Часть 4. Собственная карта.
Начало тут
Продолжаем разговор об организации персональной библиотеки личных походных геоданных в навигаторах Гармин.
Исходим из предположения, что в библиотеку персональных геоданных нужно заносить только то, что не нанесено на обычную карту. Или нанесено, но совсем неправильно. Так почему бы не попробовать создать для своих собственных нужд свою собственную векторную карту?
Современные навигаторы неплохо умеют отображать несколько карт одновременно, так что ничего нереального в этом нет. От вас никто не требует рисовать нечто подобное Генштабовской, ОСМовской или Навикомовской картам, достаточно отобразить только те объекты, которые интересны лично вам.
Процесс создания своих собственных карт в формате, который понимают навигаторы Гармин, нельзя назвать совсем уж простым. Но и запредельно сложным его тоже не назовешь. (Не боги горшки обжигают — это как раз к картам относится).
Сначала надо подготовить исходный файл в текстовом (т. н. Польском) формате (расширение файла .MP).
Для рисования и визуального редактирования карт в этом формате предназначена условно-бесплатная программа GpsMapEdit.
Потом подготовленный вами текстовый файл .MP скармливается компилятору карт cGpsMapper, (это — утилита командной строки, тоже условно бесплатная), в результате ее работы получится файл .IMG, который уже можно загрузить в память навигатора.
Когда начнете создавать свои карты, вы наверняка столкнетесь с большим количеством хитростей, тонкостей, особенностей и прочих подводных камней, про которые нужно не забыть. Если вы на каком либо этапе забудете установить какой-либо параметр, то на вашей карте, например, могут некорректно отображаться русские буквы в названиях точек, или все ваши линии треков окажутся не видны (потому что будут расположены под обычной топографической картой, а не поверх ее). Или они будут отображаться только на каком-либо определенном масштабе, и исчезать при попытке рассмотреть их поподробнее. Или еще что-то где-то пойдет не так.
Упрощает жизнь то, что в сети находится большое количество инструкций и описаний этого весьма увлекательного процесса. Например, несколько лет назад ГИС Русса начала проект «нарисуй карту», и выпустила серию бесплатных обучающих материалов на тему «рисования топографических карт для чайников». Они написаны доступным языком, и воспользоваться ими может не только выпускник факультета геодезии, а практически любой человек. Так что если вы решите освоить этот способ, лучше сначала потратить пару-тройку вечеров и изучить матчасть, чтобы потом не наступать на грабли без надобности.
Сейчас эти учебные материалы можно легко найти (например, воспользовавшись Яндексом)
А еще мне в свое время очень понравились инструкции, расположенные тут.
Если ваша карта правильно подготовлена, то она будет рисоваться на экране навигатора поверх обычной топокарты, а в меню поиска можно будет находить и ваши собственные объекты.
Многие дорожки можно и на OSM выгрузить, как общенародное достояние. Но хитрые подходы к местам ночевок и купания, сбора ягод и рыбалки выкладывать на всеобщее обозрение лично мне не очень хочется.
Преимущества — в отличие от POI, на карту можно нанести не только точки, но и линии с полигонами (многоугольниками). Им тоже можно присваивать имена, и они будут доступны для поиска в навигаторе. И все это хозяйство будет храниться в одном файле.
Недостатков у собственных карт обнаружилось два:
Первый недостаток связан с относительной сложностью создания карт (по сравнению с точками POI). А если вы захотите создать дорожный граф (чтобы прокладывать маршруты по своим дорожкам), то процесс этот потребует особой аккуратности, терпения и внимания. К тому же бесплатные версии GpsMapEdit и cGpsMapper карт с маршрутизацией делать не позволяют.
Другой недостаток заключается в том, что на карте нет возможности скрыть / отобразить каждый ваш трек по отдельности. Можно лишь включить / выключить сразу все, что есть на карте. А если на вашей карте будет нарисовано множество пересекающихся и частично повторяющихся треков, то при наложении на топографическую карту на экране может отобразиться такая каша-малаша, разобраться в которой будет непросто.
Я с год занимался рисованием карт для личного пользования, но потом от этой затеи отказался. Хотя многие, возможно, сочтут такой способ удобным и практичным, мне больше пришелся по душе другой трюк.
Часть 5. Персональная библиотека маршрутов в кармане.
Сначала — немножко теории. Точнее, общий принцип хранения пользовательских геоданных, который реализован в Гарминовских навигаторах
Геоданные у них бывают трех основных разновидностей:
- Треки (tracks)
- маршрутные точки (waypoints)
- маршруты (routes)
Есть еще всякие дополнения в виде приключений (Adventures) и фотографий с геопривязкой, но это уже немножко из другой оперы.
Нас сейчас интересуют главным образом треки.
Треки бывают тоже трёх типов:
1. Текущий трек. Он создаётся, когда вы перемещаетесь на местности с включённым прибором.
Хранится этот трек в файле d:\GARMIN\GPX\CURRENT\CURRENT.GPX.
2. Сохраненные треки. Хранятся они в директории d:\GARMIN\GPX\ в виде файлов с расширением GPX.
В каждом файле может содержаться несколько треков (кроме треков, в этих файлах могут храниться маршрутные точки и маршруты). При включении навигатор читает все файлы с расширением .GPX, хранящиеся в этой папке, и формирует списки треков, маршрутов и маршрутных точек.
Список треков, собранный из всех этих файлов можно посмотреть в менеджере треков, и этот список сортируется таким образом, что в начале списка расположены самые ближайшие к вам треки. Количество треков в этом списке ограничено (современные модели гарминовских туристических навигаторов понимают не более 200 сохраненных треков). Вот это ограничение мы сейчас и пробуем преодолеть.
3. Архивные треки.
С этого момента поподробнее.
Архив — это директория d:\GARMIN\GPX\ARCHIVE\, расположенная на внутреннем накопителе навигатора. Там тоже хранятся файлы с расширением .GPX.
Создаются эти файлы самим навигатором, в процессе архивации- когда файл текущего трека переносится в архивную директорию, и ему присваивается имя, (Например, что-нибудь типа 2015-02-15 08.55.20 День.gpx, хотя это зависит от настроек).
Архивация запускается автоматически (опять же, в соответствии с настройками: ежедневно, еженедельно, или по мере заполнения текущего трека).
Можно поместить трек в архив и вручную (выбрав в менеджере треков текущий или сохраненный трек, и выполнив над ним соответствующую команду).
Список файлов в архиве можно увидеть в менеджере треков. Файлы в списке сортируются не по именам, а по дате создания, так что самый последний созданный файл будет находиться в самом верху списка.
Менеджер трека позволяет быстро просмотреть содержимое выбранного архивного файла (нарисовать трек на карте, посмотреть его длину). А при необходимости трек из архива можно перенести в список сохраненных треков (выполнив команду из меню).
Размер архива (количество файлов в нем) ограничен только объёмом внутренней памяти прибора. То есть в любой современной модели навигатора можно хранить хоть десятки тысяч треков. Но просто так их там хранить недостаточно, нужно еще иметь возможность быстро найти нужный трек. (А попробуйте быстро найти нужную строку в списке из нескольких сотен файлов, особенно если не помнишь точно, что именно надо искать… Но эта проблема оказалась решаемой)
Те файлы .GPX, которые помещены в архив самим навигатором в процессе архивации, содержат только треки, причем в одном файле будет записан только один трек. Ни точки, ни маршруты архивация не затрагивает. Но вы всегда можете подключить прибор к компьютеру, и записать в директорию архива свои собственные .GPX файлы. Что произойдёт, если в архиве будут содержаться файлы .GPX, созданные, например, программой Mapsource, и содержащие не только треки, но и другие геоданные?
Оказывается, ничего страшного не произойдет. В архиве эти файлы будут видны под теми же именами, под которыми вы их туда записали. При попытке просмотреть ваш архивный файл прибор покажет только первый трек (если он там есть), или не покажет ничего. А при выполнении команды «внести в избранное» файл .GPX будет без всяких вопросов перенесен из архива в директорию, где лежат все сохраненные треки, точки и маршруты. (d:\GARMIN\GPX\) Для нас важно, что переносится весь файл целиком, со всем содержимым. И все геоданные, которые в нем хранились, будут немедленно отображены в менеджерах треков, точек, планировщике маршрутов.
Значит, вот вам и решение задачи «все своё ношу с собой»:
1. Усаживаемся перед компьютером, запускаем любимую картографическую программу (Mapsource, Basecamp, Ozi, кому что больше нравится), и сохраняем все геоданные , которые хотели бы держать в навигаторе «на всякий случай», в один или несколько файлов формата .GPX.
После многократного выполнения команд Copy и Paste, каждый созданный вами файл будет содержать множество маршрутных точек, треков, маршрутов.
Как именно структурировать вашу личную библиотеку геоданных, как называть её содержимое, по какому признаку разбивать на файлы и какие имена будут иметь эти файлы — это каждый сам решает, что да как ему удобнее: по датам, или по районам путешествий, или по видам туризма, или ещё как нибудь.
Главное, чтобы в результате получилось не более чем десяток-другой файлов с понятными для вас именами (иначе будет сложно искать нужный файл в архиве). И чтобы в каждом файле хранилось не более чем несколько десятков треков с маршрутами и точками (иначе будет сложно потом искать нужные строки в списках).
Например, многим может понравиться такой способ структурирования:
(Все походы за прошлые годы группируются по видам туризма: вело, лыжные, пешие — каждый в отдельном файле.)
А за текущий год — имена файлов содержат дату похода и обозначение маршрута. У меня получилось чуть больше сотни файлов за 10 лет использования GPS в туризме, при том, что в походы хожу практически каждую неделю.
Впрочем, у кого-то на счет способа структурирования может оказаться другое мнение.
2. Подключаем навигатор к компьютеру, запускаем ваш любимый файловый менеджер (Например, Проводник Windows), и копируем эти файлы в директорию с архивом. А чтобы ваши файлы — сборки, содержащие персональную библиотеку, постоянно были в начале списка в менеджере треков, изменяем этим файлам даты создания лет на пять вперёд.
Готово. Если теперь включить навигатор и забраться в его архив треков, то увидим там нечто подобное:
Теперь ходим в походы и радуемся жизни всеми доступными способами.
Если в походе вам приспичило извлечь что-то из вашей библиотеки (например, посмотреть, где вас черти носили на велосипеде в 2010 году, с целью повторить прошлые приключения) то все просто:
4. Открываем менеджер треков и заходим в список архивных файлов.
5. Находим в этом списке нужный файл. Помните, что просмотр содержимого файлов нашей библиотеки, пока они лежат в архиве, возможен не всегда. Но это не страшно, если этим файлам вы назначили удобные для понимания имена. (Все файлы вашей библиотеки находятся вверху списка, и файлов там не должно быть больше пары десятков, так что много времени поиск занять не должен)
6. Выполняем над нужным архивным файлом команду «внести в избранное». Если файл большой, то команда может выполняться несколько секунд.
7. Заходим еще раз в менеджер треков (маршрутных точек, маршрутов), и видим, что теперь там появились треки (точки, маршруты) из вашей библиотеки.
Все! Можете их смотреть, выбирать их в меню поиска, и искать приключения всеми доступными способами. Ближайший к вам трек окажется в начале этого списка.
Недостаток у такой библиотеки личных геоданных я пока нашел только один:
Обратно переместить в архив те ваши библиотечные данные, которые вы извлекли из архива, в полевых условиях не получится. (В архив можно поместить только треки, и только по одному) Чтобы отправить обратно в архив весь ваш файл целиком, придётся добраться до дома, подключиться к компьютеру, и все сделать там. Но это уже не страшно. (Да и про смартфон с кабелем OTG не забываем)
Проверено на навигаторах Garmin gpsmap 62s, 64s, Etrex 20, 30, 35. Мин пока не обнаружено.
Вот как-то так… Попробуйте, может, и понравится кому.
Достойно внимания и очень подробно; продолжить эту тему хорошо будет!
Мяне очень понравилось и рад я подробности и дотошности сей основательной! Дельное и нужноинтереснейшее тако повествование!
Спасибо на добром слове.
Вернусь с Кольского, продолжу в том же духе.
П.с.
Солнышко тут светит круглосуточно (полярный день),но и тучки в большом количестве…
Ох,якой же у нас Максимушка первопроходец то знатственный! Вишь,куда добратися довелося хлопчику счастливейшему! Ужо поведай то нам опосля о приключалочках твоих преинтересненьких! Хорош ты,славный парубок!!!
Не, насчет первопроходца вы несколько погорячились. А уж насчет знатственного, и подавно. По тем дорожкам на велосипедах разве что только совсем ленивые жители Мурманской области не ездили. Судя по обилию следов от велопокрышек, местное население туда ездит просто прокатиться, а также за ягодами, грибами и на рыбалку.
Худ. отчетик будет. Чуть попозже.