Удирая от вчерашних туч, я жутко укатался! Хорошо, что ночь обошлась без грозы, и мне удалось выспаться. А утром даже вышло солнце.
Но сбежать от циклона не так-то просто! К середине дня полезли тучи, на этот раз с запада. А затем поднялся настолько сильный ветер, что за первый час я проскочил 27 км, разгоняясь местами до 50 км/ч без особых усилий. И это так увлекло, что я на всех парах промчался мимо автобусной остановки «Толстый Мыс», которая могла стать укрытием от надвигающегося шторма.
(это продолжение рассказа. Начало — тут)
Так я и долетел до трассы «Енисей», по которой мне пилить почти до Красноярска ввиду отсутствия альтернатив. И, как назло, перед самой трассой меня накрывает стеной ливня…
Уворачиваться от брызг из-под колес грузовиков – занятие не из приятных, и через 6 км я сворачиваю в уездное село Новосёлово, чтобы переждать обложной дождь.
Через полтора часа небо начинает проясняться, и я спускаюсь к берегу, стараясь не испачкаться. Енисей, а точнее, Красноярское «море», предстает во всей красе!
Но искупаться не получается – вода взбаламучена ливнем. Что ж, хватит и омовения ног.
Поднявшись обратно на трассу, проезжаю несколько км, а сбоку надвигается еще одна грозовая ячейка! Еще полтора часа я провожу под козырьком заброшенного поста ДПС. Какое-то время рядом стоят полицаи и внезапно просят быть понятым в изъятии номера – вписать «для галочки» свой адрес и имя. Эти люди простые, как и вчерашний чел на озере Белё (тот был с девкой и машиной, ну а толку) – не очень понимают, зачем мотаться по стране?..
Пусть время великих географических открытий давно прошло, но дух приключений живет во многих из нас. Ничто не может сравниться с этими ощущениями, когда открываешь для себя новый кусочек мира!
Но полицаям я сказал кое-что попроще…
Между тем друзья-омичи добрались до Саяногорска, и впечатлила их там не Саяно-Шушенская ГЭС, а заросли только что созревших абрикосов! Абрикосы на Енисее – для большинства такое звучит невероятно, но это факт! Более того, в этом году они поздние из-за холодного мая.
А у Димы под Омском родятся даже небольшие (до 100 г) персики!
…Дождь прекратился, но небо осталось затянуто плотной грязно-серой пеленой. Похолодало до +15. Несмотря на хмарь, виды вокруг несильно уступают восточно-алтайским, но трасса остается трассой даже с небольшим трафиком.
На мою удачу перед закатом запад стал проясняться, и, отойдя от дороги метров 600, я встаю в мокрой траве.
5 авг, +75 км (11:30-21).
Шестого августа я в полной мере вкусил все «прелести» целодневного вкручивания по трассе. Мысли о пробросе автобусом я отогнал, слишком уж муторное это дело! Главное – не терять бдительность, особенно в наушниках.
Первую половину дня продолжали радовать широкие холмистые поля и поросшие лесом склоны, но после поворота на Балахту шоссе запетляло вверх, и черноземье сменилось сплошным смешанным лесом, а позже – непроглядной темнохвойной тайгой, где почти никто из людей не живет.
Магазинчик в деревне Малая Тумна оказался очень далек от совершенства даже по сельским меркам, а делать 10-километровый крюк в Балахту я не стал. Далее – около 100 км без населенки, не считая двух придорожных кафе.
Трасса скачет с одной горки на другую, и затяжные подъемы сменяются скоростными спусками. Так долго потеешь вверх, что хочется раздеться, а потом летишь вниз, и продувает холодным ветром. Медвежуть!
Но вверх все-таки больше. К концу дня ноги так устали, что километр я шел пешком, всё равно ехать с той же скоростью 5-6 км/ч.
Заночевал на краю вырубки в 250 м от шоссе и в километре до одного из кафе. Связь есть, а комаров на высоте 700 м нет. От грунтовки на лесоповал я скрылся за высокой травой, накидав травы и на белый верх внутренней палатки. Ночью в тайге до +5 и влажно, но я забил на медведей и поставил только сетку, ибо «крышу» от росы сушить будет негде и некогда.
Ближе к ночи по грунтовке в сторону базы прошли мужики, матерясь и выражаясь по-блатному. Какие уж тут медведи…
6 авг, +111 км (11:30-21).
Надо меньше есть на ночь! Встаешь утром по малой нужде, а потом уже и не спится…
После завтрака в арсенале остается лишь десяток фиников и злаковые хлопья для заварки. В итоге получается весьма тяжелый день.
В кафе с тройными ценниками я не захожу из принципа, а в единственном селении на ближайшие 75 км проживает меньше 100 душ, и торговая лавка там работает только утром и вечером.
Спустя еще 20 км пути – большой дачный поселок в горной тайге. Судя по всему, электричество туда не подведено; часть домиков разрушена – просто участки со всякой там картошкой. Магазин я не нашел – не надо было слушать бабку-кикимору!
А силы куда-то уходят, и во многие подъемы я захожу пешком, повторяя себе под нос, что терпеть осталось недолго…
Увидеть плотину Красноярского водохранилища с трассы не получается – не видно верхний бьеф за лесом. А затем «опасный спуск, тормози двигателем», и я пересекаю Енисей по дивногорскому мосту. Фотографирование, конечно же, запрещено, но в наш век видеорегистраторов это не проблема. В Сети масса фото и видео с ГЭС (она изображена на 10-рублевой банкноте, почти вышедшей из обращения), а также уникального судоподъемника, построенного вместо шлюзовой системы.
Плотина в два раза ниже Саяно-Шушенской – «всего» 124 м, но мощности ГЭС сравнимы – около 6000 МВт! Поразительно, но 70% этой мощности потребляет алюминиевый завод на окраине Красноярска…
По правому берегу я подъезжаю к плотине еще ближе и умываюсь в могучей реке. Вода здесь чистая и прозрачная, а рыбаков и отдыхающих мало – понедельник, как-никак. Но с километрового расстояния 40-этажная стена как-то не впечатлила меня, а ближе не подойдешь.
Еще немного подъемов, и я, наконец, утоляю голод в столовой Дивногорска. Силы постепенно возвращаются ко мне, но заныло ухо – продуло на спусках. Вроде бы без последствий.
За живописным Дивногорском трафик резко увеличивается, и в старинном селе Овсянка (родина писателя В. П. Астафьева) я сажусь на проходящую электричку в 4 вагона, чтобы проскочить 20 км до Красноярска. Снаружи это обычная ЭД9М, но внутри – словно аэроэкспресс! Сиденья по два, все у столиков. Стекла тонированы, но с такими пейзажами из окон – это зря! Проезд стоит 1 руб./км – всё-таки рядом ГЭС.
Станция Енисей. Закат. Чуток поговорив с местным велосипедистом, двигаю на мост, поскольку большинство хостелов расположено на левом, историческом берегу.
Первое ощущение – это воздух. По берегам Енисея высятся горы; пусть они и невысокие, но мешают продуву города ветрами, и воздух часто застаивается. К тому же, все ТЭЦ Красноярска работают на угле, а выбросы если и очищаются, то недостаточно. По-моему, в городе с миллионным населением такое недопустимо!
Но реалии таковы, что Красноярский край – один из ведущих по добыче газа регионов страны – не может провести газ в собственную столицу. Красноярск вообще не газифицирован!! И в ближайшей перспективе не будет. Парадокс, но это невыгодно…
Забавно, что первый хостел на моем пути называется «Воздух», но свободных мест там нет – все хотят дышать. 🙂 Ну, раз уж вышел на станции Енисей, то попытаю счастье в одноименном хостеле без отзывов в Сети. И это удалось: заведение новое, всего 4 постояльца. А такой недочет, как долгое ожидание горячей воды, уже становится для меня нормой…
7 авг, +105 км (11-21:30).
Дабы восстановить силы, купить новую обувь, зайти в последний на моем пути «Магнит» и погулять по центру и острову Татышев, я остаюсь в Красноярске на две ночи. Еще бы неплохо посмотреть знаменитый заповедник «Столбы», но изучив карту, я понял, что на это нужен целый световой день, а то и два. Будет повод вернуться!
Не скажу, что город мне понравился. Отсутствие архитектурного единообразия, убогая высотная застройка новых кварталов (хотя, это проблема всех крупных городов РФ). Пробки и черные выхлопы – за качеством бензина тут не следят. Особо улыбнул чадящий смрадом автобус с экологической рекламой. Пыль и вонь этих выхлопов, а также выбросы заводов и ТЭЦ на угле в безветренную погоду обволакивают весь город. Ощущаются они и на острове-парке с велодорожками; даже в будний день там гуляет очень много народа. Недостаток зеленых зон – еще одна проблема больших городов…
Выезжая из Кр-ска, я допускаю ошибку. Надо было миновать пригородные дачи на электричке, а не переть с диким трафиком…
8 авг, +27 км по Красноярску;
9 авг, +68 км (14-21ч), итого 2000+ км, пошла третья тысяча.
Теперь я буду ехать вдоль Транссиба, то отдаляясь, то вновь приближаясь к его основному ходу. Это Восточная Сибирь, и большая часть населения здесь живет в непосредственной близости к железной дороге и автотрассе, которая редко отклоняется далеко от ЖД.
Очередной проброс длиной около 80 км обходится мне втридорога: я тупо не успел в кассу, и контры берут какой-то суровый сбор 2х100р, ибо электричка – дальний экспресс из как бы двух участков, которые учитываются отдельно.
Ну что ж, зато погода радует! Уже который день становится всё теплее, и температура стремится достичь отметки +30.
А окружающий ландшафт снова стал лесостепным и лесолуговым, напоминая природу «средней полосы».
…Ирша-Бородинский угольный разрез меня не впечатлил. Хоть карьер и простирается на 5 км, но большой глубиной не отличается.
Тем не менее, смотровая площадка – место популярное, как минимум, у молодоженов, которых я позже увидел в селе за 20 км – «о, друган, ты уже до нас доехал!»
В этом же селе, но на другой улице, мне приглянулись старые аутентичные дома. Целюсь я на них объективом, а мимо проезжает газель и вдруг встает. Мутный мужик за рулем глухо спрашивает меня: «ты чей? Наш или не наш?» Из Омска, говорю. «Так какого х.. ты сюда приперся?»
После такой неприятной встречи я молча поперся дальше объезжать трассу «Сибирь», по которой проехал только 12 км. Движение по ней пока еще приличное; мог бы объехать, если бы не желание увидеть разрез.
Перед закатом выбираюсь на длинный грунтовый «перелаз» и упоительно гоню среди рощ и полей! Да-а, это моя стихия!..
А в довершение – Млечный Путь, восходящие Плеяды на востоке, и длинный след от метеора!
10 авг, +99 км (9:30-11 и 12:30-20:30).
Местные жители с малых лет вынуждены мириться с шумом Транссиба, который при этом является для них некой линией жизни.
И вот ветер, сменившись за прошедшую ночь, теперь слабо дует со стороны ЖД, но этого хватает, чтобы стало слышно поезда, хотя я в пяти километрах от них.
Но это сущие пустяки, ведь для привала я выбрал замечательное место! С виду скромное, но всё же очаровательное! Именно тут я решил посадить, наконец, маньчжурские орехи, которые вручил мне Дима еще тогда, на Омке. Посадил три штуки, и я хочу сюда вернуться через несколько лет – надеюсь, они приживутся!..
А начало дня выходит даже лучше, чем вчерашний вечер! Десяток километров грунтовок с видами на долину реки Кан. Удивительно, но эти поля и рощи на 56-ой широте напомнили мне Тульскую область. И при беглом взгляде не скажешь, что это – восточная Сибирь!
Континентальность, разумеется, присутствует. Дни идут на убыль, и суточные колебания температур могут превышать 20 градусов, но это сильно зависит от рельефа. Я стараюсь не ночевать в низинах, и получаю несколько градусов форы. А жара тут не парит благодаря низкой влажности воздуха в середине дня.
Село Филимоново. Тетка в ларьке сетует, что центр Канска перекрыт в связи с днем города. Ну наконец-то я попадаю ко времени!
Что написать про Канск? Размером это большой town или маленький city, третий с половиной по величине в крае. Тут есть канские львы и триумфальная арка.
А так, ничем особо город не выделяется, но праздник они замутили славный!
Перекусив, я уж собираюсь выезжать, и в это время меня окликает мальчик лет 11-12 и жалобно просит клей – на его BMX-е прокололась камера. В итоге я потерял полчаса: дыр там оказалось много, и колесо все равно спустило.
И с этого досадного случая как-то всё пошло не так.
В Кане я искупался, но в людном месте с крутым пыльным спуском. Купленные в Красноярске в «Спортмастере» кроссовки с прорезями намочил зря – до вечера они не просохли, хотя и позиционировались для водного туризма.
Трассу «Сибирь» я объезжал по большаку, но на улице штиль, и пыль стоит столбом. И непонятно, зачем по этой грунтовке ездят авто каждые две-три минуты – рыбачить, что ли?.. Подъем от реки на 200 м вверх по каменистой дороге стал бы не в тягость, если бы не эта пылища. Вокруг сосны, а я дышу через платок!..
Но это всё дела житейские. Долина реки Кан мне запала в душу; здесь есть поля и рощи, холмы и сосновые боры. Вот только яблок нет. Нет и всё! Не растут они тут, что ли? И бабки на базаре не продают. Зелень, огурцы, картошка, редис, но не яблоки. (upd: для яблонь там зимы слишком холодные, деревья вымерзают)
Да уж… Несмотря на всю схожесть со «средней полосой», зима тут длится полгода, а активный период вегетации (при среднесуточных Т выше +10) на месяц короче.
Начав среди полей, завершаю день в моих любимых ароматных соснах! Это самая северная ночь на моем пути и одна из самых теплых. Комаров единицы, и они не мешают любоваться звездами сквозь кроны вековых деревьев! Леса напоминают подмосковную Мещеру, а основные отличия кроются в холмах и подлеске.
В километре слышится приглушенный холмиком шум ЖД, реже – отзвуки фур на трассе в 3 км, но это не мешает мне ощутить единение с природой! То самое чувство, ради которого многие из нас и отправляются в походы.
А ведь если бы я не задержался в Канске, такой ночевки бы не было! Вот так цепочки событий, словно провидения, ведут меня по пути.
Немного жаль, что проснуться придется по будильнику. Всё хорошее имеет обыкновение заканчиваться, в том числе погода и возможность объехать трассу…
11 авг, +75 км (12-20ч).
<= ч.2 ч.3 ч.4 | ПРОДОЛЖЕНИЕ: Приангарье =>
Дмитрий Ховрин
Привет Дмитрий!
Маскировка у тебя что надо.Палатку я не нашёл.Но общее впечатление положительное.
Даже возникло желание побывать там,где ты проехал.Извини что на ты.Я все твои отчёты
прочитал и проникся таким чувством как будто проехал с тобой.
Владимир.
Благодарю за отзыв! ЗдОрово, что возникает желание — значит, не зря стараюсь 🙂
«Для чего нужны ступеньки?» — Может молоко собирают по деревням. Останавливается грузовик с откинутым правым бортом и со ступенек подают фляги с молоком прямо в кузов.
А, да, возможно! Спросить я что-то не удосужился тогда =)