно красивые места! Тут-то я и завис на часовой перекус.
Это окрестности хутора Стоговской и горы Стог. Холм этот со стороны похож на какую-нибудь камчатскую сопку в миниатюре 🙂
Потом дорога спустилась почти до отметки Дона, и я заехал к берегу. Ну, что сказать… Дон мутный. Как был, так и остался. Для рыбаков в самый раз.
А в конце дня все-таки произошли приключения.
Сначала я искал воду в станице Мигулинская. Вновь пришлось обратиться за помощью к детям, которые показали мне работающую колонку (остальные колонки были дохлые).
А южнее станицы мной заинтересовался… УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК!!1 Ах ты ж екрный ты ж нахрен!
Снова магистральная грунтовка, снова «Нива», и снова я __подозрительно__ ухожу вбок от завесы пыли. «Нива» тормозит, изнутри стук в дверь – мол, подойди. Двое, не в форме, но с корочкой. На этот раз паспорт не спросили. Почему еду по грунтовке, а не страшно ли мне ночевать, откуда-куда и где финиш… Сказали, что рядом с Мигулинской есть меловые пещеры над Доном. Что ж, хорошо, но мне они были не по пути, как и загадочный родник, упомянутый ранее детьми…
Проводив красивый вечер, принялся я выбирать лесополосу, и вдруг навстречу из низины тарахтит мотик с ружьем наперевес! Охотник проехал мимо, но я на всякий случай залез поглубже в заросли…
17 сен, день 12, +79 км, Мещеряковский —> Вёшенская
Продолжение красот высокого берега Дона!
Некоторые склоны так живописны, что, проехав несколько десятков метров, я останавливался вновь, чтобы сделать кадр с другого угла!
А дальше мне предстоял спуск на низкий берег Дона, к станице Вёшенская.
Здесь я уже бывал в 2015 году. Музей-заповедник Шолохова, приятный тихий центр станицы.
Окунувшись в родник «Отрог» (который больше похож на реку, текущую из-под земли), поехал я искать себе место среди многокилометровых сосновых посадок.
18 сен, день 13, +69 км, Еланская —> Остроухов (из Ростовской в Волгоградскую область)
Мест, так или иначе связанных с жизнью Шолохова, вокруг немало. Более того, муниципальный район так и назван – Шолоховский.
Вот крутояр, где по преданию любил бывать писатель.
Чуть дальше – хутор Краснояровский, где можно купить баранину и живых баранов на мясо.
Следующий хутор – бутафорский, построен он был для очередного фильма «Тихий Дон» (2015). Но его я не заметил. Наверно, растащили уже всё…
И, наконец, Еланская. Конец асфальта. Там тоже есть музей, суть его – борьба белых казаков с красными большевиками. Политика, в общем. Все хороши, кого не вороши…
Но задержал меня в Еланской не музей. Это было единственное за весь поход место, где я попал на якорцы! Съезжать с грунтовок тут крайне не советую. И по пескам следует передвигаться очень осторожно.
Вынул я из колес несколько десятков этих колючек, а то и больше сотни!! И – ни одного прокола! Покрышки Schwalbe Marathon Plus Tour впечатляют! Мои проехали уже много тысяч, изрядно износились, но до сих пор держат защиту.
А якорцы стелющиеся используются и в медицине.
Далее – грунтовка в Волгоградскую область. Сначала – пески, где надо смотреть под ноги и колеса, дабы не наколоться. Затем грунтовка спускается в пойму, а там якорцы не растут.
Уже на волгоградской стороне – мостик через речку с распространенным названием Елань. Если извернуться, тут можно обмыться. Речка в сентябре чистая и прозрачная; скорее, это глубокий ручей.
А можно и пополнить запас воды, ибо вплоть до Кумылженской набрать воду можно будет только в Хопре. В селениях – только просить у местных: вода у всех своя, на участках.
Крайний волгоградский хутор Еланский – это разруха и пески.
Выбрался я отсюда не без труда. Хотя был и плотный участок дороги, где попутный ветер гнал меня под 30.
Позагорал я часок в лесополосе, и тучи ожидаемо скрыли солнце. Ветер сменился с ЮЗ на СЗ, и ощутимо похолодало. Тяжко было ехать против ветра даже на асфальте. Но дожди так и не пришли.
Удалившись от Дона, я поднялся на высокий берег Хопра, где помахал ручкой красну солнышку.
Но день мой на этом не закончился. Нужно было срочно найти воду, да и пристанище на ночь…
˄
часть 2
˅
˅
~~ Общий трэк будет показан в последней части сего повествования. ~~
Дмитрий Ховрин
Швальбе марафон хорошая резина, но уж больно тяжеленная. Я пару лет назад ставил между покрышкой и камерой ленту из кевлара — защита на хорошем уровне выходит. Неплохо работает бескамерная резина, если грамотно выбраны покрышки и обода. Места хорошие, конечно. уже читал о них у Владимира ранее. Вообще приятно ваш блог читать, ребята. Душевность сразу чувствуется.
В велопоходе этот дополнительный килограмм особого значения не имеет, зато нервы экономит. А надежность бескамерной я ставлю под вопрос. Швальбы уже придумали безвоздушные покрыхи, но и там свои недостатки. Анализ всех +/- мне дает только один ответ, и это — мои покрышки, они проверены…
Благодарю, что читаете. Стараюсь, чтоб и лирика, и польза какая-то. Володя в октябре проехал там отчасти по моим стопам. Осенью там хорошо!
Спасибо за отчеты, надеюсь, что мы увидим и новые за 2022 и 2023 года)))
Очень красивые места. Планирую по ним тоже велопутешествия
Благодарю! Да, за 2023 уже накопилось. Надо найти в себе силы. Попробую.