В последнее время я все больше и больше вижу на улицах велосипедов с жесткой вилкой или так называемых «ригидов». Ригид — велосипед без амортизаторов. Лично я с жесткой вилкой впервые столкнулся ещё в далёком детстве. В то время такие вилки устанавливались на все советские велосипеды, на которых в ту пору я и катался. Об амортизационной вилке в то далекое время все мы могли только мечтать.
Почему амортизаторы тогда не ставили на велосипеды? Да просто потому, что все выпускаемые тогда велосы были дорожными. То есть предназначены они для езды по относительно ровной твердой поверхности.
С появлением первых иностранных велосипедов в нашей стране, появились и амортизационные вилки.
Амортизаторы начали потихоньку применяться в велосипедной индустрии только с конца 80-х. То есть после того, когда появились внедорожные велосипеды (ATB, МТВ). Да и тогда они применялись далеко не на всех велосипедах. Почему? Да просто потому, что в большинстве случаев тогда использовались рамы из стали. А такой раме амортизатор не особо нужен, даже при езде по неровным дорогам. Стальная рама сама по себе пружинит, и неплохо сглаживает неровности.
По-настоящему массовым применение велосипедных амортизаторов стало только после того, как промышленность освоила технологию изготовления велосипедных рам из алюминиевых сплавов. Сделано это было в погоне за облегчением конструкции.
Алюминиевая рама при сравнимой прочности оказывается легче стальной. Но жесткостные свойства алюминиевых сплавов совсем иные, чем у стали. Алюминиевые конструкции оказываются существенно жестче. Велосипед при этом становится лучше управляемым, но вот с комфортной ездой по неровной дороге получается незадача. Вот и пришлось конструкторам велосипедов заимствовать решения из мотоиндустрии, и заменять жесткую вилку на амортизационную. Да и российские потребители больше отдавали предпочтение «модному велосипеду с рессорами».
Однако велосипедная культура в России постепенно развивалась, и начиная где-то с 2006 года велосипедистам стран СНГ стали доступны запчасти из зарубежных интернет-магазинов и крупных торговых интернет-площадок. И когда вставал вопрос, на что заменить свою дубовую и тяжелую амортизационную пружинную вилку, решался он зачастую в пользу жесткой вилки, в то время как воздушная вилка по своей цене оказывалась в разы дороже. Таким образом на улице городов стало появляться все больше ригидов, т.е. велосипедов с жёсткими вилками.
Что касается титановых велосипедных рам, то им амортизатор тоже не сильно нужен. Титановые сплавы совмещают преимущества алюминиевых и стальных. Рама из титанового сплава весит столько же, сколько и алюминиевая. Но при этом она пружинит почти так же, как стальная. Ну и зачем в таком случае ей амортизатор? Он только цену увеличит, конструкцию утяжелит, да на подъеме силы у велосипедиста отберет.
В 2007 году, когда я обзавелся титановой рамой, моя воздушная вилка Rock Shox приказала долго жить. Я подсчитал, что ее ремонт обойдется мне в половину покупки новой, поэтому и решился на установку жесткой. После недолгих поисков я нашёл жесткую титановую вилку на одном из форумов, и вскоре она уже стояла на моём велосипеде.
Титановая вилка для велосипеда: отзыв, обзор, впечатления
Вес жесткой титановой вилки оказался очень приятным: чуть более 700 грамм при длине штока 205 мм. Сделана она была мастерами из Нижнего Новгорода. Качество изготовления вилки мне очень понравилось. До меня в употреблении она была более двух сезонов. Однако ввиду материала изготовления вилка была как новая.
Неспешно в свободный вечер установил ее на велосипед, а в выходной день впервые выехал прокатиться уже не хардтейле, а на титановом ригиде. Впечатления оказались следующие: во-первых, велосипед стал непривычно легким и более устойчивым в езде. Во-вторых, я почувствовал, что титановая рама вместе с титановой вилкой стали составлять целостность конструкции. Т.е. ощущался велосипед всем телом совершенно одинаково. По мелкой гравийке ехать было непривычно жёстко, но в то же время очень мягко. Все мелкие неровности превосходно съедались этим волшебным материалом. Когда я доехал до более техничных участков, то здесь, конечно, жёсткая вилка показала себя не с самой лучшей стороны. Корни, ямы — все это отдавало прямо в руки, и ехалось мне отнюдь не комфортно. Езда в горку по ровным дорогам стала в разы в легче. Сказалась хорошая торсионная жёсткость вилки, а также гораздо меньший вес велосипеда. Ну и в целом на прямых ровных участках скорость немного возросла.
В течение месяца я также скатал 3-4 «марафона» по Московской области. Километраж каждого был более 100 км. И во всех этих поездках я был полностью удовлетворен жёсткой вилкой. Начало ноября выдалось довольно дождливым, и велосипед тихо грустил на балконе. Однако к середине месяца ударили первые морозы без снежного покрова. Тут то вся грязь замерзла, и мы, счастливые, отправились с Димой Ховрином на трек вдоль Москвы-реки. Тут мне и досталось по полной. Грунт замёрз очень неравномерно, тряска была невероятная. Тут-то я и понял, что при тряске руль надо лишь придерживать, а мышцы рук и корпуса расслаблять. Стоит отметить, что и масляная вилка на велосипеде Димы сразу замерзла и мы были с ним в одинаковом положении.
Позже пришла зима. Зимой я катался довольно много. И в целом оказался очень доволен жёсткой вилкой. Весной начался новый сезон походов. Я установил на руль новые мягкие грипсы, на переднее колесо поставил более толстую объёмную покрышку и стал получать гораздо больше удовольствия от катания на велосипеде с жесткой вилкой. О возвращении к амортизационной вилке даже и перестал думать. А на сложные треки, с рельефом, прыжками и различными неровностями я просто катал на втором моём велосипеде «Канондейл».
Жесткие титановые вилки редко можно встретить в свободной продаже. Однако их можно заказать у компаний, производящих титановые рамы. Иногда встречаются неплохие предложения и на барахолках, но здесь необходимо убедиться, подойдет ли данная вилка вашему велосипеду по геометрии.
Карбоновая жёсткая вилка — отзыв и обзор
Карбоновую жесткую вилку я впервые попробовал на шоссейном велосипеде и сразу оценил её преимущества по сравнению с алюминиевой. Более лёгкая, жёсткая, отлично гасит неровности дорог. Удалось пару раз обкатать подобную вилку после того, как я устанавливал её клиентам взамен амортизационной в своей мастерской. По сути впечатления очень близки к тем, что я описывал выше про титан. Карбоновая вилка также хорошо глотает мелкие неровности дорог, немного пружинит на ямах и прочих неровностях. Конечно, она менее надежна, чем вилки из титана и стали, но обычно служит своим владельцам долго и счастливо. Данная вилка очень хорошо подойдёт для установки на велосипеды из алюминия. Средний вес подобной вилки с алюминиевым штоком около 600 грамм. С карбоновым штоком менее 500 грамм. Однако карбоновый шток, конечно, менее надежен, да и якорь в такую вилку уже нужен специальный.
В последнее время многие устанавливают карбоновые жёсткие вилки на детские велосипеды. И это не случайно, так как дети редко когда могут продавить штатные эластомерные вилки, а карбоновая вилка легко позволит скинуть с велосипеда более чем килограмм веса.
Неплохо карбоновые вилки проявили себя и в туристических походах. Ломаются они лишь в случае сильного точечного удара, как и весь карбон. В настоящее время выбор карбоновых вилок весьма богат, да и цена с возможностью заказа данной вилки на крупных азиатских торговых площадок стала весьма приемлемой.
Стальная/хромолибденовая вилка — отзыв и обзор
Хромолибденовая, или как говорят в народе, «хромолевая» жёсткая вилка отлично подойдёт к велосипеду на основе стальной рамы. Данная вилка будет весьма тяжёлой (более 1100 г), но надёжной и неприхотливой. Гасить вибрации она будет примерно так же, как титан, и чуть лучше, чем карбон. Очень часто на сайтах зарубежных интернет-магазинов можно встретить в продаже уже готовые фреймсеты, т.е. рама плюс вилка. Минус подобных вилок — относительно высокий вес и подверженность коррозии, хотя, с другой стороны, я еще не знаю ни одного случая, когда подобные вилки могли бы корродировать до дырки. В остальном же хромолибденовая жесткая вилка — отличный выбор для велосипеда из стали.
