Оскол, Дон и Медведица 2020. Часть третья: от Хопра до Терсы — BikeLifeForms
 
14 марта 202115:53

Оскол, Дон и Медведица 2020. Часть третья: от Хопра до Терсы

…Не стал я беспокоить селян и просить воду в сумерках, и от хутора Остроухов спустился к реке Хопёр. В отличие от Дона, вода в нем прозрачна. Вот и набрал я прямо из реки, деваться было некуда – спускалась ночь. Благо, для таких случаев у меня есть продвинутый походный фильтр Sawyer Mini.

А вот с пристанищем оказалось сложнее. Забираться во тьме на холм, где со спутника виднеются заросли, совершенно не хотелось, и поэтому поставил я палатку в открытой степи у маленького вяза.

 

19 сен, день 14, +60 км

 

в степи на ветру

 

Дожди так и не дошли сюда, но утром поднялся ветер. Не такой уж и сильный ветер по степным меркам; палатка стояла прочно и надежно, а вот сбор вещей доставил легкие неудобства. Зато какой вид вокруг!

 

и снова меловые склоны!

 

Хопёр здесь делает большую излучину, изнутри которой открываются виды не менее захватывающие!

Там, внизу, многокилометровые песчаные дюны, местами укрепленные сосновыми посадками. Тысячи лет Хопёр то разливался, то менял русло, оставляя песчаные наносы.

 

вид на большие пески

 

Несмотря на облачное небо, эти места пополнили список самых живописных на моем пути!

 

хутор Косоключанскийживописный овраг

 

А потом был асфальт до Кумылженской – шоссе пустое, но скучноватое, обрамленное лесополосами с обеих сторон.

 

У моста, где шоссе пересекает Хопёр, на высоком холме установлен памятник казаку. Вид на пойму оттуда открывается замечательный! И лавочка есть, где передохнуть можно.

 

казакам Хоперского округа

 

Только я спустился на шоссе и проскочил мост, меня вдруг жестом руки тормозит хозяин джипа – мужчина средних лет. «Яблоки будешь? Наши, садовые!» Как тут отказаться, ведь с яблоками в этих краях туго. Рассказал я немного про свой поход, и даже получил в довесок неполный газовый баллон! Мое почтение. Вот такие люди в Придонье живут.

 

Станица Кумылженская, окруженная песками и сосновыми посадками, мне ничем не приглянулась, но в ней есть водоразборные колонки, и это порадовало.

 

Ехать дальше по скучноватому шоссе – не мой путь. Чуток поупиравшись в пески, я все же выехал на твердый грунт.

 

где-то за Кумылженской...

где-то за Кумылженской...

 

Палатку поставил в государственной защитной лесополосе Белая Калитва – Пенза. В который раз я уже пересек это грандиозное творение!


 

20 сен, день 15, +78 км, Глазуновская —> Арчединская —> 2-й Сухов

 

Полоса эта тянется, по большей части, по водоразделам между реками. И вот так я от Хопра перевалил к Медведице. Но в нижнем течении, ниже города Михайловка, ее долина впечатляет слабо.

 

капают хилые дождики

 

А небо в очередной раз попыталось разразиться дождем, да не хватило мощи. Маленькие локальные дождики – это всё, что смог надуть недюжинной силы ветер…

 

Станица Скуришенская. Образцовые такие казачьи домики. За счет пожертвований восстанавливается храм. А в двух километрах – стихийная свалка… Вот ведь как! Выкинуть подальше: с глаз долой, из сердца вон. Природа (Бог?) всё стерпит.

 

домики со ставнями

 

Сижу на остановке, питаюсь. Прохожий предложил мне гроздь винограда – приятно! Вроде бы, кругом отзывчивые люди, но привычки целых поколений изменить непросто… (да, это я про мусор – больную мозоль страны, что поделаешь)

 

На этой остановке всё же появился прием 3G/4G от МТС, мне удалось сделать кое-какие дела, и решил я в Михайловку не заезжать. МТС (даже 2G) в Волгоградской области есть только вдоль трасс и в более-менее крупных городах и поселках. Сговор какой-то! 4G есть, кроме Волгограда, только в Камышине, Урюпинске и Михайловке. Так что мне повезло.

 

проселочный асфальт в Арчединскую

 

А еще я урвал арбуз с бахчи. Без наглости, только один, и выбрал маленький. Жаль, он оказался совсем зеленым внутри (но съедобным).

Дынь не видел, а вот тыквы – не раз. Их я тоже люблю, но дома, вареными кусочками с кашами.

 

С водой опять глухо. Окраина одного из селений напомнила мне степной юг Зауралья и Западной Сибири: казачий люд пришел туда из этих мест.

 

...

 

Я быстро пересек пойму Медведицы по волгоградской трассе и снова ушел на грунты, набрав воду прямо в реке. Как и нижний Хопёр, она здесь чистая и прозрачная.

 

р. Медведица у Михайловки

 

Так что набрал я 4 литра Медведицы и медленно покрутил в пологий подъем.

Люблю я эти предзакатные часы! Когда светит низкое солнце. Пусть виды вокруг скромные, но душа все равно радуется.

 

плавный подъем от Медведицы


 

21 сен, день 16, +86 км, Большой Лычак —> Даниловка

 

Ночи тем временем становятся всё холоднее. Уже дважды мне приходило предупреждение от МЧС о заморозках на почве. И поэтому каждую ночь я стараюсь забраться в самую высокую лесополосу: холодный воздух опускается вниз, и наверху обычно теплее. Ниже +5 у меня не опускалось.

Тем не менее, хорошо, что я взял теплый спальник!

 

Длинный спуск широченной долиной был хорош!

 

широкая долина

 

Осень разгорается с каждым днем, а установившаяся сушь только добавляет масла в огонь.

 

осень в пойме Медведицы

 

Печально было наблюдать высохшую речку, перед мостом над которой имеются даже гасители энергии потока! Вот только потока, судя по всему, тут не было уже очень давно…

 

высохшая река

гасители без потока

 

А затем я подобрался к интересному объекту. Точнее, целой цепочке объектов – «артефактов» так называемой «Миллеровки» — железной дороги Саратов-Миллерово. Которая так и не была построена. На память остались насыпи, выемки, водоводы, опоры мостов…

 

насыпь "Миллеровки"

 

На одном из таких сооружений я разложил еду и принялся было загорать, но прохладный ветер быстро выдул из меня это желание.

 

артефакт "Миллеровки"

 

Где-то здесь, перед Даниловкой, я проехал последнюю станицу. Казачьи края остались за спиной. А мне – дальше, на северо-восток.


 

22 сен, день 17, +70 км, Орехово —> Лопуховка —> Рудня

 

Ночевал я наверху пологого холма, в лесополосе из нескольких рядов низкорослых деревьев.

Расположился я между двумя рядами ясеней с наполовину засохшими листьями. Жалко мне было их… Оставалось лишь надеяться, что весной они оживут.

 

засыхающие ясени

 

Если на участке от Михайловки до Даниловки долина реки Медведица относительно скучна, то между Даниловкой и Рудней – совсем другое дело! Этот день стал одним из самых красивых.

 

Сначала иссушенная солнцем степь показала мне краски, коих не увидишь в «средней» полосе!

 

золотистая степь

золотистая степь

 

Потом я спустился в разноцветную долину, где нашел замечательный родник и уютное местечко, заботливо обустроенное хорошими людьми. Летом там уже бывал Володя.

 

на пути к роднику

спуск к хутору Прыдки

 

Хутор Прыдки пока еще жилой.

 

х. Прыдки

 

За селом Орехово — развалины старой мельницы.

 

стены старой мельницы

 

И снова виды, виды! Далекие, широкие, без конца и края.

 

над селом Громки

 

И рельеф не дает соскучиться и расслабиться: то вверх, то вниз, то в пойму, то на холм.

 

полоска осени

дубовый склон

 

Последние километры перед Рудней были особенно хороши! Осень тут неподражаема! Несомненно, Природа – лучший архитектор и лучший художник…

 

осень на Медведице

...

...

...

 

А после заката меня встретил в Рудне наш с Володей новый верный товарищ Тимофей. В этом поселке я был проездом год назад, и нашей случайной, как мне казалось, встрече тогда не придал значения…


 

23 сен, день 18, +28 км

 

Долгие беседы, здоровая сельская еда, потаенные дорожки в пышном пойменном лесу… Летом на тенистые берега реки Терсá пожаловал и Володя со своим отрядом добрых молодцев.

 

старица Терсы

...

 

Лишь к вечеру я собрался ехать дальше. Тимофею – поклон за прием! Еще увидимся.

 

Тимофей - хозяин степей

 

В итоге весь этот «вирусный» сезон у меня обошелся БЕЗ hostel’ов — благодаря таким добрым знакомым!

 

закат над элеватором

 

Впереди оставалась последняя глава: я повернул на восток, в сторону Волги…


 

<= часть 1   часть 2  |  а вот и ОКОНЧАНИЕ =>

 

~~ Общий трэк будет показан в последней части сего повествования. ~~

 

Дмитрий Ховрин


remont_velosipedov

Комментарии

  1. Судя по фотографиям места неплохие. Но фотографии и сам рассказ весьма унылый. Такое ощущение, что читаешь скучный рассказ советского классика о достижениях коммунистического строя. Не хватает задора, интересных фотографий, фото снаряжения, а не только серой выжженной травы, серого велосипеда с большой сумкой сзади. Такое ощущение, что автор отстал от жизни лет на 10-15 по снаряжению и восприятию путешествий.

    Советую прочитать сайт где большое количество подобных рассказов. https://bikepacking.com/plog/adventures/

    Это я, конечно, не со зла, а так совет на будущее. Развиваться надо не только в плане объезда всей страны и зарубежья, но и в плане «снаряжения» и написания inspiration reports. Сайт сам же в целом очень хороший, особенно идея в целом.

    1. Уважаемые «развесовщики», я не против такого стиля, но ОДИН объем в ДАЛЬНЕМ походе удобнее для меня. И не только для меня. Посмотрите, например, _вдохновляющие_ видео Насти Янгировой, а она по всему миру с ПИКом ездит.
      Я не консерватор, а реалист. И не люблю лишней возни в угоду приросту скорости. Тише едешь — глубже увидишь. Каждому своё. Жизнь — она одна. И восприятие путешествий — дело личное. Кто-то ездит ради драйва, кто-то ради чувств, кто-то ради переосмысления жизни. Здесь нельзя «отстать».

      Да, эта часть получилась серовата, но из песни слов не выкинешь…
      Задору я предпочитаю размышления, а фото снаряги размещаю в статьях.
      А снаряжение… я езжу в обычной с виду (НО технологичной) одежде. Меня часто принимают за местного. И для меня это хорошо. И удобно.
      Серый велик, кстати, тоже плюс, поскольку меньше привлекает нежелательного внимания 😉

      Так что, дорогие сторонники «bikepacking», постараемся не впадать в крайности. А то ваши стиль будет восприниматься как какая-то секта вроде веганов, которые пытаются проповедовать и притягивать за уши 😉

    2. Владимир Кулигин:

      Спасибо за мнение, но видимо не только мне одному кажется, что но весьма резковато. Мы пишем и катаемся не для для того что бы «рисоваться» модными разноцветными сумочками, трендовыми велосипедами, титановыми побрякушками, обработанными «под старину» фотографиями. Да, это определенные тренды, раскрученные маркетологами для того чтобы выкачивать ресурсы из карманов граждан. Каждый сам волен выбирать снаряжение, стиль написания отчетов, статей и рассказов. Подстраиваться под толпу, лидеров, чье-то мнение ни я, ни Дима, никто другой из нашего сообщества точно не будет. Одно дело кататься на 2-3 дня рядом с домом и раз в жизни проехать тур-юнайт и свистеть об этом на весь интернет. Одно дело писать сотни-тысячи сообщений на форумах, а другое дело брать и ехать, ехать там, где еще не ступала нога велосипедистов, а после поездки написать рассказ и выложить трек, тем самым сделав поездку полезную для велосообщества. Так что собаки лают, а наш караван идет. Ничего нового. А классика в виде серой титановой рамы, 26 колес и заднего багажника tubus никуда не денется. Ну а пендосский байккакинг все мы знаем, как и то, что Восток не приемлет запада ученье.

  2. Владимир Кулигин:

    Да, приятно, что наше сообщество не ограничено в пространстве и что верные товарищи из других регионов помогает нам (а мы им). На фотографиях уже прямо чувствуется осень.

  3. Я много лет читаю замечательные, добрые, душевные рассказы Дмитрия и Владимира. Каждую субботу, будучи на дежурстве завариваю чай, включай компьютер, открываю иногда карту и смотрю места, пейзажи, дороги, фотографии природы. Где-то ребята описывают очень неназойливо свой быт. Комментариев я не пишу, но видимо пришло время написать. Кроме большего человеческого спасибо мне сказать особо нечего. Благодаря техническим статьям, я собрал себе отличный велосипед и вот уже пару лет не знаю горя, катаясь по родному Адлеру. Благодаря отчетам у меня есть масса идей куда поехать. Конечно, я тоже поставлю багажник, прицеплю рюкзак, а на передний багажник положу палатку. Велосумка у меня одна, — шил сам себе под размер рамы. Так то Дима, Володя и другие авторы сайта не обращайте внимание на разного рода нападки и критику, пишите как вы пишите от души! Ну и самое главное, в летний период тоже что-то добавляйте в блог. Вы пишите о том, о чем прочитать больше негде.

    1. Николай:

      Игорь, присоединяюсь к написанному вами. Скажите, пожалуйста, что можно почитать из ресурсов по веломаршрутам в вашем регионе? Скоро собираюсь в Сочи и хотел бы заодно покататься в красивых местах вокруг. Может быть, у вас есть какие-то маршруты-фавориты, которыми вы могли бы поделиться. Заранее благодарен за информацию

      1. Николай, черноморское побережье Кавказа — это мекка любителей эсктримального катания на велосипеде, но в силу своего возраста, я использую велосипед для поездок на работу, по делам. В походы я часто езжу в Абхазию. Посмотрите странички вк «велоабхазия» гляньте форум веломания. По коротким маршрутам неплохо можно съездить на Ореховский водопад, забраться на гору Ахун, проехать старым Краснополянским шоссе, там сейчас мало машин, можно проехать по реке Кудепста. В целом open street очень подробен и грамотен в наших краях. Другое дело, что полноценный поход сделать уже сложно, в горы на несколько дней в наших краях соваться можно только подготовленным участникам.

        1. Николай:

          Большое спасибо за идеи, Игорь! Как раз думал про короткие маршруты, потому что буду с семьей и далеко и надолго укатить от них не смогу. Буду изучать. Спасибо ещё раз!

    2. Владимир Кулигин:

      Игорь, благодарю вас за добрые слова. Поверьте, эту лучшая мотивация делать блог интереснее и лучше.

  4. Илья Уваркин, Краснодар:

    Полностью поддерживаю повествование,фотоматериалы авторов данного сайта. Ребята пишут от души, показывают на фото такие места, в который действительно редко попадаешь. Описательная часть пишется и чувствуется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на личных ощущениях велосипедистов, лишена каких либо предрассудков и павоса, все по честному!!. Касательно снаряжения, выбора треков, сезонов поездки (применительно к разным регионам!),выбора команды, мест ночевки и т.д и т.п написано МНОГО ГЛУБОКИХ технологических статей. Зачем в одном рассказе все перемешивать? Полностью поддерживаю авторов сайта, ЖЕЛАЮ ИМ НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ, ПРОДОЛЖАТЬ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ и не обращать никакого внимания на грошовые советы!! Удачи,Здоровья и НОВЫХ открытий!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост