Перекличка новобранцев в армии:
-Иванов? -Я!
-Петров? -Я!
-Сидоров? -Я!
-Тридцатый?
-Тридцатый?
-Тридцатый есть?
-Зо моя фамилия!
(Анекдот из 70-х)
Озадачился я намедни, подарком на день рождения для одного своего хорошего знакомого. Как известно, обычно дарят или то, что валяется дома ненужное, или то, что самому хочется иметь. Я же пошел по третьему пути – приобрел то, что мне хотелось повертеть в руках. Выбор пал на навигатор Garmin Etrex 30. Потому что Garmin GPSMap62s пользуюсь в своих походах уже несколько лет…
Первое впечатление:
Garmin Etrex30 – продолжение линейки E-Trex ов, замена снятых с производства моделей (Vista HCx, Legend). Сходные по внешнему виду, похожее расположение кнопок.
А Garmin GPSMap62s – прямой наследник модели GPSMap60, тоже снятой с производства. Я им пользуюсь уже несколько лет, активно таскаю его в походы (пешие, лыжные, водные, вело). Прибор показал себя довольно надежным (тьфу-тьфу-тьфу) и практичным (хотя и не лишенным недостатков).
По сравнению с GPSMap62s, «Тридцатый» явно компактнее, и немного легче. Он легко влезает в карман (потому что нет выступающей антенны). Но и размер экрана у него поменьше. (Правда, ненамного).
Функциональность у GPSMap62s и Garmin Etrex30 практически одинаковая. Единственное отличие – Тридцатый является двухсистемным навигатором, он понимает еще и российскую Глонасс в дополнение к американской GPS. Попробуем, сравним.
Крепление на велосипедный руль у «тридцатого» оказалось таким же, как и моего 62-го. Это не могло не порадовать – раньше у каждой модели крепление было уникальным. Хорошо, что Гарминовцы вроде как задумались о взаимозаменяемости.
Я подключил прибор к компьютеру, обновил карты и загрузил наборы точек POI, такие же, как и на моем 62-м. Потом подошел к окну и включил. Минут через пять мне надоело смотреть на экран приветствия, я уже начал сомневаться в исправности девайса. Но в конце концов «тридцатый» тоже решил, что инициализацию пора заканчивать, и приступил к работе. Спутники нашел еще минут через пять (неплохо для холодного старта). Причем и наши, и буржуйские, и не спеша нарисовал карту местности. Пока полет нормальный. В ближайшие выходные я вручил подарок, и мы пошли в тест-драйвный поход. Пешком.
Вошли в лес, и почти одновременно включили навигаторы. И опять, «тридцатый» задумался… надолго… Очень надолго… Мой изрядно потрепанный жизнью 62-й уже давно включился, нашел спутники, а новенький 30-й еще только неспешно загружал точки и треки (судя по сообщению на экране). Можно было подумать, что там этих точек были тысячи. На 62-м их было в десятки раз больше… Чтобы не замерзнуть, мы потихоньку пошли по лесу. Не прошло и 5 минут, как 30-й очнулся, и приступил к выполнению своих прямых обязанностей — показал карту, наше положение на ней, и стал рисовать пройденный нами трек. |
Интерфейс пользователя у «тридцатого» и у 62-го очень похожи, так что особо переучиваться не пришлось. Спутники Глонасс были видны, и мы решили сравнить точность позиционирования этих двух приборов. Забрели в лес погуще, и вывели на экраны значения погрешности. Действительно, у 30-го точность была явно выше, чем у 62-го, почти вдвое. С Глонассом погрешность — три метра, без него — шесть. Впрочем, нас, как туристов, вполне устроила бы и на порядок меньшая точность. Ну да ладно.
Прибор поддерживает огромное количество языков, и товарищ сразу же выбрал из длиннющего списка русский. Дальше мы немножко повеселились над качеством перевода сообщений на русский язык. Судя по всему, в Гармине поленились искать носителя языка, который, что называется, «в теме», и с переводом у них местами получились явные конфузы. Ну, например, нормальный человек в жизнь не догадается, что означает действие «копир отменено», применительно к треку. Оказывается, это всего лишь изменение направление трека на противоположное. Аналогичная проблемы была и у 62-го. Несколько лет прошло, а исправить такие ляпы никто так и не удосужился. Ну, я-то знаю, что там надо всего лишь хитрый файл хитро подправить хитрым редактором, да только человеку без технического университетского образования это советовать не буду.
Идем дальше. Я предложил добраться до лесного родничка, набрать там воды. И вот тебе раз – на моем 62-м точка с родничком создана, а на 30-м — пока нет. Ну не скопировали точки дома, забыли, ограничившись точками POI. Решили попробовать беспроводной обмен между двумя приборами, в полевых условиях. Точнее, в лесных. Попробовали. Два прибора одновременно пискнули, сообщив о завершении передачи, и координаты точки быстро перелетели с одного прибора на другой, Товарищ захотел сразу скопировать координаты и остальных точек из моего навигатора. Ан нет, такой возможности, оказывается, конструкцией не предусмотрено. Копируйте, но только по одной. Ну да ладно, переживем. До компьютера доберемся и скопируем. |
Расположение кнопок, на мой взгляд, у 30-го, удобнее, чем у 62-го. Летом это не так критично, а вот зимой, когда нажимаешь на кнопки рукой в варежке – разница есть. На 62-м очень легко нажать соседнюю кнопку вместо той, которая нужна. Сам корпус тоже, что называется «ухватистый» — в руке лежит удобно. Но по части «ухватистости», «приладистости», и у 62-го все в порядке.
Выбрали точку с родником в меню поиска, и направились к ней. И опять не все слава богу – стрелки магнитных компасов наших приборов показывают в разных направлениях. Причем если у 62-го компас хотя бы соответствует действительности, то у 30-го он явно противоречит всем законам астрономии. Что бы там не говорили, а солнце с севера в наших краях светить не должно! Особенно, коротким зимним днем. Достаю обычный магнитный жидкостный компас (без него никуда), сравниваем.… Странно, я вроде накануне компас откалибровал. Или хотел откалибровать? Ну да ладно, калибруем сейчас. Приборчик радостно пискнул, сообщил об успешной калибровке, и все встало на свои места. Теперь все три компаса показывали в одном направлении. Компас в 30-м трехосевой, небольшие наклоны ему не страшны. Зато и калибровать его надо в три этапа, вращая в разных направлениях. Идем к роднику. Прошли метров пятьсот по просеке, потом двинули через лес по азимуту. В один прекрасный момент решили проверить правильность курса. И вот тебе раз! Опять показания компаса не соответствуют положению солнца на небе. Спутниковый компас работает хорошо: чуть сдвинулся с места, и стрелка все правильно показывает. Остановился – на дисплее отображается ахинея. Повторяем калибровку, все начинает работать правильно.
Заправились водой, отошли немного в сторону, посидели у костерка, пошли обратно. Хотя лес хорошо знаком, решили попробовать включить навигацию по треку и вернуться своими следами. Включили. Прибор радостно сообщил, что до автобусной остановки (где мы его включили, и где, соответственно, начал записываться текущий трек) нам осталось всего лишь около 8000 км. Да мы, оказывается, лоси! Я-то думал, что мы отошли от цивилизации всего километров на 10. — Может быть, ты трек забыл в начале очистить? — Ну как это забыл? Ты же сам меня спрашивал, как сбросить счетчики, и трек тогда же был очищен! А вот и счетчик пройденного расстояния смотрим – все правильно, чуть больше 11 км мы протопали сегодня. Странно все это, короче.
Естественно, 8000 км мы прошли чуть больше, чем часа за два. Я подумал, что мне в походах навигатор нужен как раз для того, чтобы расстояния измерять и время прибытия вычислять. Ориентироваться у меня и по бумажной карте с компасом неплохо получается. Хотя, конечно, при ходьбе по жутко петлючим болотным тропам, или спускаясь с перевала в кромешных облаках, полезно иметь перед глазами ранее пройденный трек. При этом хотелось бы, чтобы прибор в режиме навигации по треку подавал сигналы на ключевых поворотах. Но, увы, новые Гарминовские приборы разучились это делать, бесповоротно и окончательно. А ведь старые модели, 5-6 летней давности – умели!
Когда до финиша оставалось метров пятьсот, прибор одумался, и показал расстояния, похожие на правду. И на том спасибо.
Когда вышли из леса, у автобусной остановки, решили проверить состояние батареек. Ну тут 30-й оказался на высоте – никаких признаков разряда батарей не показал. А мой 62-й уже погасил две палочки на индикаторе заряда. А ведь я только утром поставил в него полностью заряженные аккумуляторы!
Сравниваем показания компасов: опять 30-й показывает куда угодно, только не на север. Возникают мысли о визите в гарантийную мастерскую. Добрались до дома, и решили начать с обновления прошивки. На купленном приборе была прошивка версии 3.00, а на гарминовском сайте оказалась версия поновее – 4.10. Хотя в списке исправлений никаких упоминаний про компас я не нашел, все таки решили обновить. После обновления включили прибор.
Поведение обновленного навигатора заметно изменилось. Во-первых, он стал включаться явно быстрее, чем накануне. Теперь экран приветствия светился не больше 10 секунд. Но все равно многие функции на 62-м получалось делать быстрее (поиск объекта по имени, рисование карты, и т.д). Осталось только проверить компас. Поскольку было уже темно, решили отложить проверку на следующий день. На всякий случай провели еще раз калибровку, и отправились спать.
Утром опять пошли по окрестностям, периодически останавливаясь и проверяя компас. Но теперь компас стал послушным, вел себя хорошо и не шалил. Да и расстояния вроде как стали вычисляться правильно. Выдрессировался приборчик, похоже, признал хозяина. |
Вывод: По сравнению с GPSMAP 62s имеет как преимущества, так недостатки.
Преимущества-
Меньшие габариты и вес.
Меньшее энергопотребление.
Более удобное (на мой взгляд), расположение кнопок.
Меньшая цена.
Недостатки –
Меньший размер экрана.
Медленная работа.
Большое количество ошибок в встроенном ПО прибора.
Рекомендации –
1. Сразу же после покупки обновите версию прошивки — глюков будет явно меньше.
2. Если будете менять батарейки в приборе в полевых условиях — будьте аккуратны. Защелка разъема модуля памяти MicroSD не особо надежная, карточка может выпасть из корпуса прибора, и… Останетесь без карточки, вот и все.
3. Прибор поддерживает работу с растровыми картами в формате KMZ. С большим количеством ограничений, искусственно введенных Гармином.
Так вот, если вы решите попробовать загрузить в прибор ткаие карты, учтите, что быстродействие его (и без этого невысокое) снизится до совсем уж неприличных значений. Причем происходит это не сразу, а как-то постепенно, в процессе поездки. Причем степень тормознутости как-то зависит от длины записанного трека, то есть особенно критично это для велосипедистов.
Проверяешь карту дома — все нормально.
Выходишь на маршрут, едешь первые 30-40 км — тоже все нормально.
После 40-50 км — начинается притормаживание.
А после 80-90 км — это уже не навигация, а слезы. Карта прорисовывается один раз в 15-20 минут. За это время велосипед успевает проехать приличное расстояние, а вы будете наблюдать полупустой экран.
До тех пор, пока не очистите текущий трек. Ну это решение проблемы элегантным назвать трудно.
В одном из наших совместных велопоходов после 50-го километра Etrex-30 просто зачах и перестал откликаться на нажатия кнопок. Попытка выключить его, вытащив батарейки, и потом включить, к успеху не привела — мы так и не дождались завершения процесса инициализации, и последние 60 км прибор ехал на велосипедном руле, гордо демонстрируя экран приветствия. Решение проблемы было найдено, но это — предмет следующей статьи.
Компаниец Максим.