[день первый ТУТ]
Палатку скрыла полоса полусухих низкорослых деревьев, названия которых я не знаю, но их посадки видел и в Москве.
Дождей нет, и земля сухая; откуда тут столько комаров в начале августа – мне неведомо. Отвык я уже от них в Башкирии!
…Несколько месяцев назад вели мы с другом беседу, переходящую в спор. Именно тогда я узнал о пятнышке на карте под названием «Аркаим», и захотелось мне узреть это чудо воочию.
А дело было так.
В 1980-е на реке Большая Караганка хотели построить водохранилище, но во время изыскательских работ был обнаружен необычный рельеф, и под напором видных ученых затопление земель решили отсрочить. Не будь «перестройки» – вопрос бы не стоял; а развал Союза и вовсе поставил «крест» на строительстве.
Последующие раскопки открыли научному миру целый город – укреплённое поселение круглой планировки, довольно продвинутое для Бронзового века. Были тут и колесницы, и литьё, и даже ливневая канализация.
Ранее обнаруживались и другие подобные города на южном Урале, но Аркаим сохранился и был изучен лучше других.
Однако большинству обывателей Аркаим известен как некое «место силы» или «прародина русов» (древние жители были европеоидами). Почти одновременно с раскопками началось лженаучное паломничество, причиной которого во многом была идейная пустота «лихих» 90-х. Странные люди приезжают сюда и по сей день, ходят в чудных одеждах кругами по холмам, слагают из камней спирали и пирамидки.
В наше время всё это вылилось в модное течение – выступать против признанной науки, открывать новые чакры и теории заговора. Этим пользуются предприимчивые торговцы, предлагая массаж тибетскими чашами, фото ауры и прочее непотребство.
Я же ограничился вкусной лепёшкой на простокваше и баночкой мёда с пыльцой. Кумыс пробовать не стал во избежание кое-чего. А мёд купил в ларьке экотоваров «Живица» (похожие есть на ВДНХ, но гораздо дороже) – продавец оказалась приятной женщиной из Челябинска, причем родня у неё – в Выксе, надо же! Это, говорит, маленький Челябинск. Ведь тоже металлургия.
Тётенька слегка сочувствует некоторым приспешникам-эзотерикам, от коих исходит особая «энергетика». Действительно, бывает, что человек обладает каким-то особым «притяжением», но почему бы не исследовать этот феномен вместо возведения его в ранг сакральности?..
С другой стороны, «мир без песен был бы пресен» – такие загадки украшают нашу жизнь, как и цветные одеяния заговорщиков духов, монотонно шагающих по вершине сопки Шаманка. Лезть с поклажей я туда не стал, как и оставлять байк внизу. Вряд ли виды оттуда затмили бы скалу Граташ!
Для людей «приземлённых» Аркаим – это, прежде всего, исторический парк и музей. Часть экспозиции стоит под открытым небом в свободном доступе – это восстановленные и перенесённые из окрестностей остатки древних погребальных сооружений, статуи, артефакты разных эпох. А результаты раскопок древнего города находятся на заповедной территории, и чтобы посмотреть на них (а также попасть внутрь упомянутых сооружений), нужно заказывать экскурсию.
Я проскочил Аркаим за два часа, кинув на всё быстрый взгляд. Но внёс это место в список особо интересных на будущее. И не только в культурном смысле, но и в природном: есть в этих степях своё очарование, неповторимость, притяжение. Энергетика, в общем! =)
А еще мне очень повезло с погодой. И не только с текущей: первая половина лета была весьма влажной, и солнце не успело иссушить степные травы.
Обогнув заповедник, поворачиваю на север по насыпной дороге. Сёла тут разбросаны по долинам рек, и расстояния между ними достигают 10 км и более. Селения чем-то напоминают казачьи станицы на Дону – в позапрошлом веке они несли пограничную службу, но со временем свой статус потеряли. В отличие от юга западной России казачество здесь выражено слабо, а сельское хозяйство не в пример запущено.
Но я уже не сетую – большая часть страны такая. Меня волнует другое: когда же кончится изматывающая зыбучая трясёнка с мордником?
Хотя, и это тоже придирки. Подъем настолько плавный и длинный, что спустя 20 км всё еще видна долина Караганки – как я обожаю такие просторы! Кроме того, снова на моих глазах меняется местность: по мере приближения к водоразделу травы становятся сочнее, чернозёмы – темнее, а берёзовые колки – чаще.
Большак, внезапно перешедший в асфальт, вскоре повернул на Путь Октября, а у меня другой путь – по грунтовке через хлебные поля, по которым уже успел соскучиться!
Всё вверх и вверх, почти незримо. Вот, наконец, достигаю водораздела, а за ним – другая долина, но уже не такая широкая. Пропустив пылящую сельхозтехнику, спускаюсь к посёлку Кацбахский. Назван он был в память битвы с наполеоновской армией при речке Кацбах (нынешняя Германия).
Здесь стоит красивый храм – подобный ему я видел в 2014 году в Ростовской области на Северском Донце.
После нескольких км сыпухи с пылящими грузовиками (откуда их столько?) – вновь полевая грунтовка. На часах 18:30 MSK, и солнце клонится к закату – разница с Москвой уже полтора часа.
Вроде бы, ничего особенного – мягкий желтоватый свет, полосы берёз, изгиб дороги, пёрышки облаков. Но эти минуты очаровали, приковали к себе, став одним из самых ярких воспоминаний всего похода!..
И так увлёк меня закат, что когда я обернулся в другую сторону, то там уже поднималась на ночную смену совершенно полная Луна.
А небо становится всё краше! Кручу головой от захода да восхода и понимаю, что такие мгновенья – и есть суть моих скитаний. Их нельзя запланировать, нельзя нанести на нитку пути. Они бесценны!..
Кто-то сказал, что красота спасёт мир. На самом деле мир пронизан красотой, а спасать нам надо самих себя от своей же недальновидности…
7 авг, день 23 (пн), +80 км (10-19), Аркаим ~ Полоцкое ~ Кацбахский ~ Заря, итого 2080 км.
День 24
Нечто хорошее или плохое, добро или зло – эти понятия существуют лишь в нашем сознании: так нам удобнее описывать чувства.
Круглая рощица берёз – такое уютное местечко! Но на рассвете (3:30 мск) будят меня хищные птицы своим ноющим «мяуканьем», а затем и сороки с воронами к ним подключаются. Попытки отогнать их палками тщетны. Однако эта досадная неприятность в конечном итоге сыграет мне на руку.
Вот уж не знаю, как некоторые известные и великие люди спали по 3-4 часа в сутки! В этом плане я зауряден, и после пяти часов сна состояние какое-то ватное. Но всякую там колу пить не стану, пусть мне сегодня и надо проехать сотку.
Попрощавшись с рощей, вскоре упираюсь в брод. Необходимый! В смысле – не пройти в обход. Впрочем, на мою удачу проезжает легковушка, показав, что глубина совсем смешна.
Село Еленинка гремит карьером и не так давно открывшимся заводом «Микромрамор», который держит на плаву часть местных работяг. А сельское хозяйство выглядит вот так:
На главной площади культурный Дом гласит, что славен человек трудом. И где асфальт травой порос – не грех устроить сенокос!
А сразу за селом раскинулся на несколько десятков километров Джабык-Карагайский бор – памятник природы, реликт древних лесов, которые когда-то покрывали обширные пространства вплоть до самого Алтая.
Мне очень нравятся такие необычные места! Боры среди степей встречаются и в Черноземье, но там они растут в долинах рек, а здесь – возвышенность с истоками. И выглядит всё это по-другому.
Дорога тут ужасно пыльная и ослепительно белёсая, усыпанная слоем крошки мраморных карьеров.
А земляника полевая так и не доспела: все ягодки висят с зелёными боками! Они вообще краснеют или нет?..
Перевалило зá полдень. За станцией Джабык немного отдыхаю среди гранитных валунов. Звоню в Челябинск: встреча скоро состоится!
Ну, а пока берёзовые заросли и сосняки перемежаются с участками степных проплешин, и атмосферные течения рождают занимательные образы и формы.
…В 15-ом году, шурша резиной по дорогам братской Беларуси, я заглянул в деревню (вёску) под названием Парыж, где по легенде Наполеон хотел построить новую столицу. А после оказалось, что Париж имеется и за Уралом, но назван по причине противоположной – в честь победы над французами.
И вот, за северной окраиной реликтовых боров я достигаю цели!
Село, однако, как село, вполне типичное на вид; а жители, по большей части, – православные татары-нагайбаки. Но есть и гопники-великороссы: один из них, меня завидев, дважды подзывает, а потом выходит из тусни подростков в тени подобия известной башни. Подвыпивший мужик заводит лестную тираду – мол, что уважает тех, кто путешествует, и что он был в рядах строителей дороги из Якутска в Магадан. Я мягко отклоняю приглашение на щи, и тут он просит мелочь! Даю 11 рублей – уж надоело их таскать, поскольку в большинстве сельмагов карты принимают.
Но главной достопримечательностью Парижá является не «Эйфелева» башня, а колоритный старый рыжий кот со львиным ликом! Где вы еще увидите такого?! Выставки мэйн-кунов отдыхают!..
Итак, мне удалось узреть Париж и выжить! Остаётся только докатить до областного центра.
Кручу дальше, ветер попутный; асфальт вдруг переходит в насыпную трясёнку, а через несколько км опять асфальт – вот зачем это? На одном участке асфальт латают рабочие: «подвези!» – шутят. Таджиков тут нет, да и местных немного осталось. Между полуживыми сёлами иной раз по 20 км…
А еду я вниз по течению реки Тогузак – это уже бассейн сибирской реки Тобол. Тут я проезжаю последние «уральские» холмы, за которыми местность продолжает плавно понижаться, окончательно переходя в Западно-Сибирскую равнину.
То степь, то колки, то полусухие смешанные леса и рощи – такие ландшафты вижу впервые. А накатанные «полёвки» – всяко лучше, чем тряские большаки. Лишь бы не ливануло!
Кап-кап – пригрозили тучи, обложив небо с трёх сторон, кроме востока, куда я, собственно, и еду. Вспомнились строки старой песни: «иду я к солнцу, цветёт земля, счастливей нету вокруг меня!» Но солнце на сегодня кончилось.
Как же я вовремя! 5-10 минут – и ливень за моей спиной накрывает Солнце. Но я уже на финальном асфальте.
И вот редкие капли настигают меня и целуют землю, которая жадно впитывает этот дар свыше. Степь в долгу не останется, и завтра расцветёт еще краше!
Слабый дождь продлился всего несколько минут, но совершенно очевидно, что это был пробный заряд. Гляжу вокруг – по сторонам рисуются водопады, а я всё продолжаю ехать на просвет! И усиленно шарю глазами и смартфоном в поисках пристанища, пока небо даёт отсрочку.
Наконец, за 12 км до ЖД станции сворачиваю в лесополосу, быстро ставлю палатку, успев закинуть вещи и даже помыться из бурдюка, и тут полило уже надолго – на всю ночь.
Получается, что не зря меня утром разбудили птицы!
А еще интересно, что перед дождём комары не досаждали, а как только полило – стали буквально кишеть между слоями палатки, такого количества не было за весь поход! Но внутри-то мне всё равно, и я мирно засыпаю…
8 авг (вт), +100 км (8:30-18), Еленинка ~ Париж ~ Татищево ~ Толсты, итого 2180 км.
День 25
Утром, как по заказу, дождь прекращается, и выглядывает солнце, подчеркивая красоту белых берёз. И мне немного грустно уезжать: в таких местах я словно оставляю частичку себя…
Уездное село Варна было названо в честь взятия одноимённой турецкой крепости (теперь то Болгария). Хватает же в этих краях занятных историзмов!
А также здесь до сих пор встречаются деревни, основанные мордвой (мокшанами). Более чем в 1000 км от исторической родины!..
…Посетив «Магнит» на Магнитогорской улице, еду на станцию Тамерлан, где беру билет на проходящую из города Карталы электричку до Челябинска. Такая концовка и была задумана изначально.
После следующей за Варной станцией железная дорога проходит 55 км по территории Казахстана. И, хотя ничего особенного на «заграничной» территории я не увидел, все эти километры 4-вагонная ЭД4М неслась без остановок на скоростях, близких к максимально допустимой (120 км/ч), замедляясь ниже ста лишь у двух станций. Никогда еще так не ездил! Вы возразите – а как же всякие Сапсаны и прочие «Аллегро»? Да никак – не чувствуется там скорость. Ну, скорее всего. Мне хватило «Ласточек».
Конечно же, я записал трэк этого проскока; более того, записал почти все 215 км до Челябы. И это стоило мне того самого куска первого дня, так как память логгера заполнилась, и запись пошла по новой.
…В вагоне, по обыкновению, рассматриваю местных жителей. Есть у меня один знакомый родом из Омской области, и один из пассажиров поразительно на него похож! Такая вот бывает региональная общность внешности.
Смотрю и за окно. До Троицка – степь да степь, плоская и неприметная. Сам Троицк расположен в более красивом месте, при слиянии рек Увелька и Уй – тут есть холмы, которые электричка неспешно огибает. Кто-то вспомнит, кроме матерного слова, известную марку круп «Увелка» – делаются они в 40 км выше по течению.
А река Уй – граница степей и лесостепей. Чем севернее, тем больше растёт берёз, а местность – полный плоскач со множеством болото-озёр. Но есть рельеф рукотворный – карьеры и отвалы, я их уже видел в Сибае.
И вот, сбавив скорость, эл-ка прибывает на станцию суровый Челябинск-Главный, где я встречаюсь с давним интернет-знакомым. До московского поезда остаётся меньше часа – за это время много не осмотришь. Впрочем, город промышленный, исторический центр маленький, и до него аж 3 км от вокзала. По словам знакомого, Е-бург гораздо интереснее. Так что мы ограничиваемся прогулкой до ближайшего ТЦ и обратно.
9 авг, +16 км до Варны (10-12ч) и немного по Челябе, итого ~2200 км (~88 км/день). Общий GPX-трэк.
<= ч.2 ч.3 ч.4 ч.5 ч.6 ч.7 ч.8 часть 9
…С поездом мне повезло. На входе в вагон улыбались совсем молодые проводники-стажеры, и попутчики попались хорошие. Плотная дама лет сорока из Димитровграда посвятила свою жизнь военной карьере. Почему? – «А мне больше ничего не интересно!» А с приятной парой молодоженов из Уфы, ехавших через Москву в жаркие страны, мы разговаривали добрую половину времени. Поезд ехал через Ульяновск, где я еще не бывал. Зарегулированная плотинами Волга здесь ширится на 10 километров, и каков же был восторг девушки, никогда в жизни не видевшей море!.. Предзакатное солнце еще более усиливало впечатления…
Вот и всё, я вернулся домой, охватив понемногу 6 новых губерний. За 26 дней отвык от опустевшей квартиры, с которой надо будет что-то делать…
…Неутолимый голод, неодолимая тяга к новым горизонтам овладели мной несколько лет назад, став почти синонимом страсти к жизни. В пути, впитывая всё разнообразие окружающего мира, я забываю о внутреннем одиночестве. Наоборот – бывает, что чувство единения переполняет душу, и эти моменты – они дорогого стоят!
Есть старая поговорка: «Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну её страницу». Я же пока что читаю лишь первую главу – нашу страну. И глава эта далеко не закончена!
Ну, а что в итоге этого велопохода? Ни поломок (не считая двух проколов), ни капризов непогоды – везло в обоих смыслах! А для меня погода и дороги – возможно, половина составляющих успеха, а то и больше.
Насыщенность природная, как и культурная, превысила мои ожидания! Поездка не просто удалась, она стала одной из лучших за все прошедшие годы. Если не самой!
…А дома я пробыл недолго – всего 4 дня. Как и в году 2016, июль и август разделил на 2 заезда. Поэтому – до скорой встречи на озёрах. Будьте счастливы!
Дмитрий Ховрин
Колоссально! Все части читал с наслаждением. А фото берёз в последней главе просто сказочные. Спасибо огромное!
Благодарю!..
Не так уж и много осталось до нового сезона, но постараюсь закончить повесть о прошедшем.
Очень здорово! Отлично написано! Спасибо тебе Дима!
Замечательная поездка. Читал не отрываясь. У Вас приятный лиричный слог. Спасибо за впечатления.
Я сам из Казани, собираюсь этим летом в Нижегородскую область на родину отца на велосипеде. Так далеко я еще не ездил, но думаю осилю. Всего доброго.
Огромное вам спасибо за такой прекрасный рассказ! Читая часть за частью и рассматривая фотографии, как будто сама проехала 2000 км :). Очень вдохновляют такие велопутешестия, некоторые за всю жизнь не осилят столько мест Матушки России, сколько вам удалось за эту поездку.
И Вам поклон! Да, я прекрасно понимаю, что далеко не у всех найдётся столько времени и возможностей, и мне искренне хочется поделиться мыслями, чувствами. Вдохновлённый читатель — лучшая награда! В свою очередь, вдохновляющая и меня! =)