Из-за такой невезухи с погодой и частого обилия комаров я чувствую усталость. Скорее, моральную, нежели физическую. Потянуло домой… Но нет, я хочу увидеть Японское море! Острова, сопки, заливы… И это меня подстегивает. В конце концов, для таких исследователей, как В.К. Арсеньев, мои трудности были каждодневной суетой, а я тут, понимаешь, привык к удобствам и заныл. Негоже!
(это продолжение рассказа. Начало — тут)
…По сути, я срезал на поезде 3 дня пути по трассе. Не так уж и плохо; все-таки «плечо» есть далеко не всегда, пусть трафик и терпимый…
…Спасск-Дальний, мокрая платформа. Сверху облачная тьма, вдали сверкают молнии, но дождь опять щадит меня. На привокзальной площади потемки. Сижу на остановке, сонно перекладываю вещи. Подходит странный житель (вроде, трезвый) и после нескольких вопросов предлагает выспаться к нему. Ему к восьми работать, так что тогда он делает в 4 ночи у вокзала?..
…Я покидаю спящий город, пробивая тьму налобником и объезжая лужи. По трассе еду только 5 км, и то в столь ранний час она пока пустая. И тут «окно» закрылось – ливень! Сижу на остановке, жду рассвета. То моросит, то льет. Но долго ждать нет смысла – надеваю плащ и двигаю вперед.
Третий день какого-то самобичевания, но не ехать же сразу во Владик!..
Дождь – это полбеды. Почему-то сплю на ходу. Вроде бы отоспался за два мокрых дня, но в сидячем вагоне не вышло. Еду 15 км/ч по прямой и больше выжать не могу. Иной раз останавливаюсь, чтобы набраться сил.
За крайним селом Спасского р-на дорога становится насыпной, и так 40 км по лесистой гряде вплоть до Яковлевки. Со стороны это – просто зеленые холмы, похожие на кавказские предгорья. После дождей масса разновеликих потоков, мутных и не очень, шумят, словно водопады, стремя воду к Уссури. Запах в лесах по какой-то причине имеет неприятный затхлый оттенок. Местные называют это тайгой, но лес ведь лиственный, а хвойные породы примешиваются на высотах не ниже 300 м. Это больше напоминает влажный тропический лес, чем тайгу.
Лес довольно однообразный, разве что дубы стали выше – теперь это полноценные высокие дубы, а не то, что в Амурской области.
Вечером, наконец, распогодилось! Тайфун иссяк. Следующей ночью обещают до +6, днем пока не выше +20.
А я теряю внимание – посеял носовой платок, что сох на раме, и даже не заметил…
7 сен, +95 км (4:30-16:30). Да-да, за 12 часов меньше сотки. Самый тяжелый и медленный день…
12 часов сна, неспешные сборы, и по дороге к шоссе нахожу платок! Мелочь, а приятно.
Вот только дождь опять собирается! Ну сколько можно… Отсиживаюсь под крышей остановки. По шоссе Кавалерово-Арсеньев неожиданно высокий трафик, хуже трассы. Сворачиваю на грунтовку, и сразу красивые виды! И кучи мусора… Это беда всей страны. Недолюди. (фото следующего дня, но суть та же)
Зачем же я завернул такой крюк? Прежде всего, чтобы увидеть памятник В.К. Арсеньеву. После того, что я прочитал об этом человеке – проникся глубоким уважением. И этот незатейливый памятник стал одной из ключевых точек пути. Да и место знаковое, весь город виден!
Завязался разговор с уроженцами Сахалина, и они пригласили меня посетить остров: там не только другая природа, но и менталитет людей другой – люди гораздо отзывчивее, чем на материке. Мол, обратись к капитану, и отвезет хоть в Северо-Курильск 🙂 а икрой угостят – так не ложками, а ведрами есть будешь! Ну… как-то уж слишком. И всё же не в этот раз.
А еще в Арсеньеве живет интернет-знакомый, которому я года три назад отправлял редкие компьютерные железки прошлого века, а он мне взамен – большой пакет огромных шишек и орехов 🙂 Но встретиться не получилось – поздно получил ответ, надо было раньше писать. Так что просто взглянул на 9-этажку и поехал дальше…
И вот она, ясная и самая холодная ночь за весь путь (+6). И это на 44-ой широте! Млечный Путь, огни Арсеньева в 10 км, красота. Холодом прибило комаров, они летают медленно и почти не кусают. А теплая куртка не пригодилась, зря я таскал эти 400 г всю дорогу.
Кидаю запрос на WarmShowers в Уссурийск. И получаю положительный ответ! Так что завтра мне предстоит проехать 137 км…
8 сен, +47 км (12:30-20).
У самонадувайки от «Сплав» низ водонепроницаемый, в отличие от дна палатки. Это мне очень помогло еще тогда, у Вяземского, где пережидал дожди в промокшей палатке. А вот верх слишком скользкий – сползаю даже при малом уклоне.
…К середине дня я уже сомневаюсь, что осилю такое количество километров до темноты. Ветер нифига не попутный, горки не слабые, покрытие – то сыпуха, то трясёнка, реже ровный большак.
И когда меня совсем печалит перспектива, вдруг впереди останавливается Lexus RX300 (почему-то с московскими номерами), из которого выходит бывший спецназовец Аванес. Понятное дело, что выяснится это позже, а поначалу я отклонил было предложение незнакомца подвезти меня. Потом, сняв переднее колесо и поклажу, мы загрузили байк поверх опущенных задних сидений и – поехали! Подвеска глотает почти все неровности, но иной раз дорогую машину резко торкает.
А Аванес рассказывает мне истории из своей жизни. Родом он из Райчихинска Амурской области, а в спецназ пошел, чтобы проверить себя на прочность. Лет примерно как мне, живет во Владивостоке. Узнав, что я планирую там побывать, советует сходить в музей Арсеньева и океанариум. И на мыс Тобизина заехать.
Я прошу высадить меня через 40 км в Осиновке, откуда на Уссурийск ведет проселочная дорога – все-таки хочется еще прокатиться под вечер! И мы прощаемся, как будто ничего особенного не произошло.
А я до сих пор удивляюсь и задаюсь вопросами, на которые не будет ответа…
…Первая часть дороги мне понравилась – поля, рощи, лесополосы, холмы. Моя стихия!
А потом опять леса, затяжные подъемы и холодные спуски. Ветер стих, и после каждой машины стоит пыль столбом. Возникает идея купить медицинскую маску и надевать ее в таких случаях.
Я уже предвкушаю асфальт на восточном въезде в Уссурийск после пересечения трассы, но первые полтора километра там пылища!! Вот ведь жмоты… Дороги под стать тверским.
Темнеет… Задний маячок я сдуру сломал еще в Иркутске, а налобник практически разрядился, поэтому последние полчаса ехать было весьма стрёмно. Но я успел, и меня любезно приняла на ночь приятная молодая семья! Благодарю Алену за кров, гостеприимство и, конечно, душ 🙂
9 сен, +60 и +47 км (10:30-20:30), асфальт около десятой части.
Не скажу, что Уссурийск интересен туристически. Да, есть исторический центр со старыми домами, даже подобие пешеходной улицы, но я уже, видать, пресытился всем этим в разных городах, и не нашел «изюминки» в Уссурийске. Зато нашел яблоки у бабулек всего за 50 р/кг, таких цен я не помню с самого Омска! (где в это время ведро больших яблок стоит 100р. Ну, что поделать, к востоку от Енисея с яблоками беда)
В городском парке я решил взглянуть на чжурчжэньскую каменную черепаху, но нарвался на местного гопника, который ныл, что карту съел банкомат, и нужны деньги на эл-ку. При этом он ЖД-шник, что как-то не вяжется. Просил сначала двести, потом уже сто – дал ему их, не оскудею. А позже я увидел его на соседней улице, он радостно пожелал мне удачи и показал, где продаются дешевые булочки. Ну, и ладно…
Впрочем, я уже купил большие пирожки с капустой по 20р – возможно, самые вкусные в жизни!
На южном выезде из города снова конец асфальта. Асфальт только на главных шоссе.
Меня уже дико достало трястись, но и по трассе пилить нет желания. Потерпел 15 км от Утесного до Тереховки, а далее хорошее шоссе до самой границы с Кореей. Трафик особо не напрягает, а к вечеру и подавно; а главное – это ровная поверхность и отсутствие пыли, наконец!
Ближе к Амурскому заливу с этой дороги открывается вид на Владивосток, до которого около 30 км по прямой; сопки, мосты, здания, подсвеченные вечерним солнцем – всё это издали выглядит так заманчиво!
У дороги три раза видел торговок зелеными плодами под народным названием «киш-миш», которые, как оказалось, растут в тайге на лианах. В тайге, да на лианах! Одну пробую – что-то между киви и крыжовником. А ведь по сути это и есть киви, то есть ягоды актинидии-дикороса! Пол-литра 200р, жаба задушила.
Высматривая место на ночь, нашел еле заметный отворот в лес, всего метров на сто от шоссе, ведущий к поляне. Но какая поляна! И столик с навесом и лавками, и старый холодильник в качестве шкафа, бутылка-умывальник уже заправлена водой, а в стороне есть даже сортир типа «яма» с навесом, стенами и аккуратно прибитым новеньким сиденьем от унитаза! И эта «яма» еще ни разу не использовалась.
Чуть поодаль журчит горный ручей. Комаров мало. Чудеса, да и только! Подарок прям какой-то! Один лишь недостаток – шоссе близко. Но никто так и не приехал на поляну.
10 сен, +72 км (10:30-19:30).
Заехав на Кравцовские водопады, продолжаю путь на юго-запад. И вскоре осуществляю еще одну свою небольшую мечту – проехать через Землю Леопарда! В прошлом я пересмотрел, наверно, все фильмы об этих редчайших кошках. И пусть я не увижу их вживую, но хоть представлю, что где-то неподалеку, вон за теми холмами, крадется этот грациозный и неуловимый хищник…
Во второй половине дня я отклоняюсь от шоссе на Хасан, повернув на тряский большак. Зато поскорее увижу Японское море!
Увидел. И море, и вновь Владик на горизонте. Вроде бы дорога идет по самому берегу, но от воды тянет рыбой и тиной. Купаться желания нет, да и прохладно, градусов 18.
11 сен, +70 км (12:30-20).
Обратно на шоссе. Виды, конечно, хороши. А у меня слабость какая-то. И в прошлый день была. Организм борется с заразой. Ничего, поборет.
12 сен, +72 км (11:30-19:30).
Дорога на п-ов Гамова (с. Витязь, гора Туманная) лежит через с. Андреевка. Места здесь пляжно-курортные, а середина сентября – «бархатный» сезон. В «лучших» традициях Приморского края асфальт прерывается за пару километров до турбаз, и там трясучка, пыль, еще и рельеф.
Но это еще не всё! Обочины дорог буквально завалены гниющим мусором; море воняет тухлой рыбой, водорослями, тиной, и в этом трэше купаются жирные особи человеков. Бля, это надо видеть, какой же это пздц!! по-другому невозможно описать. А цены просто улёт. Вспоминаю Хакасию и озеро Шира, где все цивильно, никакого срача и даже дешевая столовая…
А тут, понимаешь, «усадьба мыс Фиолент», возле которой воняет тухлой помойкой! Не в силах больше терпеть эту скотобазу, я поворачиваю назад. Ну ее нафиг, Туманную гору – потом ведь обратно ехать через весь этот ужас!..
Следующая остановка – поселок Зарубино. Живописные дубовые склоны, черные пески и заброшенные здания. Здесь планируют построить большой порт, и это может оживить поселок, но, как обычно, сроки откладываются и переоткладываются.
Еще немного, и я достигаю нормального моря! Но пока еще многовато отдыхающих. Еду дальше, места очень красивые, и – я почти у цели!
А море такое непривычно соленое, что окунаться не хочется. Это вам не Черное море, это – Тихий океан! На мою удачу кто-то оставил после пикника почти полную бутылку 6 литров – вода нагрелась на солнце, и я с радостью помылся.
По узкому перешейку попадаю на полуостров Краббе и ставлю палатку над первой доступной бухтой. Почему не внизу? Там не видно заката, нет обзора, и прибой громкий 🙂 но и комаров, скорее всего, меньше. Что поделать, комары в Приморье вездесущи даже в сентябре, муссонный климат им благоприятствует.
Тем не менее, я несказанно рад! Вот она, цель путешествия! И пока самая южная точка планеты, где я побывал (42,6° N). Между прочим, это широты юга Абхазии, но климат южного Приморья гораздо холоднее, и среднегодовая температура здесь сравнима с подмосковной. Оглядываясь вокруг, наблюдая эти ландшафты и растительность с субтропическими чертами, даже не верится, что зимой тут трещат морозы! Таково влияние сибирского антициклона и холодного Охотского моря.
Очарование этого места мне сильно врезалось в память, несмотря на обилие комаров и то, что природа все-таки скромнее, чем, например, в Крыму. Но мысль о том, что ты удален от дома на 7 тысяч верст, кружит голову и добавляет остроты 🙂 До Северной Кореи каких-то 30 км…
13 сен, +43 км (11:30-19).
В таких местах надо делать дневки, но я приехал впритык, и в полдень следующего дня готов покинуть полуостров. А так неохота…
Шестой день подряд радует замечательная погода! Днем чуть выше +20, а ночи у моря теплые. Как же здорово, что тот отголосок тайфуна зацепил меня в глубине края, а не на берегу!..
Разве что с утра на море бывает пасмурно и туманно, но к середине дня высокое солнце побеждает. А сегодня южные ветра так усердны, что воздух прогревается до +25!
…На перешейке зависаю на полтора часа – меня угощает приветливая семья из Хабаровска и показывает мне морских звезд и золотистый песок!
Иногда на эти пляжи заходят ловцы морских гребешков и продают их отдыхающим совсем недорого (вроде бы 300 р./кг). Но не в этот раз. Да и незаконно это…
Эх, благодарю за всё, но мне пора – надо успеть до темноты в Славянку, а оттуда следующим утром по воде во Владивосток. Надо катнуть на о. Русский – надеюсь, там кончился экономический форум. Лучше бы чинуши в Андреевку приплыли, как там всё хорошо и прекрасно, аж жуть.
…На шоссе попадаю через Гвоздево. А к концу дня заезжаю на родник у поворота на Славянку. Два дня назад я там купил у мужиков пчелиную пыльцу; один из них, что был тогда более трезвый, как раз сворачивает свою лавочку. Ну, здравствуй и прощай еще разок!
Кое-как нахожу себе на ночь ровную площадку среди дубов. Утром вставать ни свет ни заря – теплоход в 7:00…
14 сен, +74 км (12-19:30).
Во Владивостоке я провел 4 дня, как и планировал изначально. С WarmShowers не получилось (один контакт занят, другой ответил только через несколько дней), поэтому заселился в хостел в 3 км от центра (Острякова 26). Можно было и в самый центр за те же 600р, но я сделал ставку на тишину спального квартала и близость ЖД станции Первая Речка (в результате каждый день наматывал эти 3 км туда-сюда). Средней руки заведение; запомнился отвратительный привкус у воды из-под крана и милая девушка Настя на приеме посетителей (будешь в Московии – пиши!).
На сопку залез, музей и океанарий посетил, на Русский тоже сгонял. Но много времени ушло на какую-то мелкую и пустую возню, а на Приморский (не владивостокский) океанарий нужно не 2 часа с гаком, а как минимум 6…
Однако впечатление о Владике получил. Однозначно самый интересный город на моем пути! Во многом благодаря природе. И, конечно, морю.
Какие тут контрасты! Бешеные цены даже на морепродукты, которые бабульки с пенсиями по 7-8 тыр могут себе позволить лишь на праздники. При этом автомобилизация (праворульная на 90+ %) настолько высока, что в час-пик весь центр в пробках. А рельеф и кривизна улиц не способствуют велодвижению, которое здесь почти не развито в отличие от плоского Питера.
Построенные не так давно величественные мосты, несомненно, украсили город и придали ему, так сказать, новое лицо, визитную карточку. Я проехал оба моста дважды на велосипеде и дважды на автобусе, и это было впечатляюще! Ничего подобного нельзя ощутить в Москве.
А когда я увидел кампус ДВФУ и океанариум, то пришла дерзкая мысль, что они-то как раз и являются лицом Владивостока, а остальной город – это задница… Едешь по огромному мосту и видишь с одной стороны прошлое, а с другой – будущее.
По Русскому острову проложена современная автомагистраль, но через несколько километров после студгородка она просто обрывается в лесу. «И зачем эта дорога в никуда? – Это дорога в перспективу!..»
Тем не менее, я прокатился по ней с удовольствием. А на мысе Тобизина (после Краббе он меня не сильно впечатлил) прогулялся по экотропе, где клянчат еду лисы-попрошайки! Никогда еще не видел лис так близко.
А какой был закат…
Необычайно легко и быстро я преодолел 33 км в обратную сторону (а то, без поклажи ведь), заценив ночную подсветку мостов; мосты кажутся так близко, но между ними 9 км по шоссе.
…И вот прошли эти 4 дня, за которые я как-то привык к Владивостоку. Наступило 19 сентября – день отлета домой. Первый раз в жизни полечу самолетом! Самое сложное – это упаковка вела.
Выйдя из электрички в Артеме, покупаю в ларьке скотч и спокойно двигаю в аэропорт Кневичи. На главном входе мне советуют зайти с торца здания, где проходит крупный багаж. Там я и упаковал байк, а служащие помогли открутить педали. Рассовал снарягу по треугольникам рамы и полностью забил заплечный рюкзак. На стойке регистрации при взвешивании вышло ровно 23,0 кг! Предел бесплатного вело-багажа у Аэрофлота. Да, можно было лететь чуть дешевле компанией «Россия» (не за 15000, а за 13200), однако мне не хотелось портить себе первый опыт.
Но всё же я его себе испортил.
Выбор мест в салоне открывается за сутки. Я заранее знал все тонкости расположения мест в Airbus A330-300 рейса SU1703, но сайт мне почему-то выдал «регистрация недоступна» при выборе свободного места 37К. Еще две попытки, другие места – то же самое. Глюк?.. А я в музее. Следующую попытку предпринял уже вечером, и было поздно – у окон всё занято…
В итоге зарегался прямо на стойке, где дали место с краю среднего ряда у lavatory. Так что видел только крыло и кусок неба. На спинках кресел – старые ЖК-мониторы рубежа веков с топорным управлением. К сожалению, местоположение не показывалось… Но еду разносили вкусную (2 раза за 9 часов), даже выбор был. Рядом сидел китаец, почти не понимающий ни русский, ни инглиш – я любезно отжал у него часть еды 🙂
Взлет почти не заметил физически, а вот при посадке ощущал скачки давления в ушах. Ну, и торможение в Шереметьево – это что-то.
9 часов буквально пролетели. Вроде был на Дальнем Востоке, и опа – уже Москва. Вылет был в 14 ч, прилет в 16 – разница во времени. Самый длинный день в моей жизни. Непривычно низкое солнце 56-ой широты. Странные чувства…
Багаж вынесли как и было, не бросали. Собрав байк за час, проехал 7 км до пл. Планерная, две остановки на электричке до пл. Левобережная, 10 минут через лес, и я дома. Но потом три ночи снилось что-то владивосточное, как будто часть меня осталась там…
А вернулся-то я в лето! В самый конец самого длинного лета в Москве за весь период наблюдений с 1879 года. После краткого похолодания в столице опять +25. Только-только начали желтеть листья…
<= ч.2 ч.3 ч.4 ч.5 ч.6 ч.7 ч.8
Что ж, теперь немного данных и статистики.
Всего пройдено около 4500 км за 65 дней. Вот общий трэк .GPX (начало, к сожалению, без высот).
Потрачено 65-70 тыс. руб., включая билеты на транспорт.
Что еще добавить? Пишите в комментариях!
Удивительно, но за все 65 дней я не видел ни одного клеща. Хотя это не значит, что их нет.
Покрышки Schwalbe Marathon Plus Tour к концу похода откатали около 6 тыс. км без проколов.
…
На этом всё, дорогие читатели! Не забывайте мечтать, и пусть лучшие мечты сбываются. Помните, что нашу жизнь слагают яркие впечатления и чувства. И я желаю вам испытать еще больше! И главное – путешествие к самому высокому чувству. Наверно, с ним ничто не сравнится…
Дмитрий Ховрин
Невероятно! Дмитрий, спасибо тебе большое за такое удивительное путешествие! Прочитал взахлёб все части, с нетерпением ждал каждой новой. Столько дорог, пройдено, столько путей, стоянок… Я помню, мы сидели с Володей в кафе в центре Москвы, а он читал твои путевые заметки ВКонтакте. Ты долго не писал и было очень тревожно. Спасибо парни за ваш сайт, блог, да хороший добросовестный ремонт велотехники. Спасибо тебе Дима за то, что ты пишешь, делаешь такие замечательные фотографии и находишь всегда нужные слова и дороги.
Благодарю за отзыв! 🙂 Очень радостно видеть, что мои скромные очерки находят читателя.
В наше время все больше популярны видеоблоги, но с моим скудным воображением трудно слепить что-либо достойное, как, например, у Насти Янгировой (mexmatenok). Да и снимать ролики надо уметь, и лучше со штативом…
Нашел на веломании ссылку Володи и прочитал все части на одном дыхании! Очень интересный взгляд про нашу страну, целая летопись велотуризма. Мне очень нравится ваш блог. Во-первых вы катаетесь там, где часто не ступает нога велосипедистов,открываете новые маршруты. Хорошие фотографии тоже радуют! Спасибо, каждое утро в метро зачитываюсь теперь!
Лично для меня — это большое события, вся эта поездка Димы. Он долго вынашивал этот план, мечтал об этом и вот все свершилось как-то быстро молниеносно. Будучи в Москве и на море, следил за передвижениями Димы, переживал за него, держал пальцы. Дима очень позитивный человек, и поход получился таким же, хоть и не простым. Это постоянная работа над собой, я знаю Диму уже более 10 лет и вижу плоды этой работы. Спасибо тебе, дорогой друг, за твои рассказы, повествования, фотографии, твое мнение. С нетерпением ждал всех частей, кидал ссылки знакомым. Многие пиарятся, рекламируют себя, а ты просто берешь и едешь тысячи километров один. Для очарованного путника нет преград, сказал уже не помню кто. Нет преград твоему упорству, силе воле и характеру Дима.
Спасибище, парни, за добрые слова! Без обмена опытом, чувствами, впечатлениями поход или путешествие потеряет половину смысла, а то и больше…
Позволю себе процитировать цитату, которую увидел на VK-сообществе Relax.fm:
«Для человека, который никогда не путешествовал, всякое новое место, сколько-нибудь отличающееся от родного края, выглядит очень заманчиво. Если не говорить о любви, больше всего радости и утешения приносят нам путешествия. Все новое кажется нам почему-то очень важным, и разум, в сущности, лишь отражающий восприятия наших чувств, уступает наплыву впечатлений. В пути можно забыть возлюбленного, рассеять горе, отогнать от себя призрак смерти. В простом выражении «я уезжаю» кроется целый мир не находящих выхода чувств.»
Теодор Драйзер
Так что работы над собой пока непочатый край. Даже если посещу Антарктиду, дальше ехать будет некуда… И бежать некуда.
А про поход… Для меня он не показался особо сложным, всё то же самое по сути, та же зона комфорта, просто больше комаров и остановок в хостелах по пути.
Прочитал от корки до корки. Грандиозно! Дима — ты настоящий путешественник!
Благодарю 🙂
всё-таки я пока начинающий =) так и не могу / не хочу выходить из зоны комфорта. А надо бы.
Вот это да! Сложно добавить что-либо, кроме восторженных возгласов! Прочитал всё сразу и некоторые части перечитал дополнительно. Странно, почему я раньше не увидел этот Ваш отчёт… Напоролся на него, когда внимательно изучал «Таблицу походов Ховрина». Прекрасная работа и потрясающее приключение! Кстати, а как Вы находите все эти локальные электрички в пути? По карте? Или ещё в Москве продумываете? И, как всегда, стихи: «В селе котик лаяли собаки и тарахтел мотик». Исключительный трёхстопный ховрей!
Расписания электричек есть в Сети, смотрю по ходу событий. А саму по себе возможность проброски продумываю дома. Например, я знал все «разрывы» эл-ек на всем Транссибе.
Благодарю. И сам иногда читаю, все-таки вложился я тогда сильно в эти очерки. На то время это стало «пиком» моих похождений, и пока неизвестно, когда будет новый пик…