12 декабря 202122:43

Оси и QR эксцентрики: «за» и «против»

%d0%be%d1%81%d0%b8-%d0%b8-%d1%8d%d0%ba%d1%81%d1%86%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%b8

Часто начинающие любители велосипедов интересуются: какую раму или вилку велосипеда лучше выбрать — на осях или эксцентриках? Подобных вопросов на почту и в мессенджеры за последние пару лет было действительно много. Поэтому я решил вместе с товарищами по увлечению написать небольшую статью на тему «эксцентрики против осей».

 

В последние 5-7 лет рамы на осях, а следовательно, и втулки под них становятся все более популярными. Они уже полноправно стали стандартом для горных велосипедов. Вслед за этим все больше и больше производителей туристических и шоссейных велосипедов отказываются от использования колес на эксцентриках и выпускают рамы, предназначенные только для осей. Собрав и протестировав множество велосипедов на рамах, поддерживающих различные стандарты втулок, мы бы хотели бы поделиться своими наблюдениями о преимуществах и недостатках осей и эксцентриков, чтобы помочь вам решить, какой тип крепления колес лучше всего подходит для вашего следующего велосипеда или вилки.

 

Что такое велосипедная ось?

Нужно сразу разобраться с терминологией. Под понятием «ось» мы имеем в виду то, что в английской литературе называют «thru axle» или «сквозная ось». Ее не нужно путать с обычной осью втулки, на которой держится контргайки и конуса. Сквозная ось — это толстый прочный штифт с резьбой на одном конце. Он вставляется в отверстие в дропауте со стороны тóрмоза, проходит корпус втулки и ввинчивается в гайку или непосредственно в дропаут. Таким образом, в отличие от крепления с помощью эксцентрика, колесо прикручивается, а не прижимается к раме или вилке. Ось фиксируется на месте или с помощью кулачкового рычажка (как на эксцентрике), или болта под шестигранник, который дополнительно натягивает ось, чтобы она не ослабла. Использование осей предполагает применение специально предназначенных для них дропаутов.

 

_dsc04398

 

В отличие от дропаутов под эксцентрик они не имеют U-образных пазов, потому ось необходимо полностью извлечь, чтобы снять колесо с велосипеда.

Стандартные передние оси имеют диаметр 15 мм, а задние — 12 мм. На гравийных и шоссейных велосипедах часто можно встретить ось 12 мм. Оси бывают различной длины, чтобы соответствовать различным стандартам втулок. Например, ось для фэтбайка или стандарт Boost (более широкие втулки) для «плюсовых» велосипедов будет значительно длиннее, чем ось для грэвела или шоссейного велосипеда.

 

ось 12 мм

 

Что такое эксцентрик для велосипеда?

QR (Quick Release) – быстросъемная ось, или, в простонародье, «эксцентрик» (что не совсем точно) — это система, ставшая самым распространенным стандартом крепления колес. Эксцентрики позволяют снимать и заменять колеса быстро и без каких-либо инструментов. Не нужно откручивать гайки, вынимать ось из втулки и т.д. – достаточно просто потянуть за рычаг.

Дропауты рамы под эксцентрик имеют U-образные пазы. Сами «эксцентрики» — это вставляемые внутрь втулки тонкие оси с гайкой на одном конце и кулачковым рычажком на другом. Чтобы закрепить колесо, мы просто вставляем его в U-образный дропаут, слегка подкручиваем гайку и натягиваем ось рычажком. Колесо держится фактически за счет силы трения.

 

_dsc04387

 

Краткая история QR-эксцентриков

В ноябре 1927 г. в Доломитовых Альпах итальянец Туллио Кампаньоло был вынужден сойти с дистанции одной престижной велогонки. Случилось это из-за того, что он не смог снять колесо со своего велосипеда. В то время переключатели скоростей только начали появляться, и велосипеды оснащались звездочками по обеим сторонам заднего колеса. Чтобы «переключить» передачи, гонщик должен был остановиться, снять колесо, открутив гайки-барашки, перевернуть его, затянуть гайки и только после этого продолжить гонку. А Туллио сорвал одну из гаек, что стоило ему драгоценной победы. Этот случай вдохновил итальянского гонщика на разработку быстросъемного механизма крепления колес, на который он получил патент в 1930 году. Так начиналась история знаменитой кампании Campagnolo.

 

Появление осей

Туллио не мог предвидеть появление экстремального велосипеда с его постоянно растущими нагрузками и требованиями. Поломки эксцентриков стали особенно распространенными с появлением горных велосипедов-двухподвесов на гидравлических дисковых тормозах. Работа подвески и усилия, возникающие при торможении, приводили к тому, что перья рамы или ноги вилки двигались относительно друг друга. Из-за этого особенно критичны стали нагрузки на скручивание – жесткости конструкции не хватало, и тонкие оси эксцентриковых зажимов ломались. Поэтому в начале 2000-х инженеры придумали им замену – крепкие оси, жестко соединяющие дропауты или ноги вилки, способные сопротивляться нагрузкам, возникающим при экстремальном катании.

 

Преимущества рам и втулок на осях

  1. Оси более безопасны при экстремальном или спортивном катании. Благодаря конструкции дропаутов они делают практически невозможным самопроизвольное отделение колеса от велосипеда во время движения.
  2. Оси увеличивают торсионную жесткость. Что это такое? Торсионная жесткость — это способность велосипеда сопротивляется боковым нагрузкам и нагрузкам на скручивание. Чтобы понять, что это такое, достаточно снять переднее колесо велосипеда, взяться руками за нижнюю часть штанов вилки и попробовать пошатать их вперед-назад. То же самое происходит, когда вы сильно нажимаете на одну из педалей или наезжаете на кочку – штаны и ноги вилки немного двигаются вперед-назад и влево-вправо, что приводит к их несоосности, а это увеличивает нагрузку на элементы подвески, роторы начинают шоркать о колодки и т.д. Примерно такая же история с задними перьями, только это сложнее заметить. Ось жестко связывает нижние точки конструкции – дропауты, что увеличивает торсионную жесткость. Улучшается управляемость, уменьшается перекос, возникающий при работе подвески, что улучшает ее и работу и увеличивает ресурс. С другой стороны, обычный обыватель, спокойно катающийся на велосипеде, навряд ли почувствует разницу между осями и эксцентриками. В велотуризме эта разница тоже незаметна.
  3. Ось трудно сломать. Она легко переживает удары и перегрузки, возникающие при экстремальном катании. Тонкая ось эксцентрика может сломаться при активном катании по каменным секциям или приземлениями после больших прыжков. Оси, будучи в 3-4 раза толще, имеют гораздо более высокую прочность на разрыв.
  4. Ось способствует лучшей центровке колеса. Когда вы вставляете колесо в U-образные выемки, оно каждый раз встает немного по-разному. Тем более, если у вас прямые горизонтальные дропауты. Изменение положения колеса может привести к снижению точности работы тормозов.

_dsc04406

 

Недостатки рам и втулок на осях

  1. Хотя оси, на первый взгляд, невероятно просты, они стоят больше, чем хорошие эксцентрики. Кроме того, рамы и втулки под оси значительно дороже, чем рамы и втулки под эксцентрики.
  2. Оси тяжелее, чем эксцентрики. Стандартные оси весят 70-90 г каждая в зависимости от размера, а полный набор из эксцентрика, оси, гайки и пружин в среднем весит около 40-50 г. Кроме того, сами рамы под оси могут быть несколько тяжелее из-за более массивных дропаутов.
  3. Главный, на наш взгляд, недостаток осей – в случае поломки во время путешествия быстро найти подходящую деталь практически невозможно. А обилие разных стандартов осей приводит к тому, что даже в Москве некоторые запчасти приходится заказывать из-за границы или в профессиональной токарной мастерской. С эксцентриком все гораздо проще: на дорогой туринговый велосипед с дорогой втулкой отлично встанет эксцентрик от старого советского велосипеда и наоборот. Сломать ось пополам не так уж и просто, гораздо более вероятна поломка втулки. В таком случае рама не позволит вам пересобрать колесо на первой попавшейся втулке и продолжить путешествие. Втулки под эксцентрик более-менее стандартны и запчасти под них – конуса, оси, подшипники распространены, в то время как втулки под ось могут содержать уникальные технические решения, найти замену которым порой весьма непросто.
  4. Как уже было сказано, оси очень устойчивы к нагрузкам на излом. Главная причины выхода осей из строя – это сорванные резьбы, сломанные кулачковые механизмы и слизанные грани болтов. Главной причиной таких поломок в основном является неаккуратность владельцев. Однако цена такой неаккуратности довольно высока. Кроме того, для устранения последствий таких поломок зачастую требуются условия хорошо оснащенной токарной мастерской, что делает ремонт в поле практически невозможным.
  5. Снятие и установка колес на осях занимает больше времени. С одной стороны, это кажется незначительным, но, когда вы, например, торопитесь на поезд, то очень велик соблазн что-то рвануть или перетянуть, что может закончиться сорванной резьбой или сломанным кулачковым зажимом. Также существует вероятность потери оси после ее снятии, поскольку она не остается во втулке.
  6. Оси не совместимы с некоторыми домашними велосипедными стойками и автомобильными креплениями. Такие стойки держат велосипед за задние дропауты или за дропауты вилки. Также существуют некоторые аксессуары, например, легкие багажники, которые крепятся на специальную удлинённую ось, которую устанавливают вместо стандартного эксцентрика – они тоже не совместимы с осями.
  7. Подшипники во втулках на осях как правило имеют меньший диаметр, чем во втулках под эксцентрик. Поэтому при прочих равных такие втулки ходят до замены подшипников несколько меньше.
  8. Оси никогда не продаются в комплекте вместе со втулками их надо докупать отдельно.

Преимущества  QRэксцентриков

  1.  Распространенность рам и втулок, вилок под эксцентриковый зажим от Африки до Аляски.
  2.  Эксцентрики крайне дешевы, неприхотливы в использовании и универсальны.
  3.  Эксцентрики почти всегда продаются в комплекте вместе со втулками.
  4.  Эксцентрикам уже около 100 лет, и за это долгое время они доказали свою надежность в большинстве ситуаций, с которыми может столкнуться велотурист.
  5. Подшипники во втулках под эксцентрик имеют, как правило, больший диаметр, вследствие чего служат несколько дольше, чем втулки под ось._dsc04399

Недостаток QR-эксцентриков

  1. Бюджетные эксцентрики имеют свойство со временем терять прижимную силу и раскручиваться. Решение этой проблемы крайне простое: использовать фирменные эксцентрики.
  2. Колеса на эксцентриках менее жесткие, чем колеса под ось. На велосипедах для экстрима и прыжков эксцентрики — не самое надежное решение.
  3. Очень часто неопытные велосипедисты теряют или неправильно ставят пружинки на эксцентриках. Слева пружинка стоит правильно, а справа — неправильно, то есть более широкой частью пружина должна смотреть в сторону гайки и основания эксцентрика.

_dsc04391

Ось на гайках

Помимо вышесказанного есть еще и цельные оси на гайках. Оси на гайках – это самый древний и дешевый способ крепления колеса к велосипеду. Работает он точно также как эксцентрик, только затяжка осуществляется с помощью гаек, а не рычага. В современном мире такой способ крепления применим в основном для городских велосипедов и bmx. Гайки не дадут украсть колесо, просто взяв и отстегнув его.

 

_dsc04410

 

Главный же недостаток – это необходимость таскать с собой не самый компактный накидной, рожковый или разводной ключ, чтобы иметь возможность сменить камеру. Никаких преимуществ в плане прочности и надежности такие оси не дают, за исключением втулок под трещотку, где из-за особенностей конструкции нагрузка на ось очень высокая, и полые оси втулок, в которые вставляется эксцентрик, часто лопаются в отличие от цельных под гайки.

 

_dsc04408

 

Размеры велосипедных осей: диаметр, длина и шаг резьбы

Диаметр, длина и шаг резьбы определяют стандарт оси. При покупке сменной оси вам необходимо убедиться, что вы покупаете деталь, характеристики которой совместимы с вашей рамой, вилкой и втулкой. Важно также отметить, что передняя и задняя оси имеют разную длину.

Передние оси обычно имеют диаметр 15 мм, а задние 12 мм. Это наиболее распространенный стандарт.  Передняя ось больше в диаметре, потому что рулевое управление создает большее скручивающее усилие, да и сама вилка обладает меньшей торсионной жесткостью, чем рама. На некоторых вилках для экстремальных дисциплин используют оси диаметром 20 мм, в то же время как на дорожных вилках обычно применяются оси диаметром 12 мм, чтобы снизить вес.

 

Оси бывают разной длины для обеспечения различного расстояния между фланцами втулок, ногами вилок или перьями рам. Производители используют два разных способа для обозначения размера:

  1. OLD (Over Locknut Dimension) – это расстояние от края одной контргайки до края другой. Этот показатель применим для измерения втулок со всеми типами крепления и равен расстоянию между перьями рамы или ногами вилки. Наиболее распространены следующие размеры: задних втулок — 130 мм, 135 мм (стандартный эксцентрик), 142 мм, 148 мм и 197 мм (фэтбайки); передних — 100 мм, 110 мм и 150 мм.
  1. Overall length – общая длинна оси. Это расстояние от основания шляпки оси до ее конца. Этот показатель наиболее применим к сквозным осям. Обыкновенно общая длинна оси составляет OLD + 20 — 30 мм, однако необходимо учитывать толщину дропаутов и глубину резьбы.

_dsc04417

 

Шаг резьбы — это расстояние от кончика одного витка до кончика другого в миллиметрах. Стандарты шага резьбы для осей — 1 мм, 1,5 мм и 1,75 мм. Важно выбрать правильный шаг резьбы, чтобы не повредить ось и ее посадочное место в раме или вилке.

 

Нужно ли переходить на оси?

Для большинства велосипедистов влияние осей незаметно. Если вы не являетесь профессиональным гонщиком, то вряд ли почувствуете прирост в управляемости и жесткости, пересев с хорошего велосипеда на эксцентриках на хороший велосипед на осях. Помимо осей существует целый ряд факторов, оказывающих влияние на торсионную жесткость велосипеда, например, геометрия рамы или диаметр ног вилки.

 

Конечно, не обязательно использовать один тип крепления на обоих колесах. Передние оси более важны, потому что вилка более подвержена скручиванию, чем рама. Возможно, есть смысл перейти на ось спереди, в том случае, если вы катаетесь чуть более агрессивно, чем среднестатистический любитель кросс-кантри.

Оси однозначно необходимы любителям экстремальных дисциплин. Еще одна категория велосипедов, где оси необходимы – это фэтбайки. Широкие вилки и огромное расстояние между задними перьями значительно снижают торсионную жесткость таких велосипедов. В «плюсовых» байках оси нужны далеко не во всех случаях. Если велосипед собирается для внедорожного туризма на крепкой раме с жесткой вилкой, типа Surly Bridge Club, то оси будут ненужным усложнением. Если же это какой-то трейловый велосипед, как, например, Jamis Dragon Slayer или Surly Karate Monkey, то ему не помещают амортизационная вилка, колеса пошире и оси для большей жесткости.

 

Некоторые велосипедисты считают, что оси — это просто способ продавать больше велосипедов и компонентов. Вероятно, в этом есть доля правды. Предлагаемые преимущества малозаметны для обычного велосипедиста. Оси дают больше преимуществ для гонщиков и любителей экстремального катания, нежели для велотуристов. Хорошие рама и вилка под эксцентрик обладают достаточным запасом прочности и жесткости, чтобы вместе с грузом комфортно кататься в самых различных условиях, начиная от подмосковных холмов и заканчивая Кавказскими горами. Эксцентрики просты, удобны в использовании, надежны и распространены. Оси с технической точки зрения — определенно шаг вперед, и в последние годы они потихоньку вытесняют эксцентрики с велосипедного рынка.

 _dsc04392

Личный опыт bikelifeforms и некоторые рекомендации

  • Если у вас «no name» эксцентрики, то замените их на эксцентрики от фирм Shimano, DT Swiss, Hope, Mavic, Crank Brothers, Fulcrum, Campagnolo, Miche и др. Эксцентрики этих фирм очень надежно держат колеса велосипеда.
  • В велотуризме не стоит использовать эксцентрики из титана. Наша практика показывает, что они могут лопаться.
  • Отправляясь в длительное путешествие, не забудьте взять с собой запасную гайку для эксцентрика. Практика показывает, что если при снятии колеса не закрутить ее поглубже на ось эксцентрика, то гайку можно легко потерять, например при погрузке в поезд или самолет.
  • За более чем двадцатилетнюю карьеру в велотуризме никаких проблем с качественными эксцентриками в нашей группе не случалось.
  • Заворачивая ось в дропаут рамы или ногу вилки, будьте аккуратны, так как ось может пойти не по резьбе. За время работы нашей мастерской мы встречали немало передних вилок со «слизанной» резьбой.
  • Обычно ось завинчивается с помощью шестигранника 5 или 6 мм, а так как сама ось делается из алюминия, то довольно часто подобные отверстия под шестигранник разбиваются. Поэтому работайте ключом аккуратно.
  • Не завинчивайте ось в раму слишком сильно, иначе открутить ее будет невозможно и придется высверливать. В наших походах было пару таких комичных случаев, когда перед погрузкой в поезд люди не могли снять переднее колесо.
  • Если вы повредили резьбу оси или место под ключ шестигранник, то рекомендуем заказать токарю оси из титана. Они гораздо более надежны и долговечны, чем оси из алюминия.

remont_velosipedov

Комментарии

  1. Егор+Проскудин:

    А что думаете про то, чтобы вставить втулку с осью 10мм в раму под эксцентрик? Дропы конкретно у моей рамы здоровые, думаю влезет. Даст это какие-то плюсы?

  2. Владимир Кулигин:

    Да, будет немного прочнее конструкция. Собственно я так и езжу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост