1 ноября 201521:40

Тест-драйв и обзор навигатора Garmin E-trex Touch 35.

IMG_0592_1

Когда мой видавший виды Garmin 62s стал своим внешним видом напоминать радиостанцию «Север», проработавшую несколько лет в партизанском отряде на оккупированной территории Белоруссии, (его корпус был протерт буквально до дырок, некоторые кнопки западали и залипали по причине механического износа, хотя сам прибор продолжал вполне нормально работать) я задумался о приобретении чего-нибудь на замену.

 

Выбор пал на новую серию E-Trexов, а именно на 35 модель. Почему именно на нее? Потому что предшественник, E-Trex 30, приобретенный в подарок для моего хорошего знакомого пару лет назад) оказался вполне толковой рабочей лошадкой, хотя и не без недостатков (ну а у кого их нет?)

 

Короче, я приобрел в обычном интернет-магазине Garmin ETrex Touch 35. Поскольку заплатил за него больше двадцати тысяч кровно заработанных рублей, а не получил на тестирование от дилера, расскажу свои впечатления от работы с этим девайсом, а не то, что требует написать дилер. Впрочем, на истину в последней инстанции тоже не претендую — все, что написано ниже, это исключительно мое частное мнение которое я никому навязывать не хочу.

 

Garmin e-Trex Touch 35

 

Основное отличие 35 модели от 30-й: полное отсутствие кнопок (точнее, оставлена только одна кнопка, включения питания). Все управление, как следует из названия, выполняется через TouchScreen. Это, с одной стороны, позволило увеличить размер экрана и обеспечило широкие возможности для разработки пользовательского интерфейса.

 

E-trex 30

 

С другой стороны, у TouchScreen есть и недостатки. В частности, следует ожидать некоторого ухудшения качества изображения на экране (в сущности, TouchScreen — это пленка, наклеенная на дисплей)

 

Надо отдать должное инженерам Гармина — с этим недостатком они справились блестяще. Дисплей оказался весьма яркий. Даже в солнечный день все отлично видно. Подсветку приходится включать только совсем уж плотных сумерках. 

На цветопередачу и цветовую насыщенность, TouchScreen, конечно, влияет не лучшим образом. Но ведь редактировать фотографии и смотреть видео на таком приборе, понятно, не будет никто. (Впрочем, функция просмотра изображений в приборе предусмотрена, как и навигация по фотографиям с геометками). А для отображения топографических карт и всей информации, необходимой в процессе ориентировании на местности, качество изображения — выше всяких похвал.

 

Другой недостаток TouchScreen связан с тем, что его можно случайно повредить (поцарапать). Особенно это касается туристических навигаторов — они, в отличие от своих автомобильных собратьев и от смартфонов, вынуждены работать в весьма антисанитарных условиях. Например, в горном походе, на спуске по скальной стенке, приложить прибор по камням — это самое обычное дело. Или при падении с велосипеда, если навигатор окажется установлен на велосипедном руле. Для обычного дисплея царапина на защитном стекле — это неприятно, но не смертельно. А тут? Не повлияют ли царапины на функциональность прибора? Пока не знаю — специально царапать свое имущество не буду, а там посмотрим. Зато в первом же походе довелось проверить работу TouchScreen под дождем. Вопреки моим опасениям, капли дождя, падающие на экран, никакого влияния на работу прибора не оказывали. Даже когда дисплей был откровенно залит водой (дождь был не слабый), TouchScreen надежно отличал нажатия пальцев от капель воды с неба и с деревьев.
Заодно и герметичность корпуса проверил. В воду я его пока не окунал, но ехать  на велосипеде под дождем или мокрым снегом целый день уже несколько раз доводилось. А навигатор был установлен на велосипедном руле. К вечеру я был мокрый вдрызг, но никаких признаков проникновения влаги внутрь корпуса не было. Ничего не отпотело и не помутнело. Конечно, это только пока прибор новый. Через некоторое время герметичность корпуса все равно нарушится. Но все равно, попасть с таким прибором в ливень, уронить его в лужу, или макнуть в воду на броде не так страшно, как с обычным смартфоном (После такого надругательства, в гарантийном сервисе ваш смартфон чинить просто не возьмутся) 

 

Весьма серьезный недостаток у TouchScreen проявляется в холодную погоду. Даже если на руки надеты тонкие перчатки, нажатия на экран уже воспринимаются плохо… Ну осенью еще ладно, можно оставить дырочку на перчатке у одного пальца. А зимой, на морозе, когда на руках будут меховые варежки, TouchScreen работать не будет. Придётся или варежку снимать, или научиться тыкать в экран носом.

Третий недостаток такого дисплея — увеличение потребляемого тока, то есть уменьшение времени работы от комплекта батарей. (Тоже понятно — электроника, обслуживающая TouchScreen, не святым духом питается).
Ну вот и начнем с энергопотребления.

 

Сразу оговорюсь, что навигатор я использую в туристических целях: лыжные, пешие, горные, велосипедные походы различной длительности и протяженности.

По моему скромному мнению, для успешного использования любого навигатора во время путешествия необходимо иметь:
1. бумажную карту,
2. обычный компас,
3. серое вещество в черепной коробке, чтобы уметь работать с первыми двумя пунктами.

Навигатор же используется для того, чтобы ориентироваться в сложных условиях (например, в темноте или густом тумане), а также в качестве трек-логгера, то есть для составления отчетов и для последующего анализа (где же меня черти носили?).

 

В результате, в коротких походах (продолжительностью 1-7 дней) прибор остается включенным постоянно, пока я нахожусь в движении, а выключается он только на длительных остановках. (на ночь, или на обед).

 

С первого же ПВД стало ясно, что 35-я модель явно прожорливей, чем тридцатая. Если оставить все настройки по по умолчанию, то комплекта заряженных NiMH аккумуляторов хватает, чуть больше, чем на день. (у 30-го один комплект работал по два-три дня, а то и больше). Но зато и быстродействие у новой модели явно выше, чем у 30-го. (тормознутость последнего иногда откровенно раздражает).
Похоже, в Гармине тоже поняли суть проблемы, и предложили аж два пути для ее решения. Во-первых, на 35-м e-Trexе есть возможность снизить энергопотребление, отключая дисплей. Во вторых, можно снизить скорость прорисовывания карты. Когда я установил соответствующие режимы, никакого заметного подтормаживания не произошло, а одного комплекта Ni-MH аккумуляторов стало хватать почти на полтора-два ходовых дня. Неплохо (в особенности по сравнению с смартфонами), хотя могло бы быть и побольше.

 

Хотя 30-я и 35-я модели относятся к одному и тому же семейству е-трексов, и даже названия моделей похожи, пользовательский интерфейс у 35-го отличается от предшественников. И отличается значительно. В результате мне потребовалась пара дней, для того чтобы привыкнуть к новому прибору.

 

Поначалу частенько путался в кнопочках — менюшках, в результате несколько раз девайс делал не то, что мне бы хотелось. Ситуацию осложняло то, что осваивать пользовательский интерфейс пришлось в полевых (точнее, в лесных) условиях, да еще и под дождем. Руководство пользователя в комплекте, конечно, есть, и я его накануне, пока ехал в метро, прочитал. Оказалось, убогое оно какое-то (относится и к англоязычному оригиналу, и к русскому переводу).  В памяти устройства никакого PDF файла с руководством пользователя тоже не оказалось.  

Пришлось лезть в интернет и скачивать руководство оттуда. Ну  ладно, скачал, почитал, вроде все стало понятно. И все равно в первых поездках с новым прибором несколько раз ошибался. 

 

 

1046

 

 

Картина маслом — Иду по болотной тропе, (которая петляет, как змеиный хвост),  аккуратно обходя топкие участки. Размышляю о том, что возвращаться своими следами можно будет уже и в темноте, раз имеется записанный трек. А потом гляжу на прибор… Оба-на, а трек-то как раз и не записывается… Оказывается, случайно нажал на экране не туда, (кнопка СТОП большая, и нажать на нее по ошибке, когда прибор лежит в кармане, проще простого) и остановил запись. В общем-то, ничего страшного не случилось (голова на плечах осталась, карта с компасом тоже при мне). Но придется завершить сбор ягод пораньше, чтобы вернуться в лагерь засветло. После нескольких таких казусов я все таки разобрался в настройках, («вкурил» логику, которую реализовали разработчики встроенного ПО прибора, после чего включил auto-start и отключил auto-pause), и потом уже пройденные треки не терял.

 

 

1823

 

 

Многие функции прибора вообще в документации не описаны, их приходится осваивать «методом тыка». 

В частности, я долго искал способ извлечь трек из архива и запустить навигацию по нему. Посмотреть архивный трек на карте- пожалуйста, посмотреть его длину-скорость легко, а как сделать так, чтобы он постоянно отображался на карте?
Я уж успел подумать, что такая возможность совсем исчезла… Потом случайно задел что-то на экране, и трек внезапно сменил статус: был архивный, стал сохраненный. Оказалось, есть там такая хитрая кнопочка в форме звёздочки… А где-нибудь в документации написать про это сложно было? Ну да ладно, мы тут и не к такому привыкли. Поймал себя на мысли, что мне поиск таких «пасхальных яиц» доставляет некоторое удовольствие. При условии, что он делается не когда опаздываешь на последнюю электричку.

 

 

16091

 

 

Тем не менее, в общем и в целом про 35-ю модель ничего плохого сказать не могу — свои задачи (помощь в ориентировании и запись пройденного трека) она выполняет и неплохо.

Есть довольно удобные функции, которые отсутствовали в предыдущих моделях. Например, возможность растянуть Trip Computer на несколько экранов, настраивать размер иконок главного меню, выполнять поиск трека по имени (Spell Search). Пустячки, в сущности, но все равно приятно. 

 

При выполнении Spell Search надо ввести название точки (трека, населенного пункта), на экранной клавиатуре. Все бы хорошо, только размер каждой клавиши таков, что попасть в пальцем в нужную кнопку не всегда получается. Даже у меня. (У хрупкой девушки, скорее всего, с вводом на клавиатуре никаких трудностей не возникнет. А вот у суровых сибирских мужиков, в руках которых метровый колун порой выглядит, как тросточка… с этим могут быть проблемы). При переключении на английский язык жизнь упрощается — букв меньше, кнопки становятся больше.

 

 

490

 

 

Ну тут уж разработчики Гармина не виноваты. Претензии можно предъявлять разве что к Кириллу с Мефодием — слишком много букв в алфавите Великого и Могучего у них получилось. Но во времена Кирилла про использование клавиатур на малогабаритных гаджетах мало кто задумывался. (И еще спасибо тому, кто фиту с ижицей своевременно из алфавита исключил).  

В общем экранную клавиатуру у 35-го можно использовать в качестве неплохого алкотестера. Если накануне злоупотребить алкоголем, то ввести с нее наверняка ничего не получится.

 

А вот что и правда портит впечатление — так это количество мелких «ляпов», «багов», и «глюков» в

приборе.

 

 

172 1837

 

 

Где-то надписи не умещаются в рамках отведенных для них полей, где-то расстояния до точек вычисляются совсем некорректно, где-то вместо длины трека выводится полная ахинея, где-то азимут на точку показывается неверно.

 

 

2599

  956

 

 

Местами становится очевидно, что разные куски программного обеспечения писали разные люди, а договориться насчет общих, единых принципов пользовательского интерфейса в отдельно взятом приборе они между собой не смогли.

 

Бывают, причем не особо редко, и «зависания» прибора, когда приходится вытаскивать батарейки для того, чтобы он продолжил работу.

 

Конечно, все эти баги и глюки мелкие, на функциональность прибора они практически не влияют, и на каждый из них в отдельности можно было бы наплевать  закрыть глаза. Но когда смотришь на все эти «шероховатости» в совокупности, складывается впечатление, что в Гармине просто сэкономили на тестировщиках, и пустили в продажу откровенно сырой, недоделанный прибор. (Если бы я получил на тестирование опытный, предсерийный, инженерный образец, это было бы простительно. Но прибор был приобретен в розничной сети, и сразу же после приобретения я обновил прошивку прибора на новую, последней версии. Пока писал этот отчёт, вышло ещё два обновления, но многие глюки не исчезли).

Остается надеяться, что в следующих обновлениях встроенного ПО ошибки будут исправлены, (а вместо них будут, как водится, добавлены новые.)

 

Есть нарекания и на удобство использования (выражаясь по-русски, usability). Ощущение такое, что разработчики ПО для навигатора очень слабо представляли, как именно будет использоваться их прибор, а руководители подразделений не удосужились им про это рассказать. То есть, опять же сэкономили на специалистах соответствующего направления.

В результате где-то приходится делать неоправданно много нажатий на кнопки, где-то многие полезные функции реализованы так, что практической пользы от них никакой.
Например, при просмотре профиля высот трека, есть возможность перемещения курсора по профилю, но нет возможности переключения с экрана профиля на карту… Позвольте, но ведь во всех старых моделях эта возможность была!

 

И в логике работы устройства иногда можно легко запутаться.

Зачем надо было вводить два меню (одно — меню кнопки питания, другое — самое главное)? 

А что даёт включенный по умолчанию продвинутый (не Classic) режим? Повозившись с ним полчаса, я так и не нашёл в нем никакого глубокого смысла. Не более чем способ быстрого переключения между разными профилями. 

 

 

124 112

 

 

В результате я включил вместо него Classic mode, и вопрос на этом был закрыт. (Впрочем, этот факт  совсем не означает, что глубокого смысла в этом режиме нет)

 

И застарелая гарминовская беда — русификация, тоже никуда не делась. Найти носителя языка, который мог бы понятно перевести все надписи с английского на русский, в гармине не сочли нужным. До сих пор. Вот и гадай, чем отличаются пункты «Атмосф. давл.» от «Атмосферн. давление»? Подсказка: один пункт означает «барометр», то есть давление, приведенное к нулевой высоте над уровнем моря, а другой давление окружающего воздуха. Какой из них какой-то пользователи сами должны догадаться.
Подсказка- если умеете пользоваться xml редактором, то проблему можно просто решить. 

 

Как и предшественник E-Trex 30, новый прибор умеет обмениваться пользовательскими данными (точками, треками, маршрутами) с другими гарминовскими навигаторами, по беспроводному интерфейсу. Напрямую, без использования компьютера. Называть эту функцию так уж прямо жизненно необходимой я бы не стал, но изредка потребность перекинуть что-то из одного прибора в полевых условиях на другой навигатор все таки возникает. Не скажу, что беспроводная передача очень уж удобно и надежно реализована (точки можно передавать только по одной, при передаче длинных треков процесс занимает несколько минут, в процессе передачи связь довольно часто «слетает», и для ее восстановления приходится выключать и повторно включать оба прибора — сами они восстановить ее уже не могут). Но поскольку задача обмена геоданными возникает не часто, серьезным недостатком это я бы называть не стал. Так, одна из многих застарелых недоделок.

 

Новые модели E-Trexов оснащены еще одним беспроводным интерфейсом, BlueTooth, который давно прижился во многих мобильных устройствах.

На сайте Гармина написано, что эти модели совместимы с сервисом Гармина, который называется GarminConnect.
То есть существует техническая возможность установить соединение навигатора с смартфоном и скидывать информацию о своих перемещениях прямо на сайт Garmin. (Естественно, на смартфоне предварительно нужно установить приложение для связи с навигатором, и этот смартфон должен иметь доступ к интернету)

 

Я немножко повозился с этим сервисом, и пришел к выводу, что (по крайней мере, с точки зрения туриста) это — не более чем бесполезная игрушка. А вот спортсмены, возможно, найдут там что-то полезное.
Для начала оказалось, что заставить навигатор установить соединение с смартфоном — задача весьма нетривиальная. Во всяком случае, для меня, (всегда думал, что неплохо разбираюсь в беспроводных интерфейсах вообще, и в голубом зубе в частности). Что я только не делал — сопрягал устройства, удалял сопряжение, вводил коды подтверждения, менял настройки и параметры, сбрасывал их к заводским, пробовал разные модели смартфонов и планшетов… Соединение устанавливалось, но через несколько секунд разрывалось. Где-то с десятой- двадцатой попытки мне все же удавалось установить соединение. Но на следующий день все повторялось сначала: для подключения навигатора к смартфону требовалось предварительно поплясать с бубном по полчаса и дольше. При том, что смартфон мой совсем не древний (модель прошлого года). 

 

GarminConnect

 

Тем не менее  выгрузить треки из внутренностей моего навигатора на сайт GarminConnect мне удалось. Но почему-то просто взять и скопировать трек с навигатора на смартфон, без участия интернета, (Хотя бы просто для того, чтобы посмотреть его в каком нибудь другом мобильным приложении, типа Андрозика) уже не получается. Если нет доступа к интернету, то мобильное приложение Connect на смартфоне просто отказывается работать. 

Не получается никуда выгрузить из навигатора и другие данные — ни точки, ни маршруты. Только треки и только непосредственно на сайт. Правда, потом этот трек можно скачать с сайта на смартфон. А напрямую — никак.
То ли это политика Гармина такая, то ли им в страшном сне не могло присниться, что доступ к мобильному интернету может банально отсутствовать (по причине отсутствия сотовой связи в определённой местности), или стоить несуразных денег.
Кстати, загрузить в навигатор трек из смартфона (например, полученный по почте, или скачанный с какого нибудь GPSies.com) тоже не получается. Даже через Гарминовский сайт. Говорит, что прибор эту возможность не поддерживает. Увы и ах. Ну да ладно, переживем.

 

Есть такая функция под названием LiveTracking, когда ваши друзья могут проследить за вашими перемещениями в пространстве. На первый взгляд, все выглядит заманчиво: Вы устанавливаете соединение между навигатором и смартфоном, отправляете приглашение своему другу на e-mail, и он может наблюдать за вашим положением на карте.
Правда, тут я не совсем понял, зачем для этого нужен навигатор? Современные смартфоны, как правило, тоже оборудованы приемниками GPS, и вполне могут отправлять в интернет все, что вы захотите, в том числе и ваше местоположение. Устанавливайте на свой смартфон любое бесплатное приложение-трекер, и отправляйте приглашения своим друзьям. (Более того, частенько информация о вашем местоположении отправляется в интернет на непонятно чьи сервера как-то независимо от вашего на то согласия или несогласия).

 

В одной из своих велопрогулок я решил попробовать LiveTracking в действии. (Думал, тут есть какая-то тонкость, которую я пока ещё просто не понял). Соединение между навигатором и смартфоном установилось (не сразу, но все таки они между собой сговорились и увидели друг друга), функция Livetracking включилась, приглашение отправилось (и было получено адресатом). Но мои перемещения товарищ так и не смог увидеть — на странице по ссылке, содержащейся в письме, гордо красовалась карта мира, и надпись «Не могу установить соединение». Хотя все соединения вроде как были установлены. Смартфон отлично видел и навигатор, и интернет (дело было в ближнем подмосковье, где сотовые вышки стоят на каждом углу), но никакие данные никуда отправлять не захотел.
Зато, когда я поехал на велосипеде с включенным LiveTracking, с навигатором начало твориться что-то неладное. Он начал притормаживать, заикаться с прорисовкой карты, а через некоторое время вообще перестал откликаться на нажатия кнопок. Пришлось вытаскивать батарейки. После этого я отключил эту функцию. 

 

Что касается сервиса GarminConnect, то мои впечатления таковы: его возможности явно шире, по сравнению с GPSies. Самое важное (на мой взгляд), преимущество GarminConnect перед Gpsies заключается в  Том, что в треках GarminConnect сохраняется информация о времени и скорости движения. После выгрузки трека на Gpsies он преобразуется в формат KML, в результате сохраняются только координаты точек трека, а данные о скорости пропадают. И становится непонятно, ехал автор трека по лесной дорожке, или тащил велосипед через завалы. 

 

GarminConnect всю информацию о скорости бережно сохраняет, а может хранить еще и кучу дополнительной информации по вашему треку. (температура, частота вращения педалей, частота сердечных сокращений и пр.). Естественно, для этого нужно обзавестить соответствующими датчиками и подключить их к навигатору через беспроводной интерфейс ANT. (Этих датчиков у меня нет, так что про эту функцию я ничего по существу сказать не могу.)

 

Но вот (в отличие от того же GPSies) интуитивно понятным интерфейс гарминовского сервиса я бы не назвал. Очень уж много всяких окошек да менюшек они туда понакрутили-понавертели, получилась настоящая каша-малаша. Дистанции, Занятия, Сегменты, Тренировки, Планы тренировок, Отчеты, Оценочные таблицы…

 

 

ActMenu

 

 

Не добавляет ясности и перевод на русский язык — одно и то же на разных страницах называется по разному, что здорово сбивает с толку.

 

 

Activities

 

 

Нажимаешь на вкладке с названием «Занятия» — открывается страничка с заголовком «Действия». В общем, освоение этого сервиса превращается в замечательный квест. На парочку вечеров наверняка хватит.

Немножко разобравшись в этой мешанине я, в конце концов, сумел выгрузить треки своих велосипедных поездок из приборчика прямиком на гарминовский сайт. Но удалось это у меня это весьма не сразу. И в результате получилось не совсем то, что нужно. Цифры на страничке с личными достижениями впечатляют, да только кому такие дутые цифры нужны-то? А отредактировать выгруженный на сайт трек и исправить явную несуразицу… Не, редактировать-то можно.  Можно изменить все, что угодно — время в движении, максимальную скорость, перепад и суммарный набор высот,  даже длину трека можно ввести вручную (только зачем?). Зато вот чтобы просто взять трек и вычислить его длину — ну не получается. Похоже, разработчики интернет- сервиса не очень хорошо понимали, что от них требуется. 

 

 

MaxDist

 

Впрочем, сказать, что я разобрался в GarminConnect полностью, я не скажу. Например, так и не понял, чем принципиально отличаются «Занятие» от «Дистанции» (и то и другое — в сущности, не более чем трек. Одно из другого можно создать. Зачем — непонятно.)

Почитав справочную систему по GarminConnect, я понял одно: Этот сервис изначально заточен не для туристов, а для спортсменов, а также для тех, кто занимается пробежками / велопрогулками по лесопаркам, и внимательно следит за своим весом. 
Возможно, именно поэтому мне пока так и не удалось найти в GarminConnect какой-нибудь интересный маршрут, который захотелось бы целиком или частично повторить. Ну да ладно, никто же не мешает после похода откинуться в мягком кресле перед монитором, скопировать все треки в программу Basecamp, и выгрузить их на тот же GPSies или GarminConnect через настольный компьютер. 

 

Вывод — Неплохой навигатор для туриста, весьма удобно лежащий в руке, довольно шустрый, и вполне справляющийся со своими основными обязанностями. Во всяком случае, в теплое время года.

 

 

Garmin навигатор для путешествий.

 

Преимущества —

  • Удобный корпус, хорошо лежащий и в руке, и на велосипедном руле.
  • Яркий и довольно большой экран.
  • Оптимально подобранная чувствительность TouchScreen
  • Оптимальное соотношение между быстродействием и энергопотреблением.

Недостатки — 

  • На морозе работать с тачскрином неудобно.   (Ну так на то он и тачскрин)
  • Малость недоделанное встроенное ПО. (Ну, гарминовцы наверняка когда-нибудь глюки с багами подвыловят, и доведут его до ума).

Вот как-то так…

 


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Владимир Кулигин:

    Ага, вот ты какой хитрый лис Максим. Меня отговаривал от тач скрина, а сам себе взял и прикупил))))

  2. Роман:

    Являюсь обладателем etrex-20. Прибором очень доволен, хоть он явно из категории «дешево и сердито», но в походах и даже в машине разок, отрабатывает на все 100%. Да и цена относительно невысокая.
    Треки рисую в САС-ПЛАНЕТ и конвертирую без особых проблем в gpx из kml или kmz. Пользуюсь в основном ОСМкой, Генштабом, Яндекс-спутник.

  3. vitto:

    ну всяко лучше чем с идиотским ондроидом )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост