Урал 2021. Часть 2: Ай да Миасс — BikeLifeForms

24 июня 202222:55

Урал 2021. Часть 2: Ай да Миасс

Южный Урал 2021 ч.2

Продолжаю вспоминать о небольшом велопутешествии по Южному Уралу на исходе лета 2021.

Поездка эта запомнилась мне не только своей красотой, но также удивительной погодой на стыке лета и осени. В тот год климатические потрясения затронули много стран и территорий; сильнее всего досталось Северной Америке: в Канаде жара достигала невероятной для северной страны отметки в +50 °С в тени. А на Урале всего лишь обновились рекорды августа, но годовые устояли.

…Газ мне удалось купить в селе Турналы, в хозмаге «Диана», который мне подсказали башкирята, которые нашли около родника, который я заметил ненароком перед селом, ржавый лом или старую трубу, насадили на нее 5-литровую баклашку с водой и понесли домой. 🙂

Через село ведет асфальт, но и до и после него – трясёнка. От пыли в этот день мне всегда удавалось увернуться, а родник попался очень кстати, ибо до следующего мне уже было не доехать. День удался!

(это вторая часть очерка; начало можно посмотреть тут)

Все фотки можно увеличить нажатием (удобно с ПК).

Середина августа. С каждым днем то тут, то там желтеют листья. Березы привыкли, что в это дни лето заканчивается, и дневной прогрев едва достигает +20. А тут – жара! Но на всякий случай лучше пожелтеть.

Это был на редкость красивый вечер! Катить и радоваться, созерцать и восторгаться!..

долина реки Ай у села Турналы долина реки Ай у села Турналы

На южном склоне безымянной горы местные жители выложили огромную белую надпись БАШҠОРТ ИЛЕ, то есть «Страна Башкир(-ов)». Высота букв – 5 метров, и они различимы даже на спутниковых снимках. Такое вот проявление народного самосознания!

БАШҠОРТ ИЛЕ

И вдруг – асфальт; возник он прямо перед крутым подъемом на 150 метров. Можно не спешить! Осталось только с местом для палатки не промахнуться.

…Зашел темно-красный полумесяц Луны, и небо подернулось легкой пеленой, через которую просвечивали Вега и пара звезд Большой Медведицы. А на горизонте километрах в 20-ти мерцали огоньки поселка Межевой. Именно оттуда мой смартфон поймал сигнал 4G. Это ж какая мощность передатчика нужна?!..

17 авг, день 8, +27 км, Лаклы —> Сикиязтамак

Каждую ночь я стараюсь ставить палатку на относительном возвышении, и теплого спальника Millet Baikal 1000 мне хватает с лихвой. В локальные низины ночами стекает холодный воздух, и разница минимальных ночных температур может быть существенной.

Спальник хороший, но не отличный. Слишком нежная ткань, и мне уже несколько раз приходилось зашивать стежки на крае.

А вот коврик SeaToSummit радует удобством клапана с регулировкой. Лишь бы прожил подольше.

Палатка-двушка от Tramp – дешевая недокопия MSR Hubba Hubba. Однако дуги мне видятся более надежными. А ткань внутренней палатки слабенькая. Время покажет…

…Перед носом – прелый запах спелой соломы, а над горизонтом во мгле – очертания далеких хребтов, один выше другого. Мне как раз в ту сторону; отсюда мой путь поворачивает на восток, за Урал! На самом деле, не такие уж хребты и высокие, но всё познается в сравнении.

А пока – вниз, к реке Ай! Там меня ожидает множество красот.

Сначала – лаклинская пещера и родник.

Пещера огромная, но о-очень темная! Светового потока моего налобника Black Diamond Cosmo на ~130 люмен совершенно недостаточно, чтобы осветить хоть что-то в этой черной дыре.

Информационный щит вроде как двуязычный (рус/eng), но перевод явно машинный, полнейший беспорядок слов. Меня аж скривило. Неужели нельзя найти человека, прилично знающего language? Стыд и срам, граждане.

Под холодную струю, ниспадающую из трубы, я отважно встал, и мне одобряюще просигналил мужик из Тюмени, с которым перекинулись парой фраз у пещеры.

Следующая остановка – геологический разрез (повернутые пласты пород после древнего сдвига земной коры). Такое меня всегда впечатляет, напоминая о вечном…

Татарское село Лаклы на реке Ай – туристичное место. И как хорошо, что стояли будние дни!

Весь берег реки за селом был усеян кострищами, но – пустыми, без людей! А вот тропинка, ведущая на высокую скалу и «каменную арку», вся загажена не только коровами, но и человеками. Но от такой нагрузки никуда не деться, кэмпингов ведь нету.

Пристегнув велосипед внизу, я начал пеший подъем.

Арка, разумеется, исписана наскальными автографами. Но главное – это обзор с вершины!

река Ай у села Лаклы

Почему нас так захватывают такие виды с высоты? Только ли это эстетическое чувство, или в этом замешаны древние инстинкты?..

Хороший обзор – это и преимущество и в охоте, и в защите от врагов. Недаром большинство старинных крепостей возводились на высоких берегах.

А будучи детьми, многие из нас любили играть в «царя горы».

р. Ай, Лаклы

Но и эстетика, несомненно, важна. Представьте, что вокруг скалы сплошная плоская равнина до самого горизонта. Скучно ведь, да? Кстати, а такое у нас есть – это священная калмыцкая гора Богдо над озером Баскунчак, самое красивое место на всей Прикаспийской низменности.

Больше гео- и биоразнообразия – значит, больше возможностей для выживания; быть может, красота как природная целесообразность закодирована в наших генах.

…Река Ай весьма популярна у любителей сплава; всегда найдутся желающие получить «всё включено», и на таких строить бизнес – милое дело. А я смотрю на это сверху вниз, где ПАЗик уже готов забрать причаливающих на веслах. Рядом с «причалом» – большая куча мусора, и высадившиеся «клиенты» не преминули сделать свой вклад в ту кучу…

мусор...

Спустившись вниз, я основательно и с удовольствием вымылся в реке и постирал одежду. И то, что на «мой» берег высадилась компания с байдарками и шашлыками, мне не помешало. Их, как часть пейзажа, я оставил за кадром.

р. Ай

А потом я решил залезть еще выше, на видовую площадку над утесом. Уже с велосипедом.

Дорога от села такая крутая и каменистая, что только пешком или полный привод. Хорошо, что мне по ней вверх, а не вниз. Пришлось потягать, но оно того стоило!

красота требует усилий!

Но это пока не утес, а просто начало «радиалки» к утесу. Тоже неплохой вид, да? 🙂

велотуризм - это свобода!

И, наконец, кульминация этого дня. В обоих смыслах!

вот только камни не надо портить...айская долина

Такое место долго не пустует. Приехала группа местных, и молодая девушка ради крутых фоточек встала прямо на край скалы. Ну прямо на край!! Порыв ветра, легкое головокружение, и – всё, больше ста метров вниз. А отскребать итоги, если что, придется бригаде МЧС…

Лететь из состояния покоя в состояние вечного покоя всего-то 5 секунд. Ну а я боюсь высоты, хотя в детстве почему-то боялся гораздо меньше. Чтобы подойти к краю, мне нужно постоять и привыкнуть. И всё равно есть это ощущение, когда «коленки подгибаются» и «душа уходит в пятки». И это нормально, это просто инстинкт, без которого нам не выжить.

А вот без туалетной бумаги выжить можно, но в походе это не шибко удобно. И, поскольку магазин остался на задворках моей памяти, пришлось в следующей деревне Сикиязтамак (это уже Челяба) просить туалетную бумагу. Трое мужиков (скорее, русских) сидели во дворе дома и курили кальян, один из них напомнил мне Б.Г. И «вещества» у них там были, это точно. «Отмотай в сортире», говорят. А как же это у меня влажных салфеток нет? Да так, отвечаю, они большей частью нетканые, микропластик от них и всё такое. И один из мужиков закивал…

Вот это денек! Проехал всего-то 27 км и еще несколько прошел пешком. Тот самый случай, когда качество не зависит от количества!

18 авг, день 9, +40 км, Айские притёсы —> Сулея

Утренняя зарядка на солнце – процедура обязательная! Умять траву, поставить солнечную панель под лучшим углом. Обычно от солнца заряжаю один из внешних аккумуляторов, а не напрямую смартфон или фотоаппарат, которые, как мне кажется, более чувствительны к «плавающей» силе тока.

А ночь прошла меж двух турбаз. До каждой 1,5-2 км, но ветер доносил гудеж с одной из них. Медведéй нет, а ночное небо яркое – ну никуда не годится. Засветка от близлежащих малых городов. Зато Луна зашла красиво.

Tramp Cloud 2 Si внутренняя палатка

Суровый челябинский йогурт «Первый вкус» «Груша-мёд-Lemongrass» отдает шампунем. А сыр творожный с зеленью («нежный сыр из свежего молока и сливок») почти не пахнет, и вкус какой-то пальмовый.

…С тропинки к пещере имени Палласа открывается живописный вид на долину реки Ай.

снова р. Ай

Пещера довольно длинная, более 300 метров, но лаз узкий, а ползать по грязи – это явно не мое. Да и в одиночку как-то страшновато. Поэтому я залез только в ближнюю «комнату» с зеленоватыми стенами.

пещера имени Палласа

Спустился к велосипеду, и тут речку Улуир стал пересекать открытый фургон – ни дать ни взять джип на сафари в Африке, набитый человечками. «Погоди раздеваться!» — крикнул мне кто-то, и я почувствовал себя дичью. Надо было зарычать на этих туриков! 🙂

Очередное место притяжения туристов и простых гуляк – Айские притёсы – отвесные скалы высотой до 100 м.

Айские притёсы

Безусловно, это впечатляет! И внешне, и внутренне. Многие миллионы лет обнажены на этих каменных слоях…

Местные энтузиасты из города Сатка соорудили среди сосен веревочный парк, а также развлечения для любителей острых ощущений – качели в пропасть и даже прыжки.

качели "в пропасть"

Не очень-то мне по душе скопления народа, и по этой причине я не стал спускаться к расположенным неподалеку «сухим водопадам». (на самом деле мне было лень)

Но чуть дальше на восток мне попался другой водопад, рукотворный. А точнее – водослив на выходе из гидротехнического туннеля измененного русла реки Каменки. Построили это дело в 1960-х годах для осушения зоны добычи бокситовой шахты Кургазак. Шахта давно заброшена, но река продолжает мчать свои воды по каналу. В сухую межень поток слабый; другое дело – весеннее половодье.

Непонятно зачем над порталом висит икона, это же искусственное сооружение… Ну и в довесок всякие ленточки, бахилы, маски и висячие замки.

близ п. Межевой

Ночь меня застала за поселком Сулея.

Сулея, горки

19 авг, день 10, +55 км, Бердяуш —> Куваши

За селом Романовка внезапно искупался и вымыл голову в реке Б.Сатка.

Хотел было завернуть радиалку на Пороги, где действовала одна из первых ГЭС в России (пуск в 1909 или 1910). Первые 2 км – асфальт, а потом трясёнка в лесу (от стоячей пыли не укроешься). А я, понимаешь, только что искупавшись. Да ну тогда нафиг…

Кстати, Порожскую ГЭС остановили в 2017 году и всех уволили. Такие дела.

Но вскоре оказалось, что асфальт обрывается и в сторону Бердяуша! Причем видно, что когда-то асфальт всё-таки лежал, но убился в крошево, и теперь дорогу тупо досыпают. Это ведь Челяба, чтоб ее! Каждые несколько минут проезжают грузовики, из-за чего пылища практически не оседает.

Потерпев километра три, я свернул на технологический проезд вдоль ЖД. По нему я и попал в Бердяуш, перекусив с видами на долину Большой Сатки.

р. Большая Сатка

Отсюда хотел было проброситься чуток на электричке, но пока отоваривался, эл-ка уехала. «И я по шпалам, опять по шпалам…»

ЖД ветка Бердяуш-Дружинино

Упс… Это неправильный путь! А вот правильный:

перегон Бердяуш-Тундуш

14 железнодорожных верст. Для разнообразия – самое оно! А самое главное, что насыпь ЖД сглаживает все окружающие горки. Тепло, едешь и не напрягаешься. Халява!

Но на ночь нужно отдалиться от шума проходящих поездов. Обмыться в речке Куваш и набрать в селе воды.

Куваши

20 авг, день 11, +48 км, Медведевка —> Златоуст

Сосняк! При высоте 400-500 м тут много чернозема и липучки-репешки. Под ногами растут красивые, но ядовитые акониты.

какой-то аконит (борец)

К березам и соснам добавились ели и лиственницы. Впереди – Златоуст. Ну-ка, ну-ка…

въезд в Златоуст с запада

Въезжал я в город с северо-запада, и первое, что увидел – облупленные дома; часть из них в ужасном состоянии, трущобы с открытыми чумазыми лестницами, стоящие напротив завода, с которого постоянно доносит металлический запах. Вдобавок попахивает и очистными…

Златоуст, Генераторная ул.

Не очень-то заботились о рабочем классе во времена КПСС… По-хорошему, вредные производства должны быть отделены от жилой застройки лесным массивом достаточной ширины. Или разнесены на несколько километров с учетом розы ветров.

ГОРОНО!!

«Чего-чего?? Какой еще розы, в натуре?!..»

В общем, когда я увидел эту «антирублевку», то поначалу решил, что весь город в таком состоянии, и был малость охреневший! Однако не всё так ужасно.

Златоуст, ул. Риты Сергеевой

Ближе к центру уже терпимо.

Златоуст, центр

Столовая же мне попалась исключительно годная! Такую вкусную солянку (суп) мне давненько не приходилось пробовать! Всё было вкусное – и салат, и гуляш.

Изюминка Златоуста – это «горные» трамваи. Про них много написано в Сети. Уклоны путей порой значительные. Вагоны я видел разные – от старых до почти современных, но новейших низкопольных (как в Москве) не заметил.

Златоуст, трамвай из старых

Противоречивый город… Паршивый воздух, хорошая вода, красивые виды. Есть чистые родники прямо в черте города. Постоянные горки. Вниз-вверх. Как тут спроектировали инженерные системы водоснабжения и водоотведения, сие загадка великая есть.

Южные кварталы (Машзавод). Бабульки зеленью торгуют. Решил я мелочь потратить, дабы не таскать. Мелочи мне не хватило, но поддержать пенсионерок хотелось, нашел я 50 р. и получил огромный такой пучок петрушки, да еще и сельдерей в подарок! Вот как мило! И даже сдачу начали искать! Да не надо, говорю 🙂

На жару сетуют, непривычна Уралу такая жара в это время…

Выезд из Златоуста на восток – это подъем по Миасскому тракту с высоты 450 до 600 м над уровнем моря. Трафик неприятный, но мне терпеть всего 4 км, и – на тропу к Александровской сопке высотой 843 м. Там и заночевать у подножия.

Как хорошо, что я набрал воду внизу! Родник у «Семибратки» чуть живой – сочится тоненькая струйка, ну а родник под склоном сопки так вообще сезонный.

Отошел я метров 200 от тропы и спрятался. А любители на сопку залезают и ночью со светилками. Главное – не оступиться и не поломать себе что-нибудь.

…Хотите – верьте, хотите – проверьте! 2 часа после заката, ночь, Таганай, конец августа, высота 700, под горой жарко, +27…+28, а внизу в Златоусте +24.

На склонах сопки – каменные осыпи (курумник), в лесу под ними и нашлась площадка под палатку. А потом я взял посох, и голышом в тапочках попрыгал по теплым камням, любуясь на Луну!

Спустя час или два из Сыростана долетело 3G и показало там +16! А у меня на 8-10 градусов теплее.

Непросто было заснуть; температура на горé так и не опустилась ниже +23…+24.

21 авг, день 12, +62 км, Сыростан —> Миасс —> Черновское

Утром к висящему на еловой ветке бурдюку с водой налетели полосатые осы – штук 7 ползали вокруг горлышка, жаждая пить. Ведь на горе воды практически нет. Зато на высоте 700 м есть чернозем!

Ну а я не торопился со сборами. Если не сейчас, то когда?..

Сначала древние камни, покрытые лишайниками. Разглядеть, ощутить при свете дня.

лишайники на камнях

А затем, разумеется, подъем на Александровскую сопку. Высота всего-то 300-400 м над лесными долинами, зато какой вид на Златоуст и Таганай!

вид с Александровской сопки на Златоуст вид с Александровской сопки. Виден очаг пожара

На вершине я был не один, а с группой молодых туристов.

на Александровской сопке

Из-за невиданной жары то тут, то там полыхали очаги лесных пожаров. По этой причине закрыли подъезды к озеру Тургояк – второму по чистоте после Байкала. Что ж, в таком случае ехать мне через Сыростан.

Александровская сопка

Село Сыростан возникло в 18 веке как почтовая станция на Сибирском тракте. Живописное место! Я не пожалел, что проехал здесь.

СыростанСыростан

Но дальше, перед Миассом, было неприятный участок, где жутко пылят грузовики карьера Тургоякского рудоуправления. Там пришлось закрыться капюшоном и маской.

А город Миасс, подгорный сосед Златоуста, меня порадовал! Вкусным разливным квасом на перекрестках – был и светлый, и темный, кисло-сладкий с фруктовым привкусом, очень хорош. Довольными кошками, а пушистые собратья в дурных местах надолго не задержатся.

Видно, что контингент тут живет другой; как-никак, предприятия «Роскосмоса» и автозавод «Урал». Трамваев нет, но есть троллейбусы.

Говорит за себя и то, что численность населения Миасса уже много лет не падает, тем временем как в Златоусте продолжается депопуляция.

Проезжая сквозь город, я пересек 55-ую параллель и устремился дальше на юг.

22 авг, день 13, +51 км, Устиново —> оз. Аушкуль

Край березового леса на небольшом холме-шихане. Устроился я просто, но со вкусом!

Да, именно со вкусом: дополнением к утренней каше стали спелые плоды кустарниковой вишни, растущей в подлеске!

Prunus fruticosa Prunus fruticosa

Чем выше на холм, тем меньше воды остается в почве. Несмотря на жару, наверху уже правит золотая осень.

А там, где влаги всё еще хватает, березы не спешат желтеть. От осени до лета мне несколько шагов!

Жизнь противоречива, но в этом походе солнце – мой лучший друг! И каждое ясное утро – это непременная зарядка на солнце.

китайская зарядка

Солнечная панель made-in-china площадью чуть больше половины листа А4 c USB-выходом уже зарекомендовала себя в моем большом велопоходе 2019 года – тогда мне удалось последние 20 дней проехать без розеток 220 ~230 V.

Получилось ли повторить подобное на этот раз? Напишу в следующих частях!

Мир вашему дому…

Дмитрий К.

Урал-2021: часть 1

˄

часть 2

˅

Урал-2021: часть 3

˅

Урал-2021: часть 4 (окончание)