Выбор данных вилок невелик. Отличные стальные вилки производят компании Salsa и Surly. Их можно без проблем заказать в зарубежных интернет-магазинах.
Алюминиевая жёсткая вилка — отзыв и обзор
Приходилось мне ездить и на алюминиевой жёсткой вилке. Впечатления от данного типа вилок у меня остались самые наихудшие. Все мелкие колебания от неровностей дороги прямиком передавались на моё тело. Вилка очень хорошо долбила по рукам. Ездить на ней было одно мучение. Очень часто такие вилки устанавливаются на дешёвые шоссейные или циклокроссовые велосипеды. Рекомендую их владельцам задуматься о замене.
Жёсткая вилка для зимы
Зимой, как известно, все детали велосипеда подвержены большему износу, чем в летнее время. Здесь и постоянные перепады температур, влага, песок, реагенты. Все это очень плохо влияет на любые виды амортизационных вилок. Влага вместе с реагентами легко попадает внутрь штанов вилки, и там начинаются процессы износа. Сальники, плохо пропитанные маслом, усыхают, слой ног вилки начинает стираться, отсюда возникают проблемы с её работой. Ну а техническое обслуживание вилки в настоящий момент стоит не так уж и дёшево. Зимой езда на жёсткой вилке актуальна вдвойне. Ничто не изнашивается, ломаться нечему, да и дорогая воздушная вилка, которую вы замените перед холодной зимой, прослужит вам в разы дольше. Увы, каждый год после зимы мне как механику приходится убеждаться, что зима просто убийственно действует на любые типы амортизаторов велосипеда.
Вердикт «Велосипедных Форм Жизни» и Владимира Кулигина: жёсткие вилки прочно заняли своё место в велосипедном мире. Основные плюсы данных вилок: долговечность, цена, отсутствие сервиса, низкий вес, более лёгкий ход велосипеда по ровным дорогам и в горку, неприхотливость, гашение мелких колебаний от дорог. Обязательно не забывайте, что вылет и изгиб перьев в нижней части вилки способствует гораздо лучше амортизации. Из минусов отмечу, что жёсткая вилка не предназначена для жёсткого и экстремального катания. С ней не очень удобно спрыгивать с бордюров в городе и катать жесткое кросс-кантри. В остальном же я не представляю свою жизнь без своего титанового ригида, т.е. велосипеда с жесткой вилкой. Ну а для более экстремального катания у меня старый добрый американский Cannondale с воздушной итальянской вилкой Marzocchi.
Не согласен с тезисом, что в стародавние времена о передней вилке с амортизаторов приходилось только мечтать. На велосипедах (и не только на отечественных) вилки были жесткими.
Но амортизаторы в передних вилках давно и с успехом применялись на мотоциклах и мопедах. Мопеды Львовского завода «Верховина» свободно продавался в магазинах, стоил около 200 руб, что было сравнимо с месячной зарплатой инженера. Работящие, головастые и рукастые получали в месяц по 300-400 руб, так что те, кто не пропивал зарплату сразу после получки, вполне могли себе позволить не только мопед, но и что-нибудь посолиднее. Мотоциклы Иж, Урал, Ява стоили уже 600-1000 руб, и тоже свободно продавались всем желающим, окончившим курсы досааф и сдавшим экзамен в гаи. Права на вождение мотоцикла давали тем, кому исполнилось 16 лет. А для вождения «Верховины» или «Карпат» вообще никаких документов не требовалось. Так что особых проблем с ездой на двухколесном ТС с передним амортизатором в 70 и 80е годы не было. Понятно, что 16 летнему подростку никто не стал бы покупать мотоцикл, но пользоваться отцовским или дедовским мотоциклом в большинстве семей не возбранялось. Надо сказать, что мотоциклы и мопеды были во времена ссср весьма широко распространены в сельской местности. Автомобиль считался предметом роскоши, а мотоцикл или мопед на селе был предметом первой необходимости. В частности, потому, что ездить на нем можно было не только по дорогам.
=
Максим, спасибо! Ведь так и есть амортизация и дисковые тормоза пришли в велосипедный мир из мотоциклетного!
кое-что о жёстских вилках:
https://www.youtube.com/watch?v=xWy5xX3-e3U
Помню видел что-то подобное в далеком 2005 году по каналу 7тв. Спасибо за ссылку прямо ностальгия взяла за душу!
кстати на новой секвойе от всем известного бренда specialized инженеры ещё более заострили передний треугольник, спрямили вилку, сделав её карбоновой, и заменили механику на гидравлику, на мой взгляд стирая границы между турингом и циклокроссом)), отдалившись от консервативных суровых стальных форм, диктуемых специализированными производителями.
посмотрел на последнее фото в статье и задался вопросом. Ждать ли читателям в ближайшем будущем от «маэстро» лайфхака по внутренней проводке тросиков в раме?)) или хотя бы статьи о том, что данный вопрос в современном велостроении не настолько актуален, насколько раздут маркетологами.))
В specialized сидят не дураки. По сути взяли salsa fargo (очень продаваемый в США велосипед) и изменили ее немного в сторону «дорожности». В америке это тренд. Эксперимент как мне кажется удался, получился весьма универсальный велосипед в сборе. Мне такие велосипеды очень по душе. Сам мечтаю о баране, другое дело, что пополнять свой парк уже дальше некуда.
Что касается внутренней проводки тросов, думаю писать здесь особо не о чем. Такова тенденция рынка. Пытались летом заказать подобную титановую раму, но никто не взялся так сделать. Хотя парни из Литвы делают.
https://c1.staticflickr.com/9/8669/16526627078_a2c2159fb3_b.jpg
Внутренняя проводка хороша эстетически, но не жизненно важна. Лучше пустить тросы в сполшных рубашках
Да, и только по верхней трубе, а ни разу не по нижней.
Не пойму, это ж неудобно — тросы вынимать потом из нутрей? это как? по-моему, слишком сильная и тупая плата за какую-то спорную эстЭтику.
Мне наоборот по верхней трубе очень не нравится. Не нравится настолько, что я не рассматриваю к покупке рамы с таким расположением.
Внутренняя проводка разная бывает, но я не особо в ней разбираюсь. У меня была только одна рама с такой — там голые тросики проходили через упоры и действительно было не очень удобно менять. Теперь вроде сплошная рубашка пропускается внутри рамы.
Езжу на алюминиевой вилке и достаточно набитых полусликах 40мм в том числе и по гравейке. Да, на сильном расколбасе скорость надо сбрасывать прилично, но на асфальте, грунтах, по полю по траве катится отлично. Когда начинается зуботряска, то, как написано в статье, надо расслабить руки и плечи, привстать с седла, а руль обхватить пальцами как бы в кольцо. Это когда 20+ кмч. но самое лучшее решение, если геометрия позволяет, это установить руль баран, шоссейный или мтб, тут от предпочтений зависит. Такой руль отлично гасит вибрации и мелкие неровности даже на алюминиевой вилке. А при загруженном переде (багажник, сумки) неплохо и по средней стиральной доске едет. Но надо заметить, что алюминиевые рамы разные по жесткости бывают, у меня довольно комфортный фреймсет оказался. Желания переходить на карбон нет абсолютно, а вот о хромоле задумываюсь. Но не из-за комфорта, а из-за прочности.
комментарий только один! УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ НЕ БЫВАЕТ! УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ- ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО! ПРИВЫКНУТЬ МОЖНО КО ВСЕМУ! хотя ВОЗДУШНО МАСЛЯНАЯ НАВЕРНОЕ САМОЕ САМОЕ! ИМЕННО УНИВЕРСАЛЬНОСТЬЮ И КОМФОРТОМ!
Воздушно-масляная всем хороша, но есть у нее несколько недостатков. Иногда как начнет сдуваться…