Сибирь 2018. Часть 3: восток Алтая и Кузбасс — BikeLifeForms
 
31 января 201918:18

Сибирь 2018. Часть 3: восток Алтая и Кузбасс

Солнечное утро в сосновом бору после дождя… Что может быть свежее и проникновеннее? И бор-то не простой, а реликтовый. Так и хочется представить, а что же было на этом месте десять тысяч лет назад…

Но если не присматриваться и не принюхиваться, то попробуй-отличи от каких-нибудь мещерских урочищ! Ан нет, есть в этих стройных и величавых деревьях что-то свое, южно-сибирское.

 

(это продолжение рассказа. Начало — тут)

 

в Касмалинском ленточном бору в Касмалинском ленточном бору

 

Как бы мне ни хотелось остаться еще и еще на минутку, но расписание зовет: пригородный поезд должен доставить меня сегодня в Барнаул. Эти 100 км я бы проехал своим ходом, но время поджимает и в общем, и в частности. С погодой тоже не ясно. И еще одна-две мелочи. Ну и ладно; как-никак, мне нравится ездить не только на велосипеде, но и на поездах! К тому же, не ставил я себе цель преодолеть весь путь в седле.

 

не только ромашки

 

А если приоткрыть «завесу тайны», то Дима из Омска с другом решили прокатиться на велах к самой мощной ГЭС (и самой высокой плотине) в РФ, дней так на 6 или 7. Отчасти нам по пути, и мы прикинули, что можем встретиться на краю Кемеровской области. Парни взяли билеты на поезд, и мне теперь не отвертеться!

 

цикорий

 

…В качестве пригородного поезда на линии «Ребриха-Барнаул» используется «тапок» ТЭП70 с тремя советскими сидячими вагонами, что весьма расточительно по затратам ресурсов и, разумеется, убыточно. Ситуацию могло бы улучшить внедрение намного более экономичных дизель-поездов или «рельсовых автобусов», но кто знает, что на уме у РЖД? Вероятно, когда-нибудь такой тип перевозок останется лишь в крупных агломерациях, а в остальном будет вытеснен автомобильным транспортом…

Но с учетом состояния автодорог в регионах произойдет это не скоро. Наверняка многие предпочтут приурочить свою поездку в большой город ко времени прибытия поезда, который движется плавно и спокойно, нежели трястись по колдобинам в старой маршрутке или тесных «Жигулях» соседского дяди Васи.

 

А для кого-то, в том числе и для меня, железная дорога является частью некой романтики путешествия, не сравнимой с ездой на автомобиле. Особенно такие «захолустные» однопутные линии!

Разъезд Дальний, однако, имеет 2 пути – на то он и разъезд. Рядом играет ребятня, которую, конечно же, заинтересовал мой байк. В ожидании поезда я прокатился с одним из них до свеклопункта и обратно. Мальчику нравится оружие, хочет стать военным. Что ж, надеюсь, ему не придется стрелять в людей! Одно дело – защита от диких животных, а другое… Я постарался объяснить ему это, и у меня даже что-то получилось. Выбор за ним, расти еще долго…

 

ТЭП70БС-186. Дети почему-то называют поезд "пряха"

 

За проезд 95 км я заплатил всего 120 рублей, причем за велосипед кондуктор не взяла.

На одной из остановок в вагон заходит плотная женщина с большой сумкой и садится в соседнем ряду; один за другим к ней подходят пассажиры, покупая молоко, творог и сметану. 300 г творога за 50 руб. – надо брать! Молоко 30 руб./л, а вот сметана относительно дорогая – 100 руб. за 500 г. Видимо, промышленное производство сметаны сильно дешевле домашнего.

(Вечером я распробовал купленный творог. Уж больно он пахнет коровой! Мне не очень понравился. Мы, городские жители, теряем свои корни…)

 

 

Тем временем за окном вагона кучевые облака перерастают в дождевые и обрушивают накопленную влагу на поля. Через несколько остановок – еще одна стена локального ливня. Вот так, а я хотел здесь ехать по грунтам!

Ровные поля, лесополосы, иногда березовые колки – всё это мне уже порядком наскучило. Западная часть Алтайского края напоминает северную часть Краснодарского, только лесополосы здесь не из робиний, а из берез и тополей.

Но всё-таки здесь есть многочисленные озёра и неповторимые ленточные боры! Приближаясь к краевому центру, поезд сначала двигается на некотором удалении от барнаульского бора, а последние 15 км железная дорога проложена прямо через сосновый лес. И заканчивается он всего за 2 км до станции Барнаул, открывая вид на городские кварталы. Это как если бы Лосиный Остров примыкал к Садовому кольцу, занимая целый сектор Москвы! Мечта…

 

…А в атмосфере сохраняется неустойчивость. Со второй или третьей попытки я нахожу подходящий hostel, и тут же, буквально в дверях, начинается сильнейший ливень!..

 

 

600 рублей, и я один в 3-местной комнате. Дела бытовые отнимают львиную долю вечера, и на осмотр главных улиц Барнаула я выскакиваю за полчаса до заката.

Из того, что я успел объехать – привычная мешанина эпох, не так и много чего-то выдающегося. Часть фасадов на реконструкции или отделке.

 

 

Подняться на холм Нагорного парка не хватило светового времени, и я ограничился взглядом на Обь возле нового моста. Как и Иртыш, она берет начало в горах, но быстро теряет напор, становясь широкой равнинной рекой.

Проскочив галопом около 12 км в майке и шортах при +16…+17, я неслабо продрог! Но чтобы заболеть – нет, мне этого мало.

 

…Светильник на потолке трещит старыми люминесцентными лампами, на подоконник в номере протекла дождевая вода; горячая же вода поступает с задержкой, и отрегулировать ее температуру – задача не из легких. При этом ни в санузле, ни в душевой нет вытяжки (духота), а такая приятная мелочь, как мыло, есть только в санузле. Кондея в номере нет, но он и не нужен особо, поскольку окна выходят на север.

Вот, понимаешь, набрал придирок! Вполне обычная общага, и звезды с неба тут не к месту.

 

27 июля, +14 км (11:30-13), +3 км и +12 км по Барнаулу.


 

28 июля

 

Был у меня раньше походный самонадувающийся коврик (матрас) «Trail Scout» (снят с производства) от ThermaRest. Несмотря на гордую надпись «Made in Ireland», на нем дважды вздувалась «грыжа», хотя я его не перекачивал и не оставлял на солнце. Оба раза я сдавал изделие по бессрочной гарантии, и оба раза мне выдавали в замену новый коврик, за что «АльпИндустрии» честь и хвала. Но после второго раза я усомнился в надежности коврика и продал его по дешевке, взяв на замену китайскую пенку-гармошку. Она, безусловно, надежнее, но ощутимо жестче при прочих равных.

Сложенная пенка с трудом влезает по высоте в рюкзак ПИК-99 на 85 л, зато весит мало. Поездив с ней в 2017 году, я всё-таки решил вернуться к самонадувайке, на этот раз от нашей компании «Сплав» (Made in China). Ее-то я и взял в этот поход.

 

И вот, привыкнув за 10 ночей к коврику, я долго не мог заснуть на слишком мягкой кровати.

После пяти часов сна я поднимаюсь раньше будильника, и благодаря этому мне удается впритык успеть на утренний экспресс до Бийска «Калина Красная».

 

"Калина красная". Интерьер вагона

 

Это тот же ТЭП70 с тремя вагонами, но салон классом выше, а молодые красивые проводницы объявляют остановки и продолжительность стоянки. Билет на это чудо мне в кассе вокзала продать не смогли, ибо до отправления оставалось 5 минут, но в вагон любезно пустили, взяв сбор 50 рублей. Итого 308 рублей за 95 км – это вам не вчерашние 120, но за окном то моросит, то льет, и небо всё такое серое и тяжелое…

 

И опять – какие уж тут грунтовки через Косиху-Лосиху… Любили алтайские поселенцы давать такие названия, оканчивающиеся на «-ха»! А в Косихе родился поэт Роберт Рождественский.

 

В поезде со мной разговорилась пенсионерка Вера Ивановна, явно физкультурница. Дочь Мария – инструктор по туризму, водит группы по Горному Алтаю. Это прекрасный и здоровый способ жить полной жизнью в одном из беднейших регионов страны!

 

Впрочем, в Бийск мне не нужно. Я выхожу на станции Большая Речка и сразу же прячусь под навес, чтобы накрыть от дождя себя и поклажу. Везение мое кончилось, и ждать погоды нет смысла. Капает пока что мелочь – ехать можно.

Но едется паршиво. То ли нервы опять за старое, то ли недосып тому виной, что я ощущаю какую-то противную неполноту восприятия… А затем меня накрывает ливнем, да так, что трудно дышать! Ноги плащом не защитить, но ничего, обсохли на ветру.

 

От второго заряда я укрываюсь в маленькой странной будке чуть в стороне от дороги, немного помяв рапс. А вторую половину дня дожди миловали (мелочь не в счет).

 

укрытие от дождя

 

Восточная часть Алтайского края начинается едва заметными холмами, но чем восточнее – тем будет холмистее. Огромные площади заняты под гречиху и рапс; порой кажется, что белые и желтые цветущие ковры тянутся до самого горизонта.

 

асфальт обрывается на 10 км, и мешок из-под тамбовского сахара тут не причемячмень и гречиха

 

А вот донника стало меньше относительно степного запада края.

Здесь намного влажнее, но зона все еще лесостепная. Однако привычных для «европейских» лесостепей широколиственных деревьев здесь в диком виде не найти. Лишь клен американский, злейший сорняк страны, перевалил за Урал и изредка примешивается к мелколиственным рощам из берез, осин и ив.

 

рулоны на лугу

 

Что-то в этих ландшафтах есть от Владимирского ополья, что-то – от Орловской области, но масштабы «Алтайского ополья» гораздо шире; холмы изрезаны сетью длинных ложбин и балок, поросших деревьями и кустарниками. Дорога идет по водоразделу, и полоски полей, лугов и рощ чередуются до самого горизонта, насколько хватает взора, растворяясь вдали в облачной дымке.

Такие дальние виды не передать с помощью фото, но они меня невероятно захватывают!

 

 

…Правда, поначалу ехалось плохо; мой взгляд был слегка отрешенный, а серое небо будто не давало до конца проснуться. Вскоре к этому добавилось бурчание в животе, но присесть на перекус негде. Вот, наконец, автобусная остановка у села Горновое, но рядом два парня. Вроде не гопники, но ну их нафиг!

Следующую остановку я упорно ждал в течение 11 км, но она оказалась загажена в самом прямом смысле. Бл…, ну почему русский народ срет где попало?!..

Плюнув, я встал у дорожного столба, примяв траву, и отъелся. Всплеск досады и калории сделали свое дело – я «проснулся». А потом…

Какая-то сотня метров, и передо мной открывается дивная красота! Тут я понимаю, что и в первую часть дня было неплохо, но теперь!.. и дальше!!..

 

капли дождя блестят на цветках

 

Как же сильно наше восприятие зависит от настроения! Дразня и лаская, выходит солнце, и мир преображается. Чувства работают на все сто. Гречиха!.. сколько тут гречки! Она цветет, источая запах того самого гречишного меда! Вот он, алтайский мед, до самого горизонта!

 

кусочек неба невелик, а радость выше крыши!

 

А ведь есть еще Горный Алтай, который многие считают более разнообразным, чем Крым. И я когда-нибудь побываю там; но сейчас я в своей стихии, и эмоции бьют через край – край далеко не богатых людей и такого разнообразия природы – да, этот край меня покорил!..

 

ну чем не живопись? безымянный холм над рекой Яма

 

Под конец дня небеса дают целое представление из туч разных форм, размеров и цветов, но меня совсем чуть-чуть цепляет каплями, и, осилив длинный подъем, я скрываюсь от дороги на склоне холма.

 

 

Красивая долина у реки Чумыш –

луга лелеют взгляд, куда не поглядишь!

 

мне сверху видно всё! Да будет свет

 

Здесь жизнь неторопливее и проще…

Казалось бы, всего лишь роща;

но солнце опускает золотистый плед,

и роща улыбается в ответ! 🙂

 

...и роща улыбается в ответ :)

 

Трава на склоне мокрая, и я подкладываю водонепроницаемый навес («тент») под дно палатки.

Вел кладу на траву плашмя, чтобы из узлов стекла вода, ибо днем после ливней каретка «под квадрат» стала иногда неприятно попискивать.

 

+107 км (11-20:30). Всего 1070 км, пошла вторая тысяча.


 

29 июля

 

Плоские равнины остались далеко на западе. Вчера я принципиально не использовал звезду на 44 зуба спереди и, невзирая на рельеф, проехал больше сотки без особого напряга. А нужна ли вообще большая звезда? – подумалось мне. Необходима – вряд ли, разве что для разгона «от души» и более ровного износа цепи.

 

А вот «ripstop» я сунул под палатку зря: ночью прошел дождь, и это возымело обратный эффект! Из-за уклона вода затекла между подкладкой и дном палатки, которое имеет большую водопроницаемость. В результате дно утром было не просто влажное, а мокрое! Это, наверно, главный недостаток палатки MSR Hubba Hubba – слишком тонкое дно.

 

по верху ездил трактор

 

…День начинается как-то хмуро, но не без проблесков надежды. Виды продолжают радовать; при этом деревьев становится всё больше, а поля сменяются лугами и сенокосами.

 

дорога змейкой вьется по гряде холмоввдали два дождя

 

Село Ельцовка – восточный форпост Алтайского края. Лесостепь здесь кончается, а вдоль обочины то и дело продают мёд, и я покупаю пол-литра (~0,7 кг). Кажется, за 200 р. Но это довольно простой разнотравный мёд, а время гречишного, к сожалению, еще не пришло.

 

Отобедав в местном заведении, двигаю дальше на восток. На краю села хрюкнул кабаноид. Распогодилось!

 

потом еще и блинчики заказал

 

Незадолго до границы края природная зона окончательно меняется, превращаясь в натуральную холмистую тайгу с остроконечными коническими елями. Мало кто знает, что само слово «конус» означает «сосновая шишка».

 

Пуштулим

 

Что ни верста, то остановка: то мёд, то «Мария-Ра», то колонка с водой, то виды знатные или олень в лесу трубит, то малину у бабули на прилавке перекладывать себе в бутылку. Вот так за 5 ч проехал 45 км.

Местность напоминает предгорья, но высоты невелики – дорога не поднимается выше 400 м над уровнем моря. Больше это похоже на широкий кряж. Еще немного, и я покину Алтайский край.

Между тем 42-ых номеров на шоссе подавляющее большинство, и они достали обгонять меня один за другим – едут с алтайского отдыха домой, а завтра день рабочий.

 

Дима из Омска мне посылал такое напутствие:

— Смотри по Кузбассу осторожнее! Там, по крайней мере, лет 7 назад почти вся молодежь (лет так с 14 до 30) была «хозная». Народ постарше в эту хренотень уже не входил вроде, разве что авторитеты какие.

В Барнауле это практиковалось в меньшей степени, но тоже всё делилось на сферы влияния, где «вопросы» решали старшие… А вот южнее, в Бийске или Горно-Алтайске такого не было совсем, как и севернее, в Томске или Новосибирске.

Жили такие только по «понятиям», причем почти все, не обязательно из криминального мира… Так что особо не удивляйся, если первый вопрос будет не «куда или откуда едешь», а «чей будешь».

 

Что ж, я, в натуре, сам по себе, но учту. Уж не дерзи, Кузбасс!

 

Кузбасс = Кемеровская область

 

А пока я никому не мешаю, мирно любуюсь природой. Тут, конечно, уже не «ополье», но местами тоже красиво!

 

это мне потом во-он там подниматься!ивняк. Везде полно ив, места влажныелесистые просторыпорнолуние... барналуние... полнолуние! а справа Марс

 

+97 км (12-21 ч).


 

30 июля

 

Мои планы нарушает первая поломка…

У древнего заднего переключателя Shimano LX сдохла пружина лапки, и цепь провисает почти до земли. Кое-как ехать можно на самых больших звездах, и на передаче 3-3 я докручиваю до города Калтан, откуда на электричке меньше часа до Кузни (Новокузнецка).

 

 

И всё-таки мне повезло, что поломка произошла всего за несколько километров, а не за два дня до станции! И даже электричку ждать не пришлось.

Тем не менее, вместо срезки через Осинники и Мыски придется заехать в Кузню на ремонт.

 

Сажусь в электричку. Кондуктору говорю, что мне до конца. «А откуда едете?» – «Только зашел». За 30 км езды плачу 41 руб. + 20 руб. за велик. Сущие копейки.

Подсаживается немолодой мужик. Вроде не «хозный». Смотрит на ПИК-99: «Чемодан у тебя интересный!» – «В Питере делают». – «Питер – здорово, а Кузбасс – г*вно!» – вдруг скандирует мужик. И у нас начинается беседа, обратившая внимание всех окрестных бабок. Особенно когда я заявляю, что в Москве самые дешевые супермаркеты. Несправедливо, но факт…

 

город есть. Саду где цвесть?

 

Новый переклюк Shimano Deore обошелся мне в 3100 р. + 500 за установку и настройку.

 

До очередной электрички на Междуреченск, куда я, в общем-то, и хотел срезать, остается меньше часа, но я успеваю бросить беглый взгляд на Кузню и даже зайти в столовую.

 

 

Город угольщиков и металлургов, по сути, был основан после революции и вырос до современных размеров за счет индустриализации. В царские же времена на берегу р. Томь существовал Кузнецкий острог и небольшое поселение. Реконструированная крепость-музей и несколько уцелевших старых домов находятся в 7 км от вокзала.

Но мне не до этого. Новокузнецк вообще не входил в мою «программу»…

 

 

А вот Междуреченск – входил! И он мне понравился больше.

Город шахтеров действительно расположен на узкой стрелке между двух рек – Томь и Уса. Расположен очень живописно и окаймлен уже не холмами, а вполне себе горами, пусть и невысокими.

Город немаленький (100 тыс.), но тихий и нарядный, с просторными площадями и красными крышами.

 

красиво, но дома впритык = мало солнца а тут просторно

 

Отсутствие суеты во многом объясняется автомобильным тупиком. К востоку от города есть только дачи, базы отдыха и исправительная колония. А дальше – горная тайга, через которую ведет лишь ЖД.

Хотя способ пробиться на велосипеде в Хакасию через горную Шорию всё же существует, но он слишком рискованный: 150 км по сомнительным грунтовым дорогам с одним поселком при колонии посередине пути.

Один отчаянный велотурист (Евгений Остапенко) прошел этот путь зимой, таща вел и поклажу волоком на санях по снежной целине. И ему повезло остаться в живых.

 

Летом-то оно проще, но для меня чересчур однообразно. Не люблю глухую тайгу, да и времени нет.

 

холодные верховья р. Томь. Но я поплескался

 

…Быстро окунувшись в холодную Томь, я направляюсь к берегу невдалеке от платформы Романтика. Заманчивое ведь название! На самом деле, это просто санаторий, и он с другой стороны.

 


 

<= ч.2  |  ПРОДОЛЖЕНИЕ: Хакасия =>

 

Дмитрий Ховрин

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Владимир Кулигин:

    Чей будешь?

  2. KMescherov:

    Дмитрий, ну где же продолжение?)

    1. Прошу простить, есть срочные дела…

  3. Татьяна:

    Спасибо! Очень увлекательное, живое описание. Ждём продолжения.

  4. Есть продолжение! Поставил ссылку выше 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост