Поволжье и Урал ‘2017. Часть 8. Башкирия южная — BikeLifeForms

23 января 201823:08

Поволжье и Урал ‘2017. Часть 8. Башкирия южная

День 18. Мелеуз [день первый ТУТ]

Везёт же мне с дождями! Снова тучи ходят мимо, погоняемые сильным ветром, и на шоссе я выезжаю посуху. А поднявшись на холм, наблюдаю, как мою лесополосу накрывает ливень. Очень скоро серая пелена настигает и меня, заставив надеть нейлоновый дождевик «Зубр». Но длится это атмосферное явление недолго.

Моё знакомство с уездным городом Мелеуз (Мәләүез) начинается видом с моста на зернохранилище. Вдруг проходящий мимо мужик говорит мне: «сфотографировал – в Интернет выложи! а потом – продай!» Любят же здесь торговать! =)

Следующая остановка – ЖД станция Мелеуз. Вокзал некрасив, а площадь пуста: 2 пары поездов в сутки – вот и всё пассажирское движение. Зато в доме напротив (32-й мкрн, 31) есть кафе-ресторан, где я отобедал всего за 260 р.! Цены – как в столовой, но это именно ресторан, с форменными официантами, ламинированным меню, мягкими диванами, крытыми летними столиками и милейшим кошаком. =) Полная тарелка солянки – 70 р., винегрет 30р., рис 20 р., мясо 65 р., пол-литра пива «Нугуш» 60 р. И фирменный хлеб с цельными зёрнами в плетёной корзиночке!

Сижу наедине с котом и вкушаю…

Мяулеуз 02rus =)

Но идиллию нарушает мужик, заказавший пиво. Он принялся приблатнённо базарить по мобиле с корешем. А вслед за ним на советском веле подкатывает дед за зелёным чаем, попутно интересуясь моим титановым изделием. Этот старпер оказывается славянским националистом советского разлива, повёрнутым на масонах и прочих «Ротшилдах»! Москвичи для него – ненавистные предатели, так как во время ВОВ «от вас ни одного маршала не было». Тут к разговору подключается первый чел, и желание быстрее свалить овладевает мной всё больше и больше…

«Слушай, братан, мне муха в пиво попала! можно, я вылью остатки на газон?» – официанту ничего не остаётся, как удовлетворить эту дерзкую просьбу.

Проклиная москвичей, дед удаляется на своём пепелаце. А «братан», хоть и не любит кошек, но желает мне удачной дороги.

Мелеуз

А еще сегодня день ВДВ или как их там – которые гарцуют по улицам со своим торчащим флагом, изображающим парашУт, сигналят и вопят, что они круче всех.

За Мелеузом временно ухожу с шоссе, где меня то и дело пытается сдуть крепкий боковой ветер. И правильно делаю! Сначала дорога ведёт вверх через гряду холмиков-пупырышков – нечто подобное я видел у Волги южнее Саратова. А за грядой – широкая долина.

В деревне Кизрай, что под Кленовой горой, меня дружественно окликнул русский пастух. «За овцами вот слежу! Чтоб не убежали никуда».

Кизрай

Остаток вечера кручу по шоссе. Движение здесь уже несильное, но басурмане носятся как угорелые!

Приближаются Уральские горы – очень древние, поэтому довольно низкие и пологие – десятки миллионов лет энтропия делает своё дело. Вулканизма здесь давно уже нет, а отметки высот не превышают 1900 м (на Южном Урале – 1640 м).

Считается, что название «Урал» восходит к башкирскому эпосу. И то, что моё первое свидание с этими горами проходит на башкирской земле, в чем-то символично!

Леса на западных склонах формируют причудливые полосы, пятна и фигуры, словно природные геоглифы.

У подножия горок начинается территория нац. парка Башкирия. А через 2 км – поворот к полигону ТБО! Свалка мусора внутри ООПТ – в этой стране и такое возможно…

На том же повороте красуется табличка, что для посещения парка следует получить разрешение!

Впрочем, я пока не планирую съезжать с дорог общего пользования. Впереди – село Нугуш при водохранилище на одноимённой реке. Здесь-то и находится контора парка. Но мне нужен кемпинг, чтобы легально поставить палатку, а заодно принять душ и зарядить устройства.

Место, понятно дело, туристичное: несмотря на будний день, на берегу рукотворного водоёма шумят тусовки.

На соседней улице есть турбаза «Забота», где и ставлю палатку за 400 р. На первый взгляд – дороговато, но я пользуюсь розетками, душем и кухней в добротно отделанном доме, проживание в котором обойдётся раз в 6 дороже.

Меня приглашают к столу молодые казахи – люди простые, но в целом позитивные. Разливное казахстанское Holsten как-то не впечатлило, а вот дыню я отведал с удовольствием!

Двое супругов с детьми приехали на отдых из Уральска, за 500 км отсюда. Нугуш – ближайшее к ним пресное «озеро». Они едят очень много мяса, чуть ли не трижды в день – и на ночь, и с утра. По-русски говорят без акцента. Парень рассказал, как его за китайца в Беларуси приняли, а потом удивились, что он по-русски разговаривает.

Вот только на ночь глядя они врубили неприятный музон. Однако сделали потише, когда я полез спать.

2 авг, +76 км (11-19:30), Романовка ~ МЕЛЕУЗ ~ Кизрай ~ Нугуш, итого 1632 км.

День 19. Нугуш и Мраково

Утром захожу на кухню, а чайник уже кипит – кто-то поставил и забыл? А вот выспаться не удалось: палатка не защищена от солнца, и в 6:30 подъём поневоле.

По берегу вдхр-ща разбросано немало мусора… Когда же наш народ отучится гадить? Но я всё-таки нахожу ракурс, чтобы оно в кадр не попало.

Нугушское вдхр.

На одной из улиц Нугуша я впервые за 19 дней вижу велотуристов – двух парней из Уфы (Өфө). Мы едем вместе до Юмагузинского вдхр., после чего наши пути расходятся: парни хотят «огрести» по асфальту вплоть до границы Казахстана – получить дозу жары и степей, а я еду грунтами на Мраково. «По титькам», как они выразились. Вверх-вниз, вверх-вниз.

Юмагузинский гидроузел IVVI

Первая «титька» была хороша – одно из красивейших мест на моём пути!

На этом нац. парк для меня закончился; следующие долины уже попроще, но всё равно красивы.

На одном из подъёмов слегка закружилась голова – наверно, из-за проклятого недосыпа…

В живописном и благоустроенном селе Мраково я закупаюсь и купаюсь под мостом в мелкой, но чистой реке Ик.

Не дотянув до ущелья Мурадым всего 3 км, встаю в стороне от дороги на краю лесистого оврага у просеки нефтепровода. Тут ползают клещи, зато нет тусни и музона – можно выспаться! Нафиг эти кЭмпинги…

3 авг (чт), +82 км (10-20), Нугуш ~ Нижнебиккузино ~ Тулебаево ~ МРАКОВО ~ Салтыки, итого 1714 км.

День 20. Кананикольское

Ночевал я под старой берёзой – понравилась мне она. А рядом – старая сосна, и даже лиственница в естественных условиях обитания!

…Мурадымовское ущелье – это природный парк с пещерами. Вход 90 р. – и можно ставить палатку, пользовать столики и лавочки. Пещеры оплачиваются отдельно, но без экскурсии толку будет немного. Вернуться бы сюда с компанией и зависнуть дня на два…

Мурадым

А сейчас полдень, и скалы в какой-то дымке-мурадымке – не фотогенично это… Более того, по прогнозам завтра может ливануть, так что надо срочно переваливать Урал на восток.

Купив при входе в парк чай с травяным сбором «Дыхание гор» и послушав песнопения из мечети, я лезу на плоскогорье высотой 500-600 м. Большак недавно ровняли Grader-ом, да и ветер – мой помощник. Лишь бы пёстрые тучки не заплакали…

В западной части плоскогорья растут широколиственные леса с примесью лиственниц. Надо же – лиственницы и дубы! Невиданное мной доселе сочетание.

И на этом заканчивается пояс широколиственных лесов, что тянется от Испании и Ирландии через всю Европу. Чем дальше на восток, тем больше становится сосен, и на одном из перевальчиков я ощутил незримую границу между западным и восточным Уралом – леса окончательно сменились на сосново-берёзовые.

А еще появились стрекозы, которые громко трещат, словно гремучие змеи.

В очередной раз поражаюсь, как же мне везёт с погодой! И что начни я поездку на день-два раньше, всё обернулось бы не так.

село Побоище

Цепочка русских сёл, затерявшихся в этой лесной глуши, делится надвое границей районов, где нет «улучшенной» дороги – вместо неё ухабистая колейность с частыми лужами. Но я сумел пройти эти несколько километров, не замочив колёса. А после дождей я бы тут застрял…

Съезжаю я с холма, и лес расступается, открывая передо мной самое крупное русское село в «цепочке» – Кананикольское (на реке Кана). Оно так разительно отличается от остальных, что на мгновение приходит чувство, будто время здесь остановилось два века назад! (конечно, если не брать во внимание ЛЭП)

Очень атмосферное место! Чем-то напоминает Карелию или Русский Север. Именно перед этим селом изменились леса. И живут тут, прежде всего, лесозаготовками. А какой сосновый дух стоит!..

Кананикольское Кананикольское

Купить хлеб удаётся со второго раза – завоз не каждый день! Продавщица советует остерегаться медведей и волков – забыл я про них совсем. Буду держать свисток наготове – предстоит 40 км без единой деревни.

И правда: большак впереди настолько глухой, что за два часа мне встречается всего одна машина, водитель которой аж заулыбался такой редкой встрече! А я в наушниках слушаю Christophe Goze и не хочу отвлекаться, ибо всё-таки спешу.

Перед закатом у истока реки Кана я проезжаю высшую точку хребта – около 730 м, а через несколько верст плавного спуска леса остаются позади, уступив полям и рощам широкую сухую межгорную долину.

Я сделал это! Успел до темноты! Вот что значит попутный ветер и хороший тонус!

3 км асфальта, примерно столько же – перелаз с лужами, а остальное – хороший большак, изредка каменистый.

А вот с привалом – промахнулся, но об этом позже…

4 авг, +105 км (10:30-19:30), Мурадым ~ Побоище ~ Кананикольск(ое, -ий) ~ Верхнеяикбаево, итого 1819 км.