Велопоход вдоль реки Ворона с заездом в музей-заповедник Рахманинова — BikeLifeForms

9 ноября 202116:05

Велопоход вдоль реки Ворона с заездом в музей-заповедник Рахманинова

Река Ворона несёт свои воды через целых три области к старинному русскому городу Борисоглебск, где впадает в более мощный, напористый Хопёр. Берега Вороны, в основном заросшие лесом, не всегда легкодоступны для велосипедистов. Тем не менее, получив вынужденный отпуск на работе по причине роста заболеваемости «модной» болезнью, мы решили оправиться прокатиться вдоль берегов этой интересной и самобытной реки.

Времени на подготовку поездки в виду форс-мажорного отпуска не было.

Поэтому под вечер вторника, ухватив пару билетов, мы выехали в сторону поселка Пачелма (Пенз. обл.), имея лишь трек @velovolk и бумажные атласы трёх областей.

Когда мы сошли на пустынной станции Пачелма, стрелки часов едва лишь перевалили за 6 утра. Неспешно собрав велосипеды, мы заехали в центр поселка, где нам удалось купить кое-что из овощей и фруктов, ну а далее пустынными асфальтовыми дорогами мы отправились в сторону верховьев реки Вороны.

С самых первых километров было видно, что местность здесь красивая, интересная и совершенно пустынная. Как только подъехали к самой реке, стало ясно, что Ворона представляет собой здесь всего лишь небольшой ручей, а мест для купания тут попросту нет. Зато в несметном количестве около реки свирепствуют слепни, оводы и прочие кусачие насекомые. Они то и выгнали нас сразу в бескрайние поля.

Но без традиционного утреннего купания после поезда не обошлось. На карте я приметил небольшой пруд, куда и мы и приехали через добрый десяток километров.

Возле пруда нашлось и отличное местечко с тенью под ветвями большого старого дуба.

Здесь мы и позавтракали и подремали, и даже пообедали, полностью восстановив силы, после раннего подъема и 50 утренних километров по жаре почти на голодные желудки.

Встали на маршрут лишь в 15:00. И поехали в сторону большого села Поим.

В селе Поим мы пополнили запасы воды и продовольствия, почти выехали, как нас едва не накрыл сильный дождь, который мы добрые 1,5 часа пережидали на конечной остановке автобуса, наблюдая за невнятной игрой сборной команды России по футболу. Наши «кумиры» на сей раз долго мучились с финнами, но все же один гол им вкатили.

Закончился футбол, закончился и дождь. А значит, можно ехать и далее. Приметив на карте в 4 км от села небольшой сосновый лесочек, направились туда. И не прогадали, найдя отличное место для ночлега.

После дождя в лесу пахло свежестью, а запах от соснового леса стал более насыщенным! Ночевка после дождя в сосновом бору стоит дорогого! Ночь прошла спокойно, а надоедливых комаров перед сном мы разогнали небольшим вечерним костерком. Утром нас догнал Сережа, приехав на место нашего ночлега прямо к завтраку.

Очень нам не хотелось покидать столь уютное местечко, но дороги всегда зовут нас только вперед.
Здесь русский дух в каждом доме и каждой деревушке. Здесь Русью пахнет.

А еще и клубникой, которой в тамбовских уездах просто невероятное количество.
Клубнику здесь продают в каждом селе. Большое ведро сначала было пересыпано в коробку из-под печенья, а затем аккуратно уложено в рюкзак.

Ну и съели мы все эти 5 кг на высоком берегу реки Ворона в чудесном сосновом бору.

Заодно и накупались вдоволь, ведь денек был жарким. Далее поехали вдоль берега реки.

Места здесь тихие, красивые и очень вольные.

Каких тут только нет лесов! И березовые рощи, и сосны, встречается также и смешанный лес, к которому мы приехали вместе с закатом.

Однако, огромное количество комаров выгнало нас в бескрайние поля, где мы и нашли великолепное продуваемое ветерком место для ночлега в посадке из тополиных деревьев.

Спалось нам здесь великолепно, а новая палатка от Big Agnes tiger wall bikepack добавила лишь уюта нашему отдыху.

Утро, сборы, завтрак, ожидание новых приключений!

Эти милые домашние животные.

Река Ворона, тихое местечко с тенью, но снова слепни, оводы и куча комаров, выгнали нас на общий пляж. Искупались, пообедали, залатали бескамерную покрышку жгутиком всего за пару минут и поехали далее вдоль реки. Но дорога вдоль Вороны оказалась слишком разбитой, поэтому решено было разбавить наше путешествие небольшим количеством ровного асфальта, заодно и продвинуться вперед по маршруту.

Ну а вот и вечер, наши тени становятся длиннее, а значит, пора искать место ночевки. И оно снова нашло нас самих в уютной тополиной посадке с мягкой подстилкой.

Если березовые перелески словно обволакивают тебя и берут в свои объятия спадающих вниз ветвей, то тополя как антенны распространяют благотворную энергию Земли. Мы снова встали с замечательным видом на запад и до самой темноты сидя у костра наблюдали долгое июньское зарево. Проснувшись утром, быстро собрали вещи, позавтракали и покинули наше место ночлега.
А спустя всего 3-4 км искупались в чистейшем пруду.

В отличии от реки Ворона, около пруда не было ни слепней, ни мошки, ни комаров. Поэтому было решено ехать чуть поодаль от главной водной артерии нашего маршрута и собрать для купания почти все имеющиеся пруды, что у нас отлично и получилось. К обеду зной все нарастал, но дороги были всегда ровными и очень скоростными.

Речка Мокрая Панда запомнилась неимоверно ледяной водой.

Полями, перелесками под жарким летним зноем ехалось немного тяжеловато.
Поэтому место для обеда мы выбрали у очередного замечательного пруда. Здесь все благоустроено арендаторами для хорошей рыбалки и тихого семейного отдыха.

Место удивительной чистоты, красоты, покоя. Тут и солнышко соседствует с тенью, скошенная трава и колонка с питьевой водой отличного качества и очень приветливая администрация. И все это в такой глуши абсолютно безвозмездно, ибо нам «просто отдохнуть, покупаться», а не рыбачить.

Тут мы постирали ходовую одежду, накупались, наплавались и очень хорошо отдохнули от пыльных дорог и летней жаркой погоды, и все сошлись во мнении, что лучше продолжать ехать подалее от реки Ворона без назойливых и свирепых насекомых и разбитых асфальтовых дорог.

Отдых, отдыхом, жара жарой, но надо двигаться по маршруту вперед. Ехать в жару по аллее из тополей особенно приятно.

Снова вольные и красивые места, ровные дороги и красивые виды на много-много километров вдаль.

Под вечер местность словно преображается. Вместо полей начинается дикая степь.

Ночевку на сей раз мы находим среди девяти берез.

Такие тихие, долгие, светлые вечера запоминаются на всю зиму. Здесь в поле откуда ни возьмись на мягкой, как персидский ковер, траве выросли эти русские деревья, а мы нашли здесь приют на короткую теплую летнюю ночь.

Здесь ни ветерка перед закатом, ни звука, такая тишина.

Зарево на северо-западе.

А вот уже и ночь, и звезды в нашем лагере.

Я долго вместе с ребятами лежал на мягкой траве, вкушал аромат июньского разнотравья, отхлебывая из титановой кружки терпкий иван-чай. Небосвод был украшен несметным количеством звезд, а быстрые спутники бороздили бескрайние просторы космоса. Космическое место для ночлега сегодня у нас, подумал я и отправился спать. А через 7 часов настало утро.

С его сытным, вкусным и аппетитным завтраком.

Традиционные сборы, ветерок в поле и начало зноя.

Как же не хочется покидать наш гостеприимный ковер из травы.

Прощайте наши 9 берез! Быть может мы когда-нибудь еще с вами увидимся.

Несмотря на весьма ранний выезд, летнее солнышко уже начинало припекать, и мы выехали на разбитый асфальт, и заехали в магазин.

Потом добрались до села Ивановка, в котором находится музей-заповедник великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

На территории усадьбы имеется множество тропинок, дорожек, аллей, пересекающих её в разных направлениях. В самых неожиданных местах расположены беседки и всевозможные элементы вписанного в природу садового дизайна.

Невероятно, что несколько назад в доме музыки в Москве я был на концерте его музыки, океанское дыхание которой покорило мое сердце, и теперь вот я могу побывать в том месте, где С.В. Рахманинов написал практически все свои самые известные произведения. Все постройки в усадьбе восстановлены в 70-80-е годы XX века. Усадебный дом отстроили по воспоминаниям современников.

Частично удалось и сохранить интерьер внутри усадьбы. Несмотря на то, что личных вещей семьи Рахманиновых после революции практически не осталось.

На посещение экскурсии и прогулке по музею-заповеднику у нас ушло почти 2 часа. После чего мы поехали совместить обед и водные процедуры на барский пруд, который находится совсем неподалеку. В отличии от прекрасной музыки, которая звучала для нас в музее-заповеднике, здесь нашему слуху предстали напевы дешевого русского рока и попсы.

После обеда мы устремили наши велосипеды в сторону Воронежской области, куда вел асфальт весьма неплохого качества, что оказалось весьма редким явлением для дорог Тамбовской области.

Через пару часов, свернув с асфальтовой дороги, перед нами предстал очередной пруд, в котором мы, конечно же, снова искупались.

После купания перекусили и поперли красивой полевой дорогой.

И приехали в весьма крупное село Павлодар, в котором также находится отличный для купания пруд.

Купаться в 3 раз за день мы не стали, так как уже вечерело, а проехали по центральной улице села.

Набрали высоты, и оказались на оперативном просторе.

Пожалуй, это был один из лучших вечеров велосезона 2021 года. Ни ветерка, ни пылинки в воздухе, полный покой и тишина.

А какой был закат!

Место ночевки мы нашли в небольшой березовой роще, раскинувшейся по краю оврага, из которого с наступлением сумерек повеяло долгожданной прохладой. Как только мы улеглись спать, к палатке Сережи подошла лиса, которую он от неожиданности вспугнул громким возгласом. Спалось нам среди берез очень хорошо, а утро встретило нас отличной погодой.

Ну а далее покатушка последнего дня похода понесла нас по бескрайним полям и степям, по границам Воронежских и Тамбовских уездов.

Обеденный зной мы снова коротали на пруду.

А после того, как жара немного спала, дорога повела нас в Борисоглебск, где у нас перед вечерним поездом была запланирована встреча с мото-друзьями Михой и Саньком из Воронежа.

Ребята для встречи с нами проделали большой путь.

Отдыхали на реке не только мы, но и их надежная японская техника.

Сварили чай на горелке, искупались, обсудили планы предстоящих путешествий. Очень уж хорошо отдыхать на Хопре!

Простились с парнями, которые поехали далее искать более спокойное место ночлега на реке Хопер и оказались в городе Борисоглебск, который приятно поразил нас своей чистотой и ухоженностью.

До поезда еще было чуть менее пары часов, поэтому его ожидание мы скоротали в неплохом кафе.

Ну а после вечерней трапезы поехали на вокзал, где загрузились спокойно в фирменный волгоградский поезд 002, приняли в вагоне душ и, отлично выспавшись, добрались до родной Москвы.

Подведя итоги нашего небольшого велопутешествия, хочется сказать, что данная поездка отлично подойдет для жаркого знойного лета, ибо маршрут изобилует многочисленными прудами для купания. Можно держаться и ближе к главной водной артерии веломаршрута — реки Ворона. Но стоит отметить, что берега ее часто заросшие, и в жаркую летнюю погоду кишат различными насекомыми, от которых вас не спасет ни один репеллент. Заброска и выброска так же очень удобны и занимают всего ночь в поезде как в одну, так и в другую сторону.