Выбор ниппелей и шайб для спиц при сборке колес — BikeLifeForms
 
6 января 202115:44

Выбор ниппелей и шайб для спиц при сборке колес

Когда куплены втулки, обода и рассчитана длина спиц, то остается один главный вопрос: какие ниппеля для спиц выбрать? Какой ниппель для спиц лучше: из латуни, алюминия или нержавеющей стали? Ниппеля какой длины предпочесть для сборки колес — 12, 14 или 16 мм? Стоит ли тратиться на цветные ниппеля или предпочесть серебристые? Требуются ли шайбы при сборке колес между ободом и ниппелем?

Увы, какие-либо внятные ответы на все эти вопросы в Интернете найти сложно. А то, что есть, больше смахивает на рекламную информацию, которой лично я доверять не могу. Поэтому давайте вместе разберемся с этими вопросами, которые часто волнуют велосипедистов, желающих собрать себе новый комплект велосипедных колес.

Для начала напишу о том, какую функцию выполняет ниппель. По сути, это — гайка своеобразной формы с 4 гранями. Ниппель имеет обычную правостороннюю резьбу диаметром 2 мм (иногда 1,8 мм для соответствующих моделей спиц).

С помощью равномерной затяжки всех ниппелей происходит регулировка натяжения спиц, что является одним из самых ответственных моментов при сборке колеса велосипеда и требует от мастера большого опыта и умения.

Ниппеля делают из бронзы, латуни, алюминия и нержавеющей стали. Они бывают длиной 12, 14, и 16 мм. Иногда мне попадались ниппеля размерами 15,6 мм и 12,4 мм, а также 14,2 мм. Но сути дела это не меняет.

Алюминиевые ниппеля для спиц: отзыв и обзор

Это самые легкие ниппеля на рынке. Очень часто бывают анодированы в различные цвета, чем и привлекают велосипедистов для сборки красивых велосипедных колес. Стоимость их выше, чем ниппелей из других материалов. Часто такие ниппеля идут уже комплектом вместе со спицами DT Swiss. Поэтому небольших белых коробочек за более чем 15 летнюю практику сборки колес накопилось у меня не мало.

Такие ниппеля очень любят использовать гонщики для облегчения общей массы колеса. Но, увы, колеса, собранные на алюминиевых ниппелях, весьма ненадежны. Много раз я наблюдал, как алюминиевые ниппеля после сезона использования прикипают к спицам и сильно окисляются, какую бы смазку я ни использовал при сборке. По сути, отработав сезон в грязевых условиях или зимой, алюминиевый ниппель превращается в «труху», и когда нужно подправить неровности колеса, то ниппеля начинают лопаться.

Очень часто на колесах, собранных в других мастерских, я наблюдал сорванные грани алюминиевых ниппелей. Алюминий сам по себе довольно мягкий, поэтому, прилагая излишнее усилие при закручивании ниппеля, нерадивый сборщик, по сути, портит колесо. Если у ниппеля сорвана грань, то спицевой ключ не может захватить сам ниппель, а значит, речи о правке восьмерок и других неровностей колеса идти не может. Итог — замена всех ниппелей на колесе.

alu-nippel

Для тех, кто не верит, приведу пример недавней переписки в мессенджере, где один мой товарищ пишет: «У меня алю-ниппели шли в комплекте на стоковых колесах велосипеда Ghost и начали закисать после года эксплуатации. Я думал, что они протянут второй сезон, но, увы, начали рваться в самый разгар лета. Что интересно, много коррозии также вокруг дырки для ниппеля.»

Подведя итог, скажу, что подобные ниппеля ни в коем случае не стоит использовать при сборке колес. Поэтому, когда мне на сборку приносят втулки, обода и спицы с комплектом таких ниппелей, я всячески рекомендую использовать ниппеля из латуни.

Латунный ниппель для спиц: отзыв и обзор

Все мои колеса, а их на данный момент 6 пар, собраны именно на ниппелях из латуни. Это крепкие, надежные, неприхотливые ниппеля, который будут работать на ваших колесах долгие годы. Латунь не корродирует довольно долго и имеет очень качественную резьбу.

latun-nippel

Проблем с ними никаких нет. Причем можно брать такой ниппель от совершенно любого известного производителя — все они будут весьма хорошего качества. Те, кто используют в своих колесах латунные ниппеля, катаются без оглядок, проблем и тревожных мыслей. Тем они и хороши. Добавить нечего, кроме того, что латунные ниппеля фирмы sapim черного цвета имеют весьма хлипкие грани, и зачастую при сборке карбоновых колес ими нельзя затянуть спицы до максимальных значений. Лучше брать ниппеля других фирм.

Ниппеля для спиц из нержавеющей стали: отзыв и обзор

Ниппеля из нержавеющей стали тоже можно использовать при сборке велосипедных колес. Стальные ниппеля имеют примерно одинаковую цену с латунными. Очень часто такие ниппеля встречаются на стоковых колесах различных велосипедов и порой весьма дорогих. Стоит заметить, что если такие ниппеля анодированы в черный цвет, то особых проблем с ними не возникает, и колеса ходят достаточно долго. Иногда можно наблюдать коррозию, если кататься с такими ниппелями в зимних условиях.

Ниппеля для спиц из бронзы

Такие ниппеля я иногда встречаю на старых велосипедах. Неплохое качество, хорошо противостоят коррозии. Однако ввиду своей мягкости грани таких ниппелей довольно легко сорвать.

Выбор длины велосипедного ниппеля

Я уже писал выше, что, по сути, ниппеля бывают 12, 14 и 16 мм. Какие лучше выбрать? Более длинные ниппеля мы берем в том случае, когда хотим компенсировать более короткую длину спицы, чем нам нужно. Обычно в таких случаях мы берем ниппель 16 мм. Несмотря на то, что длина резьбы всех ниппелей обычно +/- одинакова,  мною замечено, что длинный ниппель 14 или 16 мм лучше захватывает велосипедную спицу и делает колесо более стабильным.

dlina-nippel

Поэтому почти все мои колеса я собирал на более длинных ниппелях. Расчет длины спиц говорит нам, что всегда лучше взять спицу чуть длиннее, нежели короче. Так, если калькулятор длины спиц показывает нам 291.5, то мы берем длину спицы 292 мм. Так же и с ниппелем. Лучше взять ниппель на пару миллиметров длиннее. Замечено также, что у более длинных ниппелей грани более живучие. С другой стороны, многие сборщики считают, что длина ниппеля не имеют слишком большого значения.

Цветные ниппеля для спиц

Часто на прилавках веломагазинов можно встретить яркие ниппеля для спиц различных цветов (красные, золотистые, зеленые, фиолетовые и другие). Большинство их них сделаны из алюминия. Но, как было отмечено выше, алюминий нам не подходит. Значит, остается выбирать между черными ниппелями и серебристыми. Особой разницы в них нет. На мой взгляд ниппеля, анодированые в черный цвет, лучше противостоят воздействиям внешней среды. Поэтому при сборке колес я, в основном, использую ниппеля черного цвета. Серебристые ниппеля более дешевы, в этом состоит их основной плюс.

alu-nippel-2

Ниппеля с фиксатором резьбы

В продаже также есть ниппеля, на резьбу которых нанесен сухой клей, или, по-другому, фиксатор резьбы. У компании DT Swiss такая технология называется Pro-LOCK. По сути дела, это — простой маркетинговый ход швейцарской компании. Такие ниппеля можно сделать самому, добавив на место соединения спицы с ниппелем разъемный фиксатор резьбы.

Нужны ли шайбы при сборке колес?

Здесь все зависит от типа ваших ободов. Если ваш обод пистонирован, то шайбы абсолютно не нужны. (К пистонированному ободу спицы крепится не напрямую, а через запрессованную в него вставку, т.е. пистон.) А если ваш обод не пистонирован, то при сборке вы можете использовать шайбы. Шайба — это, по сути, прокладка, снижающая трение между ниппелем и ободом. Задача шайбы состоит в том, чтобы равномерно распределить нагрузку между ниппелем и ободом. Также шайбы увеличивают площадь контакта между ниппелем и ободом. Использование шайб при сборке колес на карбоновых ободах крайне рекомендуется, так как нам очень важно снизить трение между ниппелем и ободом. С другой стороны, некоторые гонщики ради экономии веса просят меня собирать карбоновые колеса без использования шайб.

Интересно, что довольно много алюминиевых колес собираются без использования подобных шайб. А дело все здесь в том, что некоторые непистонированные модели ободов имеют интересную направленную сверловку под спицы. Таким образом, использование шайб в данном случае нецелесообразно.

Также считается, что непистонированные обода сделаны без усилений под спицы не просто так, и стенка таким ободов рассчитана на работу без шайб. И ведь действительно, если посмотреть, то многие современные обода, как правило, не имеют пистонов не только из экономии, эстетики и снижения веса, но и потому, что в них используются более твёрдые сплавы, которые ниппель не задирает при вращении.

Иногда шайбы используются в том случае, если спицы чуть длиннее чем надо. Но это, скорее, исключение из правил.

_%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9

Есть определенные модели ободов, при использовании которых производитель рекомендует использовать шайбы. Стоит заметить, что данные шайбы, или прокладки между ниппелем и ободом бывают различных форм и видов и не похожи между собой по причине того, что обода имеют разный внутренний профиль. А если делать шайбу мягкой, то она со временем перестанет работать и полностью примет форму ниппеля.

Поэтому для того чтобы понять, нужны ли нам шайбы, стоит написать в техническую поддержку производителю ободов. Интересный факт: некоторые модели ободов продаются сразу с шайбами, а хитрые продавцы на барахолках продают шайбы к ободам отдельно. Так что будьте внимательны!

Искренне Ваш, Владимир Кулигин


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Евгений:

    Очередной очень полезный материал! Ребята спасибо вам за ваш труд!
    С праздниками вас!

  2. КарбонБосс:

    Честно говоря, никогда не думал, что можно так много написать по данной теме, почерпнул много нового. Спасибо.

  3. А где и какие шайбы брать?
    Кроме того не раскрыт вопрос о шайбах на спицах со стороны втулки.

    1. Владимир Кулигин:

      Шайбы «со стороны втулки» не использую, так как собираю колеса только на спицах тощиной 2мм, шайбы обычно подкладывают, если спицы 1.8мм. Или наоборот: бывает, что фланец втулки слишком тонкий и спица болтается в отверстиях фланцев, но это очень редкое явление. Шайбы в целом несколько уплотняют посадку головки спицы. Вообще, собранные мною колеса служат десятки тысяч километров без использования всяких шайб. Главное выбрать хорошие спицы, и собирать с тензометром.
      Шайбы продают компании дт свисс и сапим. Для карбоновых колес шайбы можно купить в магазине крепежа, но главное взять с собой обод и проверить, чтобы шайба залезла в отверстие для ниппелей.

  4. Сергей:

    Приветствую Владимир! Меняю обод на WTB CHRISCROSS I19 700C TCS RIM, 32 HOLE, старый был yak19. На WTB направленные отверстия, шайбы вставлять не стоит? Заранее спасибо за совет!

    1. Владимир Кулигин:

      Смотрите, что говорит производитель, на сайте должна быть указана вся информация по сборке, макс натяжению спиц. Если ее нет, то напишите в службу поддержки, адрес есть на оф. сайте. Я всегда делаю именно так.

  5. Дмитрий:

    Возможно, ниппели различаются, однако встречал обоснованное мнение о том, что длина ниппеля не влияет на длину спицы, так как и на ниппеле, и на спице резьба порядка 9..9,5 мм. Сейчас передо мной два ниппеля 12 и 14мм, и второй просто сразу садится на спицу на пару миллиметров глубже. То есть тезис подтверждается. Более того, при приобретении более длинной спицы более короткий ниппель пропускает спицу за край головки, на миллиметр дальше длинного, а более длинный, соответственно, до края своей головки спицу не пропускает. То есть допуск на «плюс» очень ограничен, и более длинную спицу может не получиться натянуть

    1. артем:

      У алюминиевых нипелей резьба и вовсе 6мм (без учета того, что над шлицом) чтобы самые экономные и не подумали компенсировать длину спиц нипелем в котором спица должна быть докручена как минимум до конца шляпки. И длинные ниппели производитель рекомендует именно для высоких ободов. А вот у латунных, например ДТ резьба у более длинных тоже длиннее — там не обязательно чтобы спица армировала собой шляпку.
      Кроме того при использовании 12мм нипеля так, что спица торчит из него внутрь обода может возникнуть проблема с демонтажем или правкой зонта — налипший герметик или грязь может воспрепятствовать откручиванию нипеля и алюминиевый при приложении усилия лопается по основанию шляпки.

  6. yuniki:

    На третий год использования(6ткм) при перебортовке стали отрываться головки ниппелей (2 ниппеля уже при протяжке после отрыва первой головки) спиц , в чем м.б. причина — попадание герметика станс, острая кромка подложенной шайбы,некачественный ниппель ?….

    Обод Arch Ex BST
    Спицы dt swiss 2-1.8-2
    Ниппели Sapim 14 mm brass polyax,
    Шайбы из метизов, самогнутые
    Натяжение 125 kgf
    ПС . Сколько вообще кГс выдерживают эти ниппеля , может, в процессе протяжки были перетяжки ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост