Велопоход вдоль реки Битюг или от Мордово до Белогорья — BikeLifeForms
 
4 июня 202113:52

Велопоход вдоль реки Битюг или от Мордово до Белогорья

В конце мая 2021 года я решил устроить традиционную поездку под названием «соловьиные трели». Нежданно-негаданно вместо двух свободных дней у меня образовалось свободными все 4! А посему решено было провести все эти дни в седле велосипеда вдали от дома. После большого весеннего путешествия по Калмыкии, поехать решил один. Формат соло мне в целом очень нравится и импонирует. Это полная свобода, духа, разума и всех чувств.

Не нужно никого ждать, догонять, общаться, а едешь себе в своем темпе и полностью отключаешься от насущных дел и слушаешь соловьев.

Изучив прогнозы погоды решил частично повторить и улучшить трек поездки на реку Битюг. Пятничный Волгоградский поезд был забит до отказа, и мне с боем удалось отвоевать место под свой старый американский велосипед Canonndale 2003 года с 26 колесами. Про то, как это было, можно написать отдельный рассказ! Мой товарищ Саша Будников, сидя у меня дома на кухне, уверял меня, что 26 колеса совсем не катят, не едут по пескам и черноземам, поэтому мне захотелось развеять для него этот миф.

 
Для поездки я выбрал один своих самых первых велосипедов, рама которого сделана вручную в США вначале нулевых годов. Кто катается уже более 20 лет, помнит эти легендарные рамы, а так же рамы Kona, Trek, Gary Fischer, Klein, Specialized, SCOTT тех замечательных годов, когда велостроение переживало свои наилучшие времена.
Рано утром поселок Мордово встретил меня отличной погодой, а запах от цветущих робиний казался невероятно пьянящим.
Позавтракал я тепличной местной очень вкусной клубникой.
И отправился в путь в сторону реки Битюг, куда меня повела пустая от машин асфальтовая дорога. По пути пообщался с местными дачниками в селе Матреновка, которые даже пригласили меня в дом на чай. Мило пообщались, обменялись телефонами, и я поехал купаться на речку. Несмотря на самый конец мая, вода в Битюге уже прогрелась.
Далее меня ждало большое село Щучье, в котором начинаются многие платные байдарочные походы выходного дня. От Щучьего начинается целая сеть грунтовых дорог вдоль реки. Какие-то из них ведут правым берегом, другие левым, некоторые петляют по лесам, а самая накатанная идет по полю сверху. Я же выбрал ту, которая была как можно ближе к речке.
День был очень жарким, в то время как в Москве было всего +10, и шел небольшой дождь. Ближе к обеду усталость дала о себе знать, и я заварил себе сублиматы, которые с недавних пор стал готовить дома сам. Дело, конечно, затратное по времени, но потратив всего один день, еды можно наготовить на целый сезон летне-осенних велопутешествий, а далее, как говорится, просто добавь воды.
Здесь вдоль Битюга все такое зелёное, яркие краски начала лета, тополиный пух, поют соловьи и кукушки, как в песне Цоя.
Немного поспав после обеда, я продолжил свой путь берегами этой очень чистой реки.
Каждые 200-300 метров мне открывался отличный вид на Битюг.
Я сказал себе, что буду ехать до тех пор пока в голове не останется ни одной мысли.
Так оно вышло, правда после литра отменного по вкусу Аннинского пива, которое мне посоветовал местный житель, работник сельхозхолдинга. В подобных выездах я очень люблю общаться с новыми людьми и узнавать их жизнь, быт, чаяния и стремления. Приятно видеть, что жизнь людей после разрухи 90-х годов налаживается, строятся новые дороги, благоустраиваются парки, все поля засеяны и запаханы. ПГТ Анна оставил очень приятное впечатление.А далее дорога повела меня пойменными лесами вдоль речки, где количество кровососущих гадов невероятно зашкаливало. Мигом пролетел этот участок и оказался на берегах реки Тойда. Где, набрав воды, прицепил бурдюк на руль и поехал на место ночевки, где мы уже были с Денисом в 2016 году. Тогда мы добрались сюда лишь на второй вечер. А я осилил наши пару дней одним днем. И кто бы говорил после этого, что 26 колеса не катят…
Палатку ставил уже в сумерках. Где-то высоко гудел самолёт. Мне очень нравится звук далекого мотора… Может мой приятель сидит за штурвалом и смотрит на облака сверху, а я снизу… Под вечер натянуло тучи, и завтра вероятно будет дождь, подумал я, так что на следующий день у меня два варианта — либо пески Хренового бора, либо асфальт. За день вышло 118 км.
Дождь не заставил себя ждать и, как я только я лег, полил мощно, напористо и красиво. Старая и добрая палатка MSR, купленная еще в далеком 2007 году, в отличие от некоторых ее китайских «аналогов» отлично выдержала все непогодные испытания, и утро встретило меня уже хорошей погодой.
По грунтовке мимо меня всего в 3 метрах проехала машина охраны полевых угодий.
Но вот что значит маскировка, и мой лагерь не заметили или не захотели замечать.
Утром традиционный завтрак. Каша, пара конфет, сухофрукты.
Ну а далее полный вперед. Всего 9 часов утра, а я уже готов к выезду.
Но по липким черноземам далеко особо не уедешь.
Немного намотало, но до асфальта Старой Чиглы добрался без потерь.
На стремительном спуске куски черной почвы летели от колес в разные стороны. Досталось и местному жителю, в чью сторону улетела довольно внушительная черная ошметка липкой земли. Он беззлобно обложил меня матюгами. Я же, пополнив запасы воды, отправился снова на Битюг для придания своему телу водных процедур. В Москве я 4-5 раз в неделю хожу в бассейн и плаваю 3-4 км за каждую тренировку, но дикие речки средней полосы России — это совсем другое удовольствие.
На пляже пообщался с местными парнями. Поговорили мы с ними и за Сашу Попова, известного в этом селе эндуриста-мотопутешественника, чьи замечательные отчеты я очень люблю читать в интернете.
Тепло попрощавшись с парнями, я поехал вдоль реки далее в поисках мостика на другой берег.
Мост еле живой, покосился родимый, но еще держится, пересек по нему реку и попер заливными лугами в сторону Хренового.
С разных сторон гремело, сверкало, день был жаркий и немного душный, но от палящего зноя меня скрыли сосновые деревья Хреновского бора.
Песочек здесь после дождика был укатан, и ехалось на резине 2.1 более менее нормально. А запах хвойного леса доставлял массу приятных эмоций!
Но вот незадача, комары! Эти сволочи расслабиться в полной мере мне не дали, и выгнали меня из леса в поля. По полевым дорогам дело пошло куда быстрее.
Главное не попасть под грозу, которая гремит и щекочет мои нервы со всех сторон, и сделает здешние дороги совершенно непроезжими.
До конезавода в Хреновом пролетел на одном дыхании. Неспешно поездил по поселку — проникся былым величием и русскими традициями коневодства. Хреновской бор и конезавод — места очень атмосферные, так что всем от души рекомендую здесь побывать.
Далее поехал вновь асфальтовой дорогой вдоль Битюга. Дождь здесь прошел, так и не дождавшись моего появления, что в общем-то хорошо!
В полях делать нечего, так что поехал по твердому.
К 19:30 добрался до поселка Нижний Кисляй, где, набрав воды, поехал на ночевку в долину одноименной речки, а здесь и дождик подоспел! Небольшой, теплый, весенний!
Вместе с дождичком забрался я на холм и нашел место с красивым видом на всю округу.
Дождик потрещал минут 15 и сдулся, а я довольный начал ставить палатку. Место для ночлега сегодня у меня отменное.
Разжег костер, сварил кашу, заварил чай и стал размышлять об увиденном за эти пару дней.
Две цивилизации в столкновении. Городская, шумная, массовая и природная, дикая, деревенская, сельская.. Дети разных матерей. Коренные жители глубинки, все ещё наследующие знания предков и различные учёные с высшим образованием. Сопоставимы ли фигуры? Равны ли по своей значимости? Ну, чем Вам ни два ферзя на шахматной доске. Один к одному. Один против другого. Поединок? Противостояние? Кто над кем? За день вышло 93 км, основные дожди обошли стороной. Эх, хорошо все-таки одному вот так вот подалее уехать от всех дел из шумной Москвы.
 
Утро встретило меня пасмурной погодой. Похолодало, но вид с места лагеря грел душу.
Неспешно собрался и поехал в сторону реки Дон на Белогорье.
Конечно, после дождя немного намотало.
Так что снова асфальтами, а по ним до Дона рукой подать.
В Белогорье не был ровно с рождения дочери, а Саше уже 6 лет. За это время щупальца РПЦ добрались и сюда. Теперь все огорожено, и ведется строительство, но пещерный храм по-прежнему бесподобен.
А далее попер берегом Дона, с его буераками, оврагами и красивыми видами.
Иногда шальная голова не дает ногам покоя, но слава Богу ума хватило не лезть на этот очередной меловой холм.

А вместо этого поехать хорошими дорогами чуть подалее от реки.
Я давно заметил, что социум, город, различные спортивные организации, велошколы, люди в интернет-форумах и соцсетях проводят огромное количество массовых мероприятий. Многие тратят кучу времени на пустые разговоры и треп в интернете, вместо того чтобы проводить это время на природе или со свими родными. В этом есть некоторый сакральный смысл увести человека от своего Я, своей личности, смешать индивида с массой других людей и получить тем самым определенный контроль над личностью человека. Ощущения от соло-поездки совсем иные… Разум начинает работать очень остро; я вспоминал различные истории и моменты из жизни, детства, юности, которые давно забыл. Острее чувствуется каждая песчинка, каждая излучина, реки. Я будто бы слился воедино с рельефом местности.
Именно так и можно обрести себя, полный покой разума и души. Здесь на Дону все чувствуется острее, тоньше и глубже. Это великие места силы, намоленные сотни лет отшельниками.
Вечером на костер приехал Миха из Воронежа.
Он втащил на своем «эндуро» более 220 км для одной лишь встречи со мной… Старый друг лучше новых двух, и с Михой это чувствуется очень хорошо. Интересно все-таки устроены люди, с одним человеком встретишься всего разок, поймаешь невидимую нить, и вы друзья на всю жизнь, а других уже совсем и не помнишь, с кем ездил, где бывал, о чем говорили, как зовут..
Костер освещает берёзовую рощу, внизу течет Дон, рядом нежилая деревня Русская Буйловка, а мы с Михой обсуждаем идеи и планы предстоящих мотоциклетных и велосипедных походов.
Мы не виделись с Михой добрых пару лет, поэтому спать легли весьма поздно — столько много всего нам было обсудить.
Все хорошо в моем велосипеде, сказал я Михе, но шатуны XT только с неважным q-фактором, а так ездить можно. И правда, после q-фактора 157 на shimano xtr 9000, шатуны xt оставляют очень непривычное и неудобное впечатление от езды, так что придется раскошелиться, не продавать свой же первый велосипед?
Тепло простившись с другом утром, я продолжил свой путь берегами реки Дон.
Дорога причудливо петляла оврагами, то уводя в леса, то терялась в цветущих лугах самого начала лета.
Участок от Белогорья до Кувшина я давно мечтал посетить, и вот наконец-то мне удалось проехать и пройти пешком эти тихие и очень мощные по своей энергетике места.
Это не Дивногорье, не Сторожевое, не Карабут. Здесь и дорог-то совсем нет.
В селе Кувшин я набрал воды и поехал полями и буераками в сторону Россоши, где меня ждал Денис.
Погода была пасмурной, небо серое и очень далекое, вокруг цвело множество робиний, запах от которых распространялся на всю округу.
Сложно передать словами, фотографиями, видео всю гамму эмоций, которую ты чувствуешь в этих бескрайних полях, меловых косогорах и курганах.
В Россоши заехал к Денису, он как всегда очень тепло принял меня. Ну а вечером меня ждал поезд на Москву. Новый вагон, ума не приложу, как ездить в таких вагонах на верхних местах, ибо достаточно короткий по базе велосипед туда никак не ложится. Но потом-то я вспомнил, что место у меня нижнее, и проблема решилась сама собой.
До самой Москвы ехал совершенно один во всем вагоне в поезде Адлер-Москва, вспоминая краски пусть и короткого, но весьма насыщенного своего соло-путешествия.
За 4 дня пройдено 350 км, по причине сильных локальных дождей пришлось немного изменить нитку путешествия и неожиданно оказаться в Россоши, а не в Лисках. Грозы в своей массе обошли меня стороной, велосипед 26″, как ни странно, все еще катит, а от поездки осталось прекрасное послевкусие, впредь буду гораздо чаще выбираться подобным образом в одно лицо.
К сожалению, трек данной поездки по странным причинам не сохранился в навигаторе. Поэтому вместо трека распишу по населенным пунктам:
 
Мордово — Шмаровка — Матреновка — Щучье — Борщево — Мосоловка — Анна — Тойда — Старая Чигла — Хреновое — Мечетка — Нижний Кисляй — Ерышевка — Березки — Белогорье — Кувшин — Саприно — Киев — Россошь.

remont_velosipedov

Комментарии

  1. Pomidor:

    Отличный рассказ, спасибо большое!И размышления правильные. Когда я стал кататься один, ощущения совсем иные стали, не колхозные! Все иначе воспринимается и сам ты, и жизнь, и мир и люди вокруг тебя.
    Ку-фактор легко подгоняется велосипедом сигл-спид и кареткой под квадрат. Но не все умеют и могут ездить на сингле, вот в чем вопрос. Помниться ехали как-то мы от Липецка до Воронежа пару дней и попали в дождик, колеса заклинило, но все переживание сняло холодное разливное. Если же черноземье дожди можешь смело набрать с собой побольше репеллентов и заменить на Нижегородскую с Марий Эл. Это тебе, Володя не Хреновской бор будет…

  2. Саныч:

    Володя, спасибо что дал ссылку на веломании, а то забываю на ваш с Димой сайт заходить! Мне всегда нравилось читать твои отчеты-рассказы! В этом жанре вы с Димой Ховриным наряду ещё с 2-3 чёлами лучшие в своем жанре! Кроме вас мало кто так хорошо сейчас пишет и передаёт атмосферу увиденного! Постарайтесь летом не попадать, а радовать нас интересными маршрутами и новыми идеями для путешествий. В прошлом году я повторил поход Димы вдоль Калитвы. Места обалденные, весной ездил по твоему маршруту вдоль Волги. Все бы хорошо, но дождики замочили. Этим летом собираемся вдоль Медведицы катнуть, хотя после этого рассказа очень и на Битюг захотелось!

    1. Владимир Кулигин:

      Спасибо большое Саша! Очень приятно, что ты в числе тех, кто ездит по нашим с Димой маршрутам. Для этого мы их и пишем так подробно. Трек постараюсь нарисовать подробно от руки и выложить сюда. Там все просто едится, единственное, что очень много ковырялова вдоль Дона вышло, но по-другому берегом реки там никак.

  3. Тимофей:

    Душевно написано, Володя. И вместе с тем доступным, простым языком. После этого отчета мне, как и Санычу, захотелось на Битюг. Особенно в вело-рыболовный поход!

  4. Тимофей:

    Отличные фотографии, Володя. Некоторые можно отнести просто к шедеврам!

    1. Владимир Кулигин:

      Спасибо, Тимофей за отзыв. Сейчас я планирую плавающие отпуска, плавающие для того чтобы попасть в погоду. В твои края мы обязательно приедем в этом году и продолжим исследования твоих очень колоритных и интересных мест!

  5. Роман 58:

    Как всегда — просто супер. Жаль, что у меня сейчас пока что нет времени на велосипед вообще.

  6. КарбонБосс:

    Помидор, в вашей черноземной Вакханалии вдоль реки Воронеж я участия не принимал, но отзывы товарищей помню. Зато знатно мы с тобой в Марийке ковврялись, до места предпоследней ночёвки вашей я так и не доехал. Увяз в песках и был скушан слепнями, а ты на своих 3.0 везде пер напролом, правда неудивительно, что с такими зазорами, как у тебя чернозем все быстро забивает. На веломании, на месте Вовы я бы ничего не постил, тамошняя аудитория стала слишком далека от той, что была раньше и все больше деградирует. Все аксакалы навсегда покинули эту смрадную площадку, что в общем-то и следовало ожидать.

    1. Владимир Кулигин:

      Босс, аудитория такая, как и наш срез общества. Но интересного для меня очень мало. Последний раз заходил про просьбе Велокрона написать отзыв, ну и заодно по Завидово, где я в курсе всех дел, так как имею пропуск отписался. А так да согласен, что отчетов хороших единицы, много флейма, флуда, саморекламы, выпендрежа, травли хороших людей (В.Г. например, просто вопиющий случай) и прочих не относящихся к веложизни тем.
      Но веломании я благодарен, за то, что именно там я нашел друзей по увлечению, познакомился с хорошими людьми, с которыми прекрасно общаюсь в жизни и катаюсь на велосипедах. Для остальных мне дела нет совсем. Я живу своей жизнью и следую своим целям. Захожу туда один раз в 2-3 месяца поделиться с товарищами пройденными маршрутами и посмотреть 2-3 темы из раздела туризм, которые мне реально интересны не более того. А так все что происходит в плане вело вне числа моих близких не вызывает эмоций и интереса вообще.

  7. Сибур:

    Да, верно Владимир вы написали про некогда неплохой велосипедный форум. Чего-то деятельного, обстоятельного там совсем мало. Но именно на там я и нашел ваш замечательный с Димой блог, а потом у нас оказался общий знакомый Андрей Писаренко, которому вы собирали карбоновые колеса и красили детский велосипед. Так что мир тесен. Мне признаться, приятно посмотреть ваши фотографии, отчеты, какие-то технические интересные статьи. А все большие форумы в нашей стране, увы представляют одно и тоже. Дерзайте, пишите не пропадайте, делайте хорошо вашу работу, а читатели вас сами найдут. Таких качественных, интересных, увлекательный отчетов о поездках очень мало где можно прочитать, я всегда с нетерпением жду новых материалов от вас и Димы Ховрина.

    1. Владимир Кулигин:

      Да, удивительно мир тесен! Спасибо вам огромное за теплые слова. Будем стараться и больше работать в межсезонье над нашим сайтом.

  8. Дима Красавин:

    Душевно

  9. Про двух ферзей. Считаю, что ученый несравнимо выше стоит, чем селянин. Даже механизатор, вроде как кормящий ученых. Наука, культура, все, что оставляет после нас полезную информацию для потомков, вот это верхушка цивилизации. В США 4% людей могут прокормить всю страну, у нас этот % побольше, но суть та же — сельхоз и топливо делают нашу жизнь беззаботной относительно древних времен. Поэтому есть время для занятий наукой. Иначе бы пришлось всю жизнь почти тратить на добычу еды, одежды, крова. Как-то так вот. Так что ферзь и пешка, ну, или кто там после пешки?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост