8 февраля 202122:46

Выбор велосипедных ободов

dartmoor-bmx-street-bike-24-32

Часто читателей блога интересуют следующие вопросы про велосипедные обода: посоветуйте крепкий и надёжный велосипедный обод, какой производитель ободов лучше и качественнее, стоит ли брать карбоновые обода для тяжёлого велосипедиста, какую ширину обода выбрать, стоит ли покупать обода на 28 отверстий, какой обод для бескамерной установки лучше всего, какой производитель ободов делает наиболее качественный продукт и т.д. Для того чтобы каждый раз не повторяться в ответах, у меня и созрела мысль написать вдумчивую и подробную статью про велосипедные обода.

Диаметр велосипедных ободов

Для новичков стоит написать информацию относительно диаметра обода. Ясное дело, что если диаметр колес вашего велосипеда 26″, то обода 27.5″, 28″ вам не подойдут. Поэтому стоит это учесть. Обода 700с, 28″, 29″ одинаковы по диаметру: это всегда 622 мм. А вот покрышка может быть разной. Различия здесь кроются только в ширине самого обода и резины, допустимой на нем. Шоссейные обода 700с более узкие, легкие, и предназначены для сборки дорожных колес. Маркировка 29″ была придумана по причине того, что колеса горных велосипедов более объемные, а их внешний диаметр — примерно 29 дюймов.

Сварной или клепаный (стыковой) обод

Обода обычно делают из различных алюминиевых сплавов разной жёсткости. Такие обода напротив отверстия для ниппеля камеры имеют стык. Он бывает либо клепаным, либо сварным. Естественно, сварной стык обода требует определенных трудозатрат при изготовлении. Поэтому сварные обода несколько дороже.

_svarnoi-obod

Что касается свойств эксплуатации, то служат такие обода примерно одинаково. Но чаще всего стык сварного обода более ровный. А на клепаных ободах мне порой приходилось видеть небольшие зазоры в месте стыка, а также яйцевидную неровность, которую ничем не убрать.

Части клепаного обода соединены между собой короткими металлическими штырями, как на фото ниже.

Сварные обода чаще всего изготовлены более качественно, чем клепаные. Свойства эксплуатации обоих видов ободов примерно одинаковы, а при жестком падении или аварии вы сложите любой обод. Так что вам необязательно платить больше за сварные обода и можно использовать стыковые, но важно, чтобы они были от надежного производителя.

Пистонированные и непистонированные обода

В пистонированных ободах отверстие в ободе усиленно заклепкой (пистоном). Пистон снижает нагрузку на сам обод. При пистонировании ниппель спицы сложнее вырвать из обода. При сборке колеса ниппель не задирает материал обода, а упирается в пистон. То есть, для того чтобы обод стал более прочным и долговечным, в отверстия для ниппелей вставляют пистоны. Пистонирование бывает одинарным и двойным. При двойном пистонировании заклепка ставится двухсторонняя, то есть, и с внешней, и с внутренней стороны обода. А при одинарном — только с внешней (видимой) стороны.

На мой взгляд, двойное пистонирование (как на фото ниже) избыточно.

dvoinoe-pistonirovanie

Качественные непистонированные обода также способны переносить солидные нагрузки, как и пистонированные. Дело здесь в том, что такие обода не имеют пистонов не только из экономии трудозатрат, эстетики и снижения веса, но и потому, что в них используются более твёрдые сплавы, которые ниппель не повреждает при вращении.

Одинарные, двойные и тройные обода, жесткость обода

Одинарные обода — признак дешевых и крайне ненадежных колес. Тройные обода — редкость, поэтому самый разумный выбор — это двойной велосипедный обод. Профиль таких ободов бывает разный. Обода с высоким профилем более жесткие, но и более тяжелые. Также жесткость сильно зависит от сплава, из которого изготовлен обод. Обода для фэтбайков (fatbike) бывают одинарные, в том числе и карбоновые. Такие обода имеют ширину более 80 мм, и поэтому достаточно крепкие. На фото ниже — профиль двойного обода, его я отпилил небольшой болгаркой для наглядного примера.

_profil-oboda

Количество отверстий для спиц в ободе

Самые распространенные модели ободов, доступные в свободной продаже на рынке имеют 36, 32, 28 и 24 отверстия. 36 — это обода излишней прочности, покупать их смысла особого нет. Обода на 24 отверстия обычно делают для дорожных велосипедов. 28 «дырок» любят гонщики, кто экономит на велосипеде каждый грамм. В принципе, 28 спиц вполне достаточно для сборки крепкого колеса. Основной минус состоит в том, что при поломке одной или двух спиц выправить «восьмерку» довольно сложно. Мой выбор — это обода и втулки на 32 отверстия. Это надёжный, долговечный и самый распространенный стандарт. Даже если лопается спица, остального количества спиц достаточно для того чтобы бы выровнять колесо и продолжить движение. Замечу также, что колеса, собранные на 32 спицах, гораздо реже приносят на исправление неровностей.

oboda-27-5

Карбоновые обода для сборки колес

В последнее время все больше набирают популярность обода, сделанные из карбона. Такие обода имеют рекордно низкий вес, хорошую жесткость, и при этом они достаточно крепкие. Основной минус данных ободов — это цена. Пара хороших ободов из Китая обойдется вам примерно от 350 долларов США. Обода от известных производителей будут стоит в 2-3 раза больше. Бытует мнение, что карбоновые обода боятся сильных точечных ударов. Действительно — там, где алюминий погнется, карбон треснет. Тенденция и развитие рынка таковы, что будущее именно за таким видом ободов. Следующие мои колеса будут собраны именно на карбоновых ободах. Их основное преимущество состоит в том, что при низком весе мы можем взять относительно широкий обод, на котором широкие покрышки будут лучше раскрываться, вследствие чего увеличивается комфорт и проходимость велосипеда. За последний год я собрал несколько пар колес на карбоновых ободах из Китая, и скажу, что качество изготовления таких ободов меня приятно удивило. В целом, данная тема достойна отдельной заметки, которую я обязательно напишу, как только соберу побольше статистической информации.

Для фэт-байка карбоновые обода — лучший выбор.

oboda-karbon

Выбор ободов для тяжелого человека

Часто меня спрашивают: какие обода выбрать людям весом более 100 кг? Стоит ли брать слишком тяжелые, широкие и излишне крепкие обода? Здесь все зависит от стиля вашего катания. Для экстремального катания, прыжков, гор лучше брать что–то более тяжелое и крепкое. А для спокойного катания по ровным грунтовым дорогам вполне себе можно выбрать обод весом 500-650 грамм, внешней шириной 25-30 мм, и не знать никаких бед и проблем. Вообще, надежные и крепкие колеса – это ведь не только сам обод, но и качество всех других составляющих, таких как спицовка в 3 или даже 4 «креста», а также равномерное натяжение спиц по всей окружности. Но часто человек склонен во всем перестраховываться, поэтому если вы возьмете более крепкий и тяжелый обод хуже от этого точно не будет. С другой стороны, я собирал колеса для людей, весящих 100-130 кг, на карбоновых ободах и ободах весом 380-500 г, и данные колеса очень хорошо работают. Но речь здесь, конечно, идет о вариантах для гонок, марафонов и других соревнований. Хотелось бы отметить, что чем ниже вес колеса, то чаще приходится править «восьмерки».

_oboda-raceface

Как выбрать ширину обода под ту или иную покрышку?

Для начала мы углубимся в историю развития колесной индустрии для велосипедов. Изначально в MTB пришли колеса с теми же 19 мм ширины, как и у дорожных велосипедов. Это было время, когда ширина покрышки 2.0 была нормой, особо радикальные любители наката ставили резину 1.8…1.95. В головах господствовала идея, что сильно накаченное колесо катится лучше. Бескамерные покрышки тогда были редкостью, все ездили с камерами, и любители сделать свой велосипед комфортнее и «помягче» рисковали на жестких участках получить пробой — “змеиный укус” камеры.

 

В начале «нулевых» ширину покрышки относительно обода выбирали в соответствии с таблицей ниже.

tire-fits-rim

По мере развития дискуссии на тему “тверже не всегда лучше”, стала слегка расти ширина до 2.2…2.3 дюйма и, соответственно, объем покрышки. Традиционные обода все еще справлялись с этой шириной. Следующим шагом стало развитие бескамерных технологий. Отпала опасность “змеиного укуса”, открылась дорога к снижению давления в шинах. Исследования показали, что в реальных условиях это обеспечивает лучшее качение покрышки, пятно контакта и держание в поворотах. Шины выросли до 2.4…2.5. И тут встала проблема, что покрышка такого объема при таком давлении подламывается в повороте, нарушая пятно контакта, а в критических случаях — с риском разбортирования.

wideright

Узкие обода не могли обеспечить стабильность посадки шины. Слишком похожей на лампочку стала выглядеть покрышка в сечении. Вот как это иллюстрируют специалисты компании Stan’s NoTubes:

wider-narrower-rim

Исходя из вышесказанного, при езде на низком давлении и использовании бескамерной технологии велорезину стоит выбирать согласно ширине ободов, в чем вам может помочь эта таблица:

mtb-rims-tires

Хочу обязательно заметить, что данная тема весьма дискуссионная. Здесь многое зависит от формы обода, самой покрышки, ведь часто заявленная ширина покрышки не совпадает с реальной. Например, я часто вижу, как на ободах внутренней шириной 25-28 мм вполне себе сносно живут покрышки 2.6 дюйма. Есть также масса примеров, когда узкая покрышка хорошо встает на широкий обод, как, например, резина 1.8 дюйма отлично работает на ободе шириной 27 мм. Поэтому при использовании более узкой или широкой резины в некоторых случаях вам необязательно тратиться на новый комплект колес.

Как отличить бескамерные обода от обычных

При объяснении бескамерной технологии больше всего недоразумений возникает вокруг внутреннего профиля обода. Изображение ниже показывает разницу между обычным ободом для установки покрышки на камеру (слева) и ободом, готовым к бескамерной установке покрышки (справа).
rim-profilesВнутренний профиль обычного обода имеет достаточно простую вогнутую форму. Накачиваете камеру, она распирает покрышку изнутри и заставляет зацепы на бортах шины попадать в зацепы обода. Вот и всё! В свою очередь обод, готовый к бескамерной установке покрышки, имеет существенно меньший вогнутый канал с плоскими приподнятыми участками с обеих сторон — «полками». Это сделано для того, чтобы нижняя граница борта шины располагалась как можно ближе к верхней границе обода с находящимся на ней зацепом. При нагнетании давления в системе прижатые к стенке óбода бортá покрышки упираются в стенки обода и фиксируются, что приводит к слышимому хлопку или щелчку. Дело в том, что бескамерные шины должны иметь очень плотное (воздухонепроницаемое) прилегание к ободу – отсюда и такие сложности.

_hooked-hookless

Бескамерные обода Hookless

Сравнительно новая бескамерная технология, позволяющая делать обода легче за счет того, что на ободе нет зацепов под покрышку. Покрышка в данном случае упирается в стенку обода. Это экономит вес и работает превосходно. Более 10 пар бескамерной резины мною было установлено именно на этот тип ободов, и ни разу не было никаких проблем. Уверен, что обода с канавками в скором времени останутся в прошлом. Hookless обода легче, и они проще в изготовлении, чем обода с канавками.

_hookless-rims

Основные производители велосипедных ободов

Обода Hope: отзыв и обзор

Именитые обода из самой Англии. Hope Tech Enduro в свое время продавался на различных интернет-площадках. Это довольно крепкий и надежный обод, на котором я собрал довольно много колес. Никто на обода фирмы Hope не жаловался. В настоящий момент данные обода уже сняты с производства, и фирма Hope представлена ободами Fortus в размерностях 23, 26, 30 и 35 мм. Отдельно обода в продаже встречаются нечасто. Из обзоров и сравнительных тестов можно сделать вывод, что в колесах Hope больше ценятся их втулки, а обода тяжеловаты по сравнению с конкурентами, хотя и вполне надежны.

oboda-hope

Обода WTB: отзыв и обзор

WTB на своем сайте представляет линейку ободов KOM с моделями Light для XC и Tough для более агрессивных дисциплин. В продаже также присутствуют их обода предыдущего поколения Frequency Team, их можно найти со значительными скидками. В комментариях к обзорам и тестам люди отмечают, что обода Tough порой недостаточно крепкие, и при необходимости крепких надежных решений обращают внимание на предыдущее поколение Frequency Team. У меня сложилось впечатление, что сейчас WTB удачней выступает «на легкой стороне». Надо только упомянуть, что Frequency Team по конструкции клепаные, а не сварные. В целом, обода WTB — вполне достойный выбор для сборки колес.

 

oboda-ztr

Обода DT Swiss: отзыв и обзор

Компания DT Swiss имеет широкий модельный ряд, представленный в интернет-магазинах. Ассортимент ободов DT Swiss разбит на три группы: XC, AllMountain и Enduro. По сути, это — деление по прочности, и допустимая нагрузка заявлена соответственно 110, 120 и 130 кг. Внутри каждой группы продукцию можно разделить на два уровня — более технологичные, легкие, дорогие и более бюджетные, тяжелые решения. И те, и другие представлены разными вариантами по ширине. Хочу заметить, что обода фирмы DT Swiss – это отличный выбор на протяжении уже многих лет. Неважно, какой обод вы берете — более технологичный или более простой, ваш выбор всегда будет правильным. Один из самых популярных, доступных и бюджетных вариантов крепких ободов — DT Swiss 533d. Это фрирайдный обод весом 540 г и внутренней шириной 25 мм. Это по-настоящему «народный» обод, который подходит для бескамерного использования. Готовые колеса данной фирмы тоже можно рассматривать к покупке, но дешевые модели имеют весьма ненадежный храповик задней втулки. (Технология «Ratchet» в бюджетных моделях недоступна.)

 

oboda-dt-swiss

Обода Mavic: отзыв и обзор

Обода французской фирмы Mavic были очень популярны у велосипедистов всего мира на рубеже веков и середине «нулевых» годов нашего столетия. Потом фирма немного забуксовала, так как стала отставать от тенденций современного велостроения. Однако именно Mavic разработала сплав Maxtal, позволяющий делать обода неимоверно жесткими. Маvic внедрила множество инноваций, более подробно о которых можно почитать здесь. Стоит отметить, что самая дешевая линейка ободов этой фирмы делается на заводах в Китае, остальные обода сделаны во Франции или Румынии. В настоящее время Mavic выпускает три линейки ободов для горного велосипеда: cross-country (XC), trail (XM), all-mountain (EX). Обода для гравийных велосипедов представлены линейкой A719/319/117. Также в продаже осталось еще приличное количество ободов из старых коллекций. Например, Mavic 719 – это, пожалуй, один из лучших ободов по качеству для колес 26. Единственное, что ни в коем случае нельзя брать самые дешевые модели ободов от фирмы Mavic. Качество их исполнения весьма низкое, и часто такие обода трескаются. Следует также отметить, что обода из сплава Maxtаl также могут пойти трещинами. Причиной этому часто бывает перетяжка спиц или слишком большое давление в покрышках. Готовые колеса от фирмы Mavic также можно рассматривать к покупке, но бюджетных решений лучше избегать, так как много жалоб на барабаны задних втулок и продольные трещины в ободах. Mavic славится хорошим исполнением именно дорогих колес.

oboda-mavic

Обода ZTR NoTubes: отзыв и обзор

В наши дни компания Stan’s NoTubes стала основным лидером в области производства именно бескамерных ободов, за что очень и полюбилась гонщикам. В начале «нулевых» Стэн Козятик (Stan Koziatek) спроектировал собственную линейку ободов, которые сильно отличались от распространенных в то время моделей более широким и плоским основанием, повторяющим форму герметизирующей ленты. Обода Stan’s имели невысокие боковые стенки, обеспечивающие максимально эффективное прилегание герметизирующей ленты и лучшую фиксацию покрышки. Новинка получила название BST – Bead Socket Technology. Лично я большой поклонник данной фирмы. Все обода данной фирмы не пистонированы, так как сделаны из довольно твердого сплава. Данные обода не стоит использовать с обычными камерами, так как надеть покрышки на них, не повредив последние, — дело весьма тонкое. Разработаны данные обода для бескамерного применения. Одни из моих колес собраны именно на ободах данной фирмы, и я полностью ими доволен. Хотя нередки бывали случаи у моих знакомых, когда обода от ZTR трескались, особенно это затронуло последнюю серию MK3. С другой стороны, данные обода используют обычно гонщики, вследствие чего нагрузка на колеса весьма приличная. В общем, кто бы что ни говорил, а обода данной конторы лично мне по душе, хотя и не без отрицательных отзывов. Так что, выбирая ту или иную модель ободов от фирмы ZTR, обязательно читайте отзывы владельцев в интернете.

 

oboda-ztr

Обода Sun Ringle: отзыв и обзор

Марка зародилась в США, а производство, как это часто бывает, находится в Азии. В начале 2000-х компания «Веломир», где я трудился сначала сборщиком велосипедов, а потом и механиком, впервые привезла обода данной фирмы в Россию. Большое количество колес мне пришлось собрать на ободах данной фирмы. Обода Sun Ringle шли в стоке на моем велосипеде Specialized, также я использовал данные обода для сборки колес одного моего шоссейного велосипеда. Обода от фирмы Sun я бы не назвал такими жесткими, как «ДТ Свисс» или «Мавик», но, с другой стороны, там, где обода Mavic безбожно трескались, обода фирмы Sun Ringle чудесным образом амортизировали удары и оставались при этом без повреждений. Речь, конечно же, идет об экстремальных дисциплинах. Именно в прыжковых дисциплинах горного велосипеда данные обода завоевали любовь райдеров. Продукция данной фирмы однозначно заслуживает уважения, хотя с виду качество изготовления несколько ниже, чем у фирм, которые я упомянул выше. Обода Sun Ringle я бы назвал типичным середняком рынка ободов. Нареканий на них особых нет, приемлемая цена, так что для сборки недорогих и качественных колес они подойдут отлично.

_obod-sunringle

Обода AlexRims: отзыв и обзор

Alex rims — производитель ободов из Азии. Компания появилась на свет в начале 90-х годов прошлого столетия. На сегодняшний день Alex rims является безоговорочным лидером в производстве ободов для большинства производителей велосипедов. Например, фирма Syncros делает обода для велосипедов Scott на мощностях Alex Rims.
Много ободов есть и в свободной продаже. Качество изготовления ободов я бы назвал средним. Лично мне кажется, что ободам данной фирмы не хватает новых решений, жёсткости. В общем, мой вердикт: Alex Rims — неплохие обода, которые ставятся на большинство велосипедов в стоке. Гонщики, спортсмены, туристы часто меняют их на что-то более приличное.

 

alexrims

Обода Weinmann: отзыв и обзор

Обода ещё одного китайского производителя. Качество среднее, неплохо подойдут для бюджетных велосипедов. Особо плохих отзывов по этим ободам у меня нет, но и рекомендовать к покупке можно лишь в случае низкой цены.

weinmann

Обода Xenium: отзыв и обзор

Данные обода — это разработка российского магазина Bikemaster.ru. Производство находится в Китае. Сказать что-то плохое я про эти обода не могу. Вполне себе надежны, сравнительно недороги, но о каких-либо бескамерных и прочих технологиях здесь речи быть не может. Тяжелы, неубиваемы и, в целом, стоят своих денег.

 

_xenium-oboda

Обода Velocity: отзыв и обзор

Обода от американского производителя из Мичигана. Хорошее, добротное качество, неплохой модельный ряд. Славятся, в основном, производством ободов для шоссейных дисциплин. Цена довольно высокая, но особой магии в изготовлении ободов я не заметил. Если есть бюджет, могу смело рекомендовать к покупке, но у конкурентов можно легко найти более бюджетные решения с тем же качеством.

_velocity-rims

Обода Spank: отзыв и обзор

Данная контора делает очень хорошие обода для экстремального катания и различных жёстких дисциплин. Качество исполнения ободов всегда на высоком уровне. Цены, конечно, не низкие, но по распродаже бывают весьма приятные. На ободах данной фирмы можно собрать надёжные, крепкие колеса. Могу смело рекомендовать обода этой фирмы к покупке.

spank-1

Обода Sixpack: отзыв и обзор

Ещё в 2017-18 годах магазины были завалены продукцией от этой очень неплохой немецкой фирмы. Качество исполнения ободов данной фирмы мне очень нравилось, а цена по распродажам была всегда очень «вкусной». Могу смело рекомендовать продукцию данной фирмы к покупке.

sixpack

Обода e*thirteen: отзыв и обзор

Ещё одна весьма уважаемая в велосипедном мире фирма из США, которая имеет довольно хорошую репутацию. Обода этой фирмы внешне очень схожи с ободами фирмы WTB. Где-то я читал, что обе конторы производят свою продукцию на одних и тех же мощностях. Могу смело рекомендовать к покупке, но единственное, что смущает, — это весьма высокая цена.  

_e13-oboda

Другие производители ободов

Помимо вышеперечисленных фирм есть и другие хорошие производители ободов. Неплохими будут обода от Race Fасе, Mach, b.o.r, NsBikes, Dartmoor и прочих других фирм  При выборе той или иной продукции обязательно читайте отзывы, не поленитесь изучить сегмент зарубежного интернета. А если есть вопросы — пишите комментарии, а также в мессенджеры, нашу группу ВК или мне на почту.

 

oboda-bor

 

Искренне Ваши, Владимир Кулигин и Алексей Иванов

Катайтесь на велосипеде, друзья!


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Евгений:

    Помниться в далеком 2013году, когда Володя мне собрал комплект легких колес какие были муки выбора ободов между mavic/dt/ztr.
    В итоге взял наимоднейшие в то время ZTR crest. Не скупился и на втулки dt swiss 240. К слову и это и есть мой первый и единственный бескамерный 29 комплект колес.Езжу на нем до сих пор и никаких проблем. Втулки работают как часы, а обода очень хорошо держат tubeless ready резину. Володя протягивал колеса мне лишь один раз. Спустя 7 сезонов и смены 2 комплектов резины я очень доволен вилсетом!

    1. Владимир Кулигин:

      Женя, спасибо за отзыв, так сказать! Если собирать колеса грамотно и с тензометром и на хороших компонентов служить они будут очень долго!

  2. Старый конь:

    Очень ждал про обода! Спасибо большое! Хотел бы более подробнее узнать твое мнение Владимир про карбоновые обода из Китая. Есть что добавить? Когда ждать материал про втулки?

    1. Владимир Кулигин:

      Не за что) Собственно, статья про обода — это часть большого проекта 2020-2021, где я и мои товарищи стараемся подробно рассказать все что мы знаем о колесах. Следующий материал будет про втулки, далее я напишу про сборку колес, затем будет пару материалов про бескамерные технологии.

      Что касается карбоновых ободов, то лично мне понравилось и качество исполнения и вес. Обода очень отзывчивы в сборке, я не ожидал от китайцев такого высокого качества исполнения. Единственный минус цена. Ну и стоит отметить, что при сборке подобных колес нужно брать легкие втулки и спицы, поэтому общая цена вилсета выходит, мягко говоря не совсем приличной для среднестатистического жителя восточной Европы.

  3. Петр:

    Кмениум отличные обода! Прыгал на них много лет. Сейчас езжу на 29 спэнках. Вес, конечно, большой, но обода имеют приличную жесткость. Мне очень нравятся. А вот race face колесики я быстро укатал.

    1. Владимир Кулигин:

      Ксениум, увы только с камерами.

  4. Евгений:

    Raceface arc 27 подойдут для трейлового байка?

    1. Владимир Кулигин:

      По весу они ближе хс, но заявлены для любых дисциплин.

  5. Тимофей:

    Солиднейшая вышла статья, Володя. Особенно мне понравился подробный обзор различных марок ободов, очень получилось наглядно, ясно и понятно для каждого, кто не профи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост