20 марта 202118:22

Идеи веломаршрутов в Подмосковье на 2-3 дня. Вело-ПВД с палаткой

веломаршруты Подмосковья на 2-3 дня

Итак, куда поехать на велосипеде с палаткой в поход выходного дня?

Если вы уже не новичок и имеете некоторый опыт однодневных покатушек по Московской области, то можно перейти на следующий уровень — собраться в полноценный велопоход! Для начала прокатиться на выходные, с одной или двумя ночевками.

Предлагаем вам красивую подборку двух- и трехдневных велосипедных маршрутов! Все они доступны для заброски на электричке, т.е. без использования дальних поездов.

 

Сразу отмечу, что Подмосковье мы берем в широком смысле слова: это не только Московская область, но и части прилегающих областей.

 

Что понимается под хорошим и интересным маршрутом ПВД? Какой велосипед подойдет лучше? Как рассчитать время и силы?

Ответы на эти вопросы вы найдете в статье про избранные вело-однодневки. Обязательно почитайте, оно вам пригодится!

 

Бесспорно, подготовка к многодневному велопоходу требует наличия туристического снаряжения. Это велосумки, палатка, спальник (спальный мешок), посуда, аптечка, дополнительная одежда и многое другое. Что взять в велопоход – это широкая тема, уже поднимавшаяся на страницах нашего сайта. А также советую почитать о выборе места для лагеря и про источники воды в походе.

 

В отличие от избранных однодневок, представленные здесь трэки проезжены нами не полностью – какие-то больше, какие-то меньше (от 20 до 80%). Некоторые были улучшены исходя из нашего опыта. А для точности все трэки были перерисованы заново вручную с использованием различных карт и спутниковых снимков.

Все «нитки» содержат данные высот, путевые точки и точки интереса (POI).

Выбор мест для ночевок остается за вами. Поскольку большинство ниток проложено близ рек, то и выбор мест для купания не составит большого труда.

Трэки состоят не из одной нитки, а содержат сегменты-ответвления. Сделано это для удобства, чтобы у вас был выбор вариантов проезда по маршруту.

Загруженных автодорог на маршрутах практически нет.

Вы можете развернуть любую нитку (поменять начало и конец), но это не всегда бывает оправдано.

А по поводу карт и загрузки файлов расскажу в конце статьи.

 

И еще пара советов:

— если выбранный вами маршрут имеет старт и финиш на одном и том же направлении железной дороги, то для заброски можно использовать электричку + личный автомобиль;

— можно объединять маршруты в более длинные, если у них есть общие точки старта или финиша. Не забываем про упомянутые выше однодневки 😉

 

 

Содержание:

 

1. в Тверь через Старицу (3 дня)

2. Тверь-Торжок-Тверь (3 дня)

3. Конаково-Тверь (2 дня)

4. Переславль и Плещеево озеро (2-3 дня)

5. река Киржач: Усад-Александров (1,5-2 дня)

6. Колокша и Владимирское Ополье (2 дня)

7. пойма Оки и Мещера (2-3 дня)

8. вдоль реки Осётр (2-3 дня)

9. Калуга, Таруса и Протва (3 дня)

10. река Угра в нижнем течении (3 дня)

11. Бородино-Обнинск (или Малоярославец) (2 дня)

12. Бородино-Гагарин-Дубосеково (2-3 дня)

Заключение

 

 

1) в Тверь через Старицу (3 дня, 220…240 км, набор высоты 1300 м)

 

Старица – один из тех древних городков, в которых чувствуется дух времени. В нем определенно стоит побывать!

Доехать туда от Рижского направления МЖД можно разными путями, я выделил два из них.

Первый – от пл. Бухолово тихими сельскими автодорогами с разным покрытием. Между Зубцовским и Старицким районами предстоит небольшой «перелаз» длиной 1 км (луговая грунтовка).

Второй путь – от ст. Чисмена – длиннее на 18…20 км, зато на электричке ехать на 45 минут меньше (и электричек в 3 раза больше). Трафик тут иногда будет (несильный), но дорога в чем-то интереснее: первые 20 км – живописные холмы, затем красивый монастырь в Теряево и пруды рыбхоза.

 

Старица находится в середине маршрута, ее виды откроются вам на второй день. В этом городке на верхней Волге 7 тыс. жителей и около 10 храмов 16-19 веков, в том числе монастырь, основанный в 12 веке – это «сердце» города красуется на цветных снимках Прокудина-Горского, сделанных более ста лет назад!

 

вид на г. Старица (1912 год), фотограф С.М. Прокудин-Горский

 

Вторая половина маршрута проходит вдоль берега Волги, и тут у вас есть выбор: ехать пустыми асфальтами (по большей части, в отдалении от реки) или же прибрежными и лесными грунтовками, и тогда виды вам откроются куда более впечатляющие! Но при этом не избежать нескольких бродов (не выше колена). Здесь лучше ехать в сухую и теплую погоду, но в начале лета придется мириться с комарами, оводами и слепнями.

Можно комбинировать участки асфальта и грунтов (см. трэк). На вторую половину маршрута закладывайте больше времени, чем на первую.

 

веломаршрут в Тверь через Старицу

 

В Твери 2 варианта концовки: кратчайшим путем к станции или через исторический центр города (это на 7 км длиннее).

 

Если развернуть маршрут и начать с Твери, то самое интересное будет в первой части пути, а общий набор высоты будет больше (1400 вместо 1300 м).

  • Чтобы скачать трэк в формате .KML, в окошке с картой нажмите кнопку «Увеличить карту» в правом верхнем углу, и оно откроется в новой вкладке браузера. Там вызовите меню (вертикальные «три точки» слева), выберите «Скачать KML».

 

 

2) Тверь-Торжок-Тверь (3 дня, 210…230 км, набор высоты 1200 м)

 

Тверская область – это не только «раскрученный» Селигер, который по мне скучноват и плосок. Не считая, конечно, красивых сосновых лесов со мхами и лишайниками, напоминающих карельские, но эти леса есть и ближе к Москве. Например, вдоль Волги по вышеописанному маршруту.

В окрестностях Твери много красивых мест; в особенности – к западу от города. А относительно быстрая и удобная заброска из Москвы на «Ласточке» делает эти места доступными для небольших ПВД.

У Волги здесь разветвленная сеть притоков – это, прежде всего, река Тверца, а также речки Тьма, Шостка, Рачайна. К их берегам и будет жаться наш изысканный маршрут.

 

Этот маршрут – кольцевой, что является исключением в этой подборке. Но в этом есть и свои преимущества: например, возможна заброска и выброска на автомобиле. В таком случае можно закольцевать маршрут на Медное, сделав 2-дневку (получится около 140 км, но в тексте и на трэке этот вариант не учитывается).

 

Направление движения не зря выбрано против часовой стрелки: в этом случае старинный Торжок окажется у вас в начале второго дня пути. А ведь исторических памятников в Торжке больше, чем в любом другом городе области! Дабы не перегружать трэк путевыми точками, я не стал отмечать все POI в городе, стараясь провести нитку пути так, чтобы захватить большую часть их них.

А еще Торжок знаменит своими золотошвеями и Пожарскими котлетами. Пробуйте!

 

веломаршрут через Торжок

 

Путь от Твери до Торжка пролегает вдоль Тверцы, причем до Медного можно ехать как южным, так и северным берегом. Я бы для начала предпочел южный.

От станции Тверь есть несколько способов начать путь. Бегло ознакомившись с областным центром и прокатившись по набережным Волги, выбираем выезд из Твери: либо сразу ехать вдоль Тверцы, либо срезать 8 км (перемычка на трэке, почти параллельная ЖД).

 

Покинув Торжок и проехав 25 км, попадаем в царство малых рек: тихие дороги вдоль Рачайны и Тьмы приведут нас к Волге, а там до Твери – рукой подать. По пути можно зайти в дом-музей Лемешева, или же, добавив 15 км, прокатиться вдоль Шостки.

 

Дороги на маршруте разные, по большей части это асфальтовые и грунтовые автодороги с низким и очень низким трафиком. Однако несложные «перелазы» тоже есть 🙂

 

 

 

3) Конаково-Тверь (2 дня, 105…120 км, набор высоты 550 м)

 

Один из самых известных маршрутов среди московских и тверских велосипедистов. Подойдет для новичков. Маршрут «баянистый», как говорят в народе, но от этого он хуже не становится! Единственное «но»: в погожие выходные дни на берегах Волги может быть много отдыхающих.

 

веломаршрут Конаково-Тверь вдоль Волги

 

Путь обычно начинают со станции Конаково, но я удлинил нитку на 18 км, иначе получается неприлично мало. Поэтому старт на пл. Конаковский Мох, откуда второстепенными дорогами около 23 км до парома.

Паром через Волгу (а точнее, через Иваньковское вдхр.) – платный (100 р. с велосипедиста в 2018), может ходить по реальной загрузке, а может иметь расписание. Каждый год это нужно уточнять в Сети.

Самая суть маршрута начинается за деревней Едимоново, то есть примерно через 40 км от начала пути. Это лесные грунтовые дорожки через замечательные приволжские сосновые боры! На 45-ом километре вас ожидает природное препятствие, одна из изюминок маршрута – брод. В мае после разлива он бывает и глубже метра, но в летнюю межень – не выше колена. Иногда в стороне от брода перекидывают мостки.

Грунтовки, в основном, песчаные и супесчаные, поэтому неплохо проезжаются и после дождей.

В конце пути придется проехать около 9 км через Тверь. Если останется время и желание, можно захватить исторический центр и набережные (см. предыдущий трэк), добавив еще несколько километров.

Почему-то чаще всего этот маршрут катают именно в сторону Твери, хотя можно его развернуть и закончить в Конаково или Конаковском Мхе. А то и даже под Дмитровом, если добавить день и проехать через Селихово-Ручьи-Дулово, а далее – по нитке №4 «Избранных однодневок» 😉

 

 

 

4) Переславль и Плещеево озеро (2-3 дня, 145…190 км, набор высоты до 1100 м)

 

Расположенный на юге Ярославской области Переславль-Залесский по праву входит в Золотое кольцо исторических городов России. Пять монастырей, множество церквей и других старинных построек, причем один из храмов – древнейший из сохранившихся от Северо-Восточной Руси (1152 год! Ровесник города).

Туристов в Переславле всегда хватает, а уж про выходные и говорить нечего. Поэтому город лучше смотреть в будние дни.

Среди более десятка музеев выделю железнодорожный (Музей паровозов), который находится в отдалении от города в депо бывшей торфовозной УЖД (узкоколейки). Ранее движение по УЖД осуществлялось до самого Переславля, теперь же осталось около 2 км путей, и держится всё на энтузиазме. Тем не менее, туда стоит заехать – можно покататься на ручной дрезине!

А еще Переславль оспаривает у Воронежа звание «колыбели российского флота». Подробнее об этом – в музее-усадьбе «Ботик Петра I», основанном в 1803 году.

Из достижений советского периода отмечу дендрологический сад, особенно красив он весной или осенью.

 

в кремле Переславля

 

Но перейду к маршруту. Дороги, по большей части, — тихий асфальт. Начало – ст. Вербилки Савеловского направления МЖД, и вплоть до Константиново (35 км) путь совпадает с отрезком нитки №5 «Избранных однодневок». За Селково разветвление: либо красивыми холмистыми проселками с небольшим полевым «перелазом», либо асфальтом понизу (на 6 км короче, но скучнее).

Еще одно разветвление – в селе Купанское перед Плещеевым озером. Если ехать на 2 дня без долгой остановки в Переславле, то объезжайте озеро с запада. Если же на 3 дня – то по основной нитке: по насыпям бывших УЖД в Купань и далее восточным берегом мимо эпичного Синего камня и городища Клещин.

Озеро и его берега входят в состав Национального парка, так что стоянки и костры разрешены не везде.

 

Возвращение в Москву возможно двумя способами: электричкой от ст. Берендеево (Ярославское направление, 20 км от Переславля-Залесского) или вечерним туристическим поездом от ст. Переславль.

В первом случае придется пересаживаться на московскую электричку на ст. Александров. В обоих случаях вы зависите от времени – опаздывать нельзя: поезд один, электричка вечером тоже одна (около 19 ч). Иначе – искать автобусы.

Если развернуть маршрут, эта проблема отпадет. Кстати, можно и старт, и финиш сделать на Ярославском направлении, используя вышеупомянутую нитку №5.

 

 

 

5) река Киржач: Усад-Александров (1,5-2 дня, около 100 км, набор высоты 600 м)

 

Еще один популярный равнинный маршрут с дорожками в сосновых лесах западного края Владимирской области. С оговорками подойдет для новичков. Маршрут не для полноводной весны: на пути есть 2-3 брода, а мостики может смыть паводком.

Начало – ст. Усад, куда можно доехать на электричке Москва-Петушки. Здесь Киржач впадает в Клязьму, а наш путь ведет вверх по течению. Выбирайте любой берег!

 

р. Киржач, урочище Аргуново, колокольня

 

Река очень любима туристами, в том числе водниками, и на берегах то и дело встречаются в разной степени оборудованные стоянки. На первый день надо закладывать не больше 35 км, чтобы заночевать до города Киржач в каком-нибудь приятном месте. На второй день останется 65 км, и будет два варианта: либо продолжить путь вдоль рек Киржач и Малый Киржач, либо уйти западнее к рекам Шерна, Молокча и Серая. Во втором случае населенки по пути будет больше, но и POI тоже: еще один женский монастырь (после г. Киржач) и дореволюционные здания заброшенной фабрики в г. Карабаново.

В любом случае, на маршруте много ориентирования, лесных и полевых дорог. Скучно не будет!

Ах, да: финиш на ст. Александров Ярославского направления МЖД. Маршрут пролегает вблизи от участка кольца БМО, где несколько раз в день курсируют электрички Александров<—>Орехово-Зуево (если вдруг).

 

 

 

6) Колокша и Владимирское Ополье (2 дня, 165 км, набор высоты 1200 м)

 

Река Колокша – тоже левый приток Клязьмы, но в отличие от Киржача протекает она больше по открытым местам, по лугам и полям. Местность тут довольно холмиста – это западный край Владимирского Ополья, необычного для этих широт природного региона. Ландшафты чем-то похожи на лесостепные, с большими открытыми пространствами (по большей части распаханными), островными рощами и залесенными оврагами. Здесь даже встречаются более южные травы! Благодаря плодородным почвам земледелие здесь развито еще со времен славянской колонизации.

 

Маршрут начинается далековато от Москвы – больше трех часов езды до ст. Колокша на владимирской электричке. Но пейзажи это окупят!

Первая половина пути проходит в относительной близости от р. Колокша, а ровно посередине пути находится Юрьев-Польский (стоящий на полях), основанный Юрием Долгоруким в один год с Переславлем-Залесским. Раньше город называли Юрьев-Польско́й. Как и Переславль, он входит в Золотое кольцо, хотя выглядит скромнее. Но тут есть, что посмотреть: кремль, два монастыря, соборы и храмы, торговые ряды и не только, причем расположено всё это весьма компактно.

 

веломаршрут по Владимирскому ополью

 

Однако есть неудобство. Чтобы посмотреть город, маршрут нужно делить на две неравные части (поскольку Юрьев ровно посередине). Например, 70+95 км, так как вблизи города трудно найти приемлемые места для лагеря.

А можно решить эту проблему кардинально, переночевав в какой-нибудь гостинице или гостевом доме. В этом случае не обязательно брать палатку, и можно проехать маршрут налегке.

 

Конечный пункт – город Александров – тоже иногда относят к Золотому кольцу. Александровская слобода (сейчас там женский монастырь) тесно связана с жизнью Ивана IV Грозного.

 

А теперь про дороги. Больше трех четвертей – тихий асфальт (и не совсем асфальт), но будут и полевые перелазы. А грунты там суглинистые и глинистые, и сразу после дождей ехать не советую: есть большая вероятность угодить в грязь.

 

И еще совет (для продвинутых): немного не доезжая Александрова можно уйти на маршрут вдоль р. Киржач, и тогда общее расстояние увеличится до 250 км (это 3 бодрых дня).

 

 

 

7) пойма Оки и Мещера (2-3 дня, 145…210 км, набор высоты 800…1000 м)

 

Как видите, маршрут относительно плоский, но при этом насыщенный! И – это единственный маршрут в подборке, проходящий только по Московской области.

Если ехать на 2 дня, то старт будет на ст. Фруктовая, куда можно доехать не только на «обычной» электричке (в пути 2:55 от вокзала), но и на рязанском фирменном экспрессе (в пути 2:10). Выйдя из вагона на низкую (!) платформу, не спешите лететь под горку к Оке: взгляните на Бастанову гору и городище Перевитск (Перевитескъ) – сохранившиеся валы кремля. Древний город-крепость защищал речной подход к современной Рязани. Да и вид на Оку отсюда открывается прекрасный!

 

Через несколько километров пойменных лугов – паром в п. Белоомут через Оку (бесплатный в 2020 г.) А далее по сторонам пустынного шоссе вы увидите последствия природных пожаров небывало жаркого лета 2010 года. На площадях выгоревшего леса медленно подрастают посадки. Вы проедете бывшую деревню Моховое, от которой осталось несколько заброшенных построек. Все деревянные дома тогда сгорели подчистую…

За мужским монастырем в Радовицах – советский поселок Рязановский, центр бывших торфоразработок.

Первый день – полностью асфальт, а второй – наполовину грунтовый, в то числе 15 км лесной дороги между деревнями сквозь смешанные и сосновые леса Мещерской низменности. Основная нитка пути заканчивается на ст. Ильинский Погост, где есть электрички на Куровскую (в т.ч. прямые Егорьевск-Москва), а также на Воскресенск. Вы можете упростить концовку, свернув в Авсюнино, но тогда вы не увидите необыкновенно красивого леса!

 

веломаршрут по Мещере

 

А если ехать на 3 дня, то путь ваш начнется на ст. Щурово. Можно начать и в Коломне (до ст. Голутвин гораздо больше электричек), добавив несколько километров. В целом к маршруту добавится от 45 до 60 км в зависимости от выбранных дорог. Пустые асфальтовые дороги вдоль берегов Оки вас наверняка порадуют!

 

 

 

8) вдоль реки Осётр (2-3 дня, 120…230 км, набор высоты до 2100 м)

 

Возможно, это самый живописный веломаршрут Подмосковья! Для тех, кто любит холмистые просторы, радующие глаз, он станет настоящим открытием. К тому же, здесь даже в июне почти нет комаров! Берега Осетра достойны множества лестных эпитетов, но, как говорится, лучше один раз увидеть! А в нашем случае – проехать.

 

веломаршрут вдоль реки Осетр

 

Если ехать на 2 дня (120…135 км), то лучше начинать в Коломне и финишировать на ст. Узуново Павелецкого направления. А если на 3 дня (205…230 км), то начинать в Ясногорске (есть экспресс Москва-Тула) – от истоков к устью. Для удобства разбор маршрута начнем с Коломны.

На маршруте много ориентирования, асфальта только половина (а то и меньше), при этом приличные перепады высот. Рассчитывайте свои силы!

 

Начальная точка на пл. Хорошово выбрана мной не случайно: проехав 4 км приятной дорогой по пойме Москвы-реки, вы эффектно попадете по наплавному мосту прямо в исторический центр Коломны. Достопримечательностей здесь великое множество; а Коломенский кремль был выбран одним из символов страны, и, надо сказать, заслуженно! Прокатившись сквозь это великолепие, вам наверняка захочется вернуться сюда уже без велосипеда. На целый день, а то и на два. И да – в отличие от Твери, трамвай в Коломне живёт и здравствует!

 

р. Осётр и Коломна на велосипеде

 

В д. Городна, что у впадения Осетра в Оку, нитка пути разделяется. Основной вариант идет по асфальту правым берегом, но авантюристы могут попытаться проехать через леса междуречья и усадьбу Сенницы.

Зарайск в 6 раз меньше Коломны, но тут тоже есть кремль, причем его стены полностью сохранились.

А в Больших Белыничах вы можете поискать два небольших водопадика на ручье Гремуха.

 

За п. Серебряные Пруды (это самый южный городок Московской области) р. Осетр является границей лесостепной зоны, и южнее реки почвы уже черноземные.

Ближе к Венёву (Тульская область) интерес представляет урочище Излучина – это самое северное место, где растет ковыль (перистый и красивейший) и другие степные травы! А еще тут есть родник, древнее городище и пещера среди скальных обнажений известняков.

Венёв – небольшой старинный город у засечной черты. Расположен он чуть в стороне от Осетра, поэтому нитка содержит 2 варианта «срезки» минуя Венёв.

 

И, наконец, последнее ветвление маршрута (или же первое, если ехать от Ясногорска) – это два варианта пересечения тульских засек. Южный вариант интереснее, но длиннее на 8 км.

Истоки Осетра затеряны где-то к востоку от поселка Гигант, но места там неприметные. Посему будем считать, что Осетр берет начало от пруда в Бураково 🙂

 

 

 

9) Калуга, Таруса и Протва (3 дня, 200…225 км, набор высоты до 2200 м)

 

Еще один красивый холмистый маршрут, очень богатый на POI. Проходит он вблизи от Оки и ее притока Протвы, в нижнем течении которой находятся два родниковых водопада высотой 3-4 м! На пути будет немало грунтовок через поля, луга и перелески, так что выбирайте сухие погожие дни.

 

На ст. Калуга-1 можно приехать на электричке или экспрессе, но я бы предпочел выйти в предместьях, на пл. Садовая, спустившись до города вдоль речки Яченка.

 

Калугу часто называют колыбелью космонавтики: К. Э. Циолковский (от польск. Ciółkowski, «Чуўкóвски») прожил здесь более 40 лет, работая простым учителем и мечтая об освоении космоса. На самом деле, его заслуги сильно преувеличены; будучи самоучкой, он допускал ошибки в расчетах своих проектов, которые так и не были реализованы. Прежде всего, Циолковский был философ и мыслитель, идейный вдохновитель, подсказавший Путь.

 

Таруса – старинный русский городок, имеющий статус природно-архитектурного заповедника. Здесь жили и творили многие выдающиеся художники, писатели, поэты, в том числе Марина Цветаева и К. Г. Паустовский.

 

Калуга, Таруса и Протва на велосипеде

 

А историческая часть Алексина расположена на другом берегу Оки и войдет в другую серию маршрутов 🙂

 

На третий день маршрута, сразу за водопадами, у вас будет выбор между тремя вариантами концовки, примерно равными по длине. Основная нитка поведет проселками вдоль берега Протвы, где вы сможете отдохнуть после двух дней частых подъемов и спусков и увидеть около десятка храмов 17-20 веков постройки.

А для тех, кому удобен возврат по Курскому направлению МЖД, есть возможность финишировать в Шараповой Охоте, и тогда последние 18 км совпадут с маршрутом №12 «Избранных однодневок». Или же завернуть крюк в Серпухов и полюбоваться там видами с Соборной горы.

 

 

 

10) река Угра в нижнем течении (3 дня, 200…230 км, набор высоты до 1700 м)

 

Популярный маршрут по Смоленской и Калужской областям, «раскрученный» на разных велофорумах. Живописные лесистые берега Угры находятся под охраной национального парка.

Прежде всего, маршрут подразумевает погружение в природу, причем и в прямом, и в переносном смысле; подтверждение тому – необходимый брод (то есть такой, который нельзя обойти) через р. Воря. Он может стать серьезным препятствием после паводка, и это надо учесть. В остальное время – не выше колена.

Еще следует учесть, что на территории национального парка «Угра» стоянки разрешены только в отведенных местах, и могут быть платными (если заедут егеря). Зачастую эти места оборудованы столами, лавочками, есть кострище.

Некоторые велосипедисты выбирают дороги и тропы по принципу «чем больше грязи, тем лучше». Мы в такие крайности бросаться не будем, но всё же – в лесах и на пойменных лугах грязные участки не исключены.

 

Главная примечательность культурного плана на пути – несомненно, площадка проведения фестиваля ландшафтных арт-объектов «Архстояние» у деревни Никола-Ленивец. Вне фестиваля эта большая территория в несколько квадратных километров является просто выставкой под открытым небом. По большей части, это архитектурные и скульптурные объекты из разряда «современного» искусства; понравятся они не всем, но не привлечь внимания не могут. На некоторые из них можно залезть (главное – не ломать). Одни только названия чего стоят: обитаемое вещество, бар Мебиуса, ленивый зиккурат, Бобур, функциональное мычание… Если тут зависнуть, можно не уложиться в три дня 🙂

 

на велосипеде вдоль реки Угра

 

А в конце третьего дня, в поселке Полотняный Завод вас ждет музей-усадьба с парком на реке Суходрев (приток Угры), связанная с именами Пушкина, Кутузова, Гоголя.

 

А теперь про заброску и выброску.

Маршрут начинается в Гагарине (бывшем Гжатске) или Вязьме, и с некоторых пор одной электричкой тут не обойтись (только двумя). Либо ехать «Ласточкой» Москва-Смоленск – это обойдется дважды быстрее, но придется заранее покупать билеты.

Где лучше начинать – в Гагарине или Вязьме? Из обоих пунктов – относительно пустой асфальт до Тёмкино. От Гагарина ехать на 4 км больше, зато меньше сидеть в поезде. В общем, выбирайте по направлению ветра 🙂 Почти весь первый день (80-85 км пути) будет «доставочным» к Угре, и лишь последние несколько километров вы проедете прибрежной грунтовкой. Где-то там можно и заночевать – либо не доезжая границы нац. парка, либо на оборудованной стоянке.

Финиш – на пл. Сляднево или пл. Родинка (+7 км) Киевского направления МЖД.

 

 

 

11) Бородино-Обнинск (или Малоярославец) (2 дня, 110…120 км, набор высоты 1000 м)

 

Несложный маршрут в верховьях р. Протва и ее притоков (Руть, Лужа). Дороги разные: в основном, как обычно, асфальтовые и насыпные (в народе «грейдеры», но это некорректно).

 

Более короткий вариант (до Малоярославца) хорошо подойдет для начинающих велотуристов. Замечу, что Малоярославец, как и всем известное Бородинское поле, имеет непосредственное отношение к войне 1812 года – в городе есть музеи и памятники. А про Бородино здесь писать нет смысла, проще зайти на официальный сайт музея-заповедника, где есть карта-схема и всё остальное 🙂

 

веломаршрут Бородино-Боровск

 

А вариант маршрута на 120 км (через Боровск), хоть и длиннее всего на 10 км, но значительно сложнее. Тут и лесной «перелаз» из Московской в Калужскую область, и техничные грунтовки вдоль Протвы с подвесными мостами.

Из культурной программы выделю этнографический парк-музей «Этномир» (отзывы о нем противоречивые), ну и, конечно, Боровск – древний русский город, где чувствуется дух истории.

 

Старт на ст. Бородино Смоленского направления МЖД, финиш на ст. Малоярославец или ст. Шемякино Киевского направления.

 

 

 

12) Бородино-Гагарин-Дубосеково (2-3 дня, 150…185 км, набор высоты до 1300 м)

 

Собственно, это – идея, чем заполнить «пробел» между Белорусским и Рижским направлениями. Не скажу, что природа в тех местах очень уж привлекательная. Мелколиственные и елово-березовые леса в верховьях небольших рек – вот ее краткое описание.

Но можно ведь ездить не только за красотами и музеями, а просто за ягодами, грибами и другими дарами лесов! Или даже ради медитации.

 

Тем не менее, музеи будут. В самом начале путь проходит через Бородинское поле; в г. Гагарин – три музея первого космонавта, плюс еще один в деревне Клушино. Если не заезжать в Гагарин, путь сократится на 13 км.

В самом конце можно сократить путь еще на 21 км, закончив на пл. Бухолово, но там электричек в 3 раза меньше, чем в Дубосеково.

 

мемориал у пл. Дубосеково

 

Можно и развернуть маршрут без каких-то потерь. Или растянуть его на 3 дня – например, посещая музеи.

Дороги: в большинстве своем – асфальт. На территории Смоленской области он может оказаться разбитым или в заплатах. Один маленький «перелаз» между областями (1 км полевой грунтовки). И некоторое количество насыпных дорог.

 

 

 

В заключение напишу, что эта страница, возможно, будет обновляться время от времени, в том числе при изменении маршрутов. И тогда здесь будет список изменений.

 

Пожалуйста, не ориентируйтесь по «голому» трэку, всегда загружайте трэки поверх карт или спутниковых снимков! Нитки маршрутов отрисованы аккуратно, но не исключены, к примеру, ошибки координатной привязки местности со стороны поставщиков карт или снимков.

 

Чтобы пользоваться трэками (.GPX или .KML/.KMZ), выберите подходящее приложение для вашего смартфона. Могу порекомендовать Maps.Me (для отображения .KML/.KMZ) и Locus (для .GPX). Про GPS-навигацию в велопоходах у меня есть статья.

(.KMZ — это всего лишь упакованный в ZIP-архив файл .KML)

А если вы используете приборы типа Garmin, то, скорее всего, знаете, как работать с трэками 🙂

 

Также вы можете скачать нужные вам файлы .GPX или .KML напрямую с Google Drive.

 

Надеюсь, что эта подборка вам понравится, и желаю приятных велопоходов!

 

Дмитрий Ховрин


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Евгений:

    Именно такие материалы способны популизировать велотуризм! Приятно, когда есть люди которые так открыто делятся своими наработками в интернете.
    Спасибо большое для меня, как человека который не ездит дальняки это то, что нужно! Я бы еще добавил маршрут на речку Шошу, где Микулино, там отличные места. С Володей несколько раз ездидили.

    1. Рад стараться 🙂
      По Микулино думал, я и сам там был тоже. Но это если только рисовать ветвь от Степурино, а у Тургиново граница ГК «Завидово», а перед ней моста нет. И потом до Чуприяновки долго пилить по шоссе… поэтому решил не добавлять.

  2. Егор+Проскудин:

    Очень круто! Воспользуюсь этим летом)

  3. Юрий:

    Спасибо за информацию!

  4. Очень полезный материал!Большое спасибо!Некоторые участки уже проезжал,но много нового…

  5. Можно подброситься из Москвы до пл.107 км(после пересечения) Оки и проехать участок по правому берегу Оки до Алексина —
    пл. 107 км (эл-ка) — Подмоклово — оз. Качановское — Ланьшинский карьер (залив Оки) — Ланьшино — берег Оки — Митино — вдп. Громок — Бехово — Поленово — берег Оки — Страхово — Тяпкино — Велегож-Алексин.Ну и дальше на Калугу.

    1. Знаю, ездил. Это будет в другой подборке. Алексин мне не понравился трафиком, словно МКАД какой-то. И мост там только один через Оку. Поэтому не стал добавлять Алексин в маршрут. Логичнее будет добавить в другой, без пересечения Оки.

  6. Алексей:

    Замечательные маршруты, хочется поскорее куда-нибудь уже выдвинуться.
    Спасибо за ваш труд!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост