Лето такого противоречивого для меня, но при этом незабываемого 2017-го ознаменовалось тем, что я перевалил Урал по грунтовке. И, можно сказать, увидел самое начало Западно-Сибирской равнины.
В 2018 мне захотелось большего. И, как обычно, упихнуть его в два свободных летних месяца.
И я решил ехать дальше на восток. А за границу меня пока не тянет.
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой:
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт,
Все бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд…
(А. Пришелец, 1950)
В последние годы пробеги типа «Москва-Владивосток» (Мурманск-Магадан, Сочи-Сахалин и т.п.) стали очень популярны. И подавляющее большинство из них проходят по главным трассам в компании фур. К тому же, на это нужно не менее 3 месяцев, если не превращать путешествие в гонку.
Но я не гонюсь за спорными достижениями. Например, «проехать сразу весь путь на велосипеде» и никак иначе. Для меня качество в этом деле важнее количества, полнота и яркость ощущений куда важнее показаний велосчетчика. Ведь яркие воспоминания – это то, что слагает нашу жизнь!
…Точка старта была выбрана в Омске не только по причине неимения уймы времени. От Урала до Омска местность довольно однообразна, при этом мне не хочется проводить в поезде больше двух ночей, зная по опыту, что эти ночи могут стать бессонными.
Заложил я и точку финиша. И заранее купил обратный билет домой – такого прежде со мной не было в дальних походах! Да, на этот раз придется зависеть от сроков, как и большинству отпускников. И раскидать свой путь по дням, пусть и приблизительно.
Кинув клич на несколько велофорумов, получаю живой отклик только на одном из них – именно на Омском.
Первый ответ был откровенным стебом, а большая часть последующих предлагала мне ехать в тайгу или сразу в горы, не понимая, что я забыл в этих унылых степях? Еще больший отклик моя идея вызвала у одного из московских товарищей, который родом как раз из Омской области. «Куда ты собрался?? Да там всё плоское, как стол, глазу зацепиться не за что! И эти березовые колки, сливаясь, образуют сплошную линию на горизонте…»
Но на форуме все-таки нашелся единомышленник, мой тезка, который тайге с медведЯми предпочитает степные просторы!
***
…15 июля. День в поезде проходит за разговорами с соседями по купе, а за окном проплывают невыразительные леса. Днем проехали Пермь, вечером Е-бург. Уральские горы между ними невысокие, просто зеленые холмы. Но перед теми холмами есть место, которое осталось у меня в памяти, вытеснив всё прочее увиденное за день – это Кунгур и окрестности! Очень там красиво в долине реки Сылва. Тем более что в 2015 мне не удалось туда доехать, помешала непогода…
16 июля, утро. Местность за окном изменилась. За Тюменью кончились боры, а за Ишимом раскинулась болотистая равнина, и только на подъездах к Омску стало ощутимо суше.
А у меня проблема со смартфоном – он перестал заряжаться! Неполадки начались еще дома перед самым отъездом, когда смарт вдруг «не увиделся» компом. Но то я списал на глюк. А тут на тебе!..
Пока аппарат не сел в ноль, успеваю скопировать все важные данные и отправить сообщение в Омск Диме Петрунину.
Плохой знак? Да ну, чепуха всё это. Но делать что-то надо, не оставаться же без связи и карт…
16 июля, 11 часов Омского времени. Выгружаюсь на станции Омск-Пассажирский, и через 5 минут меня приветствует новый знакомый. Мы договариваемся о созвоне, а сначала мне надо купить недорогой смартфон, чтоб было с чего звонить!
Прокатился по городу. Что написать про Омск? Смесь старого и нового, ухоженного и облупленного, Европы и Азии – в общем, ничего особенного. Не считая метро, которое как бы есть, но его нет.
Однако соглашусь с известным урбанистом Варламовым: в центре очень хорошо положили плитку!
И, всё-таки есть одна улица, состоящая только из старых построек.
А потом, спустившись к Иртышу напротив Омской крепости, гружу свой байк на моторную лодку, и мы с Димой двигаем вверх по реке Омь. Необычное начало велопохода, не правда ли? Ни разу еще не ездил на таком транспорте. Незабываемые ощущения!
Вот небольшое видео (1080p 50fps):
Как бы плоско ни было вокруг, река и берега очень красивы и выразительны!
Первая остановка – небольшой остров, на котором Дима посадил маньчжурские орехи, и пришла пора проверить всходы. Удивительно, но в местном климате растут и более «южные» культуры – арбузы, дыни, абрикосы, и даже виноград местами оплетает заборы прибрежных дач! Другое дело, что созревают плоды позже, да и размерами не блещут. Но, тем не менее, это здорово!
Вторая остановка – перекус на высоком берегу. Дима достает большую бутыль напитка на облепихе, сливе и еще чем-то, который являет собой нечто среднее между квасом, компотом и легким вином. Хорошо пошло!
Привал мы устроили над устьем р. Тарбуга, это самый большой приток в нижнем течении Оми. Спирали «Раптор» от комаров помогают хуже, чем жженая полынь. Но за долгими беседами у костра мы на комаров почти не обращаем внимания. Нашлось так много общих тем для разговора, как никогда за долгие года! От души благодарю Диму за такое замечательное и познавательное начало похода.
17 июля
Утром Дима меня подбросил еще километр вверх по течению, где на берегу сразу начинается грунтовка в траве. Но, возможно, мы еще увидимся этим летом!..
По следам в траве я вскоре выхожу на «магистральную» грунтовку среди цветущих полей. Кто-то подумает: зачем пилить в такую даль, ведь у нас в Черноземье ничуть не хуже? На это есть хорошая фраза «здесь вам не тут»! Да, на среднем Дону или Волге виды красивее, но я не из тех, кто из года в год ездит по одним и тем же местам. Новое, пусть и не столь пышное, привлекает меня больше. К тому же, поверьте, всё еще впереди. Однообразия не будет, и заскучать попросту не получится!
И несколько слов о технике. Готовясь к походу, я чуток обновил «железки» байка.
Первое – это старая добрая вилка Suntour XCR, которая прожила у меня 7 сезонов и около 35 тыс. км без какого-либо обслуживания, и зимой 2017/18 «задубела». Но не безнадежно – Володя ее откачал-таки потом, но я уже приобрел на замену древнюю б/у эластомерку «Мардзокки». К сожалению, XCR теперь делают только под дисковые тормоза, иначе бы купил, не думая…
Второе – покрышки Schwalbe Marathon Plus Tour с высшим уровнем защиты от проколов. Их я поставил еще в апреле.
Третье – привод (звезды и цепь), тут всё очевидно – ресурс подошел к концу, да и в такую большую поездку в любом случае нужно ставить новое.
И, что не относится к «железкам» – это новый ПИК-99 на 85 литров (старый начал рваться, останется для простых покатушек).
Полтора часа езды, и я в Калачинске, небольшом уездном городке Омской области. Именно здесь прожил четверть века мой московский товарищ (тоже Дима), уехав в начале «нулевых». Отзывается он о «Калачухе» весьма нелестно. Впрочем, прошло немало лет, жизнь потихоньку улучшается, но за временем явно не успевает. К примеру, отопительный сезон в городе может начаться даже позже, чем в Москве – нехватка средств, понимаешь…
Ради праздного интереса я спросил у Димы, в каком доме он раньше жил. И неожиданно получил приглашение на обед от его мамы! Всё вышло как нельзя кстати, ибо мне надо разобраться с новым смартфоном и отправить в Москву вышедший из строя (заодно и пару лишних шмоток). Так я остался в Калачинске до следующего дня.
Димина мама оказалась очень интеллигентной и приятной собеседницей и прямо-таки заразила, а лучше сказать, зарядила меня своей неиссякаемой жизнерадостностью! Как же много значит отношение к жизни… Давно у меня не было столько позитивного общения, всегда буду вспоминать с теплотой. А также благодарю за тайский синий чай и черемуховый пирог!
18 июля
Немного покатал по Калачинску. Привычная история: в 90-х половина предприятий ушла в небытие, да и сейчас жизнь не сахар. Трудно выживать маленьким городкам в наш век укрупнения, глобализации и массового производства…
Да уж, не рассчитали будущее в той «плановой» экономике. Но хватит о грустном. На восточной окраине города есть озеро Калач, старица Омки, внутри которой в те самые времена высадили дендропарк. К счастью, он не может обанкротиться, и будет продолжать радовать жителей своей непритязательной красотой.
Проехав еще с десяток верст вдоль Омки, я сворачиваю в глушь полей и рощ. Но сначала нужно пересечь трассу. Делать это можно, не останавливаясь, тут нет сплошного потока машин. Но я постоял минуту-другую, вспоминая вело-дальнобоев, чьи дневники и опусы я читал за последние годы. Езда по трассе может принести больше новых знакомств, но стоят ли они дополнительной опасности и однообразия?
Иногда – да, стоят. За год до меня здесь проезжала «дама с собачкой» – неординарная и харизматичная Анна Смолина, везущая пожилую таксу на велоприцепе. До точки назначения она так и не доехала, встретив на трассе… любовь! Настоящую и крепкую. И вся ее история от начала до конца меня так впечатлила, что я купил книгу «А чего дома сидеть?«, написанную Анной. Никогда раньше я не покупал книг в Сети! И окончательно решил ехать через Хакасию, а не через Томск.
Но у каждого путь свой. Поток машин не даст расслабиться нервам, не привнесет покоя и вдохновения. И, разумеется, не даст сколько-нибудь полную картину жизни регионов страны.
Проскочив трэшовый ПГТ Оконешниково с какой-то теплой мыльной водой из шланга, я оказываюсь на еще более пустом тупиковом шоссе. У горизонта блестит полоска соленого озера, по небосводу медленно ползет растущая Луна, а вокруг на километры ни души – только цветущая степь, рощицы и тишина. Вот что я люблю!..
71 км (16-21 ч МСК+3).
19 июля
Одна из рощиц посреди поля и послужила мне приютом на ночь. Вроде ничего особенного, но если присмотреться, то видно это скромное обаяние! А сколько тут трав, которые вижу впервые…
Жара между тем выходит на свой пик – сегодня в тени до +30.
Колодец в деревне Пресновка встретился очень кстати. «Хорошая вода!» – говорит бабка. А вода солоноватая, вот тебе и Пресновка. Ну, хоть не мыльная, ту вообще пить нельзя.
Интересно, что подземные воды в этих местах по большей части не только соленые, но и теплые, а водоносные горизонты залегают на глубинах до 2 км, где температура воды может доходить до +65 °С! При этом никакого вулканизма, естественно, нет – равнины-то плоские. Говорят, что в селе Чистово с помощью этих теплых вод отапливается школа и детсад.
В Сети слишком мало инфы, чтобы подтвердить или опровергнуть это. Но я жалею, что, зайдя в чистовский магазин (за минералкой!), не расспросил продавщицу, где правда, а где домыслы…
А ходовая минералка тут называется Карачинская, производят ее рядом с курортным озером КарачИ совсем недалеко отсюда по сибирским меркам.
…Березовых колков становится меньше. Впереди – Курумбельская степь, краешек которой я зацеплю на грунтовом отрезке между деревнями длиной почти 30 км!
Найти верную дорогу мне помогли две проехавшие в сторону Чистово машины. Если бы они не пропылили метрах в трехстах от меня, плутать бы мне долго по траве на такой жаре…
И вот еду я по этой грунтовке-полевке, и за два часа не встречаю ни одной машины!
А вокруг… глазу не за что зацепиться. Равнина. Стол. Ну да. Неужели? На ветру золотится красивейший ковыль, в воздухе витают запахи цветущего разнотравья, а далекий горизонт обостряет зрение и переполняет чувство простора. Да, я хочу насладиться этими степями, я наемся ими до отвала!
Больше двух часов полного уединения, и я в Новосибирской области. Первое село (а может быть, последнее?) удручает числом заброшенных строений. Чуда не произошло. До Чистово вёл не такой уж и плохой асфальт, а здесь насыпана щебенка, по которой мне трястись 40 км в самую макушку жары. И трудно сказать, что выматывает сильнее. Я выдул всю минералку, осталась лишь та солоноватая вода, и я не могу напиться. Но ничего, скоро Чистоозерное!..
За 5 км до райцентра, как по волшебству, появляется ровный асфальт и пресное озеро с удобным подходом! Не обращая внимания на отдыхающих в палатке, я быстро скидываю шорты и устремляюсь в… «мыльную» воду! Твою ж мать… Пробую на вкус – нет, не соленая. Соленое озеро – оно вон, через дорогу, Лечебным зовется. Такие вот дела.
Давно меня так не радовал простой магазин! Завтра жара пойдет на спад.
Да-а, вот это день, сколько впечатлений…
…Комары за сеткой жужжат роем, но я их обманул – внутри ни одного. И мошку тоже. Но это ее остатки. Из-за поздней весны в Западной Сибири нашествие мошки сдвинулось на полмесяца. Вот если бы я приехал на несколько дней раньше, было бы мне худо! А комары… так, «мелочь».
+121 км (11-21 ч, теперь МСК+4).
20 июля
Идет пятый день, а я всё никак не могу выспаться: 6 часов сна и больше ни в одном глазу. А комариные орды не рассеялись к утру, что слегка обескуражило; обычно утром они пропадают. Еле собрался, атакуемый этими рыжими налетчиками.
Палатку я поставил не в густой роще, а среди жиденьких березок – тут и красивее, и комары не сразу налетели.
На полпути в Купино внезапно оборвался асфальт. Трафик небольшой, но ветер боковой, и я еду по левой стороне, чтобы не дышать пылью.
Если взглянуть на карты этой части Сибири, то в глаза бросаются почти параллельные полосы, направленные примерно с северо-востока на юго-запад. Здесь, в южной части Барабинской низменности, это так называемые «гривы» – еле заметные возвышения. Ученые до сих пор не знают точно, как образовался такой ландшафт. На местности гривы выражены слабо, но все же привносят некоторое волнистое разнообразие в плоский пейзаж.
На окраине города Купино я вдоволь накупался из колонки, а потом и закупился, да так, что рюкзак еле закрылся!
Городок живет железной дорогой и пищепромом, особенно производством зерна. Как, впрочем, и Чистоозерное.
После Купино асфальт уже не прерывается, трафик увеличивается, но даже «средним» его не назовешь. Желтые поля рапса (или горчицы?), а иногда и донника скрашивают мой путь. Даешь импортозамещение проклятого пальмового масла!
Дождей пока нет, завтра похолодает до +22, и меня это радует.
+100 км (11:30-21).
21 июля
Изначально я хотел от Купино свернуть на восток и ехать проселками, но увидев, насколько трясучие тут большаки, сие желание отпало. К тому же, Дима из Омска очень советовал посетить соленые озера Кулундинской степи; некоторые из них напоминают знаменитые Эльтон или Баскунчак. Кстати, места здешние похожи на сухое Заволжье, но там вроде бы не растут березы. Куда там, у нас уже в Липецкой области у берез усыхают вершины! Здесь же они особого вида, засухоустойчивые.
В общем, я продолжил движение на ЮВ вдоль ветки ЖД. Следующая станция – село Баган, где можно перенестись лет так на 30 назад!
До крупной узловой станции Карасук шоссе идет почти везде рядом с ЖД. Но красивые облака мне не дают соскучиться; пару раз они сгущались, но так и не разродились дождем. Слабый дождик бы не помешал… Нет, жара ушла, но асфальт опять внезапно кончился! Где логика у дорожников?..
В одном из редких сёл процветает придорожная торговля. Бабки предлагают то, что я обычно называю полевой земляникой (у ягод один бок как бы не дозревает). Не очень я ее жалую, но хочется поддержать местных рублем. Тем более что литр стоит всего 100 деревянных.
У бабки пенсия 8800 руб., а этой клубникой-земляникой она еще две «пенсии» делает в сезон! 17 литров собирает «в 4 руки» со внуком за 4 часа, во как.
Сейчас самое время сбора, и я не раз видел согнувшихся людей невдалеке от оставленных на обочине машин. Немалая часть которых с правым рулем или китайские, хотя до Дальнего Востока еще ого-го.
Река Карасук (тюрк. кара су – «черная вода») перед одноименным городом, как ни странно, оказалась чистая! Не мыльная, не соленая – пресная, прозрачная и чистая!! Ну, немного рыжая, но это от болот, в которых река берет начало по ту сторону казахской границы.
Отъехав чуток от шоссе, я с удовольствием окунулся! И кое-что из одежды постирал.
Ну, а город Карасук (размером с Калачинск, ~25 тыс. чел.) – типичный представитель ему подобных. Половина заводов закрыта, остались: ЖД (депо), нефтебаза, зернохранилище, хлебозавод. В принципе, что еще нужно власть имущим? В данном случае, перевозить нефтепродукты и кормить рабочих.
К привычным мне «западным» сетевым шопам («Магнит», «Пятерочка») и новосибирскому «Холди» в Карасуке добавился алтайский «Мария-Ра» с довольно хорошим выбором.
А еще в этих краях очень дешевое разливное пиво: «ирландский эль» всего 74 рубля за литр, при этом на вкус весьма недурно! Выехав из города, я распробовал пол-литра эля, а затем втопил в сторону Алтайского края.
За его границей я не замечаю каких-либо коренных изменений. Разве что березовых колков становится всё меньше. А так – те же южно-сибирские сёла, те же дороги. Трясучий большак, а ближе к райцентру – щебнистый асфальт или крошево.
…Сижу в палатке. Снаружи капает дождик, поливая поля подсолнечника, между которыми я встал в лесополосе. Но меня дождик подождал, и все вещи сухие! И даже комаров сначала не было. Но до ближайшего болотца 1 км, а датчики у этих кровопийц не дремлют! Деваться некуда, и на этот счет я вожу пустую бутылку с широким горлышком для личных нужд. Не люблю я всякие пшикалки и мазню, и всё тут.
А вообще комары в чем-то полезны: они не дают расслабиться и забыть о том, что жизнь – это борьба…
+124 км (11:30-22).
=> ПРОДОЛЖЕНИЕ: Алтайский край =>
Дмитрий Ховрин
(общий трэк .GPX — в последней части повествования)
Самое долгожданное событие всего 2018 и 2019 года!
Наконец-то дождались!
Круто Дима, очень круто! Жду продолжения с нетерпением.
Душевно написано и фото огонь!
Интересно написано и фото сочные.
«Первая остановка – небольшой остров, на котором Дима посадил маньчжурские орехи»
Справедливости ради хочу дополнить, что маньчжурский на том острове растет только один, остальные сердцевидные (7 шт), айлантолистный, и пара штук черных орехов.
Привет, Дим! Подзабылись уже подробности 🙂 Но воспоминания — навсегда